Конспект урока «Архимедова сила»
Доброе утро, ребята. Меня зовут Оксана Алексеевна. Я учитель физики, приехала к вам из г.Данилова. Мне выпал потрясающий шанс поработать с вами сегодня.
(СЛАЙД 1) Как связаны два изображения на слайде? (королева Великобритании Елизавета II). 2 июня 1953 года в Лондоне прошла церемония коронации Елизаветы II. А знаете ли вы, что золотая корона, используемая при коронации, весит 4 фунта и 12 унций. (СЛАЙД 2) Известно, что 1 фунт=12 унций, 1 унция = 28,3г. Какова масса короны Елизаветы II в граммах? (чуть более двух килограммов 2150,8г).
((СЛАЙД 3) Следующая логическая цепочка. А какая здесь связь? (Архимед и корона). Архимед великий математик, физик и инженер, жил в 3 веке до н.э. Вот какая история с ним произошла
Жил в Сиракузах мудрец Архимед
Был другом царя Гиерона.
Какой для царя самый важный предмет?
Вы все догадались – корона!
Захотелось Гиерону
Сделать новую корону.
Золота отмерил строго
Взял не мало и не много
Сколько нужно – в самый раз;
Ювелиру дал заказ.
Через месяц Гиерону
Ювелир принёс корону
Взял корону Гиерон
Оглядел со всех сторон
Чистым золотом сверкает…..
Но ведь всякое бывает
И добавить серебро
Можно к золоту хитро,
А того и хуже медь,
Если совесть не иметь…..
И царю узнать охота
Честно ль сделана работа?
Не желал терпеть урон Гиерон.
И позвал он Архимеда…
Началась у них беседа.
– Вот корона, Архимед, золотая или нет?
Сомневаться стал я что-то.
Честно ль сделана работа?
Можно ль это, ты скажи, определить?
Но корону не царапать, не пилить?
А как же выяснить царю, честно ль сделана работа? У меня в руках есть корона, можете ли вы доказать мне, что она не из золота. Кто готов?
Давайте подумаем, а зная какую физическую величину, мы можем доказать, что корона не из золота? (Плотность). Как же ее найти?
(массу разделить на объем). А как найти массу? (с помощью весов или динамометра), а объем? (с помощью измерительного цилиндра)
Рассчитываем плотность и получаем, что она равна…?
Архимеду, так же как и вам, удалось выяснить, из чистого ли золота была выполнена та работа. Решив эту задачу, Архимед заинтересовался тем, какое действие оказывает жидкость на погружённое в неё тело.
Может быть, сейчас вы готовы дать ответ на вопрос, какое действие оказывает жидкость на погруженное в нее тело? И сейчас мы тоже его пронаблюдаем.
Возьмите динамометр и подвесьте к нему цилиндр, измерьте вес тела, не снимая цилиндр с динамометра, опустите его в воду. Что наблюдаете? Почему показания динамометра стали меньше?
Выталкивающая сила – это сила, с которой жидкость или газ действуют на погруженное в них тело.
Вот эту силу и стали называть Архимедова сила.
Тема нашего урока «Архимедова сила»
Сила – это физическая величина. А что есть у каждой физической величины? (определение, буквенное обозначение, формула, единица измерения, прибор)
На многие пункты вы уже сможете ответить. На какие?
Определение: Архимедова сила – это сила, с которой жидкость или газ действуют на погруженное в них тело.
Единицы измерения: Ньютон.
Прибор: Динамометр.
Осталось ответить на 2 вопроса: Какова же формула силы Архимеда и ее буквенное обозначение. Как и множество сил, действующих на тела, силу Архимеда обозначим буквой F с индексом А (FА).
Чтобы составить формулу, необходимо выяснить, от чего зависит Архимедова сила.
- от массы;
- от плотности жидкости;
- объем тела;
- форма тела;
- плотность тела;
- объем, погруженной в жидкость части тела.
Задание первой группе
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объема, нить.
Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.
Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.
Вывод: Архимедова сила не зависит от плотности вещества из которого изготовлено тело.
Задание второй группе
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.
Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.
Сравните эти силы.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.
Вывод: Архимедова сила зависит от объема тела, чем больше объем тела погруженного в жидкость, тем больше архимедова сила.
Задание третьей группе
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, соленой водой и маслом, алюминиевый цилиндр.
Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде и масле.
Чем отличаются эти жидкости?
Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила.
Задание четвертой группе.
Оборудование: тела разной формы (два одинаковых цилиндра, которые по разному опускаются в воду), сосуд с водой, нить, динамометр.
Поочередно опуская каждое тело в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее.
Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
Вывод: Архимедова сила не зависит от формы тела, погруженного в жидкость или газ.
Задание пятой группе.
Оборудование: сосуд с водой, нить, цилиндр, динамометр.
Определить архимедову силу, действующую на тело, в верхней части сосуда.
Определить архимедову силу, действующую на тело, в средней части сосуда.
Определить архимедову силу, действующую на тело, в нижней части сосуда.
Сравнить эти силы и сделать вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от глубины погружения тела.
Архимедова сила |
Зависит от: | Не зависит от: |
Объема тела; Плотности жидкости; | Плотности тела; Формы тела; Глубины погружения |
На прошлом уроке вы говорили о том, что выталкивающая сила равна весу жидкости в объеме погруженного в нее тела
Fвыт=Рж=mg=ρжgVт
Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой массу в 100 кг. Правда только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти россказни?
Это было во времена Архимеда, а в нашей жизни встречаемся ли мы с проявлением этой силы?
Ходить по берегу, усеянному морской галькой, босыми ногами больно. А в воде, погрузившись выше пояса, ходить по мелким камням не больно. Почему?
Как вы думаете, связаны ли плавательный пузырь рыбы и архимедова сила?
А как поднимают затонувшие корабли?
(выпускаю шары)
Ребята, шары эти случайно вылетели или они имеют отношение к теме нашего сегодняшнего урока?
Только ли в воде может действовать архимедова сила?
Ребята, наш урока заканчивается, но я думаю, что на этом не заканчиваются ваши открытия удивительного мира физики. Обернитесь назад. Перед уроком я оформила для вас уголок с интересными фактами и исследовательскими задачами, которые вы можете решить самостоятельно, опираясь на знания, полученные сегодня на уроке. И помните – удивительное рядом и не переставайте удивляться.
ОКАЗЫВАЕТСЯ
- Плотность организмов, живущих в воде почти не отличается от плотности воды, поэтому прочные скелеты им не нужны!
-Рыбы регулируют глубину погружения, меняя среднюю плотность своего тела. Для этого им необходимо лишь изменить объем плавательного пузыря, сокращая или расслабляя мышцы.
-У берегов Египта, водится удивительная рыба фагак. Приближение опасности заставляет фагака быстро заглатывать воду. При этом в пищеводе рыбы происходит бурное разложение продуктов питания с выделением значительного количества газов. Газы заполняют не только действующую полость пищевода, но и имеющийся при ней слепой вырост. В результате тело фагака сильно раздувается, и, в соответствии с законом Архимеда, он быстро всплывает на поверхность водоема. Здесь он плавает, повиснув вверх брюхом, пока выделившиеся в его организме газы не улетучатся. После этого сила тяжести опускает его на дно водоема, где он укрывается среди придонных водорослей.
-Чилим (водяной орех) после цветения дает под водой тяжелые плоды. Эти плоды настолько тяжелы, что вполне могут увлечь на дно все растение. Однако в это время у чилима, растущего в глубокой воде, на черешках листьев возникают вздутия, придающие ему необходимую подъемную силу, и он не тонет.
Опыты. Зависимость от: | Вес в воздухе | Вес в воде | Архимедова сила |
1. Плотности тела | | | |
2. Объема тела | | | |
3. Плотности жидкости | | | |
4. Формы тела | | | |
5. Глубины погружения | | | |
Опыты. Зависимость от: | Вес в воздухе | Вес в воде | Архимедова сила |
1. Плотности тела | | | |
2. Объема тела | | | |
3. Плотности жидкости | | | |
4. Формы тела | | | |
5. Глубины погружения | | | |
Опыты. Зависимость от: | Вес в воздухе | Вес в воде | Архимедова сила |
1. Плотности тела | | | |
2. Объема тела | | | |
3. Плотности жидкости | | | |
4. Формы тела | | | |
5. Глубины погружения | | | |