1.Организа ционный 2. Создание проблемной ситуации | Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Создание проблемной ситуации. 1. «Ассоциативный ряд». Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились (показ фрагмента - фотография леса). Ваши ассоциации... Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться? 2. Задача сегодняшнего урока: научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте. Попробуйте сами назвать тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности. Азимут» | Проверяют готовность к уроку. Проверяют наличие раздаточного материала. Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.
Учитель через высказывания учащихся подводит их к самостоятельному определению задачи урока. Записывают тему урока в тетради. | Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать. Развитие монологической речи. |
Опора на опыт, знания учащихся. |
Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия. |
3. Актуализа-ция знаний. 4.Применение нового знания. | Включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности - Что такое ориентирование? - Найдите определение понятия в учебнике. Прочтите. Начертите. - Что для этого нужно знать и уметь? (стороны горизонта) - Что вы знаете про стороны горизонта? (основных – 4, промежуточных – 4). 2. Показ фрагмента мультимедийного учебника Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте. 3. Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости.
Самопроверка.
4. Перечислите способы ориентирования по местным признакам. 5. Показ фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте. 6. Определение направлений на плане и карте (работа с учебником) (рис.19 стр.30) - Покажите направления на плане местности. - Как оно обычно показано? - Прочтите умения при работе с географической картой (памятка ученику) Выделите умения согласно новой теме урока. - А зачем нам это нужно? - Как по карте узнать направление сторон горизонта? - Сделайте вывод: как определить направления сторон горизонта на картах? ІІ. Работа с определением вводимых понятий. Представление определения понятия, его схематического изображения с выделением родового понятия и видовых признаков, знаковое оформление понятия. 1. Практическая работа по поиску новых знаний - Покажите стороны горизонта на данной схеме. (на доске).Укажите размер угла. - Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта? - Укажите величину угла на предмет (помещает условный знак на запад) - Мы с вами определили АЗИМУТ. - Так что такое АЗИМУТ? (учитель направляет внимание учащихся на родовое понятие, т. е существенный признак – УГОЛ) 2.Просмотр фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка. (Определение понятия). 3. Работа с учебником. Стр. 31 рис. 20 - Прочтите определение понятия. Найдите в своих учебниках определение понятия. Прочтите. Скажите друг другу. | Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.
Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное.
Чертят и показывают у доски.
Смотрят. Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости. Самоконтроль знаний. Работа в тетради «Мой тренажёр» стр. 16, № 3. Какому направлению сторон горизонта соответствуют стрелки на рисунке?
Высказывания учащихся с опорой на их опыт и знания с последующим прослушиванием диктора мультимедийного учебника по каждому признаку в отдельности.
Выполняют практические задания по плану местности по учебнику. Читают и выбирают пункты, касающиеся данной темы урока.
Отвечают на вопрос: чтобы уметь читать карту, рассказывать и показывать географическое положение объектов.
Работа в контурных картах. Показ направлений сторон горизонта на картах. Делают вывод.
Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет.
Самостоятельное определение понятия с опорой на полученные знания в ходе предварительной практической работы. Учащиеся читают определение понятия в учебнике, говорят друг другу по памяти. | Развитие речи учащихся. Использование обратной связи. Развитие логического мышления. | Формирование умения работы с учебником. Развитие коммуникативных способностей, умения слушать и оценивать других. | Работа по формированию навыков правильного написания новых научных терминов и названий. |
5.Этап закрепления и применения знаний и способов деятельнос ти. | 1. Работа по определению азимута. Работа по фрагменту мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка. 2. Практическая работа с компасом. - Что такое компас? - Что значит сориентировать, т.е. установить компас? - Прочтите памятку «Правила работы с компасом» и установите компас. - Прочтите памятку «Последовательность определения азимута» Выполните задания. Возьмите карандаш или линейку и определите азимут на предметы в классе: на окно, на цветок, на дверь) - Как называется спорт, где участники ходят по азимуту? 3. Практическая работа в группах по заданному маршруту в поисках записки. Объединись в группу согласно цвета карточки на твоей парте. Двигайся по азимуту согласно заданиям на карточке. 1 группа. 1 записка. От жёлтого флажка пройти по азимуту 240° - 7 шагов, затем по азимуту 10 °- 4 шага. Найдите записку такого же цвета и прочтите. 2 записка Ответьте на вопрос: Где могут пригодиться знания, полученные на уроке. (у других групп задания по определению понятий: азимут, ориентирование, компас) | Учащиеся определяют азимут на фрагменте по заданным величинам углов.
Учащиеся просматривают видеофрагмент ориентирования по компасу и отвечают на вопрос учителя. Читают памятку и ориентируют компас согласно памятке. Учащиеся в парах выполняют последовательно действия в определении азимута, объясняя друг другу при необходимости, записывают в тетради.
Выполняют задание.
Учащиеся обсуждают ответ. Учащиеся делятся на группы согласно цвета карточки и флажка на партах и выполняют задания по поиску записки. | Развитие логического мышления | Формирование практической направленности, практических действий при работе с компасом. Развитие умения работать по алгоритму, применять его в практической деятельности. . Развитие умения выделять главное в тексте, развитие логической последовательности в высказываниях Создание условий для формирования коллективно-групповых отношений в процессе игровой деятельности. | Формирование умений практического применения знаний.
Формирование интереса к изучаемой теме. |
6. Этап обобщения знаний и способов деятельности, информации о домашнем задании, подведения итогов урока. | Учитель предлагает оценить работу обучающихся в группах и индивидуально. Предлагает подвести итог урока. Найти недочеты в уроке и предлагает выполнить д/з : параграф 8 , задание №8 (определить в каком направлении двигаются кораблики). Работа в тетради «Мой тренажёр» стр. 16, № 1, 2, 4. | организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; Учащиеся оценивают свою работу, делают выводы, соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия. Записывают д/з. | Умение правильно оценивать свою работу. | Уметь сопоставлять данные. | Развивать умение выбирать в тексте главное |