СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 8 классе по теме: Водные ресурсы России. Охрана вод.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме полностью соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 8 классе по теме: Водные ресурсы России. Охрана вод.»

Тема: «Водные ресурсы России. Охрана вод»

Учебник: И.И.Баринова. География России. Природа.8 кл.:Дрофа, 2018 г.

Цель урока:

Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на оцениваниие значения воды в жизни человека и выявление основных проблем, связанные с использованием водных ресурсов России.

Задачи:

1.Образовательные:

- подчеркнуть особое значение воды для человека;

- оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве;

сформулировать понятия: «водные ресурсы», «водный кадастр», «водопотребление», «водопользование», «водооборотная система»;

2. Формирующие УУД

Личностные:

  • усвоение новых понятий по теме;

-Осознание значимости географических знаний для современного человека.

- Формирование экологическое сознания.

Регулятивные:

  • выделять из текста проблемы водных ресурсов; различать понятия «водопотреление и «водопользование»;

Коммуникативные:

  • приводить аргументы, подтверждая их фактами, отстаивать свою точку зрения;

  • сотрудничать с другими участниками группы, слушать мнения других.

Познавательные:

  • выявлять проблемы;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • расширять знания о профессиях, связанных с использованием и потреблением воды.

Тип учебного занятия: урок открытия нового знания

Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в группе.

Оборудование: учебник, атласы, контурные карты у обучающихся;

карточки с заданиями и оценочные листы; раздаточный материал «Экологические задачи»; презентация «Водные ресурсы России. Охрана вод» (авт. Бабакина Л.И, учитель МКОУ СОШ №18 г.Изобильный Ставропольского края), музыкальные фрагменты «Звуки воды», презентация уч-ся , запись песни Ю.Антонова «Живёт повсюду красота», видеоролик «Наводнение».


интернет ресурсы, интерактивная доска, видеопроектор.


Планируемые результаты

Личностные:

Осознать значимость географических знаний для современного человека, понимать важность экологической проблемы для жизни и здоровья и необходимость личного участия в её решении.

Уметь работать в группе, сотрудничать, отстаивать и доказывать свою точку зрения.

Предметные:

-Знать географические термины по теме

Понимать значение и проблемы водных ресурсов;

Определять пути решения экологической проблемы

Метапредметные:

уметь работать с текстом учебника, выделять главное, формулировать определения и выводы;

анализировать информацию для подготовки ответа на вопрос

использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей

уметь организовывать свою деятельность.

Оборудование к уроку:

  1. Презентация «Водные ресурсы. Охрана вод».

  2. Видеоролик «Наводнение».

  3. Песня Ю.Антонова «Живёт повсюду красота», запись Шума воды.

  4. Мультимедийный проектор.


Смысловые блоки урока

Организация познавательной деятельности уч-ся

Деятельность учащихся

1. Организационно мотивационный этап урока

Определение темы урока
































Слайд 1





Слайд 2

Определение цели и задач урока

Прозвенел звонок веселый. Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Садитесь поудобнее, нас ждёт впереди урок, уверена , что он для вас будет интересным и познавательным. Мы продолжаем изучение природы нашей страны.

Тема урока состоит из двух частей. Сейчас постарайтесь определить её первую часть:

В луже, в речке, океане

                        И в водопроводном кране!

                        Как сосулька замерзает,

                        В дом туманом заползает.

                        На плите у нас кипит,

                        Паром чайника шипит.

                        Растворяет сахар в чае,

                        Мы ее не замечаем.

                        Мы привыкли, что она

                        Наша спутница всегда.

                        Без нее нам не умыться,

                        Не наесться, не напиться,

                        Смею вам я доложить,

                        Без неё нам не прожить.


А теперь прочтём эпиграф к уроку и определим 2-ю часть темы.

- Эпиграф урока на доске: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник» (монгольская пословица).


сформулировать цель урока, исходя из препредложенного плана урока.

  1. Водные ресурсы и их значение.

  2. Оценка водных ресурсов и размещение их по территории страны. Водный кадастр.

  3. Водопользование и водопотребление.

  4. Охрана вод.

  5. Стихийные явления, связанные с водой.


Что же мы будем делать, чтобы достичь цели?

ПРОБЛЕМА:


Готовность к уроку «ДА!»























Определяют тему урока:


Водные ресурсы. Охрана вод.




Записывают тему в тетрадях.







Формулируют цель урока:

- оценить значение и выявить основных проблемы, связанные с использованием водных ресурсов России и предложить пути решения этих проблем.





Записывают в тетрадь:


Водные ресурсы----------------Человек



  1. Водные ресурсы и их значение



Слайд 3




Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6


Слайд 7

Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучили?

Воду каких водоёмов больше всего использует человек? А др. источники он может использовать?

Что же такое водные ресурсы?

(слайд 3)

Вспомните, какое значение имеет вода?

Где человек использует воду?

- в быту ( итоги подсчётов)

- в промышленности

- дешёвые транспортные пути

(на к.к нанести каналы)

- в с/х

В 9 классе- эл.энергетика


  1. Поверхностные и подземные



Рек и озёр

Дискуссия


Запись определения в тетрадь.



Семья-

Жители .Б.Кушум- 93 000 л/сут

Жители с. Наумовка- 447х300=134 100

Балаковский р-н- 64 млн л

(213 тыс чел)

Саратовская область-750 млн л

(2,5 млн чел)

Отвечают на вопрос:Почему же вода не заканчивается?

  1. Оценка водных ресурсов и размещение их по территории страны. Водный кадастр.

Слайд 8, 9, 10





Слайд 11.


Используя текст учебника стр. 84, дать оценку водных ресурсов России.


Выводы:

1.зачитывают (демонстрация таблицы)





Вывод: вы несколько минут были в роли специалистов-экспертов водного кадастра.(давали оценку водным ресурсам)

Что же такое водный кадастр?

Специальности, которые можно получить в ВУЗах г. Саратова.

Комплексное использование и охрана водных ресурсов 
Инженер

Водоснабжение и водоотведение 
Инженер, Техник

Водные биоресурсы и аквакультура 
Бакалавр рыбного хозяйства, Магистр рыбного хозяйства


Работают в группах

1) Водные ресурсы размещены по территории страны _______________.

2) Обеспеченность ресурсами речного стока в расчёте на единицу площади _____________ среднемировой в ________________

3) Больше всего воды в реках (в какое время года?) ____________, а потребность в воде ощущается __________.

4) В летний период сток невелик из-за того, что осадки расходуются на_______________


Формулируют определение и записывают в тетрадь


Физминутка (под «Шум воды»)

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся




  1. Водопользование и водопотребление


















Слайд 12.


Ну раз уж вы хорошие специалисты по водным ресурсам, заполните таблицу.

( -Чем отличается водопользование от водопотребления?)



Напомнить поговорку о воде: «Где пробьётся, там и наберётся»

Заполните таблицу:

Водопользование /без изъятия/

Водопотребление /с изъятием/

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.



Загрязнение воды,

ухудшение качества воды


Уменьшение количества воды,

Ухудшение качества из-за стоков

Рыбное хозяйство (разведение рыбы и рыбалка) . Сельское хозяйство

Гидроэнергетика /ГЭС, ПЭС/

Промышленность . Речной транспорт

Купание в реке

Коммунальное хозяйство (вода на бытовые нужды, полив улицы, зелёных насаждений и т.д

Проверка (на интерактивной доске записаны определения)




  1. Охрана вод





























  1. Стихийные явления, связанные с водой

СЛАЙД 13

Права граждан на удовлетворение потребности в качественной воде закреплены Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Однако часто даже очищенная вода не по всем показателям отвечает санитарно-гигиеническим нормам.

Жители многих районов вынуждены ее употреблять, так как другой воды у них нет.


Возникает проблема охраны вод от загрязнения. Предлагаю вам поучаствовать в разработке предложений по решению этой проблемы. Прочитайте в учебнике стр.85, свои предложения, обсудите в своих группах


В статье 58 Конституции РФ сказано: (со стенда) Каждый гражданин РФ обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

А вы принимаете участие в решении этой важной глобальной проблемы?





Просмотр видеоролика «Наводнение», а какие ещё стихийные бедствия связаны с водой?

Стихийные явления

Причина

Районы

Меры борьбы




















Работа по учебнику и внесение своих предложений. (творческая работа)














Презентация







Домашнее задание и подготовить презентацию об одном из стихийных бедствий.

Закрепление

Тест по теме урока.

Выполняют (3 мин)

Самопроверка (1 мин)

Рефлексия деятельности

Продолжи фразу:

- Я не знал …….., теперь Я знаю …………..






Рефлексия эмоционального состояния


«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.


Проводят самоанализ своей работы и своего успеха на уроке.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял


Домашнее задание (продолжение)

Нанести на к.к. Каналы и доказать «Москва- порт 5 морей»-всем уч-ся;

2) заполнить таблицу или подготовить презентацию по плану в таблице;

3)составить кроссворд по теме «Водные ресурсы России»- по желанию





Дополнительный материал:

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины
Храните речку светлую мою!


На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскимисокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданному им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство»

Вы- члены экологических организаций и вам пришли письма с просьбой о помощи

  1. После весеннего разлива рек в старицах и понижениях остаётся много рыбы и особенно мальков, которые обречены на гибель. Какую помощь можно им оказать? (Когда старицы мелеют, вы можете вылавливать мальков и мелкую рыбу и выпускать их в большую реку)

  2. Скажите, какие отрицательные последствия могут возникнуть при создании водохранилища?

(Замедляется скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Водохранилища приводят к заболачиванию окрестностей, т.к. происходит подъём уровня грунтовых вод. Происходит затопление пойменных земель, обладающих плодородием).










Тест по теме «Водные ресурсы. Охрана вод.»

1.Укажите, что не относится к внутренним водам.
а) реки и озера;
б) озера и болота;
в) моря и заливы;
г) ледники и многолетняя мерзлота.


1. Установите соответствие между реками и их бассейнами

Реки Бассейны:
а) Амур 1) Бессточный бассейн
б) Обь 2)Атлантический океан
в) Волга 3) Тихий океан
г) Лена 4) Северный Ледовитый океан


2. Выберите верное определение:

Водные ресурсы- это

а) воды гидросферы, которые использует человек;
б) воды Мирового океана, которые использует человек;
в) поверхностные и подземные воды, которые использует человек.

3. Водный кадастр- это

а) свод сведений о водных ресурсах;

б) профессии, связанные с водопользованием;

в) описание рек и озёр.


4.Водопользование- это

а) использование вод для сельского хозяйства;

б) использование вод на заводах и фабриках;

в) использование вод для перевозки грузов.


5. Водопотребление- это

а) использование вод на заводах и фабриках;

б) использование вод для перевозки грузов

в) использование вод для рыбалки.


6. Охране вод от загрязнения способствует:

а) вторичное использование воды;

б) строительство заводов на крупных реках и озёрах;

в) вырубка лесов вдоль берега.

г) экономное расходование воды в быту и на производстве;

д) сбор и переработка мусора и отходов.


7. Стихийные явления, связанные с водой:

а) вулканы;

б) наводнения;

в) цунами;

г) сели и оползни;

д) землетрясения.























1-ая группа


Задание 1 (с. 84)

  1. Водные ресурсы размещены по территории страны (как) _______________.



3) Больше всего воды в реках (в какое время года?) ____________, а потребность в воде ощущается __________.



Задание 2.

Водопользование /без изъятия/

Водопотребление /с изъятием/

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.



А) Рыбное хозяйство (разведение рыбы и рыбалка)

Б) Сельское хозяйство

В) Гидроэнергетика /ГЭС, ПЭС/

Г) Промышленность

Д) Речной транспорт

Ж) Купание в реке

З) Коммунальное хозяйство (вода на бытовые нужды, полив улицы, зелёных насаждений и т.д


Вывод: Что произойдёт с водой и её качеством?

1)



2)

1)



2)





2 группа



Задание 1 ( с.84)



  1. Обеспеченность ресурсами речного стока в расчёте на единицу площади _____________ среднемировой в _________раза.



  1. В летний период сток невелик из-за того, что осадки расходуются на___________________________________________________________ и _______________________.







Задание 2



Водопользование /без изъятия/

Водопотребление /с изъятием/

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.


А) Рыбное хозяйство (разведение рыбы и рыбалка)

Б) Сельское хозяйство

В) Гидроэнергетика /ГЭС, ПЭС/

Г) Промышленность

Д) Речной транспорт

Ж) Купание в реке

З) Коммунальное хозяйство (вода на бытовые нужды, полив улицы, зелёных насаждений и т.д



Вывод: Что произойдёт с водой и её качеством?

1)



2)




1)



2)



Задание 3.



Как сохранить водные ресурсы от загрязнения и истощения?




Распределение водных ресурсов

по территории России

Европейская часть


Азиатская часть




Население - 80 %

в 4 раза

Население - 20 %

Обеспеченность –

8500 м3

в год на человека

в 12 раз

Обеспеченность - 100 000м3

в год на человека




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!