СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК ПО ТЕМЕ: «Основания, их классификация и химические свойства»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК ПО ТЕМЕ: «Основания, их классификация и химические свойства»

Данный урок продолжает знакомить учащихся с классами неорганических веществ, является важным этапом изучения химических соединений, их классификацией и химическими свойствами. Обучающиеся уже имеют знания о классе веществ – основания, знают определение, состав, название, простейшую классификацию, изменение окраски индикаторов в щелочах; имеют опыт по выполнению эксперимента.

Урок  направлен на формирование ключевых компетенций:

Коммуникативные

участие в учебном диалоге, высказываться устно в виде характеристики.

Учебно-познавательные

выявлять существенные признаки объектов,

принимать и намечать учебную задачу, её конечную цель, самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, управлять своим вниманием; оценивать и осмысливать результаты своих действий.

Общекультурные – безопасное и ответственное обращение с химическими веществами.

Содержание учебного материала урока доступно по восприятию и усвоению, соответствует возрасту детей. Учащимся необходимо изучить химические свойства оснований, развивая умения сравнивать, наблюдать анализировать, делать выводы, работать с лабораторным оборудованием, источником (учебник). Урок воспитывает интерес к исследованию, трудолюбие, самостоятельность.

Для достижения поставленных задач главным на уроке является практический метод – выполнение химического эксперимента; метод учебного исследования  -  развитии способности  самостоятельного получения знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося. С практическим методом сочетаются: словесные – объяснение, беседа; наглядные – схемы, презентация. Урок носит практическую направленность.

Деятельность учащихся носит познавательный характер, роль учителя сводится к организации деятельности и наблюдению.

Просмотр содержимого документа
«УРОК ПО ТЕМЕ: «Основания, их классификация и химические свойства»»

8 класс

УРОК ПО ТЕМЕ: «Основания, их классификация и химические свойства»

Задачи урока: продолжать знакомить учащихся с основаниями, с их составом, классификацией, познакомить с химическими свойствами оснований. Совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием, дополнить знания учащихся о правилах работы в химическом кабинете; развивать умение наблюдать, делать выводы; продолжать развивать умение составлять химические формулы, записывать уравнения реакций, расставлять коэффициенты, решать задачи по химическим уравнениям.

Формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.

Оборудование: Презентация «Основания». Вещества: индикатор фенолфталеин, оксид углерода (IV), раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия, хлорид железа (III), хлорид аммония, гидроксид кальция, гидроксид калия, стакан с водой, посуда для химических опытов: спиртовка, держатель для пробирок, пробирки.

ТИП УРОКА: комбинированный.

План урока:

1.Организационный момент. Постановка задач урока

2.Актуализация знаний по теме «Основания».

а) фронтальный опрос; б) индивидуальная работа; в) действие оснований на индикаторы.

3.Изучение нового материала.

3.1.Понятие «Основания».

3.2.Классификация оснований.

3.3. Правила техники безопасности при работе со щелочами.

3.4.Выполнение лабораторного опыта «Свойства щелочей и нерастворимых оснований».

4.Закрепление изученного материала.

5.Домашнее задание.

6.Подведение итогов урока.

Этапы урока


Организационный момент.



Актуализация знаний.


















Изучение нового материала.







Классификация оснований.














Правила техники безопасности при работе с о щелочами











Выполнение лабора-торного опыта «Свойства щелочей и нераство-римых ос-нований».



































Закрепление изученного материала





















Домашнее задание


Деятельность учителя


Наш урок посвящен основаниям. Мы уже с вами изучали их состав, знакомы с некоторыми основаниями, знаем их название, формулы. А сегодня поговорим об их свойствах, выполнив лабораторный опыт, исследуем их химические свойства. Первое, что мы сейчас сделаем, это вспомним, какие классы веществ мы знаем.

Фронтальный опрос:

  1. Какие химические вещества вы знаете?

  1. Какие вещества называются основаниями? Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов _________и связанных с ними __________________________

Основания – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы

______ и анионы____________


  1. На какие группы делят основания по растворимости в воде? Что такое щелочь? Слайд №5

  1. Какие особенности в составе и названии оснований? Слайд № 6.

  2. Что такое индикаторы?

  3. Какой индикатор меняет свой цвет в растворе щелочи? Слайд № 7


На сегодняшнем уроке мы познакомимся с классификацией и химическими свойствами растворимых и нерастворимых оснований.


Все ли основания имеют одинаковое строение?

В чем разница в строении различных оснований?


Задание. Распределите основания на соответствующие группы. Слайд № 8.

Так как со щелочами мы будем работать и изучать их химические свойства, нам необходимо знать правила техники безопасности при работе с ними.

Растворы щелочей разъедают кожу, ткани, бумагу.

При ожогах щелочью необходимо промыть место ожога обильно водой и нейтрализовать 2% раствором борной кислоты.

Твердые щёлочи гигроскопичны, они поглощают воду

из воздуха, поэтому их хранят в таре –

сделанной из пластмассы.

Растворы щелочей можно распознать, используя индикаторы.

Учитель знакомит с планом деятельности при выполнении эксперимента. Слайд № 10

План деятельности:
-Изучение инструкции
-Поиск информации в учебнике
-Проведение опыта
-Наблюдение за ходом эксперимента
-Обобщение и выводы по эксперименту
-Оформление в тетради результатов эксперимента.

Учитель наблюдает за ходом выполнения эксперимента, учитывает общеучебные и специальные (экспериментальные) умения и навыки.

  1. Свойство щелочи. В пробирку с углекислым газом прилейте щелочь гидроксид кальция, встряхните. Запишите наблюдения. Сделайте вывод. Для написания уравнений и вывода воспользуйтесь учебником стр. 216-217.



  1. Свойство щелочи. В пробирку прилейте раствор гидроксида натрия и добавьте раствор хлорида железа (III). Запишите наблюдения. Сделайте вывод и запишите уравнения реакций.

  2. Свойство щелочи. В пробирку налейте хлорид аммония и добавьте раствор гидроксида натрия. Нагрейте. Поднесите фенолфталеиновую бумагу, смоченную в воде. (Стр. 216 рисунок 139 б). Запишите наблюдения. Сделайте вывод.

Запишите уравнения реакций.


  1. Свойство нерастворимого основания. В пробирку налейте раствор гидроксида калия и добавьте раствор сульфата меди (II). Запишите наблюдения. Сделайте вывод, запишите уравнения реакций. Закрепите пробирку с гидроксидом меди (II) в держателе и прогрейте пробирку до образования черного осадка. (Стр. 217, рисунок 140) Запишите наблюдения, напишите уравнение реакции.


Слайд №11. Делает вывод о химических свойствах оснований.


Главные химические свойства выделены, о наличии этих свойств вы практически убедились, проведя лабораторный опыт.


§ 39, упр. 3, стр.217 повторить § 18. (О.С.Габриелян. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Дрофа, 2013 год.)

Деятельность учащихся








Учащиеся отвечают на вопросы учителя в результате беседы,


Дополняют определения по слайду № 4







Классифицируют основания.

Дают определения щелочам, индикаторам.

Повторяют состав и название оснований.

Определяют цвет индикаторов в щелочах.



Записывают тему урока «Основания, их классификация и химические свойства»


Отвечают на вопросы и делают вывод о том, что основания можно классифицировать на однокислотные, двухкислотные, трехкислотные. В тетрадях записывают схему, которая составляется в ходе беседы. Рассматривают слайд № 5.

По формуле распределяют основания на соответствующие группы.






Повторяют правила техники безопасности и вместо пропусков вставляют недостающие слова.

Слайд № 9


Учащиеся формулируют в результате совместной беседы правила обращения со щелочами.








Работая в парах, выполняют лабораторную работу, изучив план выполнения.













Учащиеся делают вывод, что щелочи взаимодействуют с оксидами неметаллов, с образованием соли соответствующих кислот и вода. Учащиеся записывают реакцию в молекулярном и ионном виде.

Учащиеся делают вывод, что

Щелочи взаимодействуют с солями с образованием осадка, записывают реакцию в молекулярном и ионном виде.

Учащиеся делают вывод, что щелочь взаимодействует с солью в том случае, если выделяется газ, например аммиак, который окрашивает фенолфталеиновую бумагу в малиновый цвет.

Учащиеся делают вывод, что нерастворимые основания разлагаются при нагревании с образованием оксида металла и воды.










Учащиеся делают общий вывод, записывают его в тетрадь. Тетради с результатами эксперимента сдают учителю на проверку.




























Самоанализ урока по теме: «Основания, их классификация и химические свойства».(8 класс)

Данный урок продолжает знакомить учащихся с классами неорганических веществ, является важным этапом изучения химических соединений, их классификацией и химическими свойствами. Обучающиеся уже имеют знания о классе веществ – основания, знают определение, состав, название, простейшую классификацию, изменение окраски индикаторов в щелочах; имеют опыт по выполнению эксперимента.

Содержание учебного материала урока доступно по восприятию и усвоению, соответствует возрасту детей. Учащимся необходимо было изучить химические свойства оснований, развивая умения сравнивать, наблюдать анализировать, делать выводы, работать с лабораторным оборудованием, источником (учебник). Урок воспитывал интерес к исследованию, трудолюбие, самостоятельность.

По типу данный урок относится к комбинированному. В 8а классе обучается 24 ученика. Большинство ребят проявляют интерес к учебной деятельности, обладают достаточными общеучебными и специальными умениями и навыками. В классе есть учащиеся с низким уровнем учебной подготовки и имеют формальную учебную мотивацию, у них возникают трудности в усвоении учебного материала. У этих детей рассеянное внимание, слабая память, плохо развито мышление и речь.

Исходя из поставленных целей, учитывая особенности данного ученического коллектива, уровня интеллектуальных возможностей и способностей, на уроке использованы следующие формы обучения:

  • Фронтальная работа (опрос, работа с учебником);

  • Работа в парах (выполнение лабораторных опытов);

  • Индивидуальная работа

Для достижения поставленных задач главным на уроке являлся практический метод – выполнение химического эксперимента; метод учебного исследования - развитии способности самостоятельного получения знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося. С практическим методом сочетались: словесные – объяснение, беседа; наглядные – схемы, презентация. Урок носил практическую направленность.

Деятельность учащихся носила познавательный характер, роль учителя сводилась к организации деятельности и наблюдению.

Ученики активно и с удовольствием работали, с интересом выполняли эксперимент. Всё это дает возможность судить о достижении поставленных целей.


Подготовила и провела учитель химии МОУ СОШ № 32 О.К. Гапоненко


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!