СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 8 классе по теме "Водные ресурсы России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Рассмотреть значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве. Закрепить знания о внутренних водах России (понятия, типы вод)

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 8 классе по теме "Водные ресурсы России"»

Водные ресурсы

Источник:

  1. Баринова И. И. География России. Природа. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 288 с.: ил., карт.

  2. Данышин А. И., Марченко Н. А., Низовцев В. А. Готовимся к экзамену по географии. Физическая и экономическая география России. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 288 с.: ил. – (Домашний репетитор).

  3. Жижина Е. А. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 352 с. – (В помощь школьному учителю).

  4. Полякова М. О. География. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 96 с. (Серия «24 часа до экзамена»).

  5. Сиротин В. И. Сборник заданий и упражнений по географии. 6 – 10 кл. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 256 с.: ил. – (Библиотека учителя)

  6. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6 – 10 классы): Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 136 с.: ил. (Метод. биб-ка)

Цель урока:

Рассмотреть значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве. Закрепить знания о внутренних водах России (понятия, типы вод)

Оборудование:

Физическая карта России; картины: (оросительные и судоходные (Волго-Донский) каналы; таблица «Охрана вод».

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания. Вспомните из курсов природоведения, ботаники, истории, предшествующих курсов географии, какую роль в жизни человека играет вода. В каком состоянии вода находится в природе? Что такое мировой круговорот воды? Какую роль в жизни и деятельности человека он играет?

  3. Изучение нового материала

План изучения (на доске)

  1. водные ресурсы и их использование.

  2. Водный кадастр.

  3. Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление

  4. Охрана вод, система оборотного водоснабжения.

  5. Стихийные явления.

Водные ресурсы и их использование

Водные ресурсы России значительны и разнообразны. Запасы пресной воды содержаться не только в реках, озерах, водохранилищах, но также и в подземных водоемах, ледниках, многолетней мерзлоте и болотах.

Определения записать в тетрадь.

Водные ресурсы – это поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы для водоснабжения населения, в сельском хозяйстве и промышленности.

Водные ресурсы – это один из наиболее важных видов ресурсов, без которых невозможно представить существование человеческого общества и которые ничем нельзя заменить.

На питье и бытовые нужды одному человеку требуется около 300 – 400 литров воды в сутки,а в год около 110 – 150 кб. м воды. На производство тонны сахара расходуется 5 тыс. л, 100 кб. М воды. 1 т. бумаги – 900 кб. М, 1 т. резины – 1500 кб. м, стали – 150 тыс. л, капрона – 500 тыс. л и т. д. Крупный металлургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн. кб м воды. Для выращивания одного кг растительной пищи необходимо в среднем 2000 л воды.

Вода рек – это дешевые водные пути, которые были часто единственными дорогами в лесной России 10 – 19 вв. По водным путям дешевле перевозить пассажиров и грузы, легче проникать в отдельные районы.

Велико значение рек для развития межрайонных и внутрихозяйственных связей. В России – самая разветвленная речная сеть в мире; протяженность судоходных речных путей по России – свыше 400 тыс. км.

Крупные реки (Волга, Кама, Обь и др.) служат важнейшими транспортными артериями. Они используются для судоходства и лесосплава. Равнинность рельефа Русской равнины и близость истоков основных рек, относящихся к разным бассейнам, благоприятствуют строительству каналов. Еще при Петре Первом была предпринята попытка объединить реки Центральной России в единую речную систему. Была построена Вышневолодская водная система, связавшая Волгу с Балтийским морем. В начале 19 века и после реконструкции в середине 20 века сформировался Волго-Балтийский водный путь. В 20 столетии были созданы и другие судоходные каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Донский. Канал имени Москвы соединил Москву-реку с Верхней Волгой, и наша столица стала портом 5 морей: Балтийского, Белого, Каспийского, Черного и Азовского. Канал имени Москвы созданный в тридцатые годы 20 столетия, длиннее Панамского и шире Суэцкого.

Энергия рек движет турбины. Велики энергетические ресурсы наших рек.

Большая часть пресных вод расходуется в сельском хозяйстве на орошение.

Пресные подземные воды используются для водоснабжения городов и сел. Для бытовых нужд в сельской местности, в первую очередь, используют грунтовые воды. Минеральные воды обладают целебными свойствами и используются в лечебных целях. На Северном Кавказе в России существует уникальный район – Кавказкие минеральные воды, где на выходах минеральных источников (воды «нарзан» и «ессентуки») построена целая сеть, знаменитых на весь мир, курортов (Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Кисловодск).

Термальные воды – это подземные воды с температурой от 30 до 300 градусов. На Камчатке и Курильских островах они используются для обогрева теплиц и отопления домов. На этих водах на Камчатке в долине реки Паужетки работает первая в стране геотермальная электростанция. Настоящее подземное море термальных вод обнаружено в Западной Сибири.

Подземные воды, как и поверхностные, нуждаются в бережном расходовании и защите от загрязнений. Так, например, в крупных городах и промышленных районах интенсивный водозабор для хозяйственных нужд привел к сильнейшему понижению уровня грунтовых вод (в Москве этот уровень понижен на 60 м).

В тетрадях зарисовать схему «Водные ресурсы»

Питье и бытовые продукты

Водные пути

Энергия рек, приливов (ГЭС, ПЭС)

Промышленность и сельское хозяйство

Сейчас, да и в ближайшем будущем, хозяйственное использование водных ресурсов предполагает опираться в основном лишь на пресноводные источники – реки, озера и часть подземных вод, а также запасы почвенной влаги.

Как вы считаете, какие реки нашей страны наиболее богаты гидроресурсами. Почему вы так решили? Покажите эти реки на карте. Отметьте эти реки в контурной карте. По карте определите, какие районы нашей страны богаты водными ресурсами, какие бедны. Вспомните, откуда получают питание крупные реки России.

Воды мирового океана пока остаются потенциальными водными ресурсами. Сейчас их использование ограничено техническими и экономическими причинами. Опреснение соленых океанических вод стоит очень дорого, и искусственное опреснение вод удовлетворяет в настоящее время лишь 0,1% мировой потребности в водных ресурсах.

Значительные трудности представляет и непосредственное использование ряда других водных ресурсов, например воды, законсервированной в ледниках и в вечно-мерзлых грунтах.


Водный кадастр

Оценка водных ресурсов дана в водном кадастре – систематизированном своде сведений о водных ресурсах страны. (определение записать в тетрадь). В нем обобщены материалы гидрологических наблюдений и исследований, собраны данные для научных и хозяйственных организаций.

В кадастре указано и распределение вод на территории нашей страны, и сезонное распределение многоводных рек.

При оценке водных ресурсов очень важно учесть, как они распределены на территории страны, как они распределены по сезонам года. Существенная особенность водных ресурсов России, затрудняющая их использование, заключается в крайней неравномерности распределения их по территории страны. Северо-запад Русской равнины – озерный край, очень хорошо обеспечен водой, а юго-восток Русской равнины, Среднерусская возвышенность, Урал испытывают недостаток воды. На каждого жителя Русской равнины (Европейской части России) приходиться 8500 кб. М воды в год, а на одного жителя Сибири – 100 000 кб. М в год, т. е. в 12 раз больше. В южных районах (земледельческих) России дефицит воды, т. к. большая часть воды идет на орошение. На Урале водная проблема стоит очень остро, т. к. реки Урала маловодны (это верховья рек), а потребности для городов и многочисленных предприятий в воде очень большие. Значение этой диспропорции еще более усиливается, если учесть, что наименее обеспеченные водой районы являются главными потребителями воды.

Крупнейшие реки протекают в малонаселенных районах, а максимальный сток часто приходиться на весну, когда потребность в воде невелика.

Наша страна располагает огромными (в абсолютном исчислении) ресурсами речного стока, однако в расчете на единицу площади обеспеченность территории России этими ресурсами оказывается ниже среднемировой почти в 2 раза. Так, например, обеспеченность главной земледельческой зоны России почвенной влагой значительно ниже, чем в Англии, Германии, Франции, США, Канаде. Все это существенно затрудняет ведение в нашей стране водного и сельского хозяйства. Однако водообеспеченность России значительно опережает любую соседнюю республику нового зарубежья.

Затрудняет использование водных ресурсов и их очень неравномерное распределение по времени. Больше всего воды реки несут в период весеннего половодья в результате снеготаяния и выпадения дождей, а наибольшая потребность в воде ощущается летом.

Реки России полноводны весной. Почему? Смешанное питание с преобладанием снегового.

Потребность в воде наибольшая на территории страны ощущается летом. В летнюю межень сток невелик из-за того, что выпадающие осадки в основном расходуются на пополнение запасов почвенной влаги и испарения. Установлено, что поверхностный сток – основная причина весеннего половодья и паводков, а наиболее стабильным, постоянно питающим реки является подземный сток. Чтобы увеличить ресурсы воды в период межени, человек стремиться зарегулировать речной сток, накапливая паводковые воды в водохранилищах или переводя поверхностный сток в подземный путем системы мелиорации земель, и в том числе созданием лесных полос в степной зоне.

В чем разница между прудами и водохранилищами? Водохранилища гораздо крупнее прудов по площади и запасам воды, они создаются на крупных реках.

Основные запасы пресных вод сосредоточены в озерах, водохранилищах, ледниках и подземных водах. Поскольку возобновление этих вод идет очень медленно (в ледниках вода задерживается на несколько веков), то их называют вековыми запасами: ледники и снежники в горных районах.

Вековые запасы снега и льда уже в недалеком будущем станут источником получения пресной воды.

Человек использует в основном речную воду, это ежедневно возобновляемые водные ресурсы, которыми богата Сибирь.

Покажите крупные реки Сибири.

Какая река является самой полноводной в России? Енисей

Россия обладает огромными гидроэнергетическими ресурсами. Гидроэнергопотенциал страны равен современной выработке электроэнергии всеми электростанциями страны, но используется менее чем на 20%. Большоя часть гидроэнергетических ресурсов приходиться на Сибирь и Дальний Восток (80%). Особенно велики они на бассейнах рек Енисея, Лены, Оби, Ангары, Иртыша, Амура. Богаты гидроэнергоресурсами реки Северного Кавказа.

Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению, водопотребление.

Деятельность человека становиться в настоящее время мощным фактором, влияющим на качество водных ресурсов. Влияние это может быть как непосредственным, например, при строительстве ГЭС, заборы воды рек для орошения и т. п., так и косвенным, через другие компоненты природы: климат, почву, растительность и др. Так, нерациональная рубка лесов усиливает неравномерность стока, увеличивает эрозию. Напротив, посадка лесов, лесоразведение делают сток более устойчивым, служат защитой земель от эрозии. Чрезмерная распашка степей юга России в конце прошлого века способствовала ухудшению условий впитывания воды в почву, усилению стока в период половодий и обмелению рек в межень, развитию эрозийных процессов.

Серьезной проблемой, которая требует неотложных решений, является проблема загрязнения вод. Истощение водных ресурсов в результате потери их качества представляют большую угрозу. Чем их количественное истощение.

Среди мер по улучшению водных ресурсов заметную роль играет регулирование стока. С этой целью создаются водохранилища на реках, хотя наряду с очевидными выгодами наличие водохранилищ приводит к отрицательным последствиям как для окружающей среды, так и для народного хозяйства. К ним прежде всего относятся затопление и подтопление прилегающих к водохранилищам земель (как правило плодородных пойменных) и лесов, населенных пунктов, гибель рыбы, снижение потенциала самоочищения и опасность загрязнения воды рек сточными (промышленными, бытовыми и сельскохозяйственными) водами. Изменение режима рек связанные с вырубкой лесов в бассейнах рек, осушение болот. Особенно страдают малые реки, а ведь они составляют 99,9% общей численности рек. Поэтому в настоящее время создание новых крупных водохранилищ ведется, как правило, в горных районах, на реках с узкими и глубокими речными долинами. Кроме того, все больше внимания уделяется подземным водохранилищам. Часто при создании водохранилищ решается и энергетическая проблема.

На Руси первые водохранилища (запруды) создавали, перегораживая реки плотинами водяных мельниц уже с 14 – 15 веков. В настоящее время основное количество водохранилищ и прудов в России сосредоточено в засушливых южных районах. Большинство прудов используется для орошения полей и водопоя скота, на многих из них разводят рыбу.

Влияние человека на водные ресурсы имеет две стороны: отрицательное влияние и положительное влияние. В чем же состоит отрицательное влияние? Изменяется качество воды из-за сброса сточных грязных вод.

В тетрадь записать таблицу

Использование воды

водопользование

Водопотребление (изъятие воды)

Рыбное хозяйство

Гидроэнергетика (ГЭС)

Речной транспорт

Купание в реке

Рыбалка на берегу с удочкой

Промышленность

Сельское хозяйство

Коммунальное хозяйство (вода в квартире), полив улиц

Водопользователи загрязняют воду, ухудшают ее качество

В результате потребления воды становиться меньше, т. е. уменьшение ее количества, но и меняется качество воды из-за стока.

- Приведите примеры ухудшения качества воды

сплав древесины (молевой) – часть древесины, намокая, тонет, гниет, загрязняет воду ядовитыми веществами.

Загрязняет воду и водохранилище, в котором замедлена скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Кроме этого, водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей, т. к. происходит подъем уровня грунтовых вод. Происходит затопление пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием. На дне водохранилищ остаются деревни, и даже города.

Охрана вод, система оборотного водоснабжения

Как сохранить воду чистой для нас и для будущих поколений россиян?

    1. Строить очистительные сооружения, а многие очистительные сооружения реконструировать.

    2. Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищать и снова использовать на этом же предприятии.

    3. Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.

    4. прекращение молевого (россыпью) сплава леса по рекам

    5. необходимо добиться всемерного сокращения потребления воды как таковой прежде всего с помощью улучшения технологии производства и сокращения потерь.

Стихийные явления

Вода может приносить человеку много бедствий. Это стихийные явления: наводнения, цунами, снегопады, сели, лавины, наледи, гололед, ливни. 40% всех стихийных бедствий приходиться на наводнения и 15% на засухи.

Вспомните, отчего бывают наводнения на реках. На каких реках чаще бывают наводнения? Почему? Какие меры применяются для борьбы с наводнениями?

На реках Северного стока. Весной в верховьях рек находящихся южнее низовьев, уже ледоход и половодье, а в низовьях лед еще не ушел. В результате образуются ледяные заторы, плотины, выше которых поднимается уровень воды, и река выходит из берегов.

Особенно часто наводнения случаются на участках рек с низкими берегами (Обь, Лена). Вспомнить наводнение в Ленске. Во время муссонных дождей наводнения бывают и на реках Дальнего Востока. На берегах Амура нельзя селиться, особенно на низменных участках.

Одним из самых масштабных средств преобразования водных ресурсов является их территориальная переброска. Но эта процедура связана с радикальным вмешательством во всю природную среду обширных районов, когда предугадать все отрицательные последствия этого, по крайней мере при современном уровне знаний, не представляется возможным. Поэтому именно географы, которые на практике осуществляют комплексный подход к преобразованию природы, после тщательного изучения экологических и экономических аспектов вопроса о переброске части стока северных европейских и сибирских рек в южные районы страны решительно отклонили эти проекты.

В горных районах Кавказа, Южной Сибири широко распространены сели – бурные грязекаменные потоки, возникающие после сильных ливней или при интенсивном снеготаяние. Причины возникновения селей – наличие больших запасов рыхлых, слабо закрепленных грунтов в верховьях горных долин, а также антропогенных факторов: сведение лесов на склонах гор.

Борьба с селями ведется путем облесения горных склонов, травосеяние, террасирование и сооружение подгорных стенок. В руслах селеопасных рек строятся небольшие плотины – селесборники.

Цунами

Вспомните, что такое цунами? В переводе с Японского языка – волна в бухте.

Разрушительной силой обладает громадная волна, а иногда их бывает несколько высотой до 20 м. Причиной цунами является землетрясение в океане. Волна идет со скоростью 900 – 1000 км/час. В океане она не опасна, высота волны около 1 метра. Приближаясь к берегу, особенно при входе в узкую бухту, высота волны резко увеличивается, и тысячи тонн воды с огромной скоростью обрушиваются на берег, превращая дом в щепки, смывая людей, опрокидывая корабли. Напомнить о цунами в Японии 2011 года и его последствиями.

Как спастись от цунами? Заранее оповестить людей, для этого необходимы сейсмические станции, чем их больше, тем точнее прогноз. Перед приходом цунами вода начинает уходить от берега, похоже на начинающийся отлив. Люди должны срочно уходить от берега в сопки. Корабли уходят в море, там безопаснее.

Вопросы для повторения

  1. Что такое водные ресурсы? Что надо знать, чтобы дать оценку водным ресурсам страны?

  2. Что такое водный кадастр?

  3. чем отличается водопользование от водопотребления?

  4. Какие районы России испытывают дефицит воды? Почему?

  5. Какие отрицательные последствия имеют водохранилища?

  6. На каких реках чаще всего бывают наводнения? Почему?

  7. Что такое сели? Где они бывают?

  8. Что такое цунами?

  9. Как сохранить водные ресурсы?

  10. Укажите главные особенности водных ресурсов России.

  11. Как влияет на водные ресурсы деятельность человека? Приведите положительные и отрицательные примеры.

  12. Какие меры принимаются в нашей стране по защите и охране водных ресурсов? Что делается с этой целью в нашей местности?

  13. Назовите все виды внутренних вод. Охарактеризуйте роль каждого из них в природе и хозяйстве.

  14. Покажите на карте главные речные системы России. Объясните их особенности.

  15. Что такое режим реки? От чего он зависит? На что влияет? Расскажите о режиме рек нашего края.

  16. Какие характеристики реки надо знать для использования ее в хозяйстве?

  17. Объясните причины образования вечной мерзлоты и покажите границы ее распространения. Как влияет многолетняя мерзлота на другие компоненты природы, на жизнь и деятельность человека?

  18. Дайте оценку водных ресурсов страны, своего края. Какие меры проводятся по их охране и восстановлению?

  19. Докажите справедливость поговорки «Вода – это жизнь».

Задания для организации практической и самостоятельной работы. (даются на карточках детям имеющим большие способности при изучении географии)

Определите по тематическим картам тип питания, падение и уклон реки, возможность хозяйственного использования, охрана реки от загрязнений.

А) дать определение следующих понятий: «питание реки», «режим реки», «годовой сток реки», «падение реки».

Б) Дать характеристику одной из рек по плану:

1. Название реки.

2. Исток, направление течения, устье.

3. К бассейну какого океана принадлежит.

4. Источники питания.

5. Режим реки.

6. Питание и уклон реки.

7. Характер течения.

8. Хозяйственное использование.

9. проблемы экологии и возможные пути их решения.

В) Заполните таблицу, характеризуя наиболее крупные реки России.

1. Амур – длина 4416 км.

2. Лена – 4400 км.

3. Объ (с Катунью) – 4338 км.

4. Иртыш – 4248 км.

5. Волга – 3530 км.

6. Енисей – 3487 км.

Название реки

Бассейн и примерная длина

Падение реки и ее режим

Питание реки

Биологические ресурсы

Хозяйственное использование. Экологические проблемы.

Амур






Лена






Объ






Иртыш






Волга






Енисей






Задания для организации самостоятельной работы с контурной картой Задания можно давать в качестве домашнего на карточках всему классу или индивидуально.

  1. Подпишите на контурной карте названия всех морей, относящихся к бассейну Северного Ледовитого и бассейну Тихого океана. Отметьте города, находящиеся на побережье этих морей. Какие из этих городов являются крупными морскими портами?

  2. Обозначить на контурной карте государства, с которыми Россия имеет только морские границы.

  3. Обозначить все портовые города на побережье Северного Ледовитого океана. С какими проблемами связана жизнь жителей этих городов?

  4. Нанесите на контурную карту крупные реки, протекающие по территории России, и их притоки, каналы, соединяющие речные системы и крупные озера.

  5. Обозначить моря, омывающие берега России на юге, и подписать их среднюю и максимальную глубину. Отдельно, пунктирной линией, обозначить бассейн внутреннего стока.

  6. Нанести на контурную карту крупные речные системы и водохранилища на территории Центральной России. Подписать название канала, соединяющего реку Москву и реку Волгу.

Тест

Вариант 1.

1. По формуле. Приведенной ниже, рассчитайте

(высота истока) – (высота устья)

длина реки

а) режим реки;

б) падение реки;

в) уклон реки;

г) бассейна реки.

2. У большинства рек России питание

а) дождевое;

б) ледниковое;

в) смешанное;

г) грунтовое

3. Котловина самого глубокого пресноводного озера России – Байкала имеет происхождение

а) вулканическое;

б) ледниковое;

в) тектоническое;

г) термокарстовое.

4. Болота занимают территории России

а) 0,1%

б) 2%;

в) 10%;

г) 70%

5. Наибольшее количество ледников расположено в (на)

а) Алтае;

б) Кавказе;

в) горах Восточной Сибири;

г) Урале.

6) К районам наиболее обеспеченным водными ресурсами относятся

а) Забайкалье;

б) Южный Урал;

в) средняя полоса России;

г) Дальний Восток.

7. На контурной карте «Внутренние воды и водные ресурсы России» числами 1, 3, 15, 16, 20 обозначены:

Реки: а) Амур; б) Анадырь; в) Ангара; е) Волга; ж) Дон; з) Енисей; и) Индигирка; к) Иртыш; л) Колыма; о) Лена; п) Объ; ф) Яна.

Озера: г) Байкал; н) Ладожское; р) Онежское; у) Чудское.

Водохранилища: д) Братское; м) Куйбышевское; с) Рыбинское; т) Саяно-Шушенское.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!