План- конспект занятий по химии в 8 классе .
Урок – исследование»Химические свойства неорганических веществ»
8класс.
Учитель химии МОБУ «Спасская средняя общеобразовательная школа» Великоцкая Ю.А.
Тип урока: обобщающий
Вид урока: экспериментально-поисковый
Цель урока: на основе экспериментальных опытов закрепить знания о свойствах кислот, оснований, солей в свете ТЭД.
Задачи урока:
образовательные: - изучить общие свойства кислот, оснований, солей;
- доказать, что данные свойства характерны для всех кислот, оснований, солей;
- повторить способы написания ионных уравнений реакций.
воспитательные: - формировать умения учащихся работать в группах;
- оценивать ответы своих товарищей;
развивающие: - стимулировать познавательную деятельность учащихся через химический эксперимент;
- развивать способность применения опорных знаний;
- повысить технику химического эксперимента у учащихся,
- развивать умения и навыки наблюдать, делать выводы.
План урока:
1.Вводное слово учителя: цели и задачи урока, домашнее задание;
2. Повторение опорных знаний (свойства кислот, оснований, солей в свете ТЭД, работа по карточкам с формулами веществ);
3. Инструктаж по технике безопасности; по выполнению работы;
4. Проведение экспериментальной работы учащимися;
5. Подведение итогов эксперимента, оценивание результативности команд.
Виды работы учащихся:
- ответы на теоретические вопросы,
- проведение химических опытов,
- написание ионных уравнений реакций, характеризующих общие свойства кислот, оснований, солей;
- подведение итогов эксперимента, формулировка выводов по проделанной работы.
Организация урока: учащиеся класса делятся на команды по 4 человека, каждая команда получает свой лист для исследований, согласно инструкциям проводит эксперименты, результаты фиксируются в своем исследовательском листе, подводит итоги и делает выводы по проделанной работе. В конце урока команды представляют свои результаты исследований для оценивания другими учащимися и учителем.
Оборудование: штативы с пробирками, держатели для пробирок, сухое горючее, спички, приспособления для сжигания сухого горючего, салфетки;
Реактивы: кислоты: серная, соляная, фосфорная; основания: гидроксиды калия и натрия; соли: карбонат кальция, сульфат меди, хлорид бария, нитрат серебра, оксид меди, индикаторы: метилоранж, лакмус, фенолфталеин.
Оформление доски.
Тема урока «Химические свойства неорганических веществ»
Девиз: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле» (Аристотель)
Д/з: повторить тему «Генетическая связь между классами веществ», послушайте сказку и ответьте не вопросы.
Сказка. В одном царстве жил капризный царь, захотел он выкрасить весь дворец в белый цвет и позвал мастера. Выслушал мастер и спрашивает: «где же я такой краски возьму, чтоб не портилась и на весь дворец хватило?» рассердился царь и дал мастеру сутки сроку. Взял мастер металлическую пластинку с крыши, растворил ее в желудочной микстуре (3%-й раствор соляной кислоты), зашипел в колбе газ; добавил щелочи едкой, выпал осадок белоснежный. Но, видно, не рассчитал, и исчез осадок. В другой раз он был аккуратнее, получил осадок и отделил его, затем прокалил его в печке. Так получил он знатную краску, царь остался доволен.
Ответ: ( Zn → ZnCL2 → Zn(OH)2 → ZnO ; Zn(OH)2 → Na2ZnO2 )
Выступление школьника о происхождении цинковых белил.
В 1780 г. Куртуа приготовил белила из цинка. Краска Куртуа была очень дорога, не имела успеха и скоро была забыта. Лишь в 1840 г. удалось получить из цинка дешевую неядовитую краску, которая могла конкурировать со свинцовыми белилами во всех отношениях; после этого производство цинковых белил сразу встало на твердую почву. Русские художники времен Боровиковского, Левицкого, Брюллова и Ал. Иванова, таким образом, были совершенно не знакомы с этой краской.
Цинковые белила есть окись цинка; удельный вес их — 5,6. 100 ч. цинковой окиси содержат 80,34% цинка и 19,66% кислорода.
Цинковые белила получаются сухим и мокрым способами, причем первый из них состоит в следующем: металлический цинк накаливается в особых приборах до обращения его в пары, которые в струе воздуха, направленного на них, воспламеняются и образуют порошок окиси цинка. Порошок этот оседает в приемных камерах. В ближайших из них получается окись цинка в смеси с порошком металлического цинка, т. е. серная краска (цинкграу), которая имеет применение в малярном деле; в дальнейших камерах уже имеется чистый продукт. Затем окись цинка прокаливается и подвергается прессованию, что увеличивает кроющую силу краски.
При втором мокром способе в раствор цинкового купороса приливается раствор углекислой соды до тех пор, пока не окончится образование осадка; осадок есть углекислый цинк (идущий иногда в продажу под названием цинковых белил); он промывается, высушивается и подвергается прокалке для удаления углекислого газа, т. е. для обращения в окись цинка.
Чистым цинковым белилам свойственны синеватый оттенок и абсолютная белизна.. Если цинк содержал даже малейшие следы железа или кадмия, то белила принимают желтый оттенокЧтобы предохранить цинковые белила (сухие) от порчи, их следует держать в каком-либо сосуде без доступа воздуха, например, в бутылке с пробкой, причем она должна быть наполнена белилами доверху.
Вопросы для обсуждения: из чего была сделана краска; запишите уравнения реакций; приведите формулу краски, что вы знаете об этом веществе.
ХОД УРОКА:
Вводное слово учителя. Сообщение темы и задач урока, запись домашнего задания.
Повторение опорных знаний:
- работа у доски - 3 человека осуществляют следующие превращения:
Ca → CaO → Ca(OH)2 → Ca3(PO4)2.
Cu → CuO → CuCl2 → Cu (OH)2 → CuO → Cu.
P → P2O5 → H3PO4 → Ca3(PO4)2.
- работа с классом - химический диктант на знание формул (работа с карточками).
Химический диктант по теме
«Основные классы неорганических соединений».
№ | ВОПРОС. | ОТВЕТ. |
1. | Как называются вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород? | Оксиды. |
2. | Напишите формулу оксида натрия. | Na2O |
3. | Напишите формулу оксида серы (VI). | SO3 |
4. | Как называются вещества, которые состоят из атомов водорода и кислотного остатка? | Кислоты. |
5. | Напишите формулу соляной кислоты. | НСl |
6. | Напишите формулу серной кислоты. | Н2SО4 |
7. | Как называются вещества, состоящие из атомов металла и гидроксогрупп? | Основания. |
8. | Напишите формулу гидроксида железа (II). | Fe(OH)2 |
9. | Напишите формулу гидроксида кальция. | Са(ОН)2 |
10. | Как называются вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка? | Соли. |
11. | Напишите формулу хлорида натрия. | NaCl |
12. | Напишите формулу сульфата натрия. | Na2SO4 |
13. | Как называются оксиды, которым соответствуют кислоты? | Кислотные. |
14. | Что образуется при взаимодействии кислотных оксидов с водой? | Соответствующая кислота. |
15. | Какой кислотный оксид не реагирует с водой? Напишите формулу этого оксида. | SiO2 |
16. | Как называются оксиды, которым соответствуют основания? | Основные. |
17. | Что образуется при взаимодействии основных оксидов с водой? | Соответствующее основание. |
18. | Оксиды каких металлов могут реагировать с водой? | Щелочных и щелочноземельных. |
19. | Что образуется при взаимодействии кислотных и основных оксидов друг с другом? | Соль. |
20. | Составьте уравнение реакции между оксидом серы (VI) и водой. Назовите продукт реакции. | SO3+H2O=H2SO4 (серная кислота) |
21. | Составьте уравнение реакции между оксидом натрия и водой. Назовите продукт реакции. | Na2O+Н2О=2NaОН (гидроксид натрия) |
22. | Составьте уравнение реакции между оксидом серы (VI) и оксидом натрия. Назовите продукт реакции. | SO3+Na2O=Na2SO4 (сульфат натрия) |
Критерии оценок:
оценка «5» - 19-22 верных ответа, оценка «4» - 15-18 верных ответов, оценка «3» - 11-14 верных ответа, оценка «2» - 0-10 ответов.
3.Инструктаж по технике безопасности, правилам выполнения
экспериментальной работы, получение и заполнение исследовательских листов.
4.Выполнение экспериментальной работы. Каждая команда учащихся
работает по инструкциям своего варианта (см. приложение «Варианты
исследовательских листов), результаты исследований записываются в
исследовательские листы, формулируют выводы по проделанной работе. Команда должна защитить результаты своих исследований перед всеми учащимися.
5.Подведение итогов урока, оценивание результативности команд.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ ВАРИАНТ № 1
КЛАСС _______ КОМАНДА____________________________ ОЦЕНКА ____
Цель исследования: изучить общие химические свойства кислот, доказать, что данные свойства характерны для всех кислот.
№ | Исследуемое свойство | Что делали | Что наблюдали | Уравнения реакций |
1. | Действие на индикатор | Взять три чистые пробирки. Налить в каждую немного кислоты. Добавить в одну – лакмус, в другую – фенолфталеин, в третью – метилоранж. Описать изменение цвета растворов. | | |
2. | Взаимодействие с оксидом металла | В чистую пробирку насыпать немного CuO, добавить кислоты. Пробирку укрепить в держателе, нагреть до кипения. Описать изменение цвета раствора. | | |
3. | Взаимодействие с основанием | В пробирку налить немного NaOH , добавить каплю фенолфталеина. Прилить кислоты. Описать изменение цвета раствора. | | |
4. | Взаимодействие с солью | В пробирку насыпать немного CaCO3. Прилить кислоты. Описать наблюдаемый процесс. | | |
ВЫВОДЫ:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ ВАРИАНТ № 2
КЛАСС _______ КОМАНДА___________________________________ ОЦЕНКА _____
Цель исследования: изучить общие химические свойства оснований, доказать, что данные свойства характерны для всех оснований.
№ | Исследуемое свойство | Что делали | Что наблюдали | Уравнения реакций |
1. | Действие на индикатор | Взять три чистые пробирки. Налить в каждую немного щелочи NaOH. Добавить в одну – лакмус, в другую – фенолфталеин, в третью – метилоранж. Описать изменение цвета растворов. | | |
| | | | |
2. | Взаимодействие с кислотой | В пробирку налить немного NaOH , добавить каплю фенолфталеина. Прилить кислоты. Описать изменение цвета раствора. | | |
3. | Взаимодействие с солью | В пробирку налить немного CuSO4. Прилить щелочи. Описать наблюдаемый процесс. | | |
4. | Разложение нерастворимых оснований при нагревании | Пробирку с полученным в 3 опыте гидроксидом меди укрепить в держателе. Вещество нагреть до кипения. Описать изменение цвета. | | |
ВЫВОДЫ:
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ ВАРИАНТ № 3
КЛАСС _______ КОМАНДА_____________________________________ ОЦЕНКА ____
Цель исследования: изучить общие химические свойства солей, доказать, что данные свойства характерны для всех солей.
№ | Исследуемое свойство | Что делали | Что наблюдали | Уравнения реакций |
1. | Взаимодействие с кислотой | В пробирку насыпать немного CaCO3. Прилить кислоты. Описать наблюдаемое явление. | | |
2. | Взаимодействие с основанием | В пробирку налить немного CuSO4. Добавить щелочи NaOH. Описать происходящее явление. | | |
3. | Взаимодействие с солью | В пробирку налить немного раствора BaCL2. Прилить раствор AgNO3. Описать наблюдаемый процесс. | | |
ВЫВОДЫ: