СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 10 классе Раннее Новое время: от традиционного общества к обществу индустриальному

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение, анализ и оценка учащимися информации о предпосылка,  причинах и условиях начала модернизации в Западной Европе в XVI-XVIII в.в. Формирование умения анализировать и выявлять причинно-следственные связи между различными историческими процессами и событиями. Развитие критического мышления. Использованные приемы и стратегии: перепутанные логические цепочки, «Зигзаг», пирамидная история.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 10 классе Раннее Новое время: от традиционного общества к обществу индустриальному»



Раннее Новое время:

от традиционного общества к обществу индустриальному

Урок истории в 10 классе

Цели:

-Изучение, анализ и оценка учащимися информации о предпосылка, причинах и условиях начала модернизации в Западной Европе в XVI-XVIII в.в.

-Формирование умения анализировать и выявлять причинно-следственные связи между различными историческими процессами и событиями.

-Развитие критического мышления.

Использованные приемы и стратегии: перепутанные логические цепочки, «Зигзаг», пирамидная история.


Стадия Вызова.

1. Во вступительном слове к теме урока учитель говорит о том, что рубежом, отделяющим Средневековье от Нового времени, в современной исторической науке признается конец XV- начало XVI в. Для обозначения периода XVI-XVIII в.в. используется термин «раннее новое время». По мнению ученых-историков, он призван подчеркнуть переходный и весьма противоречивых характер этого времени, принадлежащего как бы двум периодам: многое в нем уходило корнями в средневековье и определялось его традициями, и в то же время к началу XIX века Европа неузнаваемо изменилась, совершив гигантский рывок вперед практически во всех сферах жизни: в науке, технике, в формировании новой картины мира и в складывании новой политической культуры. Многие авторитетные специалисты настаивают на том, что это самостоятельный период в истории, обладающий неким внутренним единством и набором устойчивых характеристик, присущих именно ему. Поэтому понятие «раннее новое время» используется при изучении данного исторического периода, а причинно-следственная обусловленность исторических событий его может быть показана при помощи следующих терминов:

Возрождение

Революция цен

Великие географические открытия

Мануфактурный капитализм

Мировой рынок

Буржуазия

Традиционное общество

Индустриальное общество

Накопление капитала

Мануфактура

Реформация

Промышленный переворот

Модернизация


Учитель предлагает выстроить данные термины в логическую цепочку причинно-следственной обусловленности конкретных исторических событий, с которыми они связаны.


ПРОСМОТР ВИДЕОЛЕКЦИИ (12 минут) https://interneturok.ru/istoriya/7-klass/evropa-i-mir-v-kontse-xv-xvii-vv/osnovnye-tendentsii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-evropeyskogo-obschestva

2. Учащиеся обсуждают. Учитель фиксирует предложения групп на доске.

Варианты работ:

Великие географические открытия


Промышленный переворот


Мануфактура


Мануфактурный капитализм


Индустриальное общество


Традиционное общество Великие географические открытия Накопление капитала Мануфактура Промышленный переворот Модернизация Индустриальное общество


Великие географические открытия


Накопление капитала


Революция цен


Буржуазия


Промышленный переворот


Мануфактурный капитализм


Индустриальное общество




Ученики комментируют свою логическую цепочку. Учитель обращает внимание на то, что учащиеся использовали не все термины из предложенного ряда.

Рабочий лист урока.

Задание №1.

Термин

Определение

1.общественный строй Нового времени, основанный на частной собственности

Капиталистический

2.класс торговцев, преуспевавших цеховых мастеров, крупных купцов, банкиров, представителей нарождавшейся государственной бюрократии, промышленников-предпринимателей

буржуазия

3.исключительное право производства, торговли, промысла, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству

монополия

4.процесс обновления традиционного общества, вступающего на путь движения к обществу современного типа и совершенствования последнего

модернизация

5. форма землепользования, при которой собственник земли передаёт свой земельный участок на определённый срок другому лицу для ведения хозяйства за определённое вознаграждение

аренда

6.предприятие, основанное на ручном труде, где производство поделено на операции и применяется наемный труд

Мануфактура

7.большие группы людей с противоположными интересами, имеющие или не имеющие средств производства

Классы

8. 16-17 вв. - резкое повышение товарных цен в результате падения стоимости золота и серебра (всеобщего эквивалента

революция цен

9.хозяйство, в котором вещи и предметы изготовляются на продажу

Натуральное хозяйство

10. парусное судно с двумя или тремя мачтами, на которых закреплены косые и прямые паруса

каравелла



Взаимопроверка

1) общественный строй Нового времени (капитализм);

2) класс торговцев, преуспевавших цеховых мастеров, крупных купцов, банкиров, представителей нарождавшейся государственной бюрократии, промышленников-предпринимателей (буржуазия);

3)исключительное право производства, торговли, промысла, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству (монополия);

4) процесс обновления традиционного общества, вступающего на путь движения к обществу современного типа и совершенствования последнего (модернизация);

5) форма землепользования, при которой собственник земли передаёт свой земельный участок на определённый срок другому лицу для ведения хозяйства за определённое вознаграждение (аренда);

6) предприятие, основанное на ручном труде, где производство поделено на операции и применяется наемный труд (мануфактура);

7) большие группы людей с противоположными интересами, имеющие или не имеющие средств производства (классы);

8) 16-17 вв. - резкое повышение товарных цен в результате падения стоимости золота и серебра (всеобщего эквивалента (революция цен);

9) хозяйство, в котором вещи и предметы изготовляются на продажу (товарное хозяйство);

10) парусное судно с двумя или тремя мачтами, на которых закреплены косые и прямые паруса (каравелла).

Критерии: «5» - 0 ошибок;

«4» - 1 - 2 ошибки;

«3» - 3 – 4 ошибок;

Остальное «2»



Задание № 2. Объясни пословицу: «Рыцарство было убито пушкой»;



Задание № 3. Таблица.

«Отличия капиталистической мануфактуры от ремесленной мастерской»

Вопросы для сравнения

Ремесленная мастерская

Капиталистическая мануфактура

1.Каковы размеры предприятий?



2.Кто в них работал?



3.Характер труда.



4.Кому принадлежали орудия труда и продукты труда?



5.Существовало ли разделение труда?





ПРОВЕРКА

Таблица: «Отличия капиталистической мануфактуры от ремесленной мастерской»

Каждая верная позиция для сравнения – 1 балл. Оцените свою работу.

Вопросы для сравнения

Ремесленная мастерская

Капиталистическая мануфактура

1.Каковы размеры предприятий?

Небольшие, оговоренные цеховыми уставами.

Крупные предприятия.

2.Кто в них работал?

Мастер, подмастерья, ученики - количество оговаривалось цеховыми уставами.

Наемные рабочие.

3.Характер труда.

Ручной труд.

Ручной труд.

4.Кому принадлежали орудия труда и продукты труда?

Хозяину - мастеру.

Владельцу предприятия.

5.Существовало ли разделение труда?

Нет.

Производство поделено на операции.



-Почему мануфактура была шагом вперед по сравнению с цеховым ремеслом?

(Крупные предприятия могли удовлетворить спрос на товары, связанные с развитием мировой торговли, с ростом населения в заокеанских колониях;

На мануфактурах использовался наемный труд, разделение труда давало возможность выпускать больше продукции в единицу времени, увеличилась производительность труда).



Следующий этап нашей работы - блиц-опрос:

1. Назовите хронологические рамки I периода Нового времени. Почему мы называем его Новым?

(1500 - 1800 гг.; XVI-XVII вв.; Новый - постепенно складывается новый капиталистический уклад, по сравнению со старым, феодальным, средневековым).

2. Что способствовало бурному развитию торговли в XVI-XVII вв.? Какие новые черты появились в торговле по сравнению с XIV-XV вв.?

(ежедневная торговля; торговля вразнос; возникновение монополий; биржи; лавки; образование купеческих компаний; развитие мировой торговли; банки)

3. Каковы предпосылки развития капиталистического производства?

(рост торговли и товарно-денежного хозяйства; города-центры торговли; изменение состава населения, появление новых социальных групп; усиление буржуазии; развитие предпринимательства и наемного труда в сельском хозяйстве)

4. Какие технические изобретения, на ваш взгляд, особенно повлияли на развитие производства? Расскажите о некоторых из них.

(ветряная мельница, усовершенствования в горнорудном деле, усовершенствование огнестрельного оружия, применение винта, использование каменного угля);



Задание № 4. Наступила самая сложная и ответственная часть нашей работы. В Контрольных листах определите, и запишите основные черты нового капиталистического уклада.

(-развитие торговли;

- развитие мануфактур;

-совершенствование техники;

-изменение положения и занятий различных слоев населения);



Стадия Рефлексии.

Учащимся предлагается составить по теме урока пирамидную историю, используя при этом изученную терминологию и выявленные в процессе изучения темы урока причинно-следственнных связей и закономерностей.

Варианты детских работ:

1.Раннее новое время.

2.Традиционное общество дряхлеет.

3.Средневековая Западная Европа.

4. Процесс обновления традиционного общества (модернизация).

5.Великие географические открытия дали Европе колонии и богатства.

6.Мануфактурный капитализм стал вытеснять феодальное натуральное хозяйство.

7.Предвестником перемен в жизни общества стали Возрождение и Реформация.

8.Модернизация традиционного общества позже привела к рождению общества индустриального.




1.Раннее новое время.

2.Традиционное общество исчезает.

3. Западная Европа в XVI-XVIII в.в.

4. Процесс зарождения индустриального общества.

5.ВГО привели к образованию европейских колониальных империй.

6. Развитие мануфактур привело к зарождению товарного хозяйства.

7. Возрождение и Реформация обновили жизнь средневекового общества и государства.

8.Модернизация средневековой Европы привела к формированию индустриального общества в XIX веке








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!