СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 8 классе на тему «Значение дыхания. Органы дыхания»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок исследование

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 8 классе на тему «Значение дыхания. Органы дыхания»»

Ирина Александровна Комова

Учитель биологии и географии

первой квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №39 им. К.Ф. Ольшанского» г. Курска


Урок биологии в 8 классе на тему

«Значение дыхания. Органы дыхания»

Цель урока.

1. Изучить строение органов дыхания в связи с выполняемой функцией.

2. Создать условия для создания и осмысления информации и строении органов дыхания, здорового образа жизни, вреде курения.

3. Воспитывать бережное отношение к себе, своему организму.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Межпредметные связи: биология, валеология, история, литература.

Методы: рассказ с элементами беседы, беседа, диалог, работа в группах, индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации « Строение органов дыхания», «Что скрывается за завесой табачного дыма», дидактический материал (приложения, листы с тестовыми заданиями)

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок.

Предметные:

1. Формировать умение объяснять особенности строения органов дыхания, в связи с выполняемой функцией

2. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: гортань, трахея, бронхи, легочные пузырьки.

Метапредметные и личностные результаты.

Познавательные УУД:

1. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающие установление причинно-следственных связей.

2. Овладевать составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопрос, выдвигать гипотезу и находить решение проблемы творческого и поискового характера.

3. Извлекать необходимую информацию из текста, ориентироваться в научном тексте, уметь структурировать знания.

Регулятивные УУД:

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

5. Учить учащихся планировать и организовывать свою учебную деятельность : осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно, и того, что еще предстоит усвоить , учить прогнозировать результат и вносить коррективы в план своего действия.

Коммуникативные УУД:

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать взаимодействие в группах. Выстраивать продуктивное взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, обучить приёмам речевого общения в ходе группового обсуждения проблем и принятия решений, умение работать в команде.

2. Обучать школьников полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи.

3. Находить наиболее эффективные способы решения проблемных вопросов.

Личностные УУД:

1. Сформировать отношение к здоровому образу жизни.

2. Обеспечить познавательную мотивацию обучающихся.

Название урока и

его этапы


Деятельность учителя

Деятель-ность уча-щихся

Планируемые образовательные результаты




Предмет-ные

УУД: регулятив-ные, познава-тельные, коммуни-кативные

Личност-ные

1.Проб-лемная ситуация и актуа-лизация знаний.

Цель: повторе-ние изучен-ного материала необ-ходимого для получе-ния новых знаний.

Загадка:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он не видимый, и все же

Без него мы жить не можем?

- Мы часто говорим « Это нам нужно как воздух!»

- Что означает эта поговорка?

Рассказ ученика о значении воздуха, исторические факты. Приложение № 1


- Какая система органов обеспечивает нас кислородом?

- Какую систему органов мы будем изучать на уроке?

- Какая система органов доставляет кислород ко всем клеткам?

- Какую функцию выполняет кислород в организме человека?

- Какова цель нашего урока?


Учащи-еся вклю-чаются в работу, отгады-вают загадку, отвечают на вопро-сы. Опреде-ляют тему урока. Форму-лируют цель урока.

Предмет-ные:

находить информа-цию, исполь-зуя различ-ные ресурсы, подготав-ливать сообще-ния о значении воздуха в жизне-дея-тельно-сти организ-ма, значении органов дыхания.


Познавате-льные:

1.Сформи-ровать умение самостоя-тельно обнару-живать и формули-ровать учебную проблему, опреде-лять цель учебной деятельно-сти (формули-ровка вопроса урока)

2.Устанав-ливать причинно-следственные связи.


Регулятив-ные:

1.Выс-казать свое предполо-жение (версию) и опреде-лять успеш-ность выполне-ния своего задания в диалоге с учителем

2.Состав-ление плана и последова-тельность действий.

Коммуникативные:

1.Высказы-вать свою точку зрения и пытаться ее обосно-вать, приводя аргументы

2.Разви-вать умение участво-вать в дискуссии.


Личност-ные:

Устанав-ливается связь между целью учебной деятель-ности и ее мотивом. Ученик определя-ет значи-мость данного материала для себя и общества.

2.Сов-местное открытие знаний.

Цель: обес-печить воспри-ятие, осмыс-ление и первич-ное закреп-ление учащи-мися изучен-ного материала.

1. Обучающиеся рассматривают строение дыхательной системы на экране, называют отделы дыхательной системы.


2. Работа в группах:

а) 1группа изучает носовую полость,

б) 2группа- гортань,

в) 3группа- трахеи, бронхи

г) 4группа- лёгкие.


Приложение № 2


3. Выступление групп, заполнение таблицы: «Строение дыхательной системы)

Приложение № 3


Проверка выполнения работы.






































4 Просмотр фильма «Строение органов дыхание, движение воздуха, газообмен»

Просмотрев фильм обучающиеся должны ответить на вопросы:


- Как строение дыхательной системы связана с выполняемой функцией?

- Какие системы органов принимают участие в газообмене и обеспечении организма кислородом?

Класс делит-ся на груп-пы. Группы читают в учеб-нике и допо-лни-тельной лите-ратуре инфор-мацию о строе-нии органов дыха-ния, состав-ляют хара-ктерис-тику каждого отдела дыха-тельной сис-темы, запол-няют таблицу








































Уча-щиеся смотрят фильм, отве-чают на воп-росы.






Предмет-ные:

1.Полу-чить знания о строении органов дыхания.

2.Описы-вать значение органов дыхания в связи с выпол-няемой функ-цией.
























































Предмет-ные:

1.Закре-пить знания о строении органов дыхания.




Познава-тельные:

1.Форму-лировать проблему и познава-тельную цель.

2.Искать и выделять необходи-мую информа-цию.

3.Вносить необходи-мые коррек-тивы в действие после его заверше-ния.

4.Умение структури-ровать знания и строить высказы-вания, умение сжато выборочно передавать содержа-ние материала.

Комму-ника-тивные:

1.Сформи-ровать умение самостоя-тельно организо-вать учебное взаимо-действие в группе

Регуля-тивные:

1.Сфор-мировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предло-женных и искать самостоя-тельно средства достиже-

ния цели.


Познавательные:

1.Выде-лять необхо-димую инфор-мацию

2.Устанав-ливать причинно-

следст-венные связи

Коммуни-кативные:

1.Выска-зывать свою точку зрения и пытаться ее обос-новать приводя аргументы

Регу-лятивные:

1.Форми-ровать умение в диалоге с учителем совершен-ствовать самостоя-тельно вырабо-танные критерии оценки.





Личност-ные: устанав-ливается связь между целью учебной деятель-ности и её мотивом. Ученик опреде-ляет значи-мость данного материала для себя.

Ученики делают вывод о значении органов дыхания для организма человека, для его жизне-деятель-ности.










































Личностные:

1.Оцени-вание усва-иваемого содержания

2.Ученик опреде-ляет значи-мость данного материала для себя


5. Просмотр презентации: «Что скрывается за завесой табачного дыма»

Учащи-еся смотрят презен-тацию, делают вывод


Познава-тельные:

Сфор-мировать умение анали-зировать,

обобщать факты, явления выявлять причины и следствия

Комуникативные:

Исполь-зовать языковые средства для выражения своих доводов и умозак-лючений

Регулятивные:

Оценивать высказы-вания одноклас-сников с точки зрения их доказате-льности и полноты

Личност-ные:

1.Оценива-ние усваивае-мого содержа-ния

2.Умение опреде-лять отноше-ние к своему здоровью и здоровью окружаю-щих.

3.Самос-тоятель-ное примене-ние знаний.

Цель: обобще-ние и закреп-ление получен-ных знаний.

Выполнение тестового задания. Время выполнения-10 минут.

Приложение № 4


Учащие-ся выпол-няют тесто-вую работу по закреп-лению изучен-ного мате-риала.

Прово-дят само-оценку.



Познавате-льные:

1.Сформи-ровать умение анализиро-вать, сравни-вать, классифи-цировать.

Регулятив-ные:

Формиро-вать умение в диалоге с учителем совершен-ствовать самостоя-тельно вырабо-танные критерии оценки

2.Осозна-ние учащими-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Личност-ные:

Оценива-ние усваивае-мого содержа-ния.

4.Итог урока

(рефлек-сия)

Обмен знаниями:

- Сделайте вывод по уроку. (сформулируйте главную мысль урока)

- Что было самым ценным из услышанного на уроке?

- О чем из услышанного вы хотели бы по- размышлять.

- Почему вы считаете этот материал зна-чимым для себя?




Уча-щиеся оцени-вают свою работу. Делают вывод о полу-ченной на уроке инфор-мации.










Познава-тельные:

1.Умение осознано и произво-льно строить свои высказы-вания.

2.Умение работать с информа-цией.

3.Оцени-вание про-цессов и результа-тов дея-тельности.

4.Само-стоятель-ное реше-ние проб-лемы твор-ческого характера.

Коммуни-кативные:

Высказы-вать свою точку зре-ния и пы-таться ее обосно-вать, умение выражать свои мыс-ли.

Регу-лятивные:

Опреде-лять ус-пешность выполне-ния зада-ния в диа-логе с учителем.


Личност-ные:

1.Оценива-ние усваивае-мого содержа-ния

2.Умение опреде-лять отноше-ние к своему здоровью и здоро-вью окру-жающих.


Домашние задание: пр.№23, вопросы, создать модель дыхательной системы, придумать меры профилактики пагубных привычек.

Записы-вают домаш-нее за-дание по выбору, задают вопро-сы.


Познавательные:

1.Умение работать с информа-цией.

2.Оцени-вание про-цессов и результа-тов дея-тельности.

3.Само-стоятель-ное реше-ние проб-лемы твор-ческого характера


Приложение № 1

Древнегреческий ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «Пастбищем жизни». Конечно воздух – не единственное условие существования, но одно из главных. Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задерживать дыхание на 2-3 минуты, ловцы жемчуга на 10 минут, причем учатся этому с детства. Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически замкнутом помещении на час требуется не менее 2 кубических метров воздуха. Люди не раз гибли оказавшись наглухо закрытом помещении. Так, в 1846 году на судне «Мэри Сомс» погиб батальон солдат, укрывшись во время бури в трюме, хотя судно осталось невредимым. Длительное кислородное голодание приводит к смерти, ведь в нашем организме нет запасов кислорода, поэтому он должен поступать через органы дыхания.

- Зачем мы дышим? Необходимо чтобы кислород поступал в кровь, кровь переносит кислород ко всем клеткам тела и забирает углекислый газ, который удаляется из организма при выдохе. В клетках преобразуется энергия химических связей заключенная в пище, в доступную для организма форму. Кислород является окислителем, при этом органические вещества расщепляются до простых и выделяется энергия, необходимая для работы организма. В результате дыхания происходит необходимый для организма газообмен который осуществляется через органы дыхания.

Приложения №2

Инструктивная карточка 1 группы.

1. Изучить строение носовой полости. (А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш Биология 8 класс «Вентана-Граф» 2014, пр.23,стр.101, приложение №1)

2.Ответить на вопросы и выполнить задания:

а. Можно ли дышать ртом?

б.Ученые проделали такой опыт. Под колпак, куда поступал воздух с бактериями, поместили кролика. Как обычно кролик дышал носом, и хотя в воздухе были болезнетворные бактерии он не заболел. Под другой колпак посадили второго кролика , в нос вставили стеклянные трубочки. При дыхании воздух поступал в дыхательное горло через трубочки и не соприкасался со слизистой оболочкой носа. Кролик вскоре заболел и погиб. Почему?

в. Какое значение имеет носовая полость для организма человека?

г. Какова функция носоглотки?



Инструктивная карточка 2 группы.

1. Изучить строение гортани. (А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш Биология 8 класс «Вентана-Граф» 2014,пр.23.,стр 101-102, приложение №2)

2. Ответить на вопросы:

а. Какую функцию выполняет надгортанник?

б. Как вы понимаете поговорку «Когда я ем, я глух и нем?»

в. Изучить строение голосового аппарата.

г. Как происходит образование звука?



Инструктивная карточка 3 группы.

1. Изучить строение трахеи.(А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш Биология 8 класс «Вентана-Граф» 2014, пр.23., стр. 102, приложение №3)

2. Ответить на вопросы:

а. Почему задняя стенка трахеи мягкая?

б.Какую функцию выполняет трахея?

в. Строение и функция бронхов.





Инструктивная карточка 4 группы.

1. Где располагаются легкие. (А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш Биология 8 класс «Вентана-Граф» 2014, пр.23, стр. 102, приложение№4)

2.Ответить на вопросы и выполнить задание:

а. Чем покрыто легкое?

б. Изучить строение лёгочных пузырьков.

в. Как строение лёгочных пузырьков связано с выполняемой функцией.

г. В больницу был доставлен человек, грудная клетка которого была пробита с двух сторон. Легкие при этом остались не поврежденными. Через некоторое время больной умер от удушья. Почему это произошло.



Приложение №3

Орган

Где расположен

Особенности строения

Функции

Носовая полость





Носоглотка





Гортань





Трахея





Бронхи





Легкие







Приложение № 4

Тестовые задания с выбором правильного ответа.

1. Обведите кружочком номер правильного ответа.

2. За каждый правильный ответ – 1 балл.

3. Оцените выполненную работу, если вы набрали:

16-18 баллов – оценка «5»

12-15 баллов – оценка «4»

5-11 баллов – оценка «3»

1. Где начинается большой круг кровообращения?

А) В правом желудочке;

Б) В левом желудочке;

В) В артериях.

2. Лейкоциты участвуют:

А) В свертывании крови;

Б) Переносе кислорода от легких к тканям;

В) Переносе углекислого газа от тканей к легким.

Г) Переваривании и обезвреживании бактерий и чужеродных тел

3. Кровь образована тканью:

А) Нервной;

Б) Соединительной;

В) Мышечной;

Г) Эпителиальной.

4. Благодаря иммунитету организм защищает себя:

А) От потери крови;

Б) Чужеродных тел и веществ;

В) Свертывании крови;

Г) Отравлении угарным газом;

5. Углекислый газ образуется в организме:

А) В легких;

Б) Легочных капиллярах;

В) Капиллярах большого круга.

6. Кровь в легких отдает:

А) Кислород;

Б) Углекислый газ;

В) Азот;

Г) Инертные газы.

7. Где начинается малый круг кровообращения?

А) В правом желудочке;

Б) Левом желудочке;

В) Правом предсердии;

Г) Левом предсердии;

8. Эритроциты участвуют:

А) В свертывании крови;

Б) переваривании и обезвреживании бактерий и чужеродных веществ;

В) Переносе кислорода и углекислого газа;

Г) Переносе питательных веществ.

9. Жидкая часть крови называется:

А) Лимфой;

Б) Цитоплазмой;

В) Межклеточной жидкостью

Г) Плазмой;

10. Пульсом называют:

А) Ритмичные колебания стенок артерий;

Б) Давление крови на стенки артерий;

В) сокращение предсердий;

Г) Сокращение желудочков.

11. В каком органе дыхательной системы происходит газообмен?

А) Гортани

Б) Трахеи;

Г) Легких.

12. Хрящевые полукольца образуют:

А) Трахею;

Б) Гортань;

В) Бронхи;

13. Где располагаются голосовые связки?

А) Трахеи;

Б) Носовой полости;

В) Гортани.

14) В каком отделе дыхательной системы воздух поступает из гортани:

А) Легкие;

Б) Бронхи;

В) Трахею.

15. В каком отделе дыхательной системы воздух согревается и очищается?

А) Носовая полость;

Б) Гортань;

В) Легкие.

16. Какую функцию выполняет надгортанник?

А) Закрывает вход в гортань;

Б) Участвует в голосообразовании;

В) Участвует в газообмене.

17. Источником энергии для организма служит:

А) Окисление органических веществ;

Б) Восстановлении органических веществ;

В) Окислении минеральных веществ;

Г) Восстановлении минеральных веществ.

18. Углекислый газ образуется в каких органах?

А) Легких;

Б) Клетках тела;

В) Воздухоносных путях;

Г) Бронхах.





Литература:.

1. А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш Биология 8 класс «Вентана-Граф» 2014.

2. Зверев И.Д.Книга для чтения по анатомии, физиологии, и гигиене человека. Пособие для учащихся средней школы-М.:Просвещение,1989.

3. Интернет-ресурсы.

4.Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье-М.:ПРосвящение,1989.

5. Школьник Ю.К. Человек: полная энциклопедия - М.: Эксмо,2012






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!