Этапы урока Организационный момент. Актуализация знаний. Изучение нового материала. Классификация оснований. Правила техники безопасности при работе с о щелочами Выполнение лабора-торного опыта «Свойства щелочей и нераство-римых ос-нований». Закрепление изученного материала Домашнее задание | Деятельность учителя Наш урок посвящен основаниям. Мы уже с вами изучали их состав, знакомы с некоторыми основаниями, знаем их название, формулы. А сегодня поговорим об их свойствах, выполнив лабораторный опыт, исследуем их химические свойства. Первое, что мы сейчас сделаем, это вспомним, какие классы веществ мы знаем. Фронтальный опрос: Какие химические вещества вы знаете? Какие вещества называются основаниями? Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов _________и связанных с ними __________________________ Основания – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы ______ и анионы____________ На какие группы делят основания по растворимости в воде? Что такое щелочь? Слайд №5 Какие особенности в составе и названии оснований? Слайд № 6. Что такое индикаторы? Какой индикатор меняет свой цвет в растворе щелочи? Слайд № 7 На сегодняшнем уроке мы познакомимся с классификацией и химическими свойствами растворимых и нерастворимых оснований. Все ли основания имеют одинаковое строение? В чем разница в строении различных оснований? Задание. Распределите основания на соответствующие группы. Слайд № 8. Так как со щелочами мы будем работать и изучать их химические свойства, нам необходимо знать правила техники безопасности при работе с ними. Растворы щелочей разъедают кожу, ткани, бумагу. При ожогах щелочью необходимо промыть место ожога обильно водой и нейтрализовать 2% раствором борной кислоты. Твердые щёлочи гигроскопичны, они поглощают воду из воздуха, поэтому их хранят в таре – сделанной из пластмассы. Растворы щелочей можно распознать, используя индикаторы. Учитель знакомит с планом деятельности при выполнении эксперимента. Слайд № 10 План деятельности: -Изучение инструкции -Поиск информации в учебнике -Проведение опыта -Наблюдение за ходом эксперимента -Обобщение и выводы по эксперименту -Оформление в тетради результатов эксперимента. Учитель наблюдает за ходом выполнения эксперимента, учитывает общеучебные и специальные (экспериментальные) умения и навыки. Свойство щелочи. В пробирку с углекислым газом прилейте щелочь гидроксид кальция, встряхните. Запишите наблюдения. Сделайте вывод. Для написания уравнений и вывода воспользуйтесь учебником стр. 216-217. Свойство щелочи. В пробирку прилейте раствор гидроксида натрия и добавьте раствор хлорида железа (III). Запишите наблюдения. Сделайте вывод и запишите уравнения реакций. Свойство щелочи. В пробирку налейте хлорид аммония и добавьте раствор гидроксида натрия. Нагрейте. Поднесите фенолфталеиновую бумагу, смоченную в воде. (Стр. 216 рисунок 139 б). Запишите наблюдения. Сделайте вывод. Запишите уравнения реакций. Свойство нерастворимого основания. В пробирку налейте раствор гидроксида калия и добавьте раствор сульфата меди (II). Запишите наблюдения. Сделайте вывод, запишите уравнения реакций. Закрепите пробирку с гидроксидом меди (II) в держателе и прогрейте пробирку до образования черного осадка. (Стр. 217, рисунок 140) Запишите наблюдения, напишите уравнение реакции. Слайд №11. Делает вывод о химических свойствах оснований. Главные химические свойства выделены, о наличии этих свойств вы практически убедились, проведя лабораторный опыт. § 39, упр. 3, стр.217 повторить § 18. (О.С.Габриелян. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Дрофа, 2013 год.) | Деятельность учащихся Учащиеся отвечают на вопросы учителя в результате беседы, Дополняют определения по слайду № 4 Классифицируют основания. Дают определения щелочам, индикаторам. Повторяют состав и название оснований. Определяют цвет индикаторов в щелочах. Записывают тему урока «Основания, их классификация и химические свойства» Отвечают на вопросы и делают вывод о том, что основания можно классифицировать на однокислотные, двухкислотные, трехкислотные. В тетрадях записывают схему, которая составляется в ходе беседы. Рассматривают слайд № 5. По формуле распределяют основания на соответствующие группы. Повторяют правила техники безопасности и вместо пропусков вставляют недостающие слова. Слайд № 9 Учащиеся формулируют в результате совместной беседы правила обращения со щелочами. Работая в парах, выполняют лабораторную работу, изучив план выполнения. Учащиеся делают вывод, что щелочи взаимодействуют с оксидами неметаллов, с образованием соли соответствующих кислот и вода. Учащиеся записывают реакцию в молекулярном и ионном виде. Учащиеся делают вывод, что Щелочи взаимодействуют с солями с образованием осадка, записывают реакцию в молекулярном и ионном виде. Учащиеся делают вывод, что щелочь взаимодействует с солью в том случае, если выделяется газ, например аммиак, который окрашивает фенолфталеиновую бумагу в малиновый цвет. Учащиеся делают вывод, что нерастворимые основания разлагаются при нагревании с образованием оксида металла и воды. Учащиеся делают общий вывод, записывают его в тетрадь. Тетради с результатами эксперимента сдают учителю на проверку. |