Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.
методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
информационные методы – работа с картой, учебником, дополнительной литературой.
Уметь – работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1.Организационный момент Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; | Приветственное слово учителя: Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Давайте узнаем, с каким настроением мы пришли на урок. На доске висит изображение трех лиц: веселое, нейтральное и грустное, Прошу вас прикрепить свой лучик к тому лицу, какое у вас настроение сейчас на душе. (Звучит красивая музыка, пока дети прикрепляют свои лучики) Спасибо большое за вашу честность рассказать нам о своем настроении. И я надеюсь, что солнышко, которое у нас получилось, будет нам светить в нашем путешествии. | Приветствуют учителя,
Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | Сегодня на уроке мы начнем путешествие по планете Земля. Какой материк будет первым в нашем путешествии? На этот вопрос нам поможет ответить разгаданный кроссворд. Философ, доказавший шарообразность Земли. Сторона горизонта. Чертеж, изображающий поверхность Земли в уменьшенном виде. Прибор, с помощью которого можно ориентироваться. Третья планета Солнечной системы. Линия, вдоль которой Земля движется вокруг Солнца. Самая глубокая впадина.
| Диалог с учителем. Отвечают на вопросы
Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) |
3. Этап изучения новых знаний и способов действий Постановка учебной цели. Поиск информации Цель: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. | -Давайте, определим тему нашего урока. -Итак, тема нашего урока « Путешествие по Евразии».(слайд2) Подумайте, какова цель нашего путешествия? (слайд 2) Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? Запишите тему урока в тетрадь. Вы узнаете: (слайд 3) О размерах и географическом положении материка. О природных «рекордсменах» материка. Почему природа материка разнообразна. Нам предстоит ответить на главный вопрос: Как размеры материка повлияли на разнообразие его природы? - И так своё путешествие по Евразии мы с географического положения материка. (слайд3) План ГП: Рассказ учителя о частях света материка. Адрес материка нам известен. Давайте теперь познакомимся с природой материка. Задания по группам: 1группа - Особенности рельефа материка 2группа – Особенности климата 3 группа – Внутренние воды Евразии 4 группа – Особенности растительного и животного мира 5 группа – Население материка. Слово предоставляется представителям из групп. | Работают с физической картой полушарий и учебником. Ученик у доски даёт характеристику ГП. Учащиеся отмечают на контурной карте океаны и моря. Работают с картой атласа. Получение информации из текста учебника и дополнительной информации (раздаёт учитель.) Представитель каждой группы отвечает у доски, показывая необходимые объекты. Учащиеся отмечают их в к/картах. Задают дополнительные вопросы. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения). познавательные : формировать умения работать с информацией, с текстом учебника.выполнять логические операции самостоятельно... Коммуникативные Регулятивные УУД проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
Физминутка | Давайте немножко отдохнём. Гимнастика для глаз Север-юг, запад-восток. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. Покорчим рожи. Изобразить мордочки различных животных, обитаемых на материке. Рисование носом. Посмотреть на контур материка, острова, моря, экономического района. Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом. Круг. Представить большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. При этом можно мысленно называть соседей экономического района или повторить береговую линию какого-либо материка. | Выполняют упражнения | |
| Прослушав все сообщения, давайте попробуем ответить на главный вопрос нашего урока: Как размеры материка повлияли на разнообразие его природы? | Пытаются ответить на вопрос Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
4.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации Цель: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. | Чему равна площадь Евразии? Какие две части света образуют материк Евразия? Какими океанами омывается территория Евразии? С каким материком Евразия связана Суэцким перешейком? Как называется самая крупная по площади равнина материка? Как называется крупнейшее по площади озеро Евразии и мира? Какие полезные ископаемые добывают на территории Евразии? Какие государства Евразии самые крупные по площади? Какие государства Евразии самые крупные по численности населения? В какой части света расположены высочайшие горы Земли? | Отвечают на вопросы | Личностные УУД: формирование мотивации Регулятивные УУД: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные УУД: анализ, синтез. |
5.Этап подведения итогов Цель: подвести итог проделанной работе на уроке. | Выставление оценок за урок | | |
6.Этап рефлексии Цель: организовать рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке. | Беседа с учащимися Предлагает дополнить предложение: 1) Я знаю, что такое … 2) Я могу … 3) Я научился … 4) Мне очень понравилось…. 5) Мне не понравилось…. 6) Я бы хотел изменить…. | Учащиеся делятся впечатлениями от проделанной работы, отмечают трудности, которые у них возникли в ходе ответов в тестах. Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
7. Этап информации о домашнем задании Цель: назначение вопросов и критерии домашних заданий самими учащимися. | П.21. выполнить тестовые задания в рабочей тетради. По желанию составить кроссворды по теме «Евразия» | Записывают д/з. | |