СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок геометрии по теме: «Предмет стереометрии. Многогранники». 9 класс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок знакомства с новым разделом геометрии - стереометрией. 

Просмотр содержимого документа
«Урок геометрии по теме: «Предмет стереометрии. Многогранники». 9 класс»

Урок геометрии по теме: «Предмет стереометрии. Многогранники».

Цели:

  • Образовательные: познакомить учащихся с новым разделом геометрии – стереометрией, ввести понятия многогранника и тела вращения, научить строить геометрические тела, формировать мотивацию к изучению данного раздела, готовить детей к ГИА.

  • Развивающие: способствовать формированию умений: обобщать, сравнивать, выделять главное, развивать кругозор учащихся, логическое мышление, внимание, память и творческие способности.

  • Воспитательные: воспитание культуры устной и письменной математической речи учащихся, содействовать воспитанию интереса к математике и другим предметам.

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня мы начинаем знакомиться с новым разделом геометрии, который называется стереометрия. Цель сегодняшнего урока наверно сформулируете сами:

(Узнать, что изучает стереометрия, какая фигура называется многогранником.) В течение урока вы будете оценивать свою работу и в конце урока поставите себе оценку.

- Девизом нашего урока мне хотелось бы взять слова легендарного итальянца Галилео Галилея: «Книга природы раскрыта перед нами, но она написана не теми буквами, из которых состоит наш алфавит; её буквы – это треугольники, четырёхугольники, круги, шары…»

(Чем знаменит Г.Г.?) Один из самых знаменитых астрономов, физиков и философов в истории человечества. итальянский физик, механик, астроном, философ, математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. в первую очередь вспоминается инквизиция, суд над ученым, связанный с его приверженностью гелиоцентрической системе, знаменитая фраза: «И все-таки она вертится!».

Со свойствами каких фигур мы уже знакомы? А что надо изучить? Да, свойства шара вы ещё не знаете, но все ещё впереди.

Повторим пока некоторые теоремы и свойства, которые пригодятся вам на выпускном экзамене.

2. Геометрический диктант.

  • Величину угла, смежного с углом 60, разделить на 3 и прибавить длину гипотенузы прямоугольного треугольника с катетами 6 и 8. ( 120: 3 + 10 = 40+10=50)

  • Площадь прямоугольника со сторонами 3 и 5 умножить на количество признаков равенства треугольников.( 15 ◦ 3 = 45)

  • Величину вписанного угла, опирающегося на диаметр, сложить с количеством букв в слове «аксиома» (90 + 7 = 97)

  • Сумму углов треугольника разделить на градусную меру прямого угла. (180 : 90 = 2)

  • Синус 30 умножить на сторону квадрата, периметр которого равен 64. (0,5 ◦ (64: 4) = 8)

Сложите полученные числа, получилось число 212. Его значение узнаем чуть позже.

Оцените свою работу, поставив оценку на листе.



3. Изучение нового материала.

Где изображаются все геометрические фигуры, с которыми мы сейчас работали? (На плоскости) Как называется раздел геометрии, изучающий фигуры на плоскости? (Планиметрия)

Мы живём с вами в мире, где большинство предметов не являются плоскими, и они не умещаются в одной плоскости. Такие фигуры имеют объём и занимают какую-либо определённую часть пространства. Изучением свойств фигур в пространстве занимается раздел геометрии, именуемый стереометрией. Как и практически все новые понятия в математике, это слово также имеет греческое происхождение, «стереометрия» происходит от двух греческих слов: «стерео» - объемный, пространственный и «метрео» - измерять. В стереометрии также рассматриваются простейшие фигуры, что и в планиметрии. Кто может напомнить простейшие фигуры планиметрии? (точка, прямая, плоскость)

Данные фигуры, как и многое другое из планиметрии, тоже будут использоваться при изучении стереометрии, но главными героями этого раздела геометрии становятся геометрические тела и их поверхности. Назовите стоящие на ваших столах геометрические тела. (Цилиндр, шар, конус, куб, параллелепипед, пирамида, призма.) Приведите примеры предметов из окружающего нас мира, имеющие данные формы. Цилиндр_____________________ шар_____________________, конус___________________, куб____________________, параллелепипед______________________, пирамида____________________________. Разделите данные геометрические тела на 2 группы (1: Цилиндр, шар, конус, 2: куб, параллелепипед, пирамида, призма)

Презентация

Первая группа тел называется тела вращения. Как вы думаете, почему? Что такое повращали и получили эти фигуры? (прямоугольный треугольник – конус, прямоугольник – цилиндр, круг – шар). Стереометрия изучает не только геометрические тела, но и их поверхности. Из чего состоит поверхность цилиндра? У конуса? В 5 классе мы называли ее развёрткой. У шара? Чтобы представить себе сферу, вспомните, как вы надуваете воздушный шарик. Надутый он представляет собой сферу. Научимся делать чертежи этих тел в тетради. В основе каждого чертежа лежит проекция пространственной фигуры на плоскость, причем выбирается то изображение, которое создаёт правильное представление о фигуре. В основе каждого тела вращения лежит окружность, но мы видим её не как на планиметрическом чертеже, она переходит в так называемый эллипс. Чертим, помня, что невидимые линии рисуем пунктиром.

Тела вращения.

О каждом теле вращения мы будем говорить на следующих уроках, но много интересного вы можете узнать из Интернета, например:

А знаете ли вы, что:

  • Камень-постамент весом в 1500 тонн для статуи Медного всадника в Санкт-Петербурге доставили на место при помощи чугунных ядер – шаров, катившихся по специальным направляющим лоткам.

  • Фламинго строят свои гнёзда в форме усечённого конуса. Местные жители могут по ним предсказывать погоду.

  • Известно, что человек различает цвета благодаря наличию на сетчатке светочувствительных палочек и колбочек. Палочки получили своё название за цилиндрическую форму и обеспечивают зрение в условиях малой освещённости.

А кто-нибудь может сказать, почему цилиндр так называется, или конус. А кто сможет это узнать? Кто на следующий урок нам откроет эту тайну?

А теперь вернёмся к числу, которое вы вычислили в начале урока. Прибавьте к нему 75. 287 год до нашей эры. В этом году родился древнегреческий математик, физик, механик и инженер, который открыл основной закон гидростатики. До наших дней дошли рассказы о том, что размышляя над чертежом, выполненным на песке, он погиб от меча римского воина. Кто он? (Архимед)

Архимед сделал много важных открытий в области математики, но особенно высоко он сам ценил установление соотношения между объёмами конуса, цилиндра и шара. Вероятно, именно поэтому на могиле Архимеда был поставлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра.

Итак, с одной группой геометрических тел мы немного познакомились. Как называется другая группа? Почему? Самым простейшим многогранником является куб. А ведь каждый из вас встречается с кубиками каждый день, несмотря на то, что вы уже не малыши. Форму куба имеют кристаллы соли. Известно так же, что в некоторых странах кристаллы соли выполняли роль денег, например в Римской империи. Отсюда пошло название монеты – сольдо, и название тех, с кем расплачивались этой монетой – солдаты.

Что вы знаете об этой фигуре? Что могут обозначать эти буквы В, Г. Р?

Дайте определение грани (Многоугольники, из которых составлен многогранник) , ребра(стороны граней) и вершины (концы рёбер). Диагональ многогранника (отрезок, соединяющий 2 вершины, не принадлежащие одной грани).

Знакомимся с остальными многогранниками. Берём куб и удлиняем его боковые рёбра, что получим? (П.п.) Что является его гранями? (Равные прямоугольники) Что скажете о верхнем и нижнем основании? (Они равны) Будем говорить грамотно, ведь мы знаем, что прямоугольники – это параллелограммы.

А теперь сдвинем верхнюю и нижнюю грань в разные стороны. В чем изменился параллелепипед? Можно его теперь назвать прямоугольным? (нет) Но это всё-равно пар-д. Как изменились грани?

Знакомимся дальше. Пусть у параллелепипеда в верхнем и нижнем основании лежат равные треугольники. Можно ли его сейчас назвать параллелепипедом? (нет, потому что у параллелепипеда грани –параллелограммы.) Открываем для себя новый вид многогранников. В верхнем и нижнем основании – равные многоугольники, а боковые грани – параллелограммы. Такие многогранники называются призмы. Подробнее мы с ними познакомимся на следующем уроке.

Следующий вид – пирамида. Что является основанием? Что представляют собой боковые грани? Назовите самую известную в мире пирамиду. (Пирамида Хеопса.) Это единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Площадь её основания 230×230 = 59200 м 2 На таком пространстве могли бы поместиться 5 крупнейших соборов мира, вы их видите на слайде. (собор Святого Петра в Риме, собор Святого Павла и Вестминстерское аббатство в Лондоне, Флорентийский и Миланский соборы. )

4. Физкультминутка.

Повторим с помощью ФМ как строятся графики линейной и квадратичной функции.

1.Если график параллелен оси ОХ - разводим руки в стороны;

Проходит через начало координат - руки на пояс; если нет – 1рука вверх, другая - вниз

Ветви параболы идут вверх – руки вверх, вниз – руки вниз.

2. Точка пересечения с осью ОУ: выше 0 – хлопок руками вверху, ниже нуля – внизу, в нуле – руки на пояс.

у = 2х + 3, у = -2х, у = 4, у = х /2, у = - 6х+1, у = -8, у=7х, х =3

у = 2х2 + 3, у = -2х2, , у = х2, у = - 6х2+1, у=7х – х2,

5.Практическая работа.

Перед тем как чертить многогранники в тетради мне хочется познакомить вас с двумя определениями стереометрии.

Определение. Две плоскости в пространстве называются параллельными, если они не пересекаются.





Прямая называется перпендикулярной плоскости, если она перпендикулярна любой прямой, лежащей в этой плоскости.







Начертим в тетрадях

Многогранники



- А теперь выполните практическую работу, заполнив таблицу:

Многогранники

Число вершин

Число граней

Число рёбер

Куб

8

6

12

Прямоугольный параллелепипед

8

6

12

Треугольная призма

6

5

9

Треугольная пирамида

4

4

6

Четырёхугольная пирамида

5

5

8

А теперь сделайте открытие, которое однажды совершил Леонард Эйлер.

В. + Г - Р = ?

Эта формула носит имя этого замечательного учёного, который хотя и родился в Швейцарии, но всю жизнь прожил и умер в России.

6. Знакомство с выпуклыми и невыпуклыми многогранниками. Сечение многогранника.

Стороны многогранника представляют собой многоугольники. Вспомним, какие бывают многоугольники. (Выпуклые и невыпуклые) Попробуем дать определение выпуклых и невыпуклых многогранников по аналогии с определениями выпуклых и невыпуклых многоугольников.



- Какой многогранник можно поставить на плоскость каждой его гранью? Посмотрите ещё раз на рисунок невыпуклого многогранника, плоскость рассекает его на две части. Такая плоскость называется секущей плоскостью, а фигура, являющаяся общей частью тела и секущей плоскости, носит название сечение тела. Что представляет собой сечение пирамиды, параллелепипеда?

7. Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия.

- С чем вы познакомились на уроке? Оцените свою работу и вставьте пропущенные слова, выражающие ваше впечатление от урока.

У меня сегодня получилось…

Я и не подозревал, что…

Меня удивило, что…

Мне захотелось…

(заслушать несколько ответов)

Домашним заданием будут сообщения в виде небольшой презентации. Карина сдаёт на экзамене физику – ей сообщение «Многогранники в физике», Саша Максакова выбрала химию – ей сообщение «Многогранники в химии». Женя подробно изучает биологию – «Многогранники в биологии», А Полина и Кирилл познакомят нас на следующем уроке с многогранниками, которые носят названия «тела Платона» и «тела Архимеда». Саша Малютин готовит кроссворд по материалу 122 и 123 пункта учебника из выделенных слов.



Многогранники

Число вершин

Число граней

Число рёбер

Куб




Прямоугольный параллелепипед




Треугольная призма




Треугольная пирамида




Четырёхугольная пирамида












Многогранники

Число вершин

Число граней

Число рёбер

Куб




Прямоугольный параллелепипед




Треугольная призма




Треугольная пирамида




Четырёхугольная пирамида














Многогранники

Число вершин

Число граней

Число рёбер

Куб




Прямоугольный параллелепипед




Треугольная призма




Треугольная пирамида




Четырёхугольная пирамида










Многогранники

Число вершин

Число граней

Число рёбер

Куб




Прямоугольный параллелепипед




Треугольная призма




Треугольная пирамида




Четырёхугольная пирамида












Многогранники

Число вершин

Число граней

Число рёбер

Куб




Прямоугольный параллелепипед




Треугольная призма




Треугольная пирамида




Четырёхугольная пирамида














Многогранники

Число вершин

Число граней

Число рёбер

Куб




Прямоугольный параллелепипед




Треугольная призма




Треугольная пирамида




Четырёхугольная пирамида









у = 2х + 3


у = -2х


у = 4


у = х /2


у = - 6х+1


у = -8


у=7х


х =3


у = 2х2 + 3


у = -2х2


у = х2


у = - 6х2+1


у=7х – х2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!