Тема урока: «Формирование земной коры на территории России»
Цель: сформировать представление об особенностях строения земной коры на территории России.
ЗАДАЧИ:
Продолжить развитие понятия рельеф, и процессов формирования земной коры на примере формирования земной коры территории России.
Изучить современное тектоническое строение территории России (платформенные области, складчатые области), выявить отличия молодых плит от древних платформ
Закрепить умение работать с тематическими картами на примере тектонической карты России.
Продолжить знакомство учащихся с геохронологической шкалой.
ХОД УРОКА
Приветствие . план урока.
Сегодня мы повторим тему «природные условия и ресурсы», а затем начнем изучение раздела «Рельеф и недра».
Повторение с использованием ИКТ
Игра «третий-лишний»
«Светофор»
Что является природными ресурсами?
Актуализация знаний.
Мы продолжаем изучать нашу страну и начинаем рассматривать компоненты природы на ее территории.
Какие компоненты природы вы знаете?
Как вы думаете, какой компонент природы называют «каркасом» природы»?
Рельеф и геологическое строение любой территории является ее каркасом, который оказывает влияние на все другие природные компоненты.
Сегодня мы рассмотрим первую тему раздела «Рельеф и недра» (стр.34).
Объяснение нового материала.
В 7 классе вы уже говорили о строении земной коры, поэтому я предлагаю вам ответить на вопросы, которые есть у вас на партах.
Поработайте в паре, можете использовать учебник (стр.34-35), словарь терминов. Времени в вас 3 минуты. Отвечать будете устно, можно делать пометки на листочках
Вопросы по повторению.
Что такое литосферные плиты? Какие процессы происходят при их схождении?
Что такое платформы? Каково их строение?
По чему можно узнать историю развития любой территории? (Из чего состоит земная кора?)
Какие бывают горные породы по происхождению?
Как могут залегать горные породы ?
Что значит относительный возраст горных пород? Как его определить?
Что такое абсолютный возраст горных пород? Как его определяют?
Что показывает геохронологическая таблица? Как её читают? (снизу вверх или сверху вниз?)
Перечислите эры развития Земли от самой древней
Какие эры делятся на периоды?
Какая эра была самой продолжительной?
Какая эра включает больше всего периодов?
Какая эра и период продолжаются сейчас?
Какие выделяют эпохи складчатости?
Какая складчатость самая древняя? Самая молодая?
Проверить. Проговорить.
Физминутка для глаз.
Земная кора нашей страны формировалась постепенно, во все геологические эпохи.
На границе л/с плит первыми всегда появлялись горы, которые за многие миллионы лет разрушаясь давали основание для платформ (рис.2.1.5)
В ордовике на территории нашей страны выделялись два материка, окружённые водами древних океанов. (рис.2.1.4)
.
Сегодня строение земной коры на территории России мы можем увидеть на тектонической карте (стр.12-13)
Работа с картой.
Поработайте с картой в парах , используя «Мои географические исследования» на стр.37.
Давайте на основе условных знаков тектонической карты начнём заполнение таблицы
Строение земной коры |
Платформы | Области складчатости |
Древние | Вост-Евр. Сибирская | В-Е.равн Среднесиб.пл | Байкальская | Вост. Саян |
Молодые | Западно-Сибирская | Западно-Сибирская равн. | Каледонская | Зап. Саян |
Щиты | Балтийский | Кольский п-в (Хибины) | Герцинская | Урал |
Алданский | Алданское и Становое наг. | Мезозойская | Сихотэ-Алинь |
Анабарский | Среднесибирское плоск (север) | Кайнозойская | Кавказ |
Сопоставьте физическую карту России и тектоническую и дополним схему.
Какой рельеф соответствует платформам?
Какой рельеф соответствует складчатым областям?
Почему горы разные по высоте?
Почему некоторые горные системы, образовавшиеся уже давно, остаются высокими? (например, Алтай)
А может ли на территории Восточно-Европейской равнины появиться горы?
Вывод.Таким образом, мы можем сказать, что
Россия имеет сложное геологическое строение, так как земная кора формировалась постепенно во все геологические эпохи. Формирование земной коры не закончено.
Рефлексия.
Что такое литосферные плиты? Какие процессы происходят при их схождении? |
Что такое платформы? Каково их строение? |
По чему можно узнать историю развития любой территории? (Из чего состоит земная кора?) |
Какие бывают горные породы по происхождению? |
Как могут залегать горные породы ? |
Что значит относительный возраст горных пород? Как его определить? |
Что такое абсолютный возраст горных пород? Как его определить? |
Что показывает геохронологическая таблица? Как её читают? (снизу вверх или сверху вниз?) |
Перечислите эры развития Земли от самой древней |
Какие эры делятся на периоды? |
Какая эра была самой продолжительной? |
Какая эра включает больше всего периодов? |
Какая эра и период продолжаются сейчас? |
Какие выделяют эпохи складчатости? |
Какая складчатость самая древняя? Самая молодая? |
Дата………………..
Тема урока ………………………………………………………………………..
Вы узнаете:
Словарь терминов к уроку.
Литосферные плиты- это стабильные участки земной коры, лежащие в основе материков и океанов. Бывают материковые и океанические. При столкновении плит образуются горы, при расхождении- глубоководные желоба.
Платформа- это устойчивый участок земной поверхности. Имеет фундамент и осадочный чехол.
Щит- выход кристаллического фундамента платформы на поверхность.
Горные породы- это природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов. Бывают магматические, осадочные, метаморфические.
Абсолютный возраст горных пород — это количество лет, прошедших с момента их образования (млн, тыс. лет) Определение абсолютного возраста горных пород стало возможным только в начале XXв., когда было открыто явление радиоактивности. Зная скорость распада радиоактивного изотопа в горной породе и устанавливают время, прошедшее с момента возникновения.
Заполните таблицу
Строение земной коры |
| |
| 1 2 | 1 2 | | |
| | | | |
| 1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
Вывод.
Россия имеет…………………………. геологическое строение, так как формирование её территории происходило ………………………………………………………………………….
Формирование земной коры ……………………………………..
Домашнее задание. §9, отвечать на вопросы на стр.37