СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории 6 кл. "Русь и Орда в 13-14 веках"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок истории 6 кл. "Русь и Орда в 13-14 веках"»

Урок истории в 6 классе


Тема: Русь и Орда в XIII-XIVв в.

Цель: понять, как складывались отношения между Русью и Ордой в XIII-

XIV веках.

Задачи:


Учебная:

  1. раскрыть отношения между Русью и Ордой XIII-XIVвв.;

  2. уяснить сущность монголо-татарского ига.

Развивающая:

  1. отработать понятия;

  2. продолжать формирование умений и навыков, их применение.

Воспитательная:

  1. способствовать воспитанию чувства уважения и интереса к истории России;

  2. прививать чувство любви к Родине и её героям.


Методические приёмы:

  1. постановка проблемных вопросов для обсуждения;

  2. работа с документами, с учебником;

  3. индивидуальная работа;

  4. дискуссия по решению проблемных вопросов;

  5. самостоятельная работа с учётом возможностей каждого ученика


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


I этап 1. Учебная мотивация.

В 1243г. вернувшись из похода в Центральную Европу, Батый создал собственное государство. Оно включало земли волжских булгар, половецкие степи, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, Хорезм. На Руси это государство называли Золотая Орда. Русские земли в состав Орды не вошли. Тогда как же строились отношения между Русью и Золотой Ордой? Чтобы раскрыть эту проблему вы должны решить следующие проблемные вопросы. (Они записаны на доске)

- Сохранила ли Русь политическую свободу?

- Была ли Русь экономически свободна?




Работают с картой.

Даётся дифференцированное задание: группа «сильных» - играет роль летописцев, составляя по ходу урока летопись тех событий, о которых пойдёт речь, а остальные дети работают над понятиями. Они записаны на доске, определения даёте в тетради.



Группа летописцев приступает к работе


2группа записывает в тетрадь понятия, которым по ходу урока будут даны определения: баскаки, хан, Золотая Орда, дань, выход, ярлык

2этап. Решаем первую проблему.

Откройте учебник и прочитайте второй раздел параграфа. Найдите в тексте ответы, которые позволят вам понять, сохранила ли Русь политическую свободу, несмотря на то, что она не вошла в состав Орды и в виде тезисов запишите ответы.


Учитель записывает тезисы на доске.

Ученики читают записанные тезисы:

- княжение по ярлыку;

- контроль над деятельностью князей;

- формальная независимость русских княжеств;

- хан мог уменьшить или расширить границы русского княжества.


По выполненной работе прошу сделать вывод.

Русь не вошла в состав Золотой Орды, но при этом она не сохранила политической самостоятельности

Учитель напоминает о работе, оговоренной в начале урока (работа с понятиями и составление летописи).

Прошу учащихся 2-ой группы дать определение понятиям: хан, Золотая Орда, ярлык.



Ответы:

Хан- правитель Золотой Орды.

Золотая Орда – государство, созданное татаро – монголами.

Ярлык – грамота, дающая право на княжение.

Первый проблемный вопрос решили, переходим к решению второго.

-Была ли Русь экономически свободной?

Для того чтобы решить этот проблемный вопрос поработайте с третьим разделом «Повинности русского народа». Ответ на вопрос запишите в виде тезисов и сделайте соответствующие выводы.


Примерные ответы:

- Русь выплачивала «выход» Орде;

- для подавления сопротивления Орда использовала силу;


Записываю тезисы на доске и прошу сделать вывод.

Вывод:

экономически свободной Русь не была.

Проверяем работу учащихся 2 группы.

«Выход» - это выплата всей дани Орде.

Баскаки – специальные отряды татарских воинов, следивших за сбором дани.

Таким образом, мы не только выяснили, как складывались отношения между Русью и Ордой в XIII- XIV веках, но и раскрыли сущность установившегося над Русью ига монголо-татар, которая заключалась в том, что вы выписали в виде тезисов.

Ещё раз обращаю внимание учащихся на тезисы.


Сломить волю русского народа не удалось, работая с документом (на столе у каждого), а так же с текстом учебника докажите это.

Приводятся доказательства:

- с врагами сражались и стар и мал;

- татары не щадили никого, но даже русские женщины были воинами;

- хан приказал убить женщину, которую к нему приволокли, значит, он боялся её и таких как она;

- хан приказал её убить, чтобы она не смогла родить детей, понимая, что и они станут воинами и будут мстить. И этого он тоже боялся.

Из текста учебника: русские люди оказывали сопротивление, например, новгородцы подняли восстание против баскаков.

Молодцы. Обратите внимание, на тот факт, что именно Александр Невский помог татарам подавить восстание в Новгороде. Не кажется ли это странным: ведь на прошлом уроке вы говорили о нём, как о герое земли русской, достойным того, чтобы память о нём сохранилась на века и вы даже предложили как могла выглядеть награда за подвиги учреждённая в его честь? А сегодня выясняется, что он фактически предал свой народ. Оцените поступок Александра Невского. Можно ли его оправдать?

1ученик: я считаю, что он должен был помочь новгородцам и вместе с ними биться с татарами;

2ученик: ну и чем бы всё закончилось? У татар-то сил было больше. И новгородцев разбили бы и землю их разорили.

3ученик: Александр поступил правильно, нельзя было лишний раз злить татар. Я его поступок оправдываю.

Спасибо, вы в праве придерживаться своего мнения, но время покажет, что в тот момент иначе Александр Невский поступить не мог.


3 этап. Ордынское владычество не прошло бесследно для русских земель.

Раскрывать последствия Ордынского владычества мы будем на следующем уроке, а сейчас послушаем летописцев. Что они расскажут нашим потомкам о том, что узнали сегодня на уроке?

Делается заключение по уроку и выставляются оценки.( на данном уроке выставлено

6- «5», 8 – «4».

Летописцы зачитывают свои записи.




Краткий анализ урока:

Урок изучения нового материала.

Активность учащихся на уроке была очень высокой.

Методы и приёмы

1 Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно- познавательной деятельности учащихся.

2 Метод сравнений и умозаключений

3. Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (составление определений, решение задач, сравнение)

4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности

5. Методы закрепления изучаемого материала (решение проблемных задач, работа с картой, с документами, подведение итогов по теме)

6. Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков

7.Метод постановки проблемных вопросов и их решений

Компетентности

1.Учебно-логические

-Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

(решение задач)

- Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать: факт, мнение, доказательство

2. Информационно-коммуникативная деятельность предполагает владение следующими видами деятельности:

—Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

— Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

3. Рефлексивная деятельность включает следующие компетенции:

Самостоятельная организация учебной деятельности, Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения,

Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

— Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!