СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МКОУ «Сиртичская СОШ», МР «Табасаранский район» Открытый урок химии в 9 классе по теме: «Основания, их классификация и свойства» Разработал и провел урок - учитель биологии и химии Шихбабаев Артур Шихбабаевич

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: « Основания, их классификация и свойства»

Дидактическая цель: Создание условий для усвоения  знаний учащихся о кислотах, их классификация и свойствах, расширение знания учащихся о кислотах,  их  химических свойствах, способах получения, значении.

Задачи урока:

Образовательные: изучить способы получения и химические свойства кислот, на примерах кислот подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения, значении кислот, отработать навыки составления уравнений реакций, характеризующих химические свойства кислот.

Развивающие: развивать умения извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять результаты своей работы, проводить знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций. Развивать познавательный интерес.

Воспитательные: воспитание ответственного отношения к учению, осознания роли химического эксперимента как источника знаний, чувство ответственности.

Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, использующимися  в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«МКОУ «Сиртичская СОШ», МР «Табасаранский район» Открытый урок химии в 9 классе по теме: «Основания, их классификация и свойства» Разработал и провел урок - учитель биологии и химии Шихбабаев Артур Шихбабаевич»

МКОУ «Сиртичская СОШ»,

МР «Табасаранский район»


Открытый урок химии в 9 классе

по теме: «Основания, их классификация и свойства»

Разработал и провел урок - учитель биологии и химии

Шихбабаев Артур Шихбабаевич


Тема урока: « Основания, их классификация и свойства»

Дидактическая цель: Создание условий для усвоения знаний учащихся о кислотах, их классификация и свойствах, расширение знания учащихся о кислотах, их химических свойствах, способах получения, значении.

Задачи урока:

Образовательные: изучить способы получения и химические свойства кислот, на примерах кислот подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения, значении кислот, отработать навыки составления уравнений реакций, характеризующих химические свойства кислот.

Развивающие: развивать умения извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять результаты своей работы, проводить знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций. Развивать познавательный интерес.

Воспитательные: воспитание ответственного отношения к учению, осознания роли химического эксперимента как источника знаний, чувство ответственности.

Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, использующимися в повседневной жизни.

Планируемые результаты

Предметные. Правильно называть химические формулы кислот. Уметь определять кислоту с помощью индикатора. 

Метапредметные. Уметь выбирать формулы кислот среди других классов веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности, умение слушать и слышать собеседника.

Личностные. Ответственное отношение к учению.

Оборудование и реактивы:

Растворы соляной и серной кислот, борная, аскорбиновая, уксусная кислота, метилоранж, лакмус, фенолфталеин, универсальная инд. бумага,, медь, цинк, гидроксид натрия, оксид меди, пробирки, компьютер, проектор.

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, настраивает класс на деловой рабочий лад. Вступительное слово учителя о целях урока, его структуре, о формах работы учащихся.

Актуализация опорных знаний

Обратите внимание на этот тренажер (на доске).


I

II

III

IV

1

Al2O3

H2SO4

BaO

Zn(OH)2

2

Cu(ОН)2

HCI

CaO

SO3

3

К2О

НNО3

Zn(ОН) 2

КОН

Найдите среди предложенных веществ оксиды, основания. Какие вещества называют основаниями? оксидами? Назовите их. (Учащиеся находят, называют и вытирают на доске оксиды, основания).

Совместное целеполагание

Определим цель и задачи урока.

-Посмотрите, формулы каких веществ остались на доске?

- Вспомним, что вы знаете о кислотах? Что называют кислотами?

Значит, тема урока-Кислоты. (слайд 2) Что мы уже знаем о них? А что нам не известно? (слайд 3)

1 состав

  1. классификацию

  2. физические свойства

  3. химические свойства

  4. получение (слайд 4)

Изучение нового материала

Чтобы узнать о химических свойствах кислот , повторим уже известную вам информацию и из имеющихся знаний создать портрет кислот.

- Какие из них вам уже известны? (уксусная, муравьиная, яблочная, лимонная, щавелевая)

Рассмотрите формулы кислот в таблице. Что общего вы наблюдаете в составе всех кислот? Если мысленно убрать атомы водорода, то, что останется, будет называться кислотным остатком, который, как правило, образован элементами неметаллами.

Общая формула кислот HxR.

Демонстрация различных кислот.

Кислоты распространены в природе. Лимонная кислота присутствует в плодах лимонов, яблочная – в яблоках, щавелевая – в листьях щавеля. При скисании молока образуется молочная кислота, а в выделениях муравьев содержится муравьиная кислота. С кислотами человек сталкивается ежедневно. Раствор угольной кислоты находится в бутылке с лимонадом и другими газированными напитками

Одинаково ли количество атомов водорода в молекуле кислоты? (разное количество атомов водорода делит кислоты на одноосновные и многоосновные)

HCI, НВr, HI (одноосновные)

H2S ,H2SO4 (двухосновные)

Н3РO4 (трехосновные) (слайд 5)

По растворимости в воде кислоты делят на растворимые и нерастворимые (слайд 6). Есть кислоты летучие( дымящиеся) и нелетучие (слайд 7). По степени электролитической диссоциации: сильные и слабые электролиты (слайд 8)

С соляной кислотой вы уже знакомы, она принадлежит к бинарным соединениям. Однако к классу кислот относят соединения, состоящие и из большего числа элементов. Какой это обычно элемент? Как бы вы разделили кислоты по этому признаку? (бескислородные и кислородсодержащие). (слайд 9)


Работа в парах с взаимопроверкой.

Даны формулы кислот: H2CO3, H3PO4, HCl.

- Чем отличаются данные кислоты по составу друг от друга.

Слова кислота и кислый имеют один корень. Вы знаете, что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т.к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т.к. многие из них ядовиты.

-Как вы думаете, как можно распознавать кислоты, не пробуя их? (учащиеся высказывают предположения)

Распознаем кислоты с помощью индикаторов. - С целью изучения химических свойств кислоты мы проведем независимое расследование: создадим рабочие группы – химиков – исследователей. (Каждая группа получает инструкцию по проведению исследования).

Вы будете использовать растворы кислот. Они готовятся по правилу «Сначала вода, затем кислота, иначе случится большая беда» (слайд 10). При работе с кислотами необходимо соблюдать особые правила техники безопасности (слайд 11).

При работе с кислотами необходимо соблюдать некоторые правила техники безопасности:

1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.

2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.

3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.

4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.

5. Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.

Опыт: на столе пробирки с растворами кислот, прильем поочередно индикаторы и следим за изменением цвета растворов. В щелочах я очень желтый,

А в кислотах очень красный.

А в среде нейтральной –

Цвет оранжевый, прекрасный.

Индикатор очень важный,

Как зовусь я? (Метиловый оранжевый.)


Эта желтая бумажка

Все покажет без труда:

Посинеет - в колбе щелочь,

Покраснеет - кислота,

Коль нейтральная среда –

Не изменит цвет тогда.

Мы за эти указания

Как зовем ее? (Универсальная)

+ лакмус - красный

+ метилоранж -розовый

+ фенолфталеин - цвет не меняется

Вывод: лакмус и метилоранж можно использовать для определения кислоты. (слайд 12)

В случае попадания кислоты на кожу следует промыть её водой и обработать 5% раствором соды.

Проведем исследование

  1. группа

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии серной кислоты с оксидом меди.

Порядок действий:

1. Проделайте химическую реакцию взаимодействия серной кислоты с оксидом меди.

2. Составьте уравнение реакции.

3.Объясните результаты наблюдений.

  1. группа

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты со щелочами.

Порядок действий:

1. Проделайте химическую реакцию взаимодействия соляной кислоты с NaОН.

2. Составьте уравнение реакции.

3.Объясните результаты наблюдений.

III. группа.

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии соляной кислоты с медью и цинком.

Порядок действий:

1. Проделайте химическую реакцию взаимодействия соляной кислоты с медью и цинком.

2. Составьте уравнение реакции.

3.Объясните результаты наблюдений.

Значение кислот (слайд 13)

Польза кислот

  1. применяют в качестве пищевых ингредиентов, консервантов, для сохранения пищи, витамин С ( применяют строго в дозировке).

  2. Использование в химической промышленности, для работы аккумулятора автомобиля.

  3. Удаление накипи в чайнике с помощью растворов лимонной или уксусной кислоты.

  4. Использование муравьиной кислоты при ревматизме (народная медицина).

  5. Участие в процессе пищеварения.

Вред

  1. можно получить ожоги.

  2. кислотные дожди разъедают некоторые поверхности.

Закрепление

Продолжим урок словами арабской пословицы: (слайд 14)

Ни один сосуд не вмещает больше своего объема,

кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется.

Какими же знаниями пополнился наш сосуд?

- Что запомнили? (слайд 15)

(Кислоты – жидкости, без цвета, запаха, обладают кислым вкусом.

Лакмус – в кислой среде краснеет)

- Что поняли? (слайд 16)

(Кислоты приносят пользу, но и могут оказывать вред)

- Чему научились? (слайд 17)

(Различать кислоты и основания с помощью индикаторов, изучили химические св-ва)

Mg + HCI

K 2О + HCI

Ba(ОH) 2 + HCI

Рефлексия

Наше занятие подходит к концу. Очень хочется узнать, какое впечатление останется у вас после нашего общения. На улице весна. Мы украшаем свои дворы цветочными клумбами. Порадуем друг друга цветами и мы с вами. Посадите на клумбу растение того цвета, который соответствует вашему душевному и эмоционально - чувственному состоянию (слайд 18).

Красные – урок достиг цели, мне понравилось.

Желтые – считаю, что можно сделать больше.

Серые – мне было скучно на уроке

Благодарю за работу на уроке.

(слайд 19) Задание на дом. §38 упр. 1,2.


Итоговая контрольная работа по теме:

«ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ».

I – вариант

1. Дайте названия следующим соединениям: NaCl, CaCO3, MgCl2, NaHCO3, Cu(OH)2, CuO, NaOH, Fe(OH)3, SO3.  К каким классам неорганических соединений они относятся?

2. Осуществите превращения: Cu→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→ CuCl2

3. Напишите 2-3 возможных способа получения сульфата калия.

4. Какая масса соли получится, если в реакцию с 214 г гидроксида железа вступает серная кислота.

II- вариант

 1. Дайте названия следующим соединениям: P2O5, H2SO4, CaO, HNO3, HCl, CaCl2, Mg(OH)2, K2CO3, Fe2O3. К каким классам неорганических соединений они относятся?

2.Осуществите превращения: Ca→CaO→Ca(OH)2→CaCl2→CaCO3

3. Напишите 2-3 возможных способа получения хлорида цинка.

4. Какая масса соли получится, если в реакцию с 80 г кальция   вступает соляная кислота.

III – вариант

1. Дайте названия следующим соединениям: ZnSO4, Ca(NO3)2, MgО, Na2CO3, CuCl2, CuO, Сa(OH)2, Fe(OH)2, СO2 К каким классам неорганических соединений они относятся?

2. Осуществите превращения:Zn → ZnO → ZnSO4 → Zn(OH)2 → ZnCl2

3. Напишите 2-3 возможных способа получения хлорида меди (II)

4.Какая масса соли получится, если в реакцию с 16 г   оксида серы   (IV) вступает оксид калия.

рекомендации

При проведении уроков по данной теме я считаю целесообразным использование ЭОР И ЦОР. В качестве источника ЭОР (Электронных образовательных ресурсов) и ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) можно воспользоваться банком данных Федерального центра информационных ресурсов и Единой коллекцией ЦОР «Информатизация системы образования».

В качестве фильтров при поиске в образовательной области «Химия» задаем, тему: «Оксиды», "Основания", "Кислоты" и "Соли". При построении данного типа урока использовались ЭОР следующих типов: ЭУМИ - типа - демонстрация текстового материала, изображений со звуковым сопровождением, интерактив, видеофрагменты опытов; ЗУМК - типа - выполнение тестовой работы на этапе закрепления полученных знаний.

Основные функции ЭОР и ЦОР при проведении данного урока - организация самостоятельной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и организация самоконтроля по теме с целью коррекции знаний и подготовки к обобщающему контролю. Использование данных ЭОР и ЦОР целесообразно, так как они предполагают не только изучение нового материала, но и отработку навыков закрепления знаний и умений. Отобранные ресурсы позволяют организовать самостоятельное изучение материала и при необходимости скорректировать свои знания.

Важнейшим фактором, обеспечивающим успешность ФГОС, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.

Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса. При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей. При этом образовательные учреждения должны стать основными площадками проведения работы с общественностью, в первую очередь с родителями, по разъяснению необходимости введения ФГОС, его требований, механизмов введения, ожидаемых результатов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!