СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 5 классе "Топографическая карта"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения знаний (технологическая карта) по теме "План и карта" для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 5 классе "Топографическая карта"»

Конспект урока по географии в 5 классе на тему: «Топографическая карта».

(Технологическая карта урока)

ФИО учителя

Кузнецова Е. Г.

Тема

«Топографическая карта».

Цель 

Проверить знания о видах масштаба и умения им пользоваться, умения читать условные знаки, определять стороны горизонта и азимут, умение работать с планом местности.

Задачи

Создать ситуацию для решения проблемного вопроса, побудить учащихся к поиску новых знаний; создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать познавательный текст; содействовать развитию у детей умению общаться.

Основное содержание темы, термины и понятия

Географическая карта, масштаб, условные знаки, легенда карты, изолиния, топографическая карта, ориентирование, компас, стороны горизонта, азимут, рельеф, относительная высота, абсолютная высота, уровень моря.

Планируемые результаты

 

 

 

 

 

 

личностные

метапредметные

предметные

 Формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности, формирование нравственного поведения и морального сознания

разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров, осознание ценности географических знаний как важного компонента культуры

Умение организовывать свою дея­тельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоя­тельный поиск, анализ, отбор ин­формации, умение взаимодейство­вать с людьми и работать в коллек­тиве; высказывать суждения, под­тверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы;

Учащиеся должны уметь определять направление на карте и на плане, с помощью масштаба определять расстояние, определять взаиморасположение объектов, определять абсолютные высоты, используя понятие «горизонталь», составлять описание местности по топографическим картам

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения способов и форм описания земной поверхности, осознание практической значимости полученных знаний и умений.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям план местности. топографические знаки, стороны горизонта, азимут; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из карт атлас, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе: распределять роли в группе, договариваться друг с другом

Межпредметные связи

Математика, черчение

Формы работы

Индивидуальная, групповая, работа в парах

Ресурсы

Учебник: А.И.Алексеев и др. География 5-6 классы Изд. «Просвещение»,-М.2012 (Академический школьный учебник), топографическая карта атласа











Структура и ход урока

п/п

Деятельность

 

Учителя:

Ученика:

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Проводит  инструктаж, настраивает   учащихся на работу

Приветствие учителя, готовность к уроку.

1. Актуализация опор­ных знаний по теме

Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий

создать условие для активизации мыслительной деятельности обучающихся

Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущие уроки.

Объясните: Что общего у этих слов?

Крупный масштаб,

небольшая поверхность Земли,

измерение расстояний,

стороны горизонта, компас,

условные знаки,

абсолютная высота, горизонталь,

азимут, транспортир





Вспоминают изученный ранее материал

 Высказывают предположения на поставленные вопросы

Отвечают на вопросы учителя в виде беседы.


2. Формирование темы урока.

 Сегодня мы возвращаемся к теме: «Топографические карты». Представьте, что вы идете в поход далеко от поселка. Вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно подумать, какое снаряжение, какую одежду взять, возможно – подготовиться к переходу реки, оврага и т.д.

-   Откуда вы сможете получить информацию о районе похода?  
Показать две карты: географическую и топографическую.
-    Какую карту нужно взять в поход?  (Топографическую). Почему? Ребята, попробуйте определить тему нашего урока. 

Вступают в диалог, проговаривают и осознают

Объясняют и  формулируют тему, записывают в листок учета знаний.. 


3. Целеполагание.

Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.


Формулируют цель урока.


4. «Открытие» нового знания.





























































































































































































5.Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Стимулирует активное участие всех детей в поиско­вой деятельности 
















































Для достижения целей урока, мы будем выполнять разные задания, часть заданий вы будете выполнять индивидуально, часть вдвоем и часть заданий в группе. Каждый из вас получит лист учета знаний, где будет выполнять задания, отмечать результаты работы. В конце урока вы подведете итоги своей работы.

Итак, мы собираемся в поход.

Как мы узнаем, что интересного находится на данной территории?

Значение условных знаков.

( Учитель стимулирует активное участие всех детей к практиче­ской части для выполнения  задания).

Музыканты из разных стран понимают друг друга и используют свой особый язык – нотную грамоту. Для математиков таким языком общения стали цифры и символы. Химики применяют в своей науке язык символов химических элементов и формул веществ. Для танцоров существует язык жестов и движений. Мы знаем, что языком, которым владеют географы всех стран, является язык знаков. Знаки и обозначения на карте поймет без труда и ученый, и геолог, и полярник любого государства.

Для того, чтобы научиться читать карту надо знать ее азбуку. А что будет являться «азбукой» карты? – условные знаки

Практическая работа 1.

Пользуясь картой, составьте маршрут туристического похода, используя как можно больше интересных природных и культурных объектов данной местности



Теперь нам надо определить расстояния между объектами и общий путь. Как мы это можем сделать?

Что такое масштаб? Какие виды масштаба вам известны? Какие инструменты нужны для измерения расстояний? Как вы будете определять расстояния между объектами, пользуясь масштабом?

Практическая работа 2 (учитель контролирует и оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения)

Определите расстояния между объектами. Определите общую протяженность маршрута

Мы определили объекты маршрута, измерили расстояния между ними. Теперь мы знаем куда пойдем и какое расстояние мы должны будем пройти. Мы можем идти в поход?

Нет. Почему? Что нам еще надо знать, перед тем как отправиться в поход?

Правильно, нам надо знать в каком направлении мы будем двигаться. Как это можно определить? Что мы должны знать?

Что такое ориентирование?

Какие стороны горизонта вы знаете?

 Какой прибор используется для определения сторон горизонта? Как им пользуются?

Как обозначены стороны горизонта на топографической карте?

Практическая работа 3.



Для более точного определения направления пользуются азимутом. Что такое азимут?

Как можно ориентироваться на местности , если нет компаса?



Определите азимуты на выбранные вами объекты.



Теперь мы полностью готовы к походу. Знаем куда идти, какое расстояние мы должны пройти. Могут ли нас в походе подстерегать еще какие-нибудь неожиданные препятствия? Какие еще сведения о местности, по которой мы будем двигаться, можно узнать по нашей карте?

Формы рельефа

Что такое рельеф? Какие формы рельефа вам известны? Как они изображаются на карте?

Практическая работа 4

Определите по карте, какие формы рельефа вам встретятся на пути.

Значение топографической карты в жизни людей.

 Особенно широко карты используются в военном деле. Они являются основным источником информации о местности, одним из средств обеспечения боевых действий войск. В них нуждаются артиллеристы, ракетчики, танкисты, летчики и другие специалисты. По ним ориентируются на незнакомой местности, принимают решение на ведение боевых действий, совершают марши; подготавливают данные для стрельбы артиллерии и пуска ракет; определяют координаты целей. Людям каких профессий еще очень важно уметь пользоваться топографической картой?

В заключении урока попробуем применить умение пользоваться топографической картой для решения более сложной задачи.

(Учитель предлагает задания на «новое»  знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, про­тиворечий между ними).

Представьте, что вы строители и вам надо построить промышленные объекты на определенной территории, Но прежде чем приступить к строительству надо ……….? (выбрать площадку под строительство).

Как вы будете выбирать место для строительства?

Правильно – воспользоваться топографической картой данной местности.






















 

 Учащиеся разбиваются на группы







































Читают письмо, записывают в лист учета знаний, отвечают устно.















Анализируют план местности и выбирают необходимые сведения, записывают в лист учета знаний.









Отвечают на вопросы. Учащиеся, ответившие на вопрос, ставят отметку в листке учета знаний в графе «Устный ответ»





Приступают к практической части – определяют расстояния между объектами. Ответы записывают в лист учета знаний









Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся, ответившие на вопрос, ставят отметку в листке учета знаний в графе «Устный ответ»















Выполняют задание на листе учета знаний.

Задание 3а





















Выполни задание на листе учета знаний (3б)

Закрепляют на практике алгоритм определения азимута по плану местности (3в)













Анализируют план местности и выбирают необходимые сведения. Выполняют задание в листе учета знаний















Выдвигают предположения о практическом использовании планов и карт в жизни.













Задания выполняются группой (4 человека)

Ответ запишите

Обсуждают в группах и индивиду­ально, обосновывают выбор своего решения или несо­гласие с мнением других 

Объясняют, анализируют, формулируют

Дают развернутый ответ, обобщают информацию. 

(Задания выполняются по вариантам)
























6.Рефлексия

(подведение итогов  урока).

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал? Выберите смайлики, с каким настроением вы уходите с урока.


Отвечают на вопросы,

7. Домашнее задание

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.


Записывают домашнее задание.

Листок учета знаний

Фамилия, имя________________________________________________________________________________________________

Тема урока_______________________________________________________________________________________

Вариант 1

Задание

Ответ

1

Устные ответы


2

Практическая работа 1

А) Прочитай письмо

Б) Выбери объекты по условным знакам













3

Практическая работа 2

А) Определи расстояние между выбранными объектами

Б) Определи общую протяженность маршрута


4

Практическая работа 3

А) Определи стороны горизонта

Б) определи стороны горизонта по местным признакам

В) Определи азимуты на выбранные объекты


5

Практическая работа 4

Определи формы рельефа, через которые проходит маршрут


6















Листок учета знаний

Фамилия, имя___________________________________________________________________________________________

Тема урока____________________________________________________________________________________________

Вариант 2

Задание

Ответ

1

Устные ответы


2

Практическая работа 1

А) Прочитай письмо

Б) Выбери объекты по условным знакам
















3

Практическая работа 2

А) Определи расстояние между выбранными объектами



Б) Определи общую протяженность маршрута




4

Практическая работа 3

А) Определи стороны горизонта

Б) Определи стороны горизонта по местным признакам

В) Определи азимуты на выбранные объекты


5

Практическая работа 4

Определи формы рельефа, через которые проходит маршрут


6












Задания для варианта 1. Определи стороны горизонта по местным признакам



Задание для 1 варианта. Задание 2

Для строительства колодца с ветряным двигателем, предназначенного для водоснабжения поселка Новый, предлагаются площадки, обозначенные на карте цифрами 1 и 2. Определите, какими преимуществами обладает площадка 2, если известно, что водоносные слои на обеих площадках залегают на одинаковой глубине.







Задания для варианта 2. Определи стороны горизонта по местным признакам



Задание для 2 варианта. Задание №2





Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной команды. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!