МКОУ «Сиртичская СОШ»,
МР «Табасаранский район»
Открытый урок химии в 9 классе
по теме: «Основания, их классификация и свойства»
Разработал и провел урок - учитель биологии и химии
Шихбабаев Артур Шихбабаевич
Тема урока: « Основания, их классификация и свойства»
Дидактическая цель: Создание условий для усвоения знаний учащихся о кислотах, их классификация и свойствах, расширение знания учащихся о кислотах, их химических свойствах, способах получения, значении.
Задачи урока:
Образовательные: изучить способы получения и химические свойства кислот, на примерах кислот подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения, значении кислот, отработать навыки составления уравнений реакций, характеризующих химические свойства кислот.
Развивающие: развивать умения извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять результаты своей работы, проводить знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций. Развивать познавательный интерес.
Воспитательные: воспитание ответственного отношения к учению, осознания роли химического эксперимента как источника знаний, чувство ответственности.
Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, использующимися в повседневной жизни.
Планируемые результаты
Предметные. Правильно называть химические формулы кислот. Уметь определять кислоту с помощью индикатора.
Метапредметные. Уметь выбирать формулы кислот среди других классов веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности, умение слушать и слышать собеседника.
Личностные. Ответственное отношение к учению.
Оборудование и реактивы:
Растворы соляной и серной кислот, борная, аскорбиновая, уксусная кислота, метилоранж, лакмус, фенолфталеин, универсальная инд. бумага,, медь, цинк, гидроксид натрия, оксид меди, пробирки, компьютер, проектор.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, настраивает класс на деловой рабочий лад. Вступительное слово учителя о целях урока, его структуре, о формах работы учащихся.
Актуализация опорных знаний
Обратите внимание на этот тренажер (на доске).
| I | II | III | IV |
1 | Al2O3 | H2SO4 | BaO | Zn(OH)2 |
2 | Cu(ОН)2 | HCI | CaO | SO3 |
3 | К2О | НNО3 | Zn(ОН) 2 | КОН |
Найдите среди предложенных веществ оксиды, основания. Какие вещества называют основаниями? оксидами? Назовите их. (Учащиеся находят, называют и вытирают на доске оксиды, основания).
Совместное целеполагание
Определим цель и задачи урока.
-Посмотрите, формулы каких веществ остались на доске?
- Вспомним, что вы знаете о кислотах? Что называют кислотами?
Значит, тема урока-Кислоты. (слайд 2) Что мы уже знаем о них? А что нам не известно? (слайд 3)
1 состав
классификацию
физические свойства
химические свойства
получение (слайд 4)
Изучение нового материала
Чтобы узнать о химических свойствах кислот , повторим уже известную вам информацию и из имеющихся знаний создать портрет кислот.
- Какие из них вам уже известны? (уксусная, муравьиная, яблочная, лимонная, щавелевая)
Рассмотрите формулы кислот в таблице. Что общего вы наблюдаете в составе всех кислот? Если мысленно убрать атомы водорода, то, что останется, будет называться кислотным остатком, который, как правило, образован элементами неметаллами.
Общая формула кислот HxR.
Демонстрация различных кислот.
Кислоты распространены в природе. Лимонная кислота присутствует в плодах лимонов, яблочная – в яблоках, щавелевая – в листьях щавеля. При скисании молока образуется молочная кислота, а в выделениях муравьев содержится муравьиная кислота. С кислотами человек сталкивается ежедневно. Раствор угольной кислоты находится в бутылке с лимонадом и другими газированными напитками
Одинаково ли количество атомов водорода в молекуле кислоты? (разное количество атомов водорода делит кислоты на одноосновные и многоосновные)
HCI, НВr, HI (одноосновные)
H2S ,H2SO4 (двухосновные)
Н3РO4 (трехосновные) (слайд 5)
По растворимости в воде кислоты делят на растворимые и нерастворимые (слайд 6). Есть кислоты летучие( дымящиеся) и нелетучие (слайд 7). По степени электролитической диссоциации: сильные и слабые электролиты (слайд 8)
С соляной кислотой вы уже знакомы, она принадлежит к бинарным соединениям. Однако к классу кислот относят соединения, состоящие и из большего числа элементов. Какой это обычно элемент? Как бы вы разделили кислоты по этому признаку? (бескислородные и кислородсодержащие). (слайд 9)
Работа в парах с взаимопроверкой.
Даны формулы кислот: H2CO3, H3PO4, HCl.
- Чем отличаются данные кислоты по составу друг от друга.
Слова кислота и кислый имеют один корень. Вы знаете, что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т.к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т.к. многие из них ядовиты.
-Как вы думаете, как можно распознавать кислоты, не пробуя их? (учащиеся высказывают предположения)
Распознаем кислоты с помощью индикаторов. - С целью изучения химических свойств кислоты мы проведем независимое расследование: создадим рабочие группы – химиков – исследователей. (Каждая группа получает инструкцию по проведению исследования).
Вы будете использовать растворы кислот. Они готовятся по правилу «Сначала вода, затем кислота, иначе случится большая беда» (слайд 10). При работе с кислотами необходимо соблюдать особые правила техники безопасности (слайд 11).
При работе с кислотами необходимо соблюдать некоторые правила техники безопасности:
1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.
2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.
4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
5. Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.
Опыт: на столе пробирки с растворами кислот, прильем поочередно индикаторы и следим за изменением цвета растворов. В щелочах я очень желтый,
А в кислотах очень красный.
А в среде нейтральной –
Цвет оранжевый, прекрасный.
Индикатор очень важный,
Как зовусь я? (Метиловый оранжевый.)
Эта желтая бумажка
Все покажет без труда:
Посинеет - в колбе щелочь,
Покраснеет - кислота,
Коль нейтральная среда –
Не изменит цвет тогда.
Мы за эти указания
Как зовем ее? (Универсальная)
+ лакмус - красный
+ метилоранж -розовый
+ фенолфталеин - цвет не меняется
Вывод: лакмус и метилоранж можно использовать для определения кислоты. (слайд 12)
В случае попадания кислоты на кожу следует промыть её водой и обработать 5% раствором соды.
Проведем исследование
группа
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии серной кислоты с оксидом меди.
Порядок действий:
1. Проделайте химическую реакцию взаимодействия серной кислоты с оксидом меди.
2. Составьте уравнение реакции.
3.Объясните результаты наблюдений.
группа
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты со щелочами.
Порядок действий:
1. Проделайте химическую реакцию взаимодействия соляной кислоты с NaОН.
2. Составьте уравнение реакции.
3.Объясните результаты наблюдений.
III. группа.
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с медью и цинком.
Порядок действий:
1. Проделайте химическую реакцию взаимодействия соляной кислоты с медью и цинком.
2. Составьте уравнение реакции.
3.Объясните результаты наблюдений.
Значение кислот (слайд 13)
Польза кислот
применяют в качестве пищевых ингредиентов, консервантов, для сохранения пищи, витамин С ( применяют строго в дозировке).
Использование в химической промышленности, для работы аккумулятора автомобиля.
Удаление накипи в чайнике с помощью растворов лимонной или уксусной кислоты.
Использование муравьиной кислоты при ревматизме (народная медицина).
Участие в процессе пищеварения.
Вред
можно получить ожоги.
кислотные дожди разъедают некоторые поверхности.
Закрепление
Продолжим урок словами арабской пословицы: (слайд 14)
Ни один сосуд не вмещает больше своего объема,
кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется.
Какими же знаниями пополнился наш сосуд?
- Что запомнили? (слайд 15)
(Кислоты – жидкости, без цвета, запаха, обладают кислым вкусом.
Лакмус – в кислой среде краснеет)
- Что поняли? (слайд 16)
(Кислоты приносят пользу, но и могут оказывать вред)
- Чему научились? (слайд 17)
(Различать кислоты и основания с помощью индикаторов, изучили химические св-ва)
Mg + HCI
K 2О + HCI
Ba(ОH) 2 + HCI
Рефлексия
Наше занятие подходит к концу. Очень хочется узнать, какое впечатление останется у вас после нашего общения. На улице весна. Мы украшаем свои дворы цветочными клумбами. Порадуем друг друга цветами и мы с вами. Посадите на клумбу растение того цвета, который соответствует вашему душевному и эмоционально - чувственному состоянию (слайд 18).
Красные – урок достиг цели, мне понравилось.
Желтые – считаю, что можно сделать больше.
Серые – мне было скучно на уроке
Благодарю за работу на уроке.
(слайд 19) Задание на дом. §38 упр. 1,2.
Итоговая контрольная работа по теме:
«ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ».
I – вариант
1. Дайте названия следующим соединениям: NaCl, CaCO3, MgCl2, NaHCO3, Cu(OH)2, CuO, NaOH, Fe(OH)3, SO3. К каким классам неорганических соединений они относятся?
2. Осуществите превращения: Cu→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→ CuCl2
3. Напишите 2-3 возможных способа получения сульфата калия.
4. Какая масса соли получится, если в реакцию с 214 г гидроксида железа вступает серная кислота.
II- вариант
1. Дайте названия следующим соединениям: P2O5, H2SO4, CaO, HNO3, HCl, CaCl2, Mg(OH)2, K2CO3, Fe2O3. К каким классам неорганических соединений они относятся?
2.Осуществите превращения: Ca→CaO→Ca(OH)2→CaCl2→CaCO3
3. Напишите 2-3 возможных способа получения хлорида цинка.
4. Какая масса соли получится, если в реакцию с 80 г кальция вступает соляная кислота.
III – вариант
1. Дайте названия следующим соединениям: ZnSO4, Ca(NO3)2, MgО, Na2CO3, CuCl2, CuO, Сa(OH)2, Fe(OH)2, СO2 К каким классам неорганических соединений они относятся?
2. Осуществите превращения:Zn → ZnO → ZnSO4 → Zn(OH)2 → ZnCl2
3. Напишите 2-3 возможных способа получения хлорида меди (II)
4.Какая масса соли получится, если в реакцию с 16 г оксида серы (IV) вступает оксид калия.
рекомендации
При проведении уроков по данной теме я считаю целесообразным использование ЭОР И ЦОР. В качестве источника ЭОР (Электронных образовательных ресурсов) и ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) можно воспользоваться банком данных Федерального центра информационных ресурсов и Единой коллекцией ЦОР «Информатизация системы образования».
В качестве фильтров при поиске в образовательной области «Химия» задаем, тему: «Оксиды», "Основания", "Кислоты" и "Соли". При построении данного типа урока использовались ЭОР следующих типов: ЭУМИ - типа - демонстрация текстового материала, изображений со звуковым сопровождением, интерактив, видеофрагменты опытов; ЗУМК - типа - выполнение тестовой работы на этапе закрепления полученных знаний.
Основные функции ЭОР и ЦОР при проведении данного урока - организация самостоятельной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и организация самоконтроля по теме с целью коррекции знаний и подготовки к обобщающему контролю. Использование данных ЭОР и ЦОР целесообразно, так как они предполагают не только изучение нового материала, но и отработку навыков закрепления знаний и умений. Отобранные ресурсы позволяют организовать самостоятельное изучение материала и при необходимости скорректировать свои знания.
Важнейшим фактором, обеспечивающим успешность ФГОС, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.
Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса. При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей. При этом образовательные учреждения должны стать основными площадками проведения работы с общественностью, в первую очередь с родителями, по разъяснению необходимости введения ФГОС, его требований, механизмов введения, ожидаемых результатов.