XIV веках.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I этап 1. Учебная мотивация. В 1243г. вернувшись из похода в Центральную Европу, Батый создал собственное государство. Оно включало земли волжских булгар, половецкие степи, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, Хорезм. На Руси это государство называли Золотая Орда. Русские земли в состав Орды не вошли. Тогда как же строились отношения между Русью и Золотой Ордой? Чтобы раскрыть эту проблему вы должны решить следующие проблемные вопросы. (Они записаны на доске) - Сохранила ли Русь политическую свободу? - Была ли Русь экономически свободна? | Работают с картой. |
Даётся дифференцированное задание: группа «сильных» - играет роль летописцев, составляя по ходу урока летопись тех событий, о которых пойдёт речь, а остальные дети работают над понятиями. Они записаны на доске, определения даёте в тетради. | Группа летописцев приступает к работе 2группа записывает в тетрадь понятия, которым по ходу урока будут даны определения: баскаки, хан, Золотая Орда, дань, выход, ярлык |
2этап. Решаем первую проблему. Откройте учебник и прочитайте второй раздел параграфа. Найдите в тексте ответы, которые позволят вам понять, сохранила ли Русь политическую свободу, несмотря на то, что она не вошла в состав Орды и в виде тезисов запишите ответы. Учитель записывает тезисы на доске. | Ученики читают записанные тезисы: - княжение по ярлыку; - контроль над деятельностью князей; - формальная независимость русских княжеств; - хан мог уменьшить или расширить границы русского княжества. |
По выполненной работе прошу сделать вывод. | Русь не вошла в состав Золотой Орды, но при этом она не сохранила политической самостоятельности |
Учитель напоминает о работе, оговоренной в начале урока (работа с понятиями и составление летописи). Прошу учащихся 2-ой группы дать определение понятиям: хан, Золотая Орда, ярлык. | Ответы: Хан- правитель Золотой Орды. Золотая Орда – государство, созданное татаро – монголами. Ярлык – грамота, дающая право на княжение. |
Первый проблемный вопрос решили, переходим к решению второго. -Была ли Русь экономически свободной? Для того чтобы решить этот проблемный вопрос поработайте с третьим разделом «Повинности русского народа». Ответ на вопрос запишите в виде тезисов и сделайте соответствующие выводы. | Примерные ответы: - Русь выплачивала «выход» Орде; - для подавления сопротивления Орда использовала силу; |
Записываю тезисы на доске и прошу сделать вывод. | Вывод: экономически свободной Русь не была. |
Проверяем работу учащихся 2 группы. | «Выход» - это выплата всей дани Орде. Баскаки – специальные отряды татарских воинов, следивших за сбором дани. |
Таким образом, мы не только выяснили, как складывались отношения между Русью и Ордой в XIII- XIV веках, но и раскрыли сущность установившегося над Русью ига монголо-татар, которая заключалась в том, что вы выписали в виде тезисов. Ещё раз обращаю внимание учащихся на тезисы. | |
Сломить волю русского народа не удалось, работая с документом (на столе у каждого), а так же с текстом учебника докажите это. | Приводятся доказательства: - с врагами сражались и стар и мал; - татары не щадили никого, но даже русские женщины были воинами; - хан приказал убить женщину, которую к нему приволокли, значит, он боялся её и таких как она; - хан приказал её убить, чтобы она не смогла родить детей, понимая, что и они станут воинами и будут мстить. И этого он тоже боялся. Из текста учебника: русские люди оказывали сопротивление, например, новгородцы подняли восстание против баскаков. |
Молодцы. Обратите внимание, на тот факт, что именно Александр Невский помог татарам подавить восстание в Новгороде. Не кажется ли это странным: ведь на прошлом уроке вы говорили о нём, как о герое земли русской, достойным того, чтобы память о нём сохранилась на века и вы даже предложили как могла выглядеть награда за подвиги учреждённая в его честь? А сегодня выясняется, что он фактически предал свой народ. Оцените поступок Александра Невского. Можно ли его оправдать? | 1ученик: я считаю, что он должен был помочь новгородцам и вместе с ними биться с татарами; 2ученик: ну и чем бы всё закончилось? У татар-то сил было больше. И новгородцев разбили бы и землю их разорили. 3ученик: Александр поступил правильно, нельзя было лишний раз злить татар. Я его поступок оправдываю. |
Спасибо, вы в праве придерживаться своего мнения, но время покажет, что в тот момент иначе Александр Невский поступить не мог. | |
3 этап. Ордынское владычество не прошло бесследно для русских земель. Раскрывать последствия Ордынского владычества мы будем на следующем уроке, а сейчас послушаем летописцев. Что они расскажут нашим потомкам о том, что узнали сегодня на уроке? Делается заключение по уроку и выставляются оценки.( на данном уроке выставлено 6- «5», 8 – «4». | Летописцы зачитывают свои записи. |
Урок изучения нового материала.
Активность учащихся на уроке была очень высокой.
1 Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно- познавательной деятельности учащихся.
3. Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (составление определений, решение задач, сравнение)
4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности
5. Методы закрепления изучаемого материала (решение проблемных задач, работа с картой, с документами, подведение итогов по теме)
6. Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков
-Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
- Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать: факт, мнение, доказательство
—Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
— Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Самостоятельная организация учебной деятельности, Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения,
Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
— Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками