Ирина Александровна Комова
Учитель биологии и географии
первой квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №39 им. К.Ф. Ольшанского» г. Курска
Урок биологии в 8 классе на тему
«Значение дыхания. Органы дыхания»
Цель урока.
1. Изучить строение органов дыхания в связи с выполняемой функцией.
2. Создать условия для создания и осмысления информации и строении органов дыхания, здорового образа жизни, вреде курения.
3. Воспитывать бережное отношение к себе, своему организму.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Межпредметные связи: биология, валеология, история, литература.
Методы: рассказ с элементами беседы, беседа, диалог, работа в группах, индивидуальная работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации « Строение органов дыхания», «Что скрывается за завесой табачного дыма», дидактический материал (приложения, листы с тестовыми заданиями)
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок.
Предметные:
1. Формировать умение объяснять особенности строения органов дыхания, в связи с выполняемой функцией
2. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: гортань, трахея, бронхи, легочные пузырьки.
Метапредметные и личностные результаты.
Познавательные УУД:
1. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающие установление причинно-следственных связей.
2. Овладевать составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопрос, выдвигать гипотезу и находить решение проблемы творческого и поискового характера.
3. Извлекать необходимую информацию из текста, ориентироваться в научном тексте, уметь структурировать знания.
Регулятивные УУД:
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5. Учить учащихся планировать и организовывать свою учебную деятельность : осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно, и того, что еще предстоит усвоить , учить прогнозировать результат и вносить коррективы в план своего действия.
Коммуникативные УУД:
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать взаимодействие в группах. Выстраивать продуктивное взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, обучить приёмам речевого общения в ходе группового обсуждения проблем и принятия решений, умение работать в команде.
2. Обучать школьников полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи.
3. Находить наиболее эффективные способы решения проблемных вопросов.
Личностные УУД:
1. Сформировать отношение к здоровому образу жизни.
2. Обеспечить познавательную мотивацию обучающихся.
Название урока и его этапы | Деятельность учителя | Деятель-ность уча-щихся | Планируемые образовательные результаты |
| | | Предмет-ные | УУД: регулятив-ные, познава-тельные, коммуни-кативные | Личност-ные |
1.Проб-лемная ситуация и актуа-лизация знаний. Цель: повторе-ние изучен-ного материала необ-ходимого для получе-ния новых знаний. | Загадка: Через нос проходит в грудь И обратно держит путь Он не видимый, и все же Без него мы жить не можем? - Мы часто говорим « Это нам нужно как воздух!» - Что означает эта поговорка? Рассказ ученика о значении воздуха, исторические факты. Приложение № 1 - Какая система органов обеспечивает нас кислородом? - Какую систему органов мы будем изучать на уроке? - Какая система органов доставляет кислород ко всем клеткам? - Какую функцию выполняет кислород в организме человека? - Какова цель нашего урока? | Учащи-еся вклю-чаются в работу, отгады-вают загадку, отвечают на вопро-сы. Опреде-ляют тему урока. Форму-лируют цель урока. | Предмет-ные: находить информа-цию, исполь-зуя различ-ные ресурсы, подготав-ливать сообще-ния о значении воздуха в жизне-дея-тельно-сти организ-ма, значении органов дыхания. | Познавате-льные: 1.Сформи-ровать умение самостоя-тельно обнару-живать и формули-ровать учебную проблему, опреде-лять цель учебной деятельно-сти (формули-ровка вопроса урока) 2.Устанав-ливать причинно-следственные связи. Регулятив-ные: 1.Выс-казать свое предполо-жение (версию) и опреде-лять успеш-ность выполне-ния своего задания в диалоге с учителем 2.Состав-ление плана и последова-тельность действий. Коммуникативные: 1.Высказы-вать свою точку зрения и пытаться ее обосно-вать, приводя аргументы 2.Разви-вать умение участво-вать в дискуссии. | Личност-ные: Устанав-ливается связь между целью учебной деятель-ности и ее мотивом. Ученик определя-ет значи-мость данного материала для себя и общества. |
2.Сов-местное открытие знаний. Цель: обес-печить воспри-ятие, осмыс-ление и первич-ное закреп-ление учащи-мися изучен-ного материала. | 1. Обучающиеся рассматривают строение дыхательной системы на экране, называют отделы дыхательной системы. 2. Работа в группах: а) 1группа изучает носовую полость, б) 2группа- гортань, в) 3группа- трахеи, бронхи г) 4группа- лёгкие. Приложение № 2 3. Выступление групп, заполнение таблицы: «Строение дыхательной системы) Приложение № 3 Проверка выполнения работы. 4 Просмотр фильма «Строение органов дыхание, движение воздуха, газообмен» Просмотрев фильм обучающиеся должны ответить на вопросы: - Как строение дыхательной системы связана с выполняемой функцией? - Какие системы органов принимают участие в газообмене и обеспечении организма кислородом? | Класс делит-ся на груп-пы. Группы читают в учеб-нике и допо-лни-тельной лите-ратуре инфор-мацию о строе-нии органов дыха-ния, состав-ляют хара-ктерис-тику каждого отдела дыха-тельной сис-темы, запол-няют таблицу Уча-щиеся смотрят фильм, отве-чают на воп-росы. | Предмет-ные: 1.Полу-чить знания о строении органов дыхания. 2.Описы-вать значение органов дыхания в связи с выпол-няемой функ-цией. Предмет-ные: 1.Закре-пить знания о строении органов дыхания. | Познава-тельные: 1.Форму-лировать проблему и познава-тельную цель. 2.Искать и выделять необходи-мую информа-цию. 3.Вносить необходи-мые коррек-тивы в действие после его заверше-ния. 4.Умение структури-ровать знания и строить высказы-вания, умение сжато выборочно передавать содержа-ние материала. Комму-ника-тивные: 1.Сформи-ровать умение самостоя-тельно организо-вать учебное взаимо-действие в группе Регуля-тивные: 1.Сфор-мировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предло-женных и искать самостоя-тельно средства достиже- ния цели. Познавательные: 1.Выде-лять необхо-димую инфор-мацию 2.Устанав-ливать причинно- следст-венные связи Коммуни-кативные: 1.Выска-зывать свою точку зрения и пытаться ее обос-новать приводя аргументы Регу-лятивные: 1.Форми-ровать умение в диалоге с учителем совершен-ствовать самостоя-тельно вырабо-танные критерии оценки. | Личност-ные: устанав-ливается связь между целью учебной деятель-ности и её мотивом. Ученик опреде-ляет значи-мость данного материала для себя. Ученики делают вывод о значении органов дыхания для организма человека, для его жизне-деятель-ности. Личностные: 1.Оцени-вание усва-иваемого содержания 2.Ученик опреде-ляет значи-мость данного материала для себя |
| 5. Просмотр презентации: «Что скрывается за завесой табачного дыма» | Учащи-еся смотрят презен-тацию, делают вывод | | Познава-тельные: Сфор-мировать умение анали-зировать, обобщать факты, явления выявлять причины и следствия Комуникативные: Исполь-зовать языковые средства для выражения своих доводов и умозак-лючений Регулятивные: Оценивать высказы-вания одноклас-сников с точки зрения их доказате-льности и полноты | Личност-ные: 1.Оценива-ние усваивае-мого содержа-ния 2.Умение опреде-лять отноше-ние к своему здоровью и здоровью окружаю-щих. |
3.Самос-тоятель-ное примене-ние знаний. Цель: обобще-ние и закреп-ление получен-ных знаний. | Выполнение тестового задания. Время выполнения-10 минут. Приложение № 4 | Учащие-ся выпол-няют тесто-вую работу по закреп-лению изучен-ного мате-риала. Прово-дят само-оценку. | | Познавате-льные: 1.Сформи-ровать умение анализиро-вать, сравни-вать, классифи-цировать. Регулятив-ные: Формиро-вать умение в диалоге с учителем совершен-ствовать самостоя-тельно вырабо-танные критерии оценки 2.Осозна-ние учащими-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить | Личност-ные: Оценива-ние усваивае-мого содержа-ния. |
4.Итог урока (рефлек-сия) | Обмен знаниями: - Сделайте вывод по уроку. (сформулируйте главную мысль урока) - Что было самым ценным из услышанного на уроке? - О чем из услышанного вы хотели бы по- размышлять. - Почему вы считаете этот материал зна-чимым для себя? | Уча-щиеся оцени-вают свою работу. Делают вывод о полу-ченной на уроке инфор-мации. | | Познава-тельные: 1.Умение осознано и произво-льно строить свои высказы-вания. 2.Умение работать с информа-цией. 3.Оцени-вание про-цессов и результа-тов дея-тельности. 4.Само-стоятель-ное реше-ние проб-лемы твор-ческого характера. Коммуни-кативные: Высказы-вать свою точку зре-ния и пы-таться ее обосно-вать, умение выражать свои мыс-ли. Регу-лятивные: Опреде-лять ус-пешность выполне-ния зада-ния в диа-логе с учителем. | Личност-ные: 1.Оценива-ние усваивае-мого содержа-ния 2.Умение опреде-лять отноше-ние к своему здоровью и здоро-вью окру-жающих. |
| Домашние задание: пр.№23, вопросы, создать модель дыхательной системы, придумать меры профилактики пагубных привычек. | Записы-вают домаш-нее за-дание по выбору, задают вопро-сы. | | Познавательные: 1.Умение работать с информа-цией. 2.Оцени-вание про-цессов и результа-тов дея-тельности. 3.Само-стоятель-ное реше-ние проб-лемы твор-ческого характера | |
Приложение № 1
Древнегреческий ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «Пастбищем жизни». Конечно воздух – не единственное условие существования, но одно из главных. Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задерживать дыхание на 2-3 минуты, ловцы жемчуга на 10 минут, причем учатся этому с детства. Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически замкнутом помещении на час требуется не менее 2 кубических метров воздуха. Люди не раз гибли оказавшись наглухо закрытом помещении. Так, в 1846 году на судне «Мэри Сомс» погиб батальон солдат, укрывшись во время бури в трюме, хотя судно осталось невредимым. Длительное кислородное голодание приводит к смерти, ведь в нашем организме нет запасов кислорода, поэтому он должен поступать через органы дыхания.
- Зачем мы дышим? Необходимо чтобы кислород поступал в кровь, кровь переносит кислород ко всем клеткам тела и забирает углекислый газ, который удаляется из организма при выдохе. В клетках преобразуется энергия химических связей заключенная в пище, в доступную для организма форму. Кислород является окислителем, при этом органические вещества расщепляются до простых и выделяется энергия, необходимая для работы организма. В результате дыхания происходит необходимый для организма газообмен который осуществляется через органы дыхания.
Приложения №2
Инструктивная карточка 1 группы.
1. Изучить строение носовой полости. (А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш Биология 8 класс «Вентана-Граф» 2014, пр.23,стр.101, приложение №1)
2.Ответить на вопросы и выполнить задания:
а. Можно ли дышать ртом?
б.Ученые проделали такой опыт. Под колпак, куда поступал воздух с бактериями, поместили кролика. Как обычно кролик дышал носом, и хотя в воздухе были болезнетворные бактерии он не заболел. Под другой колпак посадили второго кролика , в нос вставили стеклянные трубочки. При дыхании воздух поступал в дыхательное горло через трубочки и не соприкасался со слизистой оболочкой носа. Кролик вскоре заболел и погиб. Почему?
в. Какое значение имеет носовая полость для организма человека?
г. Какова функция носоглотки?
Инструктивная карточка 2 группы.
1. Изучить строение гортани. (А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш Биология 8 класс «Вентана-Граф» 2014,пр.23.,стр 101-102, приложение №2)
2. Ответить на вопросы:
а. Какую функцию выполняет надгортанник?
б. Как вы понимаете поговорку «Когда я ем, я глух и нем?»
в. Изучить строение голосового аппарата.
г. Как происходит образование звука?
Инструктивная карточка 3 группы.
1. Изучить строение трахеи.(А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш Биология 8 класс «Вентана-Граф» 2014, пр.23., стр. 102, приложение №3)
2. Ответить на вопросы:
а. Почему задняя стенка трахеи мягкая?
б.Какую функцию выполняет трахея?
в. Строение и функция бронхов.
Инструктивная карточка 4 группы.
1. Где располагаются легкие. (А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш Биология 8 класс «Вентана-Граф» 2014, пр.23, стр. 102, приложение№4)
2.Ответить на вопросы и выполнить задание:
а. Чем покрыто легкое?
б. Изучить строение лёгочных пузырьков.
в. Как строение лёгочных пузырьков связано с выполняемой функцией.
г. В больницу был доставлен человек, грудная клетка которого была пробита с двух сторон. Легкие при этом остались не поврежденными. Через некоторое время больной умер от удушья. Почему это произошло.
Приложение №3
Орган | Где расположен | Особенности строения | Функции |
Носовая полость | | | |
Носоглотка | | | |
Гортань | | | |
Трахея | | | |
Бронхи | | | |
Легкие | | | |
Приложение № 4
Тестовые задания с выбором правильного ответа.
1. Обведите кружочком номер правильного ответа.
2. За каждый правильный ответ – 1 балл.
3. Оцените выполненную работу, если вы набрали:
16-18 баллов – оценка «5»
12-15 баллов – оценка «4»
5-11 баллов – оценка «3»
1. Где начинается большой круг кровообращения?
А) В правом желудочке;
Б) В левом желудочке;
В) В артериях.
2. Лейкоциты участвуют:
А) В свертывании крови;
Б) Переносе кислорода от легких к тканям;
В) Переносе углекислого газа от тканей к легким.
Г) Переваривании и обезвреживании бактерий и чужеродных тел
3. Кровь образована тканью:
А) Нервной;
Б) Соединительной;
В) Мышечной;
Г) Эпителиальной.
4. Благодаря иммунитету организм защищает себя:
А) От потери крови;
Б) Чужеродных тел и веществ;
В) Свертывании крови;
Г) Отравлении угарным газом;
5. Углекислый газ образуется в организме:
А) В легких;
Б) Легочных капиллярах;
В) Капиллярах большого круга.
6. Кровь в легких отдает:
А) Кислород;
Б) Углекислый газ;
В) Азот;
Г) Инертные газы.
7. Где начинается малый круг кровообращения?
А) В правом желудочке;
Б) Левом желудочке;
В) Правом предсердии;
Г) Левом предсердии;
8. Эритроциты участвуют:
А) В свертывании крови;
Б) переваривании и обезвреживании бактерий и чужеродных веществ;
В) Переносе кислорода и углекислого газа;
Г) Переносе питательных веществ.
9. Жидкая часть крови называется:
А) Лимфой;
Б) Цитоплазмой;
В) Межклеточной жидкостью
Г) Плазмой;
10. Пульсом называют:
А) Ритмичные колебания стенок артерий;
Б) Давление крови на стенки артерий;
В) сокращение предсердий;
Г) Сокращение желудочков.
11. В каком органе дыхательной системы происходит газообмен?
А) Гортани
Б) Трахеи;
Г) Легких.
12. Хрящевые полукольца образуют:
А) Трахею;
Б) Гортань;
В) Бронхи;
13. Где располагаются голосовые связки?
А) Трахеи;
Б) Носовой полости;
В) Гортани.
14) В каком отделе дыхательной системы воздух поступает из гортани:
А) Легкие;
Б) Бронхи;
В) Трахею.
15. В каком отделе дыхательной системы воздух согревается и очищается?
А) Носовая полость;
Б) Гортань;
В) Легкие.
16. Какую функцию выполняет надгортанник?
А) Закрывает вход в гортань;
Б) Участвует в голосообразовании;
В) Участвует в газообмене.
17. Источником энергии для организма служит:
А) Окисление органических веществ;
Б) Восстановлении органических веществ;
В) Окислении минеральных веществ;
Г) Восстановлении минеральных веществ.
18. Углекислый газ образуется в каких органах?
А) Легких;
Б) Клетках тела;
В) Воздухоносных путях;
Г) Бронхах.
Литература:.
1. А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш Биология 8 класс «Вентана-Граф» 2014.
2. Зверев И.Д.Книга для чтения по анатомии, физиологии, и гигиене человека. Пособие для учащихся средней школы-М.:Просвещение,1989.
3. Интернет-ресурсы.
4.Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье-М.:ПРосвящение,1989.
5. Школьник Ю.К. Человек: полная энциклопедия - М.: Эксмо,2012