Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 6 классе по теме "Топографический план и карта"»
Урок географии в 6 классе по теме «Топографический план и карта»
Борисова марина Олеговна,
Учитель географии МБОУ ЛИТ
г. Хабаровска
Цель урока:
развитие:
познавательных учебных действий: учащиеся получат возможность научиться давать определение понятиям «масштаб и его виды», «топографический план и карта», научатся определять расстояния между географическими объектами с помощью линейного, именованного и численного масштаба в процессе решения практических и познавательных задач; распознавать условные знаки планов местности
коммуникативных учебных действий: учащиеся получат возможность научиться аргументировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Оборудование урока:
учебник А.А.Летягин, «География. 6 класс», изд. «Вентана-Граф»
географический атлас 6 класса изд. «Дрофа»
цветные карандаши, бумага, ножницы
Тип урока:
Урок первичного предъявления новых знаний и формирования первоначальных предметных умений
Содержание урока:
масштаб топографического плана и карты
топографический план и карта
условные знаки топографических карт и плана
Этапы урока:
Изучение новых знаний и способов деятельности
В начале урока ученики систематизируют имеющиеся у них знания
по теме по вопросам, которые стоят перед §10:
что такое план местности
как на плане изображают объекты местности
что называют масштабом плана
какие виды изображения земной поверхности вы знаете
Новые знания учащиеся получают, работая с текстом §10 на стр. 36 учебника. В процессе работы с текстом учащиеся формулируют новые понятия урока:
«Масштаб – это величина, которая показывает, во сколько раз изображение местности уменьшено по сравнению с натуральными размерами».
В зависимости от масштаба географические карты бывают: крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные. «Топографические карты – это крупномасштабные карты, на которых местность уменьшена в 200 000 раз и менее»
Особая разновидность топографических карт – это топографические планы:
«Топографические планы – это подробное изображение земной поверхности и географических объектов, расположенных на ней». На плане изображение уменьшается не более, чем в 10 000 раз.
Способы записи масштаба бывают трех видов:
численный – 1:10 000 (один к десяти тысячам или один сантиметр на карте соответствует 10 000 сантиметрам на местности)
именованный – в 1 см – 100 м (один сантиметр на карте соответствует 100 метрам на местности)
линейный – когда масштаб изображают в виде линейки, на которой графически показано, сколько метров или километров содержится в одном сантиметре на карте или плане
Новые способы деятельности по данному разделу урока учащиеся отрабатывают, работая с картами атласа:
Каков масштаб карты полушарий (стр.14-15), карты России (стр.16-17). Прочитайте численный и именованный масштабы карт.
Каков масштаб топографической карты на стр. 6 в атласе? Прочитайте численный и именованный масштабы.
Для чего используется масштаб? Как измерить расстояние по карте с помощью масштаба?
Что еще нужно знать, чтобы работать с картой?
Новые знания об условных знаках учащиеся получают из текста учебника стр. 38-39.
Условные знаки топографических карт помогают определить географическое положение объекта на местности, с их помощью можно представить и описать объект.
Условные знаки делятся на группы по содержанию:
Гидрография и рельеф
Растительность
Населенные пункты
Пути сообщения
По свойствам:
Масштабные
Внемасштабные
Пояснительные
Условные знаки представлены в «легенде» карт или условных обозначениях.
Новые способы деятельности по данному разделу урока учащиеся отрабатывают, работая с картами атласа и рисунком 40 на стр. 40 в учебнике – изучают условные знаки и записывают их в тетрадь.
2. Усвоение новых знаний, полученных в первой части урока, происходит во время групповой работы с топографической картой атласа (стр.6-7). Класс делится на группы по 4 человека (соседние парты) и составляет по карте описание участков карты:
лес на северо-западе
окрестности деревни Демидово
окрестности деревни Волково
окрестности деревни Никитино
окрестности деревни Зорино
3. Закрепление и применение изученного материала в группах – составление «Топографического домино». У каждой группы есть материал для изготовления фишек домино - бумага, ножницы и цветные карандаши. Команды изготовляют по пять фишек (карточек) домино размером 10х4 см с изображением различных условных знаков. Каждая группа изображает условные знаки определенных типов:
гидрография
рельеф
растительность
населенные пункты
пути сообщения
внемасштабные знаки
Изготовленные фишки топографического домино используются для закрепления условных знаков – команды обмениваются фишками и по очереди называют условный знак, изображенный на ней.
Обобщение и коррекция изученного материала
При подведения итогов урока учащиеся:
повторяют определение основных понятий урока: масштаб, топографические планы и карты, условные знаки
отвечают на вопрос: где в жизни им придется сталкиваться с этими понятиями и для чего они им будут нужны
научились ли они использовать масштаб и условные знаки для чтения топографических планов и карт
Домашнее задание: §10, подготовить ответы на вопросы после § и подготовиться к топографическому диктанту
4