План открытого урока (урок № 18)
Учебная дисциплина: История
Преподаватель: Евстратенко О.П.
Профессия: "Повар, кондитер"
Группа: № 18
Тема программы: Цивилизации Запада и Востока в Средние века.
Тема урока: Возникновение ислама. Арабские завоевания.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: урок с использованием ИКТ
Цели урока:
образовательные: сформировать знания о возникновении ислама, особенностях государственного и общественного строя арабов, арабских завоеваниях, складывании исламского мира; актуализировать знания о понятии ислам, исламизация, мусульманство, традиционные устои, акцентировать внимание обучающихся на причинах распада Арабского халифата.
развивающие: продолжить работу по формированию умений критически анализировать источники исторической информации; представлять изученную информацию в форме кратких конспектов; создавать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию, совершенствовать навыки работы с исторической картой; формировать навыки самостоятельной работы с историческими источниками; умения анализировать и оценивать факты, высказывать мнение о причинах возникновения ислама и влияния культуры Арабского халифата на развитие Западной Европы. развивать познавательные компетенции.
воспитательные: мотивировать учебную деятельность поэтапным достижением результата, воспитать уважительное отношение к прошлому, доброжелательное отношение к людям, воспитывать умения сотрудничества, самостоятельности, организованности, ответственности.
Оборудование: материал учебной презентации (с аудио файлами), ноутбук, мультимедиа проектор, экран, раздаточный материал, учебник История (1 часть).
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Мониторинг качества знаний программного материала: устные ответы на вопросы заданий, работа по заполнению таблицы, заполнение схемы Фишбоун, заполнение кластера.
Структура и ход урока | | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
| | | |
1. Организационный момент, целеполагание | 1 минута | Приветствие. Проверка присутствующих, озвучивание темы урока. Вступительное слово. Целеполагание. | Записывают тему урока. Постановка цели. Прогноз результата. |
Актуализация знаний, умений и навыков | 1 минута | Закрепление опорных понятий. Постановка основной задачи урока. Озвучивание алгоритма действий. | Ответы на вопросы с целью закрепления опорных понятий. |
2. Изучение новой учебной темы: 1. Возникновение ислама 2. Особенности государственного и общественно строя арабов 3. Арабские завоевания 4. Исламизация: пути и методы, складывание исламского мира 5. Халифат при Омейядах и Аббасидах 6. Причины распада Арабского халифата | 35 минут | Объяснение новой темы с использованием учебной презентации | Участвуют в беседе, выполняют задания |
3. Закрепление основных понятий новой темы: - работа с анимированной картой | 5 минут | Организует работу с анимированной картой по теме урока | Работают с информацией анимированной карты по теме урока |
4. Рефлексия | 2 минуты | Подведение итога, оценивание и комментирование работы обучающихся на уроке | Сравнение прогнозируемых результатов с полученными |
5. Формулировка домашнего задания: повторить основные положения конспекта, параграф № 9 учебника История (1 часть) Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: Составление биографической справки о Мухаммеде | 1 минута | Озвучивание домашнего задания | Получение домашнего задания |
Ход изучения новой учебной темы:
Преподаватель:
Сегодня на уроке мы должны выяснить: какую роль сыграл ислам в создании Арабской цивилизации. Для этого давайте ответим на следующие вопросы:
Что вы знаете об исламе?
В каких современных странах распространен ислам?
Обучающиеся: отвечают на вопросы в устной форме.
Преподаватель: Итак, тема сегодняшнего урока - "Возникновение ислама. Арабские завоевания". (слайд № 1)
Мы с вами должны рассмотреть вопросы о возникновении ислама, об
особенностях государственного и общественно строя арабов, об Арабских завоеваниях, вспомнить понятие исламизации: пути и методы, складывание исламского мира, акцентировать внимание на Халифате при Омейядах и Аббасидах, выяснить причины распада Арабского халифата.
Преподаватель задает вопросы, обучающеся отвечают на них в устной форме: На какие группы делилось население Аравии? /Оседлых земледельцев, кочевников – скотоводов/
- Занятия Арабов? / Скотоводство, земледелие в оазисах/
- Кто жил в оазисах? /Оседлые арабы/
- Кто такие бедуины и их занятия? /Кочевые арабы передвигались со своими стадами. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. /
- Как вы думаете, почему именно верблюдов разводили бедуины?
/ Верблюд давал молоко, шерсть, мясо, шкуры. Из них делали обувь, сёдла, палатки, и самое главное наиболее приспособлен к климатическим условиям /
Слайд № 2, № 3.
Преподаватель: Сейчас организуем индивидуальную работу (проводится с использованием технологии критического чтения). Обучающиеся читают информацию, делая заметки карандашом на полях: «+» - то, что хорошо известно; «-» - новая информация; «!» - самая важная мысль; «?» - информация, которую надо дополнительно исследовать. (слайд № 4) Обучающимся раздается материал, они выполняют задание письменно.
Преподаватель: Нам будет интересно, как жили бедуины, какие отношения складывались между племенами. Я читаю отрывки стихов арабских поэтов, а вы делаете выводы. (слайд № 5) ВЫВОД: Арабские племена часто воевали между собой, у них был обычай кровной мести, часть арабов разбогатела, иные были бедные.
Преподаватель: Племена арабов жили в Сирийской пустыни и на Аравийском полуострове. Арабские племена были преимущественно кочевыми, ведь на Аравийском полуострове очень мало плодородных земель, пригодных для занятия сельским хозяйством. Вместе с тем, через Аравийский полуостров еще во времена Древнего мира проходили важные торговые пути, что способствовало возникновению городов. Эти пути давали заработок арабам, иногда они торговали в ними, а иногда и грабили. (слайд № 6)
Постепенно среди арабов возникает стремление объединиться. Вопрос обучающимся: Почему?
Обучающиеся отвечают на вопрос в устной форме:
1) прекращение вражды племён между собой
2) борьба с внешними врагами
3) упадок торговли
4) знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.
Преподаватель: С возникновением городов все больше арабов перебиралось в них. Городские арабы назывались хаддези, пустынные – бедуины. Хотя на Аравийском полуострове и создавались отдельные государства арабов, политического единства у них не было. Это было связано прежде всего с тем, что арабов фактически ничего не объединяло – это были племена, разговаривавшие на разных диалектах, поклонявшиеся разным богам, имевшим разные обычаи. Отдельные племена вели постоянную борьбу друг с другом за лучшие пастбища для скота или источники воды. (слайд № 7)
Преподаватель: И самое главное что способствовало объединению арабов - было принятие новой религии.
Вопрос обучающимся: Ребята, какие мировые религии вы знаете? (Ислам, Буддизм, Христианство)
Вопрос обучающимся: -Ребята, какую религии исповедуют мусульмане? (Ислам)
-Кто является основателем религии ислам? ( Мухаммед)
Примерно в 610 году Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других богов, кроме Аллаха, а себя называл « посланником Бога» - его Пророком.
Что еще Мухаммед проповедовал? (Он обличал « несправедливо наживающих богатство», призывал богачей помогать бедным, выкупать на волю и освобождать рабов. Все, кто принимали его веру, стали называть себя мусульманами, т.е. «покорными богу»)
Вопрос обучающимся: Как вы думаете как мекканская знать отнеслась к проповедям Мухаммеда? (Враждебно, т.к. Мухаммед призывал богачей помогать сиротам и бедным, освобождать рабов). (слайд № 8, 9)
Учитель: Опасаясь за свою жизнь, в 622 году Мухаммед со сторонниками переселился в соседний оазис, названный в его честь - Медина. Год переселения (хиджра) – стал начальной датой мусульманского летоисчисления.
Вопрос обучающимся: Какой год сейчас идет по мусульманскому календарю?
В Медину стали стекаться сторонники новой религии. В 630 году знать подписала договор с Мухаммедом и большинство арабов приняли ислам и признали власть Мухаммеда. Мекка и Медина превратились в священные города, а Кааба – их главное святилище.
Вопрос обучающимся: Кто из вас ответит мне как называется священная книга мусульман? ( Коран)
Преподаватель: Текст Корана состоит из коротких фраз которые легко запомнить. Он состоит из 114 глав, называемых суры. В Коране сказано, что Аллах сотворил мир за 6 дней, он создал Адама и Еву. А седьмой день – у мусульман пятница – стал днём отдыха.
- Чему учит Коран?
- верить, что существует лишь единый Бог- Аллах
- Мухаммед его пророк
-соблюдать главный пост в течении месяца всем кроме больных и малых детей
-тратить пятую часть дохода или добычи на милостыню
-совершить по возможности паломничество в Мекку и Медину (слайд № 10, 11, 12, 13)
Преподаватель: После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы (заместители пророка). При них многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова.
Вопрос обучающимся: Попытаемся раскрыть причины сравнительно легких успехов арабов в их борьбе с соседними государствами - Византией и Ираном.
Причины:
Слабость Византии и Ирана из-за войны друг с другом.
Многочисленность арабских войск.
Многие города сдавались с условием, что жителям сохранят жизнь и имущество.
Захват Испании и выход к Пиренеям открыл арабам путь в Галлию.
Вопрос обучающимся: Вспомним с вами что произошло с арабами после их вторжения во Франкское королевство?
(В Пуатье они атаковали большое франкское войско, но их легкая конница потерпела неудачу и битва была проиграна. Поражение при Пуатье положило конец продвижению арабов вглубь Франкского государства). Но на этом арабы не останавливаются, в борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем и нанесли китайскому войску поражению. Т.О. в течении 7-8 веков образовалось огромное государство арабов- Арабский халифат, со столицей в Дамаске. Новая династия Аббасидов, которая пришла к власти в 750 году создала новую столицу - Багдад, на р. Тигр. Здесь пересекались торговые пути. Государство стало называться Багдадский халифат (слайд № 14, 15, 16, 17)
Преподаватель: Все немусульмане в халифате должны были платить высокие налоги и содержать за свой счет армию.
Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, такую же одежду и у арабов, они даже не могли ездить верхом только на мулах. (слайд № 18, 19, 20, 21)
Преподаватель: На присвоенных землях арабские землевладельцы сохранили уже существовавшую до прихода арабов систему феодальной эксплуатации местных крестьян. Но многие «сподвижники пророка», став землевладельцами, эксплуатировали и в земледелии и в ремесле тысячи захваченных во время войн пленников-рабов. (слайд № 23, 24)
Преподаватель: при династии Аббасидов:
Расширены владения Арабского халифата.
Эмиры – наместники в провинциях Арабского халифата.
Завоеванные народы обложили огромными налогами и принуждали переходить в ислам.
Основание новой столицы халифата – Багдад (Багдадский халифат). (слайд № 26, 27, 28, 29)
Преподаватель: Вопрос обучающимся: как вы думаете к чему в конечном итоге могло привести такое положение? Т.е. в 8-9 веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов. Нам необходимо выяснить причины распада. Вопрос обучающихся: Чтобы выяснить причины, вспомним, почему распалась империя Карла Великого. (многочисленные народы подчинялись силе оружия, жили по своим обычаям, говорили на разных языках). Обобщая ответы обучающихся,
огромная территория, множество народов, культур, языков – трудно удержать власть;
стремление эмиров к самостоятельности;
наемное войско, которое по своей воле возводило и свергало халифов, что приводило к политической нестабильности.
В середине ХI века турки-сельджуки захватили большую часть владений арабов на Ближнем Востоке и халиф короновал правителя турок-сельджуков и даровал ему титул султана. (слайд № 29, 30, 31)
Преподаватель: При правлении династии Омейядов территория халифата расширилась от Атлантического океана до гор Памира, от Сахары до Приуралья.
При правлении Аббасидов от Арабского халифата отделились огромные территории: Испания, Марокко, Закавказье, Средняя Азия, Армения, Египет.
Задание обучающимся: заполните недостающие звенья кластера.
(слайд № 33, 34)
Преподаватель: Таким образом, эпоха арабских завоеваний, начавшаяся в начале 7 века, к 9 веку закончилась. Арабский халифат прекратил свое существование в 13 веке. (слайд № 35, 36)
Преподаватель: давайте оценим как вы поработали на уроке (слайд № 37) и запишите домашнее задание (слайд № 38).
Преподаватель: урок закончен, до свидания.