Тема: «Водные ресурсы России. Охрана вод»
Учебник: И.И.Баринова. География России. Природа.8 кл.:Дрофа, 2018 г.
Цель урока:
Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на оцениваниие значения воды в жизни человека и выявление основных проблем, связанные с использованием водных ресурсов России.
Задачи:
1.Образовательные:
- подчеркнуть особое значение воды для человека;
- оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве;
сформулировать понятия: «водные ресурсы», «водный кадастр», «водопотребление», «водопользование», «водооборотная система»;
2. Формирующие УУД
Личностные:
-Осознание значимости географических знаний для современного человека.
- Формирование экологическое сознания.
Регулятивные:
Коммуникативные:
приводить аргументы, подтверждая их фактами, отстаивать свою точку зрения;
сотрудничать с другими участниками группы, слушать мнения других.
Познавательные:
выявлять проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
расширять знания о профессиях, связанных с использованием и потреблением воды.
Тип учебного занятия: урок открытия нового знания
Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в группе.
Оборудование: учебник, атласы, контурные карты у обучающихся;
карточки с заданиями и оценочные листы; раздаточный материал «Экологические задачи»; презентация «Водные ресурсы России. Охрана вод» (авт. Бабакина Л.И, учитель МКОУ СОШ №18 г.Изобильный Ставропольского края), музыкальные фрагменты «Звуки воды», презентация уч-ся , запись песни Ю.Антонова «Живёт повсюду красота», видеоролик «Наводнение».
интернет ресурсы, интерактивная доска, видеопроектор.
Планируемые результаты
Личностные:
Осознать значимость географических знаний для современного человека, понимать важность экологической проблемы для жизни и здоровья и необходимость личного участия в её решении.
Уметь работать в группе, сотрудничать, отстаивать и доказывать свою точку зрения.
Предметные:
-Знать географические термины по теме
Понимать значение и проблемы водных ресурсов;
Определять пути решения экологической проблемы
Метапредметные:
уметь работать с текстом учебника, выделять главное, формулировать определения и выводы;
анализировать информацию для подготовки ответа на вопрос
использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей
уметь организовывать свою деятельность.
Оборудование к уроку:
Презентация «Водные ресурсы. Охрана вод».
Видеоролик «Наводнение».
Песня Ю.Антонова «Живёт повсюду красота», запись Шума воды.
Мультимедийный проектор.
Смысловые блоки урока | Организация познавательной деятельности уч-ся | Деятельность учащихся |
1. Организационно мотивационный этап урока |
Определение темы урока Слайд 1 Слайд 2 Определение цели и задач урока | Прозвенел звонок веселый. Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! Садитесь поудобнее, нас ждёт впереди урок, уверена , что он для вас будет интересным и познавательным. Мы продолжаем изучение природы нашей страны. Тема урока состоит из двух частей. Сейчас постарайтесь определить её первую часть: В луже, в речке, океане И в водопроводном кране! Как сосулька замерзает, В дом туманом заползает. На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Растворяет сахар в чае, Мы ее не замечаем. Мы привыкли, что она Наша спутница всегда. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться, Смею вам я доложить, Без неё нам не прожить. А теперь прочтём эпиграф к уроку и определим 2-ю часть темы. - Эпиграф урока на доске: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник» (монгольская пословица). сформулировать цель урока, исходя из препредложенного плана урока. Водные ресурсы и их значение. Оценка водных ресурсов и размещение их по территории страны. Водный кадастр. Водопользование и водопотребление. Охрана вод. Стихийные явления, связанные с водой. Что же мы будем делать, чтобы достичь цели? ПРОБЛЕМА: | Готовность к уроку «ДА!» Определяют тему урока: Водные ресурсы. Охрана вод. Записывают тему в тетрадях. Формулируют цель урока: - оценить значение и выявить основных проблемы, связанные с использованием водных ресурсов России и предложить пути решения этих проблем. Записывают в тетрадь: Водные ресурсы----------------Человек |
Водные ресурсы и их значение Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 | Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучили? Воду каких водоёмов больше всего использует человек? А др. источники он может использовать? Что же такое водные ресурсы? (слайд 3) Вспомните, какое значение имеет вода? Где человек использует воду? - в быту ( итоги подсчётов) - в промышленности - дешёвые транспортные пути (на к.к нанести каналы) - в с/х В 9 классе- эл.энергетика | Поверхностные и подземные Рек и озёр Дискуссия Запись определения в тетрадь. Семья- Жители .Б.Кушум- 93 000 л/сут Жители с. Наумовка- 447х300=134 100 Балаковский р-н- 64 млн л (213 тыс чел) Саратовская область-750 млн л (2,5 млн чел) Отвечают на вопрос:Почему же вода не заканчивается? |
Оценка водных ресурсов и размещение их по территории страны. Водный кадастр. Слайд 8, 9, 10 Слайд 11. | Используя текст учебника стр. 84, дать оценку водных ресурсов России. Выводы: 1.зачитывают (демонстрация таблицы) Вывод: вы несколько минут были в роли специалистов-экспертов водного кадастра.(давали оценку водным ресурсам) Что же такое водный кадастр? Специальности, которые можно получить в ВУЗах г. Саратова. Комплексное использование и охрана водных ресурсов Инженер Водоснабжение и водоотведение Инженер, Техник Водные биоресурсы и аквакультура Бакалавр рыбного хозяйства, Магистр рыбного хозяйства | Работают в группах 1) Водные ресурсы размещены по территории страны _______________. 2) Обеспеченность ресурсами речного стока в расчёте на единицу площади _____________ среднемировой в ________________ 3) Больше всего воды в реках (в какое время года?) ____________, а потребность в воде ощущается __________. 4) В летний период сток невелик из-за того, что осадки расходуются на_______________ Формулируют определение и записывают в тетрадь |
Физминутка (под «Шум воды») | Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся | |
Водопользование и водопотребление Слайд 12. | Ну раз уж вы хорошие специалисты по водным ресурсам, заполните таблицу. ( -Чем отличается водопользование от водопотребления?) Напомнить поговорку о воде: «Где пробьётся, там и наберётся» | Заполните таблицу: Водопользование /без изъятия/ | Водопотребление /с изъятием/ | 1. | 1. | 2. | 2. | 3. | 3. | 4. | | Загрязнение воды, ухудшение качества воды | Уменьшение количества воды, Ухудшение качества из-за стоков | Рыбное хозяйство (разведение рыбы и рыбалка) . Сельское хозяйство Гидроэнергетика /ГЭС, ПЭС/ Промышленность . Речной транспорт Купание в реке Коммунальное хозяйство (вода на бытовые нужды, полив улицы, зелёных насаждений и т.д Проверка (на интерактивной доске записаны определения) |
Охрана вод Стихийные явления, связанные с водой | СЛАЙД 13 Права граждан на удовлетворение потребности в качественной воде закреплены Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Однако часто даже очищенная вода не по всем показателям отвечает санитарно-гигиеническим нормам. Жители многих районов вынуждены ее употреблять, так как другой воды у них нет. Возникает проблема охраны вод от загрязнения. Предлагаю вам поучаствовать в разработке предложений по решению этой проблемы. Прочитайте в учебнике стр.85, свои предложения, обсудите в своих группах В статье 58 Конституции РФ сказано: (со стенда) Каждый гражданин РФ обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам А вы принимаете участие в решении этой важной глобальной проблемы? Просмотр видеоролика «Наводнение», а какие ещё стихийные бедствия связаны с водой? Стихийные явления | Причина | Районы | Меры борьбы | | Работа по учебнику и внесение своих предложений. (творческая работа) Презентация Домашнее задание и подготовить презентацию об одном из стихийных бедствий. |
Закрепление | Тест по теме урока. | Выполняют (3 мин) Самопроверка (1 мин) |
Рефлексия деятельности | Продолжи фразу: - Я не знал …….., теперь Я знаю ………….. | |
Рефлексия эмоционального состояния | «Для меня сегодняшний урок…» Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. | Проводят самоанализ своей работы и своего успеха на уроке. Урок | Я на уроке | Итог | 1. интересно | 1. работал | 1. понял материал | 2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал | 3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял | |
Домашнее задание (продолжение) | Нанести на к.к. Каналы и доказать «Москва- порт 5 морей»-всем уч-ся; 2) заполнить таблицу или подготовить презентацию по плану в таблице; 3)составить кроссворд по теме «Водные ресурсы России»- по желанию | |
Дополнительный материал:
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины
Храните речку светлую мою!
На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскимисокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданному им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство»
Вы- члены экологических организаций и вам пришли письма с просьбой о помощи
После весеннего разлива рек в старицах и понижениях остаётся много рыбы и особенно мальков, которые обречены на гибель. Какую помощь можно им оказать? (Когда старицы мелеют, вы можете вылавливать мальков и мелкую рыбу и выпускать их в большую реку)
Скажите, какие отрицательные последствия могут возникнуть при создании водохранилища?
(Замедляется скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Водохранилища приводят к заболачиванию окрестностей, т.к. происходит подъём уровня грунтовых вод. Происходит затопление пойменных земель, обладающих плодородием).
Тест по теме «Водные ресурсы. Охрана вод.»
1.Укажите, что не относится к внутренним водам.
а) реки и озера;
б) озера и болота;
в) моря и заливы;
г) ледники и многолетняя мерзлота.
1. Установите соответствие между реками и их бассейнами
Реки Бассейны:
а) Амур 1) Бессточный бассейн
б) Обь 2)Атлантический океан
в) Волга 3) Тихий океан
г) Лена 4) Северный Ледовитый океан
2. Выберите верное определение:
Водные ресурсы- это
а) воды гидросферы, которые использует человек;
б) воды Мирового океана, которые использует человек;
в) поверхностные и подземные воды, которые использует человек.
3. Водный кадастр- это
а) свод сведений о водных ресурсах;
б) профессии, связанные с водопользованием;
в) описание рек и озёр.
4.Водопользование- это
а) использование вод для сельского хозяйства;
б) использование вод на заводах и фабриках;
в) использование вод для перевозки грузов.
5. Водопотребление- это
а) использование вод на заводах и фабриках;
б) использование вод для перевозки грузов
в) использование вод для рыбалки.
6. Охране вод от загрязнения способствует:
а) вторичное использование воды;
б) строительство заводов на крупных реках и озёрах;
в) вырубка лесов вдоль берега.
г) экономное расходование воды в быту и на производстве;
д) сбор и переработка мусора и отходов.
7. Стихийные явления, связанные с водой:
а) вулканы;
б) наводнения;
в) цунами;
г) сели и оползни;
д) землетрясения.
1-ая группа
Задание 1 (с. 84)
Водные ресурсы размещены по территории страны (как) _______________.
3) Больше всего воды в реках (в какое время года?) ____________, а потребность в воде ощущается __________.
Задание 2.
Водопользование /без изъятия/ | Водопотребление /с изъятием/ |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | |
А) Рыбное хозяйство (разведение рыбы и рыбалка) Б) Сельское хозяйство В) Гидроэнергетика /ГЭС, ПЭС/ Г) Промышленность Д) Речной транспорт Ж) Купание в реке З) Коммунальное хозяйство (вода на бытовые нужды, полив улицы, зелёных насаждений и т.д |
Вывод: Что произойдёт с водой и её качеством? |
1) 2) | 1) 2) |
2 группа
Задание 1 ( с.84)
Обеспеченность ресурсами речного стока в расчёте на единицу площади _____________ среднемировой в _________раза.
В летний период сток невелик из-за того, что осадки расходуются на___________________________________________________________ и _______________________.
Задание 2
Водопользование /без изъятия/ | Водопотребление /с изъятием/ |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | |
А) Рыбное хозяйство (разведение рыбы и рыбалка) Б) Сельское хозяйство В) Гидроэнергетика /ГЭС, ПЭС/ Г) Промышленность Д) Речной транспорт Ж) Купание в реке З) Коммунальное хозяйство (вода на бытовые нужды, полив улицы, зелёных насаждений и т.д |
Вывод: Что произойдёт с водой и её качеством? |
1) 2) | 1) 2) |
Задание 3.
Как сохранить водные ресурсы от загрязнения и истощения?
Распределение водных ресурсов
по территории России
Европейская часть | | Азиатская часть |
| | |
Население - 80 % | в 4 раза | Население - 20 % |
Обеспеченность – 8500 м3 в год на человека | в 12 раз | Обеспеченность - 100 000м3 в год на человека |