СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 8 кассе по теме "Человек и литосфера"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Создать условия для формирования представлений о полезных ископаемых, об использовании полезных ископаемых, определить условия жизни человека на равнинах и в горах и создать условия для достижений результата. Познакомить обучающихся с воздействием рельефа территории России на хозяйственную деятельность населения, опасными природными явлениями, связанными с литосферой, воздействием хозяйственной деятельности на земную кору, антропогенным рельефом.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 8 кассе по теме "Человек и литосфера"»

География

8 класс

Тема «Человек и литосфера»

Программа. УМК «Сферы»

18 урок

Цель урока: Создать условия для формирования представлений о полезных ископаемых, об использовании полезных ископаемых, определить условия жизни человека на равнинах и в горах и создать условия для достижений результата. Познакомить обучающихся с воздействием рельефа территории России на хозяйственную деятельность населения, опасными природными явлениями, связанными с литосферой, воздействием хозяйственной деятельности на земную кору, антропогенным рельефом.

Задачи:

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Научно-методическое содержание урока.

Ведущие понятия:

Геономенклатура:

Используемые учебники и учебные пособия: География 8 класс, Дронов, Лобжанидзе А. А., атлас 8 класс «Дрофа», карта строения земной коры, учебник «Природоведение» стр. 29-39 (картинки минералов, образцы горных пород и минералов), учебник Полярная звезда, с. 48–49; атлас, с. 10–11, 22–23; тетрадь-тренажёр, с. 25 (№ 12); электронное приложение к учебнику.


Технологическая карта урока

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Предметные УУД

Продуктивная деятельность

осознанное  уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, сформировать основы экологической культуры, любовь к Родине и взаимное  уважение, осознание значимости литосферы, как части географической оболочки.


определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причины следственной связи, анализировать информацию (текстовую, иллюстрированную) для подготовки ответа на вопрос, использовать речевые свойства для выражения своих чувств, мыслей, работать в коллективах, в парах с выполнением различных ролей.                                                          

проводить изучение полезных ископаемых своей местности, изучать и использовать способы запоминания географических объектов, выявлять и объяснять различные полезные ископаемые ( горючие, рудные, нерудные, значение их для человека), приводить примеры  различных полезных ископаемых в том числе  для АО. Приводить примеры различных ископаемых гор и равнин.

Принимают информацию к сведению, записывают ее в тетрадь. Проверяют правильность выполнения задания сопоставляя собственное мнение с ответами товарищей. Выбирают индивидуальный и групповой режим работы. Проводят взаимопроверку и самоанализ результатов деятельности. Учатся адекватно проводить самооценку. Вырабатывают индивидуальный алгоритм работы.



Этап урока

Организационно-технологический блок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Орг. момент.


Взаимные приветствия учителя и учащихся; проверка отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания.



Изучение нового материала.



Сегодня мы продолжим изучение раздела «Природа России» и познакомимся с влиянием человека на литосферу. Но сначала давайте вспомним, что такое литосфера

все мы знаем, что человек и природа взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом. Человек в ходе своей деятельности влияет на природу, изменяет ее качество.

А как вы думаете, влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей?

Как влияет?



Что такое полезные ископаемые?

по физическому состоянию полезные ископаемые делятся на твердые, жидкие и газообразные, по составу и особенностям использования различают тоже 3 вида: горючие, неметаллические, металлические

Металлические полезные ископаемые, иногда и неметаллические, например асбест, сера, графит – это рудные породы (руды черных и цветных металлов, благородные металлы). Какие полезные ископаемые относятся к нерудным?



Наша страна богата различными полезными ископаемыми, но размещены они в земной коре неравномерно. В их распределении прослеживаются определенные закономерности. Отмечается тесная связь в размещении полезных ископаемых и геологическим строением и тектоникой. Откройте стр. 12-13 атласа и посмотрите полезные ископаемые какого происхождения и какие наиболее распространены на платформах, плитах, щитах.











А теперь посмотрите, какие полезные ископаемые распространены в горно-складчатых областях. Сделаем вывод по заданию:



















Попробуйте сказать, что такое месторождение?

А большие по площади скопления образуют бассейны. Расскажите воздействие человека на литосферу при добыче полезных ископаемых.

















Как человек воздействует на литосферу в ходе хозяйственной деятельности и жизни?





























Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются антропогенным рельефом. Но хозяйственная деятельность человека и создание антропогенных форм рельефа приводит к ускорению рельефообразующих процессов. При этом часто они сопровождаются неблагоприятными последствиями для самого же человека: образуются оползни, обвалы и т. д. Они носят название стихийные природные явления. К ним так же относят землетрясения, извержения вулканов, лавины и грязекаменные потоки (сели). Давайте рассмотрим некоторые из них. Для этого поделимся на группы по 3 человека и выступим по плану: где? почему? меры борьбы.



Характер поверхности (рельеф) имеет большое значение для жизни и хозяйственной деятельности людей. И поселения во многом определяются формой рельефа. До какой высоты наблюдаются благоприятные условия для ведения промышленного и гражданского строительства, ведения с/х и отдыха населения? Выделяют жизнь людей на равнинах и в горах. Зарисовываем в тетрадь таблицу и по учебнику выписываем «+» и «-« жизни в горах и на равнинах.

Литосфера – это верхняя твердая оболочка Земли, состоящее из кристаллических и осадочных пород











Да, конечно влияет.

В земной коре находятся различные полезные ископаемые.

это минеральные образования земной коры, которые человек использует в хозяйстве.







Учащиеся рассматривают образцы пород из коллекции или по образцу.







Это неметаллические и негорючие твердые горные породы и минералы. Это строй материалы(песок, глина, гравий), также сера, апатиты, фосфориты и др.















Учащиеся вспоминают строение платформ: 2 яруса, 1 ярус – это кристаллический фундамент, 2 ярус - осадочный чехол. Определяют, что на платформах в основном расположены такие полезные ископаемые как каменный и бурый уголь, нефть, газ – это горючие полезные ископаемые. На щитах – различные руды: железные, медные, никелевые и др. – рудные.

Горючие полезные ископаемые имеют осадочное происхождение, а рудные – магматическое и метаморфическое. Учащиеся зарисовывают рисунок. В предгорных прогибах и межгорных впадинах распространены осадочные породы, в горах – рудные. рисуют схему в тетрадь. В осадочном чехле платформ сформировались осадочные полезные ископаемые, в фундаменте платформ и в горах преобладают рудные полезные ископаемые.

Скопление полезных ископаемых.

один ученик рассказывает на оценку. Добывая полезные ископаемые, человек сильно изменяет облик Земли, нарушает природные ландшафты. Наибольшее изменение облика Земли происходит при открытой разработке недр - появляются отвалы, заброшенные после отработки карьеры, безжизненные «индустриальные пустыни», лишенные растительности. При подземной добыче часто происходит проседание земной поверхности над выработанными пластами, появляются терриконы, куда складываются пустые породы, поднятые наверх.

один ученик рассказывает на оценку. Человек в ходе хозяйственной деятельности нарушает литосферу:

  1. Изменяется строение верхней части литосферы, залегание слоев горных пород – добыча полезных ископаемых, строительство шахт, карьеров, тоннелей.

  2. Изменяется поверхность литосферы, выравнивается, создаются мелкие или крупные углубления (канавы, каналы, котловины, насыпи и т.д.)

  3. Создают искусственные формы рельефа: здания, башни, плотины, мосты, которые влияют на движение температуры воздуха, сток поверхностных вод.

























Учащиеся делятся на группы, получают задание. 1 группа-землетрясения. 2 группа-вулканы. 3 группа-оползни, обвалы. 4 группа-сели, гейзеры. На подготовку ответа 5 минут, обсуждение ответов.













Заполняют таблицу при помощи учебника:

Жизнь

↓ ↓

равнины горы

«+»

«-»

Закрепление знаний


1. Установите связь между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми, сопоставляя различные карты- тектоническую, геологическую (на примере любой территории России: Северного Кавказа, Кольского полуострова, Урала и т.п.) 


2. В чем различие жизни и хозяйственной деятельности человека на равнинах и в горах?

Кольский полуостров.
Форма рельефа: месторождения рудных полезных ископаемых, где близко к поверхности проходит фундамент или более молодые интрузии кристаллических пород. Полезные ископаемые: никелевые руды, медные руды, железные руды, аллюминивые руды, апалиты.

На равнинах проще вести хозяйство, легче строить здания и дороги. Жизнь в горах протекает в сложных условиях. В горных регионах число видов хоз. деятельности ограничено. Преимущественно в них используется минеральные, гидроэнергитические ресурсы.

Домашнее задание


Читать параграф 14, отвечать на вопросы устно, заполнить таблицу

учащиеся записывают домашнее задание.



На заметку учителя (дополнительные сведения)

Работа 8. Рельеф России

1. Какие формы рельефа преобладают в России?

А) горы Б) равнины В) нагорья

Ответ:

Правильный ответ: б

2. Укажите все верные варианты ответа.

Рельеф оказывает влияние на

А) особенности климата

Б) направление и течение рек

В) формирование почв

Г) направление ветра

Д) извержение вулканов

Е) образование полезных ископаемых

Ж) деятельность человека

Ответ: ________________

Правильный ответ: абвеж

3. Обозначьте цифрами на карте

1) Восточно-Европейскую равнину

2) Западно-Сибирскую равнину












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!