СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии по теме "Австралия – страна наоборот»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Австралия - страна наоборот" можно отнести к интегрированному уроку, так как здесь рассматривается материк как с точки зрения географии, так и биологии. На уроке используется технология критического мышления. Канвой урока является стихотворение Г.Усовой "Австралия - страна наоборот"  (бортовой журнал)

Просмотр содержимого документа
«Урок географии по теме "Австралия – страна наоборот»»

Урок географии по теме "Австралия – страна наоборот»

Эпиграф урока:
…. Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!
                                                                                                                    (Ж.Верн)     

Цели:

Обучающая: сформировать представление о ФГП Австралии; дать понятие о своеобразии живого мира Австралии, познакомить с особенностями внешнего вида и образа жизни типичных представителей;

Развивающая и коррекционная: создать условия для коррекции и развития зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, умения устанавливать простейшие взаимосвязи между своеобразием растительного и животного мира материка;

Воспитательная: создать условия для повышения мотивации к обучению, для понимания необходимости охранять природу Австралии.                                     

Тип урока: изучение нового материала

Форма: индивидуальная и групповая

Ведущие методы: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстрированный, самостоятельная работа.

Средства обучения: физическая карта Австралии, компьютерная презентация, учебник, «бортовой журнал» (стихотворение)

Технологии: технология развития критического мышления

1. Стадия вызова

Добрый день, присаживайтесь!

1-й приём: Постановка проблемы на примере приведения в пример интересных фактов

Учитель: Со школьной скамьи мне ярко запомнился очень удивительный уголок планеты, вернее большая территория, окружённая со всех сторон водами Мирового океана. И мне сегодня хочется пригласить вас туда в путешествие, далеко не райское, но удивительнейшее. И я думаю, что к концу урока вы тоже полюбите и узнаете много нового об этом географическом объекте, а каком, вам необходимо будет угадать.

Проблемный вопрос: Как называется большой участок Земли, окружённый со всех сторон водами Мирового океана? (материк)


Учитель: сейчас я буду приводить вам интересные факты об этом материке, они же будут являться подсказками для вас.


Подсказка №1:   Кто-то остроумно назвал этот материк «чердаком мира», подразумевая место, где хранится всякое старье. И сказано это было вовсе не в обиду местным жителям.  Прежде всего речь идет о фауне пятого континента, поскольку таких удивительных и древнейших существ невозможно встретить больше нигде в мире. Заметим, впрочем, что на этом «чердаке» обитает более 150 видов сумчатых млекопитающих, в их числе — сумчатые мыши, волки, медведи.


Подсказка №2:   Жак Паганель, географ из известного романа Жюль Верна «Дети капитана Гранта» назвал этот материк уникальным. Послушайте, что он говорил, и ещё раз попробуйте определить о каком материке идет речь.

« Поверьте мне, - говорю это с полной ответственностью за свои слова, - что эта страна самая любопытная на всем земном шаре. Ее возникновение, природа, климат – все изумляло, изумляет и будет изумлять ученых всего мира. Материк, в центре которого находилось, вероятно, полувысохшее море, материк, где деревья ежегодно теряют кору, а не листья; где листья растут ребром к солнцу и не дают тени, где дерево часто несгораемое, а массивные камни растворяются, где как в сказке четвероногие имеют клюв, где лисы прыгают с дерева на дерево, а крысы вьют гнезда…»


Подсказка №3:  (работа с атласом) «Самый, самый»

1. Самый «низкий» материк

2. Самый засушливый материк
3. Самый жаркий материк
4. Самый бедный реками материк
5. Самый заповедный материк

6. Самый маленький материк Земли.

Это АВСТРАЛИЯ!

Австралия – уникальный, единственный в мире континент, отличающийся разнообразием природных комплексов и многочисленными видами только ей присущих эндемиков.

Австралия – это все самое, самое…

Это удивительный и завораживающий материк, с его необыкновенным животным и растительным миром. Здесь нет живописных руин, мало следов древней культуры, нет величественных красот природы. Но в некотором отношении этот материк самый необычный и самый интересный из всех. И если представить ее такой, какой она была до появления белого человека, можно подумать, что это совсем другая планета. Итак, отправляемся в этот сказочный уголок планеты.

Сегодня на уроке ваша задача:

1.научиться определять физико-географическое положение Австралии с помощью плана;

2.уметь показывать физико-географическое положение Австралии на карте;

3.познакомиться с номенклатурой береговой линии;

4. доказать, что Австралия самый необычный материк.


2-й приём: «Корзина идей»

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам об этом материке.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).


3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут.

(Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия).


4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).


5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.


2. Стадия осмысления

3-й приём: «Бортовой журнал»:

 Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал.

? I. Мы начинаем заполнять наш «бортовой журнал».

Открываем атлас и контурную карту и постараемся всё услышанное и увиденное фиксировать. Для начала на к.к. карандашом подписываем географические объекты.

Физико-географическое положение:

Учитель: Приготовьте планы с ФГП материка:

1) Определите, как расположена Австралия относительно экватора?

2) Относительно нулевого меридиана?

3) В каких полушариях расположена Австралия?

4) Относительно тропиков? (южный тропик пересекает Австралию посередине).

5) Находим и обозначаем крайние точки Австралии.

6) Какие океаны омывают Австралию, моря?

7) Как Австралия расположена относительно других материков?


Итак, внимание, я даю характеристику ФГП, ваша задача внимательно меня слушать и если я ошибусь, то вы в свой «Бортовой журнал» записывайте мои ошибки.

1) К северу от Австралии проходит экватор, значит Австралия, расположена в северном полушарии.

2) К западу от Австралии проходит нулевой меридиан, соответственно Австралия расположена в восточном полушарии.

3) Северный тропик делит Австралию на две почти равные части.
4) Крайняя северная точка мыс Кейп-Йорк, крайняя южная мыс Саут-Ист-Пойнт, крайняя западная мыс Байрон, крайняя восточная – мыс Юго-Восточный.

5) На западе Автсралию омывает Индийский океан, на востоке Тихий.

6) К юго-западу от Австралии расположена Евразия, и это самый близкорасположенный материк.

(называют ошибки)

Работаем в парах: сейчас, вы по очереди друг другу с помощью атласа и плана расскажите и покажите физико-географическое положение Австралии. На работу вам 2 минуты.


II. Познакомиться с номенклатурой береговой линии

Ваша задача: в к/к («бортовом журнале») простым карандашом подписать объекты береговой линии. На работу 3 минут.

На доске номенклатура: Моря: Арафурское, Коралловое, Тасманово;

Заливы: Карпентария, Большой Австралийский;

Проливы: Торресов, Басов;

Полуострова: Арнемленд, Кейп-Йорк;

Острова: Новая Гвинея, Тасмания, Большой Барьерный Риф.


III. Доказать, что Австралия самый необычный материк.

Жак Паганель не случайно назвал Австралию уникальной, об этом свидетельствуют многие факты.

Но ещё лучше об этом материке написала стихотворение Галина Усова и наш урок так и называется «Австралия – страна наоборот»:

Австралия – страна наоборот.

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами;

Там наизнанку вывернуты год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где-то)

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводненье

Спасает юг от северной жары

Столица не имеет населенья

Австралия – страна наоборот.

Её исток на лондонском причале:

Для хищников дорогу расчищали

Изгнанники и каторжный народ.

Австралия –страна наоборот.

Проанализировав это стихотворение, вам необходимо доказать, что Австралия самый необычный материк. Для этого нужно объяснить каждую строчку этого стихотворения. Продолжаем заполнять «бортовой журнал»:


Что мне дано?

Что нового я узнал?

Австралия – страна наоборот.

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами;

Там наизнанку вывернуты год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где-то)

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводненье

Спасает юг от северной жары

Столица не имеет населенья

Австралия – страна наоборот.



Ответы:

Австралия располагается не «под нами» (строка 2): Австралии находятся в южном полушарии.
Год там действительно «вывернут наизнанку» (строки 4—5), весна в октябре, лето в январе: Южное полушарие.
Реки без воды, которые «в пустыне пропадают где-то» (строки 7—8), носят английское название крик (creek), например Куперс-Крик; вода во многих из них бывает лишь в дождливый сезон.
Насчет «бескрылых птиц» (строка 9) — не совсем точно: нелетающие птицы есть, например страус эму, казуар, но крылья есть у всех, даже у киви (который, кстати, живет не в Австралии,
а в Новой Зеландии).

«Там кошкам в пищу достаются змеи» - в опасных хищников, истребляющих птиц и мелких зверей, превратились одичавшие домашние кошки, а так как там нет мышей, а только летучие, то в пищу они употребляют ещё и змей, которых в Австралии большое количество.
«Рождаются зверята из яиц» (строка 11) — это о яйцекладущих млекопитающих утконосе и ехидне.
Попавшие, видимо, давно (10—12 тысяч лет назад) с людьми в Австралию собаки одичали и образовали особый вид — динго; они действительно «лаять не умеют» (строка 12), а только тявкают и воют.
«Деревья сами лезут из коры» (строка 13) — это относится к некоторым из более чем пяти сотен видов рода эвкалипт; в пору наиболее интенсивного роста они сбрасывают кору.
Кролики, которых завезли европейцы, невероятно размножились и уничтожили значительную часть естественного корма для скота. Это «страшней, чем наводненье» (строка 14).
На юге прохладнее, чем на севере, все потому же, почему лето в январе: Южное полушарие (строка 15).

3. Стадия рефлексии:

4-й приём: Синквей

(Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. 

Порядок написания синквейна:

Первая строка одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (Тема). Вторая строка два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение (из четырёх слов).
Пятая строка одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связаные с данным понятием (существительное).)
Давайте посмотрим в нашу «Корзину», которую вы заполнили в начале урока. Сколько вы раньше знали, и что узнали сейчас?

Но пока вы узнали ещё не о всех самых интересных фактах Австралии. На следующем уроке мы продолжим наше путешествие.

А сейчас проанализируйте ваш «бортовой журнал» и напишите синквей.


Домашнее задание:

1) Конт. карта – аккуратно ручкой подписать номенклатуру.

2) Доказать справедливые высказывания «Самый, самый…)

Самый «низкий» материк:
Лишь 2 % территории Австралии находятся выше 1000 м, а самая высокая вершина—гора Костюшко в Южном Уэльсе—поднимается всего на 2228 м. Самая низкая точка—солёное озеро Эйр—на 16 м ниже уровня моря.

Самый жаркий материк:
Около половины его площади занимают пустыни и полупустыни.
2/3 занимают пустыни и полупустыни. Летом в пустыне Симсон температура достигает +60 0С в тени.

Самый засушливый материк:
В среднем здесь выпадает 240 мл осадков в год. Это в 8 раз меньше, чем в Южной Америке, и в 5 раз меньше, чем в Африке.

Самый бедный реками материк:
Годовой сток всех рек Австралии—350 км3, что в 2 раза меньше, чем годовой сток Енисея.
 
Самый заповедный материк:
Из 12 тысяч видов растений более 9 тысяч не встречаются нигде. То же относится к 9/10 видов животных.



Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!