СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии "Ориентирование на местности" 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с самоанализом

Просмотр содержимого документа
«Урок географии "Ориентирование на местности" 5 класс»

Тема урока: «Ориентирование на местности» в 5 классе

Цели:

Обучающие:

создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту; формировать умения в определении сторон горизонта и направлений на плане и карте.

Воспитательные:

способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности; способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей; способствовать пониманию значимости жизненно важного умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве — необходимое умение человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья. 

Развивающие:

создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;

продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи; продолжить работу над развитием устной монологической речи;

Планируемые результаты обучения

Личностные - осознавать, что ориентирование в пространстве — необходимое умение человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья. 

Метапредметные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт по ориентированию на местности и информацию, полученную на уроке, проводить анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные - целеполагание ( постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); умеет соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном.

Предметные: определять направление по компасу, азимут на объекты, направлений на плане и карте.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Приемы: Анализ, синтез, обобщение.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, учебник, атлас, компас, транспортир, ватман, карандаш, ластик, линейка, цветные карандаши.

    1. Организационно-мо­тивационный этап

Здравствуйте, ребята!

Итак, начинаем наш урок. Ребята, мы с вами изучаем раздел: «Изображения земной поверхности». Давайте повторим.

Вопросы для повторения:

  1. Какие вы знаете виды изображений земной поверхности? рисунки, план, карта, аэрофотоснимки, глобус.

  2. Мы с вами на уроках будем работать с планами и картами. В чем сходства и различия плана и карты?

Сходства между ними: и план и карта – это уменьшенные изображения земной поверхности.

А различия: На плане местность изображается на плоскости без учета кривизны поверхности Земли. Карты строятся с учетом шарообразности Земли. На картах всегда показывается градусная сетка, т.е. параллели и меридианы.

  1. Какие знания нужны для составления планов и карт? Масштаб и условные знаки

  2. Что такое масштаб? Отношение двух чисел, показывающее во сколько раз одно число больше другого. Масштаб показывает, во сколько раз расстояние на местности уменьшены при перенесении их на план или карту.

  3. Что означают записи?

  4. Что такое условные знаки? Это символы, обозначающие на планах и картах различные объекты. А теперь, изобразите на листочке «Условные знаки» и приклейте на ватмане понравившиеся вам условные знаки

А теперь внимание на экран. Просмотр небольшого фрагмента мультфильма «Принцесса и людоед»

- Я желаю, чтобы на уроке стояла только ясная погода, чтобы вместе смогли преодолеть трудности и открыли новые знания.

Актуализация знаний.

А давайте поможем принцессе выйти из данного положения.

- Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. Что вы почувствуете, оказавшись в такой ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться? Какие вы знаете стороны горизонта: основные и промежуточные.

На столах у вас есть на карточках задания и выполнять их будете в паре.

По рисунку 1. Определите и подпишите стороны горизонта

рис 1.



2. По рисунку 2. Определите направление объектов на рисунке 1- река; 2-мост; 3-колодец; 4-лес.

рис 2

3. Определите их азимут. В каких единицах измеряется азимут?

- Кто справился с работой?

- Со всеми ли вопросами вы справились?

- В чём возникло затруднение при выполнении задания?

- Прежде чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель) Узнать, что такое азимут и научиться его определять

И так сформулируем тему нашего урока - «Ориентирование на местности. Азимут». Откройте тетради запишите дату и тему сегодняшнего урока.

II. Процессуально - содержательный этап.

  • Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ? (откройте учебники на стр.40)

  • Мы повторили стороны горизонта, направления объектов.

Север – North;

Юг – South;

Восток – East;

Запад – West.

Существует несколько способов ориентирования на местности

(Запись на доске) Способы ориентирования на местности.

- по местным признакам: В какое время суток или года возможен данный способ ориентирования?

- по звездам

- с помощью прибора - компаса

- с помощью часов и солнца.

Индивидуальная работа.

Посмотрите на рисунок.

- Вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете?

- Правильно. Нарисуйте на схеме направ­ление на станцию и направление на север. (проверим правильность самостоятельной работы по эталону)

- Но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти? Нужно знать угол между направлением на север и направлением на объект. Для определения точного направления используют азимут. (Азимут - угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.) Работа с понятием Азимут в учебнике.

- Покажите на схеме, где азимут. С помощью чего измеряют угол (транспортира) в каких единицах измеряется угол (в градусах)

- Давайте вместе составим алгоритм действий для определения азимута на плане с помощью транспортира.

Алгоритм определения азимута с помощью транспортира

  • Определите направление на север.

  • От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.

  • От точки стояния до нужного объекта провести линию.

  • С помощью транспортира измерить угол уже по часо­вой стрелке.



Первичное закрепление

Работа в группах по выполнению заданий карточки № 1

1.Определите азимут сторон горизонта на рис.1. Там где подписаны стороны горизонта

2. Выполните задание 3. Карточки № 1. Определите азимут объектов на рис. 2

На планах определить азимут поможет транспортир, а на ме­стности - компас. Если вам предстоит идти в поход, то снача­ла вам необходимо определить азимут по плану, а затем на ме­стности идти в этом направлении с помощью компаса. А если у вас нет компаса, а есть телефон с интернетом. Где же можно найти компас. Скачать приложение «Компас».

Алгоритм определения азимута с помощью компаса

  • Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.

  • Подождите, пока компасная стрелка установится.

  • Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совмес­тился с нулем. В этом положении компас сориентирован и го­тов к работе.

  • На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.

  • Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке

III. Этап закрепления и рефлексии.

Индивидуальная работа по определению азимута с помощью транспортира и компаса.

Таким образом, мы с вами научились определить азимут с помощью транспортира и компаса. Вывод: значения азимутов, измеренных транспортиром и компасом должны совпадать.

Для ориентирования на местности необходимо научиться определять расстояния на местности.

Какие способы определения расстояний вы знаете? Рулетка, лазерный дальномер. Самым простейшим способом является измерение шагами. Обычно шаги считают парами.

А теперь давайте обобщим: Что мы должны знать для ориентирования: направление или стороны горизонта, азимут и расстояние.

Выполним задание:

А теперь выполним групповую работу.

Итог: Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Что мы должны знать для ориентирования? Направление или стороны горизонта, азимут и расстояние.

Как мы с ними справились? Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

Д/з. 1. п.8 с. 45

2. Сделайте рисунок. Пройти от растущего на поляне дуба 400 м по азимуту 100°, а затем 600 м по азимуту 180° и 200 м по азимуту 120 °. Масштаб в 1 см 100 м. Сделайте рисунок.

3.Посчитайте количество шагов от дома до школы.





Группа №1



I. 1.Заполните таблицу;

2. Составьте план местности на ватмане;

3. Защита

Масштаб в 1 см – 10м


№ п/п

объект

Условный знак

Азимут

направление

Расстояние на плане

Расстояние на местности

1.

Дерево


0



-

2.

Школа


270



300

3.

Сад


145



100

4.

Дорога


320



150













II. Определите направления со знаком «?»









Группа №2



I. 1.Заполните таблицу;

2. Составьте план местности на ватмане;

3. Защита

Масштаб в 1 см – 10м


№ п/п

объект

Условный знак

Азимут

направление

Расстояние на плане

Расстояние на местности

1.

Дерево


0



-

2.

Луг


270



300

3.

Смешанный лес


145



100

4.

Озеро


320



150





II. Определите направления со знаком «?»















Группа №3



I. 1.Заполните таблицу;

2. Составьте план местности на ватмане;

3. Защита

Масштаб в 1 см – 10м


№ п/п

объект

Условный знак

Азимут

направление

Расстояние на плане

Расстояние на местности

1.

Дерево


0



-

2.

Поселок


270



300

3.

Болото


145



100

4.

Родник


320



150





II. Определите направления со знаком «?»

















Алгоритм определения азимута с помощью транспортира

  • Определите направление на север.

  • От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.

  • От точки стояния до нужного объекта провести линию.

  • С помощью транспортира измерить угол уже по часо­вой стрелке.





Алгоритм определения азимута с помощью транспортира

  • Определите направление на север.

  • От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.

  • От точки стояния до нужного объекта провести линию.

  • С помощью транспортира измерить угол уже по часо­вой стрелке.





Алгоритм определения азимута с помощью транспортира

  • Определите направление на север.

  • От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.

  • От точки стояния до нужного объекта провести линию.

  • С помощью транспортира измерить угол уже по часо­вой стрелке.





Алгоритм определения азимута с помощью транспортира

  • Определите направление на север.

  • От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.

  • От точки стояния до нужного объекта провести линию.

  • С помощью транспортира измерить угол уже по часо­вой стрелке.





Алгоритм определения азимута с помощью компаса

  • Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.

  • Подождите, пока компасная стрелка установится.

  • Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совмес­тился с нулем. В этом положении компас сориентирован и го­тов к работе.

  • На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.

  • Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке





Алгоритм определения азимута с помощью компаса

  • Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.

  • Подождите, пока компасная стрелка установится.

  • Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совмес­тился с нулем. В этом положении компас сориентирован и го­тов к работе.

  • На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.

  • Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке





Алгоритм определения азимута с помощью компаса

  • Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.

  • Подождите, пока компасная стрелка установится.

  • Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совмес­тился с нулем. В этом положении компас сориентирован и го­тов к работе.

  • На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.

  • Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке





Алгоритм определения азимута с помощью компаса

  • Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.

  • Подождите, пока компасная стрелка установится.

  • Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совмес­тился с нулем. В этом положении компас сориентирован и го­тов к работе.

  • На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.

  • Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке



























Карточка № 1 Группа_____________

  1. По рисунку 1. Определите и подпишите стороны горизонта

рис 1.

2. По рисунку 2. Определите направление объектов на рисунке 1- река_________; 2-мост___________; 3-колодец_______________; 4-лес_______________________.

рис 2

3. Определите их азимут. В каких единицах измеряется азимут?



Индивидуальная работа

ФИ_______________________

Посмотрите на рисунок.

- Вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете?

Индивидуальная работа

ФИ_________________________

Посмотрите на рисунок.

- Вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете?

Индивидуальная работа

ФИ__________________________

Посмотрите на рисунок.

- Вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете?

Самоанализ урока по географии для 5 класса по теме: «Ориентирование на местности. Азимут.»

Урок по теме «Ориентирование на местности. Азимут» проведен в 5 классе. География в 5 классе ведется по линии УМК «Сферы. География». Данный урок 5 урок в разделе «Изображение земной поверхности». Всего на данный раздел отводится 12 часов.

В 5 классе обучается 12 учащихся.

Цели:

Обучающие:

создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту; формировать умения в определении сторон горизонта и направлений на плане и карте.

Воспитательные:

способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности; способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей; способствовать пониманию значимости жизненно важного умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве — необходимое умение человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья. 

Развивающие:

создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;

продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи; продолжить работу над развитием устной монологической речи;


Планируемые результаты обучения

Личностные - осознавать, что ориентирование в пространстве — необходимое умение человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья. 

Метапредметные – Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт по ориентированию на местности и информацию, полученную на уроке, проводить анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные - целеполагание ( постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); умеет соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном.

Предметные: определять направление по компасу, азимут на объекты, направлений на плане и карте.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Приемы: Анализ, синтез, обобщение.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, мультфильм, учебник, атлас, компас, транспортир, ватман, карандаш, ластик, линейка, цветные карандаши.

Урок построен по технологии деятельностного метода обучения, структура выдержана в соответствии с технологией и типом урока. Каждый этап, их взаимосвязь способствовали реализации поставленной цели.

Выбранная структура урока была наиболее рациональной. Достаточно времени было уделено для опроса пройденного и нового материала, закрепления, домашнего задания. Между этапами урока прослеживалась логическая связь.

Использовала элементы ИК-технологий презентацию – ИКТ, фильм. Была создана обстановка, способствующая полноценному мышлению на уроках коллективное обучение в маленьких группах и направлена на выработку у учащихся таких важных умений, как:

- самостоятельно изучать новый материал;

- мыслить творчески;

- передавать свои мысли другим учащимся;

- слушать, и получать информацию;

- поставить вопрос и сформулировать проблему;

- осуществлять организационно-управленческую деятельность, самоконтроль и самооценку.

Дифференцированный подход к учащимся реализовался через творческие задания.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков организовала в виде вопросов, заданий, эвристической беседы. Проверка заданий не заняла много времени, способствовала развитию работы в группах.

ИКТ использовалось на всех этапах урока, цель – повышение мотивации, через иллюстрации на слайдах.

Высокая работоспособность учащихся на уроке поддерживалась за счет поощрения, смены видов деятельности: чтение, составление схем, измерение.

Психологическая атмосфера на уроке благоприятная, потому что хорошее доброжелательное отношение учитель - ученик, культура нашего общения поддерживалась уважительными ответами и вопросами.

Время использовалось рационально т.к. в начале урока дана была четкая установка. Удалось полностью реализовать поставленные цели.

 

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!