СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 7 классе по теме: "Природные зоны Северной Америки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке есть  цель и задачи урока, последовательно указаны все этапы урока,   приведены приемы работы с учащимися  и  вопросы для активизации учебного материала на каждом этапе урока, сформулированы выводы по изученному материалу,   

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 7 классе по теме: "Природные зоны Северной Америки"»

Подготовила учитель географии

Негурица Ирина Анатольевна,

МОУ г. Горловки «Школа № 60»



Класс: 7 урок №____ Дата____ Тема. Природные зоны Северной Америки.

Цель: сформировать понятие об особенностях природных зон Северной Америки.

Задачи урока через планируемые результаты:

- предметные (формировать систему знаний о природных зонах на примере материка Северная Америка; обеспечивать понимание размещение природных зон в зависимости от географического положения, климата, рельефа; обучать выявлению особенностей распространения природных зон на материке; формировать навыки использования текста и текстовых рисунков учебника, географических карт, записей на доске для решения учебных задач);

- метапредметные: (предполагать тему урока; ставить учебные цели и задачи; оценивать правильность выполнения учебных задач; владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации, в том числе по литературе, математике, биологии);

- личностные: (развивать навыки самообразования, саморазвития, научное мировоззрение на основе современных достижений науки и техники; развивать слуховую и зрительную память, умение анализировать, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения; воспитывать интерес к познанию, целеустремлённость).

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, репродуктивный.

Средства обучения:

Алексеев А. И. География. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Полярная звезда) / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2015.; физическая карта мира; карта природных зон мира (или Северной Америки); текстовые рисунки; записи на доске и в тетрадях учащихся, текст о природных зонах из произведений разных писателей и сети Интернет.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверка в учебнике закладок, где карты, с которыми работаем на уроке:

- с. 33., рис. 23. Строение земной коры;

- с. 52., рис.33. Климатические пояса и области Земли;

- с. 242-243. Физическая карта мира;

- с.248. Северная Америка. Физическая карта.

2. Актуализация опорных знаний. Прием «Лови ошибку!» (из высказывания учащиеся убирают ошибку и произносят текст уже без ошибки).

1. Северная Америка расположена в южном и восточном полушариях.

2. Ближе всего к Северной Америке расположен материк Евразия.

3. Мексиканский залив Тихого океана омывает Северную Америку с востока.

4. На материке Северная Америка преобладает горный рельеф, т.к. в основе лежит складчатость.

5. Горы Кордильеры расположены на севере материка и относятся к низким горам.

6. Крупнейшей рекой Северной Америки является река Юкон.

7. К Великим озерам материка относятся такие три озера: Большое Медвежье, Виннипег, Атабаска.

8. Северная Америка расположена во всех климатических поясах.

9. Арктические воздушные массы не доходят до побережья Мексиканского залива, т.к. путь им преграждают горы Аппалачи.

3. Мотивация. Прием «Продолжи предложение».

Разные материки для изучения (какие? корректировка ответов)… не очень легки
Чтобы лучше их узнать, надо (что делать? корректировка ответов)… чаще карту изучать.

4. Подготовка к сообщению темы урока.

Чтобы сформулировать тему урока, выполните задание. Прием «Продолжи словосочетание».

1. Широтная … зональность.

2. Высотная … поясность.

Что они означают? К какому понятию они относятся? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Записываем: Природные зоны Северной Америки.

5. Постановка цели и задач урока учащимися: (формулируют учащиеся, например, расширить знания о…, изучить…, продолжить развивать свои умения… и т.д.). Учитель корректирует ответы, учащиеся записывают свою цель в рабочие тетради.

6. Изучение нового материала с поэтапным закреплением.

Но прежде, чем отправиться в путешествие по карте природных зон материка, вспомните: 1).Что такое природная зона?  (Природная зона - крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности, животного мира.)

2). От каких причин зависит размещение природных зон на материке(От географического положения, рельефа, климата, особенно от соотношения тепла и влаги.)

Самостоятельная работа с картой.

1). Пользуясь картой, назовите природные зоны Северной Америки. 

2). Объясните размещение природных зон на материке Северная Америка.

(Природные зоны в северной части на равнинном рельефе вытянуты полосами с запада на восток. В центре и на юге - расположены в меридиональном направлении. В горах наблюдается высотная поясность: зоны сменяют друг друга от подножья к вершине.)


Вопросы для активизации учебной деятельности: Почему не соблюдается закон широтной зональности для всех зон? Назовите зоны, расположение которых противоречит закону широтной зональности. (Зоны степей, смешанных и широколиственных лесов расположены не в широтном, а в меридиональном направлении из-за влияния теплого океанического течения Гольфстрим и гор Кордильер, которые не пропускают влажные воздушные массы на запад.)

Сегодня мы изучим самые крупные природные зоны материка. Основная карта - с. 174. Северная Америка. Природные зоны.

1). Зона арктических пустынь.

Джеймс Оливер Кервуд,  американский писатель и эколог, писал о природе этого края: «Снег, жесткий и мелкий, как кристаллы сахарного песка, лежал под ногами слоем в несколько дюймов, тогда как почва под ним промёрзла на четыре фута. Мороз доходил до шестидесяти градусов ниже нуля». (Для справки: дюйм = 2,54 см, фут = 30,48 см).

Проанализируйте этот текст и карту природных зон материка. Назовите природную зону. Какую связь между компонентами природы вы обнаружили в этой зоне?

Прием «Ассоциация». Запись в тетрадях. Арктические пустыни: север, о-ва – снег, холод – лишайник – животные моря (тюлень, морж, белый медведь).

Вопросы для активизации учебной деятельности: Почему здесь встречаются в основном животные моря?

2). Тундра.


Канадский писатель, биолог, защитник окружающей среды Фарли Моуэт писал: «…Следы вели прямо через огромное болото, но беда заключалась в том, что волчьи лапы увязали в нем всего на восемь - десять сантиметров, тогда как я проваливался на добрых тридцать сантиметров до мерзлого грунта…. Мертвое молчание! Только посвистывание невидимых ржанок свидетельствовало о том, что жизнь все-таки существует на этой голой, похожей на поверхность Луны земле».

Проанализируйте этот текст и карту природных зон материка. Назовите природную зону. Какую связь между компонентами природы вы обнаружили в этой зоне?

Прием «Ассоциация». Запись в тетрадях. Тундра: север материка – многолетняя мерзлота – болота – безлесье (травы, ягодные кустарнички, карликовые ива и береза) – крупные животные с густой шерстью (песец, овцебык, лемминг).

Вопросы для активизации учебной деятельности: Почему безлесье? Как образовалась многолетняя мерзлота? Почему встречаются карликовые деревья? Где грибы могут быть выше дерева?

3). Тайга.

Описание из Интернета. При движении на юг количество солнечного тепла возрастает. Прохлад­ный и сравнительно влажный климат способствует росту хвойных деревьев на подзолистых почвах, напоминающих цвет золы. Растет сосна, пихта, ель, лиственница.

Проанализируйте этот текст и карту природных зон материка. Назовите природную зону. Какую связь между компонентами природы вы обнаружили в этой зоне?

Прием «Ассоциация». Запись в тетрадях. Тайга: тепла и влаги достаточно – подзолистые почвы – хвойные породы деревьев (черная  и серебристая ели, достига­ющие в высоту 60 м!) – лось и крупные хищники (бурый медведь - гризли, рысь, волк)


Вопросы для активизации учебной деятельности: Как образуются подзолистые почвы? Как приспособились обитатели тайги к условиям природной среды?

4). Смешанные и широколиственные леса.

Известный американский писатель Фенимор Купер так описывал эту зону: «Вяз со своей изящной плакучей кроной, все многочисленные разновидности клена, а также благородные породы американского дуба и широколистная липа..., - все эти деревья, переплетаясь верхними сучьями, образовали как бы необозримый лиственный шатер… Тут и там стройный гладкий ствол сосны, прорвав этот полог, высоко возносил над ним свою главу, словно изящный обелиск, искусно воздвигнутый над лиственным долом».

Проанализируйте этот текст и карту природных зон материка. Назовите природную зону. Какую связь между компонентами природы вы обнаружили в этой зоне?

Прием «Ассоциация». Запись в тетрадях. Смешанные и широколиственные леса: широкая полоса южнее тундры - климат теплее, осадков больше – почвы плодороднее - разные породы деревьев (вяз, дуб, ива, сосна, тюльпанное дерево)- животные леса (черный медведь барибал, рысь, волк) - изменена человеком для сельского хозяйства.

Вопросы для активизации учебной деятельности: Почему зона смешанных и широколиственных лесов изменена человеком больше зоны тайги?

4. Степи.

Английский писатель, автор приключенческих романов Майн Рид писал: «Все линии здесь мягки и плавны; холмы с закруглёнными вершинами и отлогими склонами переходят в зеленые долины, …. И холмы, и долины устланы богатым ярко-зеленым ковром невысокой бизоньей травы, и кажется, будто этот недавно скошенный луг покрывается новой молодой зеленью".

Проанализируйте этот текст и карту природных зон материка. Назовите природную зону. Какую связь между компонентами природы вы обнаружили в этой зоне?

Прием «Ассоциация». Запись в тетрадях. Степи: центр материка – равнина – тепло + достаточно влаги – черноземы - разнотравье – животные (редко волки, лисицы, койоты, много грызунов)- изменена человеком для сельского хозяйства.

Вопросы для активизации учебной деятельности: Какой тип почвы формируется под травянистой растительностью в условиях умеренного климата? Как называются степи Северной Америки? (Это название назовет тот, кто смотрел художественные фильмы о жизни индейцев Северной Америки. Подготовьте ответ к следующему уроку.)

5. Пустыни.

Описание из Интернета. Воздух здесь имеет очень низкую влажность и пропускает значительную часть солнечной радиации. Характерны резкие колебания между дневными и ночными температурами. Испарение воды здесь часто преобладает над ее выпадением. Однако местные растения в процессе развития научились ее добывать и накапливать: кактусы-деревья цереусы, вырастающие до 20 метров, кактусы шарообразной формы в ширину достигают 2,5 метров, есть юкка, агава. В основном  животные, способные быстро передвигаться: грызуны, насекомые, среди них ядовитый тарантул.

Проанализируйте этот текст и карту природных зон материка. Назовите природную зону. Какую связь между компонентами природы вы обнаружили в этой зоне?

Прием «Ассоциация». Запись в тетрадях. Пустыни: среди гор на западе – жарко и сухо – тощие почвы – специфический растительный и животный мир (кактусы до 20м высотой, грызуны, насекомые).


Вопросы для активизации учебной деятельности: Почему у западных берегов материка образовались пустыни? Почему у кактусов листья видоизменились в колючки?


6. Переменно- влажные леса.

Описание из Интернета. Это одна из самых плодородных зон на материке. Характеризуется достаточно высокой среднегодовой температурой, до +24 градусов, теплой зимой, при которой температура редко опускается ниже 0º С. В эту зону входит Примексиканская и Миссисипская низменности.

Проанализируйте этот текст и карту природных зон материка. Назовите природную зону. Какую связь между компонентами природы вы обнаружили в этой зоне?

Прием «Ассоциация». Запись в тетрадях. Влажные леса: юг - тепло и влажно – вечнозеленые и листопадные деревья в несколько ярусов – много животных – человеком изменена – выращивание табака, хлопка, цитрусовых.

Вопросы для активизации учебной деятельности: Почему зона очень изменена человеком?

7. Высотная поясность.

Описание из Интернета. В Кордильерах наиболее ярко высотная пояс­ность представлена на юге в субтропиках. Здесь до 1200 м склоны гор заня­ты жестколистными вечнозелеными лесами и кустарниками. Выше, до 1900 м, распространены хвойные сосновые леса. До 3000 м поднимаются еловые леса. Еще выше, до 3800 м — царство альпийских лугов. Самые высокие точки гор покрыты многолетними снегами и ледниками.

Задание. Выполните по описанию схему-рисунок «Высотная поясность Кордильер».

Вопросы для активизации учебной деятельности: Чем определяется выраженность высотной поясности в горах материка?

Задание. Сформулируйте общие выводы по теме сегодняшнего урока.

Общий вывод с дополнениями учителя.

• В Северной Америке представлены почти все природные зоны Северного полушария, за исключением влажных экваториальных лесов. Самые большие площади на материке занимают природные зоны умеренного пояса.

• В горах Северной Америки выражена высотная поясность, особенности которой определяются высотой гор, расположением их в различных климатических поясах.

• В Северной Америке встречается множество удивительных видов животных и растений, часть из которых нуждается в тщательной охране. В странах Северной Америки приняты законы об охране и восстановлении природы. Ведётся наблюдение за состоянием отдельных компонентов природы, восстанавливаются разрушенные комплексы: сажают леса, очищают загрязнённые реки и озёра.


7. Рефлексия.

Мне интересно было… Я смог объяснить…. Больше всего запомнилось, что… У меня были затруднения в работе с … Хочу найти дополнительный материал…

8. Итог урока. Выставление и аргументация отметок.

9. Домашнее задание.

Прочитать параграф 40 (с.164-165), выучить выводы урока по записям в тетради. Оформить исследовательский проект «Разработка маршрута, охватывающего объекты Северной Америки, занесенные в список природного наследия ЮНЕСКО». (Форма оформления проекта на выбор: в виде презентации, рекламного проспекта, туристического маршрута, буклета, коллажа, рисунка, аппликации и т.д.).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!