СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение клетки. Ткани

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  

 

Технологическая карта урока

Тема урока: Клеточное строение. Ткани

 Учитель Тогузова С.Н., МБОУ СОШ №3"

Предмет: Биология

Класс: 5 класс, 6.10.2018

Тип урока: Комбинированный

Автор УМК: И.Н.Пономарева Биология. 5–класс  ФГОС,

 Москва издательство «Вентана-Граф», 2021 год.

 

Педагогическая цель  

Способствовать формированию представлений о клеточном строении как общем признаке живых организмах, об отличиях в строении растительной и животной клетках, тканях. Умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию познавательной и творческой активности

Тип урока

изучение и закрепление нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: отличать строение растительной клетки от животной, ткани.  Ввидеть взаимосвязь строения и функциональных особенностей, самостоятельно находить информацию.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностями понимать учебную задачу урока, обобщать понятия, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности; проявлять эстетическую культуру: аккуратность заполнения карточек и заданий в рабочей тетради

методы и формы обучения

объяснительно-иллюстративный; фронтальная, парами,индивидуальная

Оборудование

Медиапроектор. ПК, микроскопы, лук-репа, предметные и покровные стекла

Наглядно- демонстрационный материал

Презентация: слайды с изображением строения растительной и животной клетки;

                                       представители Царств живой природы, микроскопы – световой  

Основные понятия и термины

Строение клетки, органоиды клетки: оболочка, пластиды, хлоропласты, ядро, цитоплазма, клетчатка, вакуоль. Ткани растений и животных

 

организационная структура урока

Этапы урока

Задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы работы

Формируемые УУД

I. Орг. начала урока

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Перед вступительным словом демонстрирует слайды с изображениями тетрадного листа в клетку, клетка для попугая.

Вступительное слово:

– Как вы думаете, почему сегодняшний урок мы начали с этих слайдов? Какое это имеет отношение к нашему уроку? Что может быть общего между всеми этими изображениями?

– Да, действительно, тема урока: «Клеточное строение. Ткани». Но самое интересное, что такое строение имеют все живые организмы на нашей планете – бактерии, грибы, растения, животные и, конечно, мы с вами. Исключения составляют вирусы – неклеточные формы жизни

Познавательная: рассуждают, выдвигают версии.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку.

Коммуникативная: принимают участие в диалоге с учителем

Фронтальная.

Индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

II. Изучение нового материала

Беседа по вопросам.

– Как вы думаете, а давно человек узнал, что все живые организмы имеют клеточное строение?

– Верно, только тогда, когда был изобретен микроскоп – в XVII веке. (Показ слайда с изображением Р. Гука и микроскопа.)

– Итак, все живые организмы состоят из клеток. А как же они устроены? Мы это узнаем, изучив строение растительной и животной клеток. Но прежде ответьте на вопрос: будут ли клетки растений и животных абсолютно одинаковыми? Сложно? Давайте вместе искать ответ!

– Сначала рассмотрим схему строения растительной и животной клеток под световым микроскопом. (Показ слайда.)

Какие одинаковые части клеток вы увидели?

(Клеточная мембрана, ядро, цитоплазма.)

– А что есть в строении растительной клетки, но нет в животной? (Оболочка, пластиды, вакуоли.)

– Разница в строении клеток животных и растений объясняет, например, разницу в питании этих организмов. Чтобы хорошо питаться, животным приходится активно двигаться, а растениям? Верно, они все время на месте. Как же им удается питаться? Растениям помогают пластиды, а именно, хлоропласты, в которых на свету из углекислого газа и воды образуются органические вещества.

– А теперь рассмотрим растительную и животную клетки под электронным микроскопом. (Показ слайда.)

– Что-то новое заметили, чего не было видно под световым микроскопом?

– Да, видны другие органоиды (их название узнаете в старших классах), которые обеспечивают другие жизненные процессы: дыхание, обмен веществ и т. д.

Познавательная: отвечают на вопросы, делают выводы; находят нужную ин-формацию в различных источниках (рисунки учебника, слайды презентации, рассказ учителя, ответы сверстников).

Регулятивная: выделяют то, что еще подлежит усвоению.

Коммуникативная: строят понятные для партнера высказывания.

Фронтальная.

Познавательные: ищут решение проблемы, умеют извлечь существенную информацию из разных источников (из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта),

структурировать знания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности.

 

 

 

 

 

Физкультминутка.

Проводит физкультминутку.

 

Двигательная:.

Фронтальная.

 

 

Работа в рабочей тетради, с учебником, карточками

– Откройте учебник (с. 22), найдите рисунок 16. Откройте задание в рабочей тетради и, сравнивая рисунки, выполните задание в ней.

ученикам со слабым уровнем подготовки раздает карточки, в которых надо подписать органоиды растительной или животной клетки, раскрасить соответствующими цветами. Ученикам сильным предлагает компьютерный тест (см. Ресурсный материал)

Давайте посмотрим на растение (учитель предлагает одно из комнатных растений, имеющееся в кабинете, например, кактус.

Все ли клетки этого растения будут похожи?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о новом термине «Ткань». Что мы должны будем узнать?

Задание на карточках (работа в парах):

Соотнесите виды тканей и их выполняемые функции:

  1. Образовательная

Образование новых

клеток

2.Основная

 Синтез и запас

веществ

3.Проводящая

 Передвигаются вода и  питательные вещества

4.Механическая

Придает прочность

растениям

 

5.Покровная

Защитная функция

 

 

Познавательная: выполняют задание в рабочей тетради, по карточкам, компьютерный тест

 

 

 

 

- Нет, у них будут разные функции.

- Что это такое, какие ткани бывают и какие функции выполняют. (постановка цели и задач урока)

 

индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по карточкам

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль учебных действий

III. Итог урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа

– Что узнали нового на уроке, чего раньше не знали?

– Какие чувства вызвал у вас данный урок?

– Что расскажете дома своим родителям, близким?

– Сложным показался урок? Но знания, которые вы приобрели сегодня, помогут вам позднее провести собственное исследование клеточного строения под микроскопом. Поэтому обязательно прочтите до конца параграф и выполните все пункты домашнего задания учебника (с. 23)

Коммуникативная: отвечают на вопросы, обосновывают свое мнение

Фронтальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – от-личают новое от уже известного; делают выводы.

Личностные: проявляют интерес к предмету

 

 

 

 

 

 

 

 

Ресурсный материал

№ 1.

Подпишите органоиды клетки.

.

2

Какие утверждения верны?

1. Клетки живых организмов имеют ядро.

2. Цитоплазма постоянно движется.

3. Все клетки живых организмов имеют пластиды.

4. Ядро несет наследственную информацию.

5. некоторые вирусы имеют клеточное строение.

6. Любая клетка снаружи имеет клеточную мембрану.

7. Хлоропласты нужны для питания всем живым организмам.

 

Ресурсный материал

 

Карточка № 1.

Подпишите органоиды клетки.

 

2

Какие утверждения верны?

1. Клетки живых организмов имеют ядро.

2. Цитоплазма постоянно движется.

3. Все клетки живых организмов имеют пластиды.

4. Ядро несет наследственную информацию.

5. некоторые вирусы имеют клеточное строение.

6. Любая клетка снаружи имеет клеточную мембрану.

7. Хлоропласты нужны для питания всем живым организмам.

 

 

Тест

«Клеточное строение живых организмов»

Вариант I

Выберите правильный ответ.

1. Наследственная информация клетки находится:

1) в цитоплазме;                            3) в ядре;

2) в вакуолях;                                4) в оболочке.

2. Какую из перечисленных функций выполняет цитоплазма клетки:

1) контролирует процессы жизнедеятельности;

2) обеспечивает ее защиту;

3) связывает органоиды клетки между собой;

4) придает клетке форму?

3. Функцию защиты клетки от внешних воздействий выполняет:

1) цитоплазма;                               3) вакуоль;

2) оболочка;                                  4) ядро.

4. Исключите лишнее понятие:

1) ядро;                                         3) вакуоль;

2) хлоропласты;                            4) фотосинтез.

5. Клеточный сок обычно наполняет:

1) вакуоли;                                    3) межклетники;

2) ядро;                                         4) цитоплазму.

6. Органические вещества образуются:

1) в хлоропластах;                        3) в лейкопластах;

2) в ядре;                                      4) в цитоплазме.

 

 

 

 

 

 

 

Вариант II

Выберите правильный ответ.

1. Какую из перечисленных функций выполняет ядро клетки:

1) придает клетке форму;

2) обеспечивает ее защиту;

3) содержит наследственную информацию;

4) связывает органоиды клетки между собой?

2. Передвижение веществ по клетке выполняет:

1) цитоплазма;                                     3) вакуоль;

2) оболочка;                                         4) ядро.

3. Исключите лишнее понятие:

1) деление;                                            3) вакуоль;

2) дыхание;                                           4) питание.

4. Хлоропласты – пластиды … цвета:

1) зеленого;                                          3) синего;

2) красного;                                          4) желтого.

5. Вакуоли заполнены:

1) хлоропластами;                                3) клеточным соком;

2) семенами;                                         4) органоидами.

6. Клеточная оболочка есть:

1) только в растительной клетке;         3) только в вирусах;

2) только в животной клетке;               4) в любых клетках.

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Тема урока: Клеточное строение. Ткани

 Учитель Тогузова С.Н., МБОУ СОШ №3"

Предмет: Биология

Класс: 5 класс, 6.10.2018

Тип урока: Комбинированный

Автор УМК: И.Н.Пономарева Биология. 5–класс  ФГОС,

 Москва издательство «Вентана-Граф», 2021 год.

 

Педагогическая цель  

Способствовать формированию представлений о клеточном строении как общем признаке живых организмах, об отличиях в строении растительной и животной клетках, тканях. Умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию познавательной и творческой активности

Тип урока

изучение и закрепление нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: отличать строение растительной клетки от животной, ткани.  Ввидеть взаимосвязь строения и функциональных особенностей, самостоятельно находить информацию.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностями понимать учебную задачу урока, обобщать понятия, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности; проявлять эстетическую культуру: аккуратность заполнения карточек и заданий в рабочей тетради

методы и формы обучения

объяснительно-иллюстративный; фронтальная, парами,индивидуальная

Оборудование

Медиапроектор. ПК, микроскопы, лук-репа, предметные и покровные стекла

Наглядно- демонстрационный материал

Презентация: слайды с изображением строения растительной и животной клетки;

                                       представители Царств живой природы, микроскопы – световой  

Основные понятия и термины

Строение клетки, органоиды клетки: оболочка, пластиды, хлоропласты, ядро, цитоплазма, клетчатка, вакуоль. Ткани растений и животных

 

организационная структура урока

Этапы урока

Задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы работы

Формируемые УУД

I. Орг. начала урока

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Перед вступительным словом демонстрирует слайды с изображениями тетрадного листа в клетку, клетка для попугая.

Вступительное слово:

– Как вы думаете, почему сегодняшний урок мы начали с этих слайдов? Какое это имеет отношение к нашему уроку? Что может быть общего между всеми этими изображениями?

– Да, действительно, тема урока: «Клеточное строение. Ткани». Но самое интересное, что такое строение имеют все живые организмы на нашей планете – бактерии, грибы, растения, животные и, конечно, мы с вами. Исключения составляют вирусы – неклеточные формы жизни

Познавательная: рассуждают, выдвигают версии.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку.

Коммуникативная: принимают участие в диалоге с учителем

Фронтальная.

Индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

II. Изучение нового материала

Беседа по вопросам.

– Как вы думаете, а давно человек узнал, что все живые организмы имеют клеточное строение?

– Верно, только тогда, когда был изобретен микроскоп – в XVII веке. (Показ слайда с изображением Р. Гука и микроскопа.)

– Итак, все живые организмы состоят из клеток. А как же они устроены? Мы это узнаем, изучив строение растительной и животной клеток. Но прежде ответьте на вопрос: будут ли клетки растений и животных абсолютно одинаковыми? Сложно? Давайте вместе искать ответ!

– Сначала рассмотрим схему строения растительной и животной клеток под световым микроскопом. (Показ слайда.)

Какие одинаковые части клеток вы увидели?

(Клеточная мембрана, ядро, цитоплазма.)

– А что есть в строении растительной клетки, но нет в животной? (Оболочка, пластиды, вакуоли.)

– Разница в строении клеток животных и растений объясняет, например, разницу в питании этих организмов. Чтобы хорошо питаться, животным приходится активно двигаться, а растениям? Верно, они все время на месте. Как же им удается питаться? Растениям помогают пластиды, а именно, хлоропласты, в которых на свету из углекислого газа и воды образуются органические вещества.

– А теперь рассмотрим растительную и животную клетки под электронным микроскопом. (Показ слайда.)

– Что-то новое заметили, чего не было видно под световым микроскопом?

– Да, видны другие органоиды (их название узнаете в старших классах), которые обеспечивают другие жизненные процессы: дыхание, обмен веществ и т. д.

Познавательная: отвечают на вопросы, делают выводы; находят нужную ин-формацию в различных источниках (рисунки учебника, слайды презентации, рассказ учителя, ответы сверстников).

Регулятивная: выделяют то, что еще подлежит усвоению.

Коммуникативная: строят понятные для партнера высказывания.

Фронтальная.

Познавательные: ищут решение проблемы, умеют извлечь существенную информацию из разных источников (из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта),

структурировать знания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности.

 

 

 

 

 

Физкультминутка.

Проводит физкультминутку.

 

Двигательная:.

Фронтальная.

 

 

Работа в рабочей тетради, с учебником, карточками

– Откройте учебник (с. 22), найдите рисунок 16. Откройте задание в рабочей тетради и, сравнивая рисунки, выполните задание в ней.

ученикам со слабым уровнем подготовки раздает карточки, в которых надо подписать органоиды растительной или животной клетки, раскрасить соответствующими цветами. Ученикам сильным предлагает компьютерный тест (см. Ресурсный материал)

Давайте посмотрим на растение (учитель предлагает одно из комнатных растений, имеющееся в кабинете, например, кактус.

Все ли клетки этого растения будут похожи?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о новом термине «Ткань». Что мы должны будем узнать?

Задание на карточках (работа в парах):

Соотнесите виды тканей и их выполняемые функции:

  1. Образовательная

Образование новых

клеток

2.Основная

 Синтез и запас

веществ

3.Проводящая

 Передвигаются вода и  питательные вещества

4.Механическая

Придает прочность

растениям

 

5.Покровная

Защитная функция

 

 

Познавательная: выполняют задание в рабочей тетради, по карточкам, компьютерный тест

 

 

 

 

- Нет, у них будут разные функции.

- Что это такое, какие ткани бывают и какие функции выполняют. (постановка цели и задач урока)

 

индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по карточкам

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль учебных действий

III. Итог урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа

– Что узнали нового на уроке, чего раньше не знали?

– Какие чувства вызвал у вас данный урок?

– Что расскажете дома своим родителям, близким?

– Сложным показался урок? Но знания, которые вы приобрели сегодня, помогут вам позднее провести собственное исследование клеточного строения под микроскопом. Поэтому обязательно прочтите до конца параграф и выполните все пункты домашнего задания учебника (с. 23)

Коммуникативная: отвечают на вопросы, обосновывают свое мнение

Фронтальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – от-личают новое от уже известного; делают выводы.

Личностные: проявляют интерес к предмету

 

 

 

 

 

 

 

 

Ресурсный материал

№ 1.

Подпишите органоиды клетки.

.

2

Какие утверждения верны?

1. Клетки живых организмов имеют ядро.

2. Цитоплазма постоянно движется.

3. Все клетки живых организмов имеют пластиды.

4. Ядро несет наследственную информацию.

5. некоторые вирусы имеют клеточное строение.

6. Любая клетка снаружи имеет клеточную мембрану.

7. Хлоропласты нужны для питания всем живым организмам.

 

Ресурсный материал

 

Карточка № 1.

Подпишите органоиды клетки.

 

2

Какие утверждения верны?

1. Клетки живых организмов имеют ядро.

2. Цитоплазма постоянно движется.

3. Все клетки живых организмов имеют пластиды.

4. Ядро несет наследственную информацию.

5. некоторые вирусы имеют клеточное строение.

6. Любая клетка снаружи имеет клеточную мембрану.

7. Хлоропласты нужны для питания всем живым организмам.

 

 

Тест

«Клеточное строение живых организмов»

Вариант I

Выберите правильный ответ.

1. Наследственная информация клетки находится:

1) в цитоплазме;                            3) в ядре;

2) в вакуолях;                                4) в оболочке.

2. Какую из перечисленных функций выполняет цитоплазма клетки:

1) контролирует процессы жизнедеятельности;

2) обеспечивает ее защиту;

3) связывает органоиды клетки между собой;

4) придает клетке форму?

3. Функцию защиты клетки от внешних воздействий выполняет:

1) цитоплазма;                               3) вакуоль;

2) оболочка;                                  4) ядро.

4. Исключите лишнее понятие:

1) ядро;                                         3) вакуоль;

2) хлоропласты;                            4) фотосинтез.

5. Клеточный сок обычно наполняет:

1) вакуоли;                                    3) межклетники;

2) ядро;                                         4) цитоплазму.

6. Органические вещества образуются:

1) в хлоропластах;                        3) в лейкопластах;

2) в ядре;                                      4) в цитоплазме.

 

 

 

 

 

 

 

Вариант II

Выберите правильный ответ.

1. Какую из перечисленных функций выполняет ядро клетки:

1) придает клетке форму;

2) обеспечивает ее защиту;

3) содержит наследственную информацию;

4) связывает органоиды клетки между собой?

2. Передвижение веществ по клетке выполняет:

1) цитоплазма;                                     3) вакуоль;

2) оболочка;                                         4) ядро.

3. Исключите лишнее понятие:

1) деление;                                            3) вакуоль;

2) дыхание;                                           4) питание.

4. Хлоропласты – пластиды … цвета:

1) зеленого;                                          3) синего;

2) красного;                                          4) желтого.

5. Вакуоли заполнены:

1) хлоропластами;                                3) клеточным соком;

2) семенами;                                         4) органоидами.

6. Клеточная оболочка есть:

1) только в растительной клетке;         3) только в вирусах;

2) только в животной клетке;               4) в любых клетках.

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Тема урока: Клеточное строение. Ткани

 Учитель Тогузова С.Н., МБОУ СОШ №3"

Предмет: Биология

Класс: 5 класс, 6.10.2018

Тип урока: Комбинированный

Автор УМК: И.Н.Пономарева Биология. 5–класс  ФГОС,

 Москва издательство «Вентана-Граф», 2021 год.

 

Пе

Просмотр содержимого документа
«Строение клетки. Ткани»


Технологическая карта урока

Тема урока: Клеточное строение. Ткани

Учитель Тогузова С.Н., МБОУ СОШ №3"

Предмет: Биология

Класс: 5 класс, 6.10.2018

Тип урока: Комбинированный

Автор УМК: И.Н.Пономарева Биология. 5–класс ФГОС,

Москва издательство «Вентана-Граф», 2021 год.


Педагогическая цель

Способствовать формированию представлений о клеточном строении как общем признаке живых организмах, об отличиях в строении растительной и животной клетках, тканях. Умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию познавательной и творческой активности

Тип урока

изучение и закрепление нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: отличать строение растительной клетки от животной, ткани. Ввидеть взаимосвязь строения и функциональных особенностей, самостоятельно находить информацию.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностями понимать учебную задачу урока, обобщать понятия, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности; проявлять эстетическую культуру: аккуратность заполнения карточек и заданий в рабочей тетради

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; фронтальная, парами,индивидуальная

Оборудование

Медиапроектор. ПК, микроскопы, лук-репа, предметные и покровные стекла

Наглядно-
демонстрационный
материал

Презентация: слайды с изображением строения растительной и животной клетки;

представители Царств живой природы, микроскопы – световой

Основные понятия
и термины

Строение клетки, органоиды клетки: оболочка, пластиды, хлоропласты, ядро, цитоплазма, клетчатка,
вакуоль.
Ткани растений и животных


организационная структура урока

Этапы
урока

Задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы
работы

Формируемые
УУД

I. Орг. начала урока

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Перед вступительным словом демонстрирует слайды с изображениями тетрадного листа в клетку, клетка для попугая.

Вступительное слово:

– Как вы думаете, почему сегодняшний урок мы начали с этих слайдов? Какое это имеет отношение к нашему уроку? Что может быть общего между всеми этими изображениями?

– Да, действительно, тема урока: «Клеточное строение. Ткани». Но самое интересное, что такое строение имеют все живые организмы на нашей планете – бактерии, грибы, растения, животные и, конечно, мы с вами. Исключения составляют вирусы – неклеточные формы жизни

Познавательная: рассуждают, выдвигают версии.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку.

Коммуникативная: принимают участие в диалоге с учителем

Фронтальная.

Индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

II. Изучение нового материала

Беседа по вопросам.

– Как вы думаете, а давно человек узнал, что все живые организмы имеют клеточное строение?

– Верно, только тогда, когда был изобретен микроскоп – в XVII веке. (Показ слайда с изображением Р. Гука и микроскопа.)

– Итак, все живые организмы состоят из клеток. А как же они устроены? Мы это узнаем, изучив строение растительной и животной клеток. Но прежде ответьте на вопрос: будут ли клетки растений и животных абсолютно одинаковыми? Сложно? Давайте вместе искать ответ!

– Сначала рассмотрим схему строения растительной и животной клеток под световым микроскопом. (Показ слайда.)

– Какие одинаковые части клеток вы увидели?

(Клеточная мембрана, ядро, цитоплазма.)

– А что есть в строении растительной клетки, но нет в животной? (Оболочка, пластиды, вакуоли.)

– Разница в строении клеток животных и растений объясняет, например, разницу в питании этих организмов. Чтобы хорошо питаться, животным приходится активно двигаться, а растениям? Верно, они все время на месте. Как же им удается питаться? Растениям помогают пластиды, а именно, хлоропласты, в которых на свету из углекислого газа и воды образуются органические вещества.

– А теперь рассмотрим растительную и животную клетки под электронным микроскопом.
(Показ слайда.)

– Что-то новое заметили, чего не было видно под световым микроскопом?

– Да, видны другие органоиды (их название узнаете в старших классах), которые обеспечивают другие жизненные процессы: дыхание, обмен
веществ и т. д.

Познавательная: отвечают на вопросы, делают выводы; находят нужную ин-формацию в различных источниках
(рисунки учебника, слайды презентации, рассказ учителя, ответы сверстников).

Регулятивная:
выделяют то, что еще подлежит усвоению.

Коммуникативная: строят понятные для партнера высказывания.

Фронтальная.

Познавательные: ищут решение проблемы, умеют извлечь
существенную информацию из разных источников (из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта),

структурировать знания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности.






Физкультминутка.

Проводит физкультминутку.


Двигательная:.

Фронтальная.



Работа в рабочей тетради, с учебником, карточками

– Откройте учебник (с. 22), найдите рисунок 16. Откройте задание в рабочей тетради и, сравнивая рисунки, выполните задание в ней.

ученикам со слабым уровнем подготовки раздает карточки, в которых надо подписать органоиды растительной или животной клетки, раскрасить соответствующими цветами. Ученикам сильным предлагает компьютерный тест
(см. Ресурсный материал)

Давайте посмотрим на растение (учитель предлагает одно из комнатных растений, имеющееся в кабинете, например, кактус.

Все ли клетки этого растения будут похожи?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о новом термине «Ткань». Что мы должны будем узнать?

Задание на карточках (работа в парах):

Соотнесите виды тканей и их выполняемые функции:

  1. Образовательная

Образование новых

клеток

2.Основная

Синтез и запас

веществ

3.Проводящая

Передвигаются вода и питательные вещества

4.Механическая

Придает прочность

растениям


5.Покровная

Защитная функция



Познавательная: выполняют задание в рабочей тетради, по карточкам, компьютерный тест





- Нет, у них будут разные функции.

- Что это такое, какие ткани бывают и какие функции выполняют. (постановка цели и задач урока)


индивидуальная























Работа по карточкам

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль учебных действий

III. Итог урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа

– Что узнали нового на уроке, чего раньше
не знали?

– Какие чувства вызвал у вас данный урок?

– Что расскажете дома своим родителям,
близким?

– Сложным показался урок? Но знания, которые вы приобрели сегодня, помогут вам позднее провести собственное исследование клеточного строения под микроскопом. Поэтому обязательно прочтите до конца параграф и выполните все пункты домашнего задания учебника (с. 23)

Коммуникативная: отвечают на вопросы, обосновывают свое мнение

Фронтальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – от-личают новое от уже известного; делают выводы.

Личностные: проявляют интерес к предмету












Ресурсный материал

1.

Подпишите органоиды клетки.

.

2

Какие утверждения верны?

1. Клетки живых организмов имеют ядро.

2. Цитоплазма постоянно движется.

3. Все клетки живых организмов имеют пластиды.

4. Ядро несет наследственную информацию.

5. некоторые вирусы имеют клеточное строение.

6. Любая клетка снаружи имеет клеточную мембрану.

7. Хлоропласты нужны для питания всем живым организмам.



Ресурсный материал


Карточка № 1.

Подпишите органоиды клетки.


2

Какие утверждения верны?

1. Клетки живых организмов имеют ядро.

2. Цитоплазма постоянно движется.

3. Все клетки живых организмов имеют пластиды.

4. Ядро несет наследственную информацию.

5. некоторые вирусы имеют клеточное строение.

6. Любая клетка снаружи имеет клеточную мембрану.

7. Хлоропласты нужны для питания всем живым организмам.



Тест

«Клеточное строение живых организмов»

Вариант I

Выберите правильный ответ.

1. Наследственная информация клетки находится:

1) в цитоплазме; 3) в ядре;

2) в вакуолях; 4) в оболочке.

2. Какую из перечисленных функций выполняет цитоплазма клетки:

1) контролирует процессы жизнедеятельности;

2) обеспечивает ее защиту;

3) связывает органоиды клетки между собой;

4) придает клетке форму?

3. Функцию защиты клетки от внешних воздействий выполняет:

1) цитоплазма; 3) вакуоль;

2) оболочка; 4) ядро.

4. Исключите лишнее понятие:

1) ядро; 3) вакуоль;

2) хлоропласты; 4) фотосинтез.

5. Клеточный сок обычно наполняет:

1) вакуоли; 3) межклетники;

2) ядро; 4) цитоплазму.

6. Органические вещества образуются:

1) в хлоропластах; 3) в лейкопластах;

2) в ядре; 4) в цитоплазме.








Вариант II

Выберите правильный ответ.

1. Какую из перечисленных функций выполняет ядро клетки:

1) придает клетке форму;

2) обеспечивает ее защиту;

3) содержит наследственную информацию;

4) связывает органоиды клетки между собой?

2. Передвижение веществ по клетке выполняет:

1) цитоплазма; 3) вакуоль;

2) оболочка; 4) ядро.

3. Исключите лишнее понятие:

1) деление; 3) вакуоль;

2) дыхание; 4) питание.

4. Хлоропласты – пластиды … цвета:

1) зеленого; 3) синего;

2) красного; 4) желтого.

5. Вакуоли заполнены:

1) хлоропластами; 3) клеточным соком;

2) семенами; 4) органоидами.

6. Клеточная оболочка есть:

1) только в растительной клетке; 3) только в вирусах;

2) только в животной клетке; 4) в любых клетках.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!