СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Арабские завоевания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлен материал по возникновению ислама и арабским завоеваниям. В стркутуре урока изложена деятельность преподавателя и обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Арабские завоевания"»

План открытого урока (урок № 18)

Учебная дисциплина: История

Преподаватель: Евстратенко О.П.

Профессия: "Повар, кондитер"

Группа: № 18

Тема программы: Цивилизации Запада и Востока в Средние века.

Тема урока: Возникновение ислама. Арабские завоевания.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: урок с использованием ИКТ

Цели урока:

образовательные: сформировать знания о возникновении ислама, особенностях государственного и общественного строя арабов, арабских завоеваниях, складывании исламского мира; актуализировать знания о понятии ислам, исламизация, мусульманство, традиционные устои, акцентировать внимание обучающихся на причинах распада Арабского халифата.

развивающие: продолжить работу по формированию умений критически анализировать источники исторической информации; представлять изученную информацию в форме кратких конспектов; создавать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию, совершенствовать навыки работы с исторической  картой; формировать навыки самостоятельной работы с историческими источниками; умения анализировать и оценивать факты, высказывать мнение о причинах возникновения ислама и влияния культуры Арабского халифата на развитие Западной Европы. развивать познавательные компетенции.

воспитательные: мотивировать учебную деятельность поэтапным достижением результата, воспитать уважительное отношение к прошлому, доброжелательное отношение к людям, воспитывать умения сотрудничества, самостоятельности, организованности, ответственности.


Оборудование: материал учебной презентации (с аудио файлами), ноутбук, мультимедиа проектор, экран, раздаточный материал, учебник История (1 часть).


Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Мониторинг качества знаний программного материала: устные ответы на вопросы заданий, работа по заполнению таблицы, заполнение схемы Фишбоун, заполнение кластера.


Структура

и ход урока


Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающихся





1. Организационный момент, целеполагание


1 минута

Приветствие.

Проверка присутствующих, озвучивание темы урока.

Вступительное слово.

Целеполагание.

Записывают тему урока.

Постановка цели. Прогноз результата.

Актуализация знаний, умений и навыков

1 минута

Закрепление опорных понятий. Постановка основной задачи урока.

Озвучивание алгоритма действий.

Ответы на вопросы с целью закрепления опорных понятий.

2. Изучение новой учебной темы:

1. Возникновение ислама
2. Особенности государственного и общественно строя арабов
3. Арабские завоевания
4. Исламизация: пути и методы, складывание исламского мира

5. Халифат при Омейядах и Аббасидах

6. Причины распада Арабского халифата

35 минут

Объяснение новой темы с использованием учебной презентации










Участвуют в беседе, выполняют задания

3. Закрепление основных понятий новой темы:

- работа с анимированной картой


5 минут

Организует работу с анимированной картой по теме урока

Работают с информацией анимированной карты по теме урока

4. Рефлексия


2 минуты

Подведение итога, оценивание и комментирование работы обучающихся на уроке

Сравнение прогнозируемых результатов с полученными

5. Формулировка домашнего задания: повторить основные положения конспекта, параграф № 9 учебника История (1 часть)

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Составление биографической справки о Мухаммеде

1 минута

Озвучивание домашнего задания

Получение домашнего задания
















































Ход изучения новой учебной темы:

Преподаватель:

Сегодня на уроке мы должны выяснить: какую роль сыграл ислам в создании Арабской цивилизации. Для этого давайте ответим на следующие вопросы:

  1. Что вы знаете об исламе?

  2. В каких современных странах распространен ислам?

Обучающиеся: отвечают на вопросы в устной форме.

Преподаватель: Итак, тема сегодняшнего урока - "Возникновение ислама. Арабские завоевания". (слайд № 1)

Мы с вами должны рассмотреть вопросы о возникновении ислама, об
особенностях государственного и общественно строя арабов, об Арабских завоеваниях, вспомнить понятие исламизации: пути и методы, складывание исламского мира, акцентировать внимание на Халифате при Омейядах и Аббасидах, выяснить причины распада Арабского халифата.

Преподаватель задает вопросы, обучающеся отвечают на них в устной форме: На какие группы делилось население Аравии? /Оседлых земледельцев, кочевников – скотоводов/

- Занятия Арабов? / Скотоводство, земледелие в оазисах/

- Кто жил в оазисах? /Оседлые арабы/

- Кто такие бедуины и их занятия? /Кочевые арабы передвигались со своими стадами. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. /

- Как вы думаете, почему именно верблюдов разводили бедуины?

/ Верблюд давал молоко, шерсть, мясо, шкуры. Из них делали обувь, сёдла, палатки, и самое главное наиболее приспособлен к климатическим условиям /

Слайд № 2, № 3.

Преподаватель: Сейчас организуем индивидуальную работу (проводится с использованием технологии критического чтения).  Обучающиеся читают информацию, делая заметки карандашом на полях: «+» - то, что хорошо известно; «-» - новая информация; «!» - самая важная мысль; «?» - информация, которую надо дополнительно исследовать. (слайд № 4) Обучающимся раздается материал, они выполняют задание письменно.


Преподаватель: Нам будет интересно, как жили бедуины, какие отношения складывались между племенами. Я читаю отрывки стихов арабских поэтов, а вы делаете выводы. (слайд № 5) ВЫВОД: Арабские племена часто воевали между собой, у них был обычай кровной мести, часть арабов разбогатела, иные были бедные.

Преподаватель: Племена арабов жили в Сирийской  пустыни и на Аравийском полуострове. Арабские племена были преимущественно кочевыми, ведь на Аравийском полуострове очень мало плодородных земель, пригодных для занятия сельским хозяйством. Вместе с тем, через Аравийский полуостров еще во времена Древнего мира проходили важные торговые пути, что способствовало возникновению городов. Эти пути давали заработок  арабам, иногда они торговали в ними, а иногда и грабили. (слайд № 6)

Постепенно среди арабов возникает стремление объединиться. Вопрос обучающимся: Почему?

Обучающиеся отвечают на вопрос в устной форме:

1) прекращение вражды племён между собой

2) борьба с внешними врагами

3) упадок торговли

4) знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

Преподаватель: С возникновением городов все больше арабов перебиралось в них. Городские арабы назывались хаддези, пустынные – бедуины. Хотя на Аравийском полуострове и создавались отдельные государства арабов, политического единства у них не было. Это было связано прежде всего с тем, что арабов фактически ничего не объединяло – это были племена, разговаривавшие на разных диалектах, поклонявшиеся разным богам, имевшим разные обычаи. Отдельные  племена вели постоянную борьбу друг с другом за лучшие пастбища для скота или источники воды. (слайд № 7)

Преподаватель: И самое главное что способствовало объединению арабов - было принятие новой религии.

Вопрос обучающимся: Ребята, какие мировые религии вы знаете? (Ислам, Буддизм, Христианство)

Вопрос обучающимся: -Ребята, какую религии исповедуют мусульмане? (Ислам)

-Кто является основателем религии ислам? ( Мухаммед)

Примерно в 610 году Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других богов, кроме Аллаха, а себя называл « посланником Бога» - его Пророком.

Что еще Мухаммед проповедовал? (Он обличал « несправедливо наживающих богатство», призывал богачей помогать бедным, выкупать на волю и освобождать рабов. Все, кто принимали его веру, стали называть себя мусульманами, т.е. «покорными богу»)

Вопрос обучающимся: Как вы думаете как мекканская знать отнеслась к проповедям Мухаммеда? (Враждебно, т.к. Мухаммед призывал богачей помогать сиротам и бедным, освобождать рабов). (слайд № 8, 9)

Учитель: Опасаясь за свою жизнь, в 622 году Мухаммед со сторонниками переселился в соседний оазис, названный в его честь - Медина. Год переселения (хиджра) – стал начальной датой мусульманского летоисчисления.

Вопрос обучающимся: Какой год сейчас идет по мусульманскому календарю?

В Медину стали стекаться сторонники новой религии. В 630 году знать подписала договор с Мухаммедом и большинство арабов приняли ислам и признали власть Мухаммеда. Мекка и Медина превратились в священные города, а Кааба – их главное святилище.

Вопрос обучающимся: Кто из вас ответит мне как называется священная книга мусульман? ( Коран)

Преподаватель: Текст Корана состоит из коротких фраз которые легко запомнить. Он состоит из 114 глав, называемых суры. В Коране сказано, что Аллах сотворил мир за 6 дней, он создал Адама и Еву. А седьмой день – у мусульман пятница – стал днём отдыха.

- Чему учит Коран?

- верить, что существует лишь единый Бог- Аллах

- Мухаммед его пророк

-соблюдать главный пост в течении месяца всем кроме больных и малых детей

-тратить пятую часть дохода или добычи на милостыню

-совершить по возможности паломничество в Мекку и Медину (слайд № 10, 11, 12, 13)

Преподаватель: После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы (заместители пророка). При них многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова.

Вопрос обучающимся: Попытаемся раскрыть причины сравнительно легких успехов арабов в их борьбе с соседними государствами - Византией и Ираном.

Причины:

  1. Слабость Византии и Ирана из-за войны друг с другом.

  2. Многочисленность арабских войск.

Многие города сдавались с условием, что жителям сохранят жизнь и имущество.

Захват Испании и выход к Пиренеям открыл арабам путь в Галлию.

Вопрос обучающимся: Вспомним с вами что произошло с арабами после их вторжения во Франкское королевство?

(В Пуатье они атаковали большое франкское войско, но их легкая конница потерпела неудачу и битва была проиграна. Поражение при Пуатье положило конец продвижению арабов вглубь Франкского государства). Но на этом арабы не останавливаются, в борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем и нанесли китайскому войску поражению. Т.О. в течении 7-8 веков образовалось огромное государство арабов- Арабский халифат, со столицей в Дамаске. Новая династия Аббасидов, которая пришла к власти в 750 году создала новую столицу - Багдад, на р. Тигр. Здесь пересекались торговые пути. Государство стало называться Багдадский халифат (слайд № 14, 15, 16, 17)

Преподаватель: Все немусульмане в халифате должны были платить высокие налоги и содержать за свой счет армию.

Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, такую же одежду и у арабов, они даже не могли ездить верхом только на мулах. (слайд № 18, 19, 20, 21)



Преподаватель: На присвоенных землях арабские землевладельцы сохранили уже существовавшую до прихода арабов систему феодальной эксплуатации местных крестьян. Но многие «сподвижники пророка», став землевладельцами, эксплуатировали и в земледелии и в ремесле тысячи захваченных во время войн пленников-рабов. (слайд № 23, 24)

Преподаватель: при династии Аббасидов:

  1. Расширены владения Арабского халифата.

  2. Эмиры – наместники в провинциях Арабского халифата.

  3. Завоеванные народы обложили огромными налогами и принуждали переходить в ислам.

  4. Основание новой столицы халифата – Багдад (Багдадский халифат). (слайд № 26, 27, 28, 29)

Преподаватель: Вопрос обучающимся: как вы думаете к чему в конечном итоге могло привести такое положение? Т.е. в 8-9 веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов. Нам необходимо выяснить причины распада. Вопрос обучающихся: Чтобы выяснить причины, вспомним, почему распалась империя Карла Великого. (многочисленные народы подчинялись силе оружия, жили по своим обычаям, говорили на разных языках). Обобщая ответы обучающихся,

 огромная территория, множество народов, культур, языков – трудно удержать власть;

 стремление эмиров к самостоятельности;

 наемное войско, которое по своей воле возводило и свергало халифов, что приводило к политической нестабильности.

В середине ХI века турки-сельджуки захватили большую часть владений арабов на Ближнем Востоке и халиф короновал правителя турок-сельджуков и даровал ему титул султана. (слайд № 29, 30, 31)


Преподаватель: При правлении династии Омейядов территория халифата расширилась от Атлантического океана до гор Памира, от Сахары до Приуралья.

При правлении Аббасидов от Арабского халифата отделились огромные территории: Испания, Марокко, Закавказье, Средняя Азия, Армения, Египет.

Задание обучающимся: заполните недостающие звенья кластера.

(слайд № 33, 34)

Преподаватель: Таким образом, эпоха арабских завоеваний, начавшаяся в начале 7 века, к 9 веку закончилась. Арабский халифат прекратил свое существование в 13 веке. (слайд № 35, 36)

Преподаватель: давайте оценим как вы поработали на уроке (слайд № 37) и запишите домашнее задание (слайд № 38).

Преподаватель: урок закончен, до свидания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!