Ход урока
1.Организационный момент
Музыкальное приветствие.
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ:
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
-Мы продолжаем разговор о повествовательных возможностях музыки. О чем она нам уже поведала? (о том, что думает, чувствует, переживает человек, о разных настроениях)
-О чем бы мы ни говорили, о чем бы нам ни рассказывала музыка, обязательно найдется работа для наших чувств и настроений.
-Каждый раз мы заинтригованы – о чем еще нам поведает музыка. Вашему вниманию предлагаю произведение К. Сен-Санса. Оно не только нам хорошо знакомо, но поможет предположить, с кем будут связаны наши музыкальные встречи сегодня.
СЛУШАНИЕ: К.Сен-Санс, КЕНГУРУ
3. Введение в тему. Постановка проблемы
-Узнали? О ком (о каком животном) рассказала музыка? Как в музыке это отражено? (музыка была отрывистая, прыгающая, как будто кто-то прыгает)
-Догадались, о чем, а точнее, о ком нам будет рассказывать музыка? (о животных)
-Да, вы правы, тема наших музыкальных встреч и творческой деятельности «Наш зоопарк».
-Узнать о том, какие необыкновенные, интересные, забавные животные существуют в мире, мы можем с помощью (книг, телепередач, энциклопедий и увидеть в зоопарках)
В огромном зоопарке
Такая красота!
Сюда спешит к животным
На встречу детвора.
Их ждут жираф и зебра,
Шакал и крокодил,
Который солнце в сказке,
Однажды проглотил.
-Но, к сожалению, не во всех зоопарках животные содержатся в отличных условиях.
Кто придумал зоопарки?
В них зверей мне очень жалко.
Если нет простора в клетке,
Если не родятся детки,
Если свежей нет еды,
То не долго до беды.
-Наверное, не только тоска о маме и папе, но и тяжелые условия побудило маленького кенгуренка убежать из зоопарка. Предлагаю рассказать эту историю.
ПЕСНЯ «Кенгуренок»
-(игрушка) Нашему кенгуренку повезло – он встретил маму и жизнь налаживается. Смотрите, здесь послание!
Приехал зоопарк в наш городок -
Несут афиши радостную весть.
И вот веселых зрителей поток
Уже спешит на узников смотреть.
Глядят. А им в ответ – тоска и грусть
Из многих пар больших печальных глаз.
Здесь убирают, кормят... ну и пусть,
Понятна жизнь в неволе без прикрас.
-Да, грустная история… Что вы скажите по этому поводу? (дети выссказываются)
-Но не будем сильно огорчаться, а будем действовать! Есть предложение создать проект такого парка, где животные будут счастливы, свободны и не будут обижать друг друга.
-ВСЕ ЗА!
-Небольшая неувязка, мы говорим о доброте, дружбе без границ, а кенгуренок привел с собой двух товарищей, у которых какие – то проблемы. Медвежонок огорчен, потому что зайчишка постоянно его дразнит.
-Как их можно помирить? (высказывания детей) Иногда очень полезно посмотреть на себя со стороны и мы поступим так: сочиним музыкальную пьесу об их ссоре. Согласны? (да)
ИГРОВОЙ МОМЕНТ «Мы – композиторы».
-С чего начнем? (определим, какие характеры у этих животных)
-Подберем ритмические рисунки, передающие характеры
-В каком регистре будет звучать мелодия медвежонка (низкий), зайчика (высокий)
-Как в музыке покажем ссору (чередование тем)
-Попробуем воспроизвести наши идеи (исполнение: учитель-ученик; ученик-ученик)
-Удалось ли нам показать ссорящихся зверушек? (дети оценивают сочинение)
-А знаете, у нас есть возможность убедиться, какие мы композиторы. Музыкальную пьесу «Зайчик дразнит медвежонка» сочинил композитор Д.Кабалевский. Предлагаю послушать ее и сравнить с нашим сочинением.
СЛУШАНИЕ: Д.Кабалевский, «Зайчик дразнит медвежонка»
-Удалось ли нам состоятся, как композиторы? (оценка гостей)
-(к зверушкам) Теперь выбирайте удобное место и не шалите.
-Ребята, как вы понимаете, что такое милосердие? (когда мы проявляем любовь, заботу, доброжелательность, сострадание к другим)
-Этим летом мне пришлось столкнуться с милосердием людей, работающих в Сафари-парке в Геленджике. Многие животные попали в этот парк, т.к. в других зоопарках к ним относились жестоко. Это слоник Ума, львенок Афродита, орангутанг Нафаня. В Сафари-парке их вылечили, создали им уютные и удобные условия и гости парка к ним относятся с большой заботой.
-А около этого вольера мы долго стояли в недоумении. Кошки? Это особенные кошки? Чем же они так необычны, что их разместили в таком огромном вольере и построили просто сказочные дома? Оказывается, это обычные кошки и собрали их здесь, чтобы они не были обездолены и никто бы им не навредил. Для них построили прекрасную территорию счастья. Как им живется, что снится, о чем ведут беседы? Интересно узнать? Тогда послушаем.
ПЕСНЯ: дуэт кошек.
-Что вам эта песня помогла понять? (что вам рассказала песня)
-Ну, что ж, мы выслушали разные истории, наш парк пополнился первыми жителями.
4. Построение проекта и его реализация
УЧИТЕЛЬ ИЗО:
-А теперь пришло время нам с вами потрудиться, чтобы создать макет парка для животных, где царят доброта, радость и мир.
презентация
1 слайд -Чтобы нам было интересней, давайте поработаем сегодня в разных техниках: лепке, оригами и конструировании.
Поэтому сегодня мы работаем в командах:
(называем команды) «Скульпторы», «Конструкторы», «Дизайнеры». На столах поставить названия команд.
2 слайд - Для команды «Скульпторы» на столе находятся необходимые принадлежности для лепки: пластилин, стеки, дощечки, и папка с технологическими картами
3,4.5 слайды - они вам помогут вылепить лису, лебедя, медведя и др. животных.
6 слайд - У команды «Дизайнеры» также есть все необходимые материалы для работы в технике оригами и папка с технологическими картами
7,8,9 слайды - которые помогут вам свернуть из бумаги образы лисы, зайца, медведя и др.
10 слайд -Команде «Конструкторы» также предлагаются наборы для конструирования «Банчемс» и папка с технологическими картами
11,12,13 слайды с примерами конструирования страуса, крокодила, слона и др.
14 слайд -Итак, желаем удачи в творчестве!
Выставляется стенд с пособиями по техникам лепки, оригами, конструирования.
6. Самостоятельная творческая деятельность (10 минут)
Текущий инструктаж в ходе работы обучающихся.
По мере изготовления, творческие работы располагаются обучающимися в макете парка.
7. Подведение итогов урока, рефлексия
-Нравится ли наш макет парка?
-Что помогло нам его создать? (музыка, истории из жизни, наше творчество)
-Сегодня музыка не только рассказала нам о разных животных, об их радостях и проблемах, но и помогла создать этот интересный проект.
-Как вы думаете, для чего мы это все создавали? (Может быть кто – то в будущем воплотит его в жизнь и в нашем городе появится свой зоопарк).
-Но следует дать название нашему зоопарку, ведь столько терпения, старания и доброты вы вложили в его создание. Есть варианты: «Добрый парк» или парк «Добрый» (выбирают).
-И, конечно, добрыми словами мы завершим наш урок
ПЕСНЯ о Доброте
-Чтобы состоялось открытие парка, нам не хватает – ЭМБЛЕМЫ.
-Есть идея – прикрепить знак доброты (сердечко) к листу ватмана. Все, кто был неравнодушен к нашему творчеству, выберет красное сердечко, а кому наша идея показалась неперспективной – серое сердечко.
-Вот теперь наш проект завершен и парк открыт! Аплодисменты.