СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока на тему: Возникновение ислама и арабские завоевания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему: Возникновение ислама и арабские завоевания»

Урок 9 Возникновение ислама и арабские завоевания. Византийская империя.

Цели: Рассмотреть особенности жизни арабских племен и проследить пути возникновения государства у арабов. Сформировать у учеников представление о новой мировой религии, зародившейся в VII в., – исламе, рассмотреть ислам как одну из мировых религий.

Познакомить обучающихся с широким кругом «исламской терминологии», которая активно используется в современном лексиконе и классической литературе.

Способствовать развитию хронологических и картографических умений школьников.

Воспитание толерантности в условиях поликультурного и поликонфессионального общества.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: объяснение с элементами беседы, самостоятельная работа с материалом учебника, обобщение изученного материала в таблицу.

Оборудование: учебник В.В.Артемов, Лубченков Ю. История, карта « Арабский халифат в VII-XI веках вв.». Компьютерная презентация «Арабы в VI-VII вв.»


ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент: приветствие, подготовка аудитории к работе, контроль присутствия учащихся на занятии.

II. Проверка знаний

Метод: комбинированный опрос

Вопросы:

Беседа

1. Какой период называют Великим переселением народов?

2. В чём причины Великого переселения народов?

3. Какие государства были образованы на территории Римской империи?

4. Какие племена принимали участие в Великом переселении народов?

5. Как возникли крылатые слова «вандалы», «вандализм»? Что они означают?

6. Почему Франкское королевство оказалось самым прочным из варварских государств?

III. Мотивация учебной деятельности

Изучение данной темы можно связать с современностью. В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива. В 7-8 вв. на этой огромной территории существовало могущественное государство – Арабский халифат. Сегодня нам предстоит узнать, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу. На Востоке граница Византии тесно соприкасалась с территориями, где издавна проживали арабские племена. В VII веке незаметные раньше кочевники объединяются в мощное государство и становятся реальной угрозой для других держав. Чем же можно объяснить внезапные успехи пустынных кочевников, какие внешние и внутренние факторы повлияли на организацию арабского государства? Вот именно на этот вопрос мы и попытаемся с вами ответить на нашем уроке.

IV. Сообщение темы, целей и задач урока

1. Древняя Аравия (природа, образ жизни и занятия населения).

2. Разложение родового строя у арабов.

3. Возникновение ислама.

4. Основы мусульманского вероучения.

5. Арабские завоевания.

6. Арабский халифат и его распад.


V. Первичное восприятие и осознание учебного материала

1. Древняя Аравия.

Климат Аравии сухой и жаркий. На большей территории существуют степи и пустыни. Земли пригодной для земледелия немного.

Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Кочевые арабы – бедуины передвигались со своими стадами по степям. Они разводили верблюдов, овец, лошадей. Верблюд был неразлучным спутником бедуина. Верблюды давали им почти все нужное для жизни. Их молоко и мясо идут в пищу, из шерсти изготовляли ткани и веревки, из шкур – кожу для бурдюков и другой утвари, навоз шёл на топливо, и даже моча при недостатке воды использовалась для умывания.
Верблюд лучшее в условиях пустыни транспортное средство. В арабском языке слова "верблюд" и"красота" происходят от одного корня. Для земледелия была пригодна лишь небольшая часть Аравийского полуострова. Осёдлые арабы в оазисах на юге и западе Аравии. Они выращивали хлопчатник, возделывали сады, виноградники, выращивали финиковые пальмы, сахарный тростник и хлеб.

Кочевые арабы – степняки, или бедуины – занимались кочевым земледелием. Они занимались кочевым скотоводством. Они разводили овец, лошадей, верблюдов.

Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. В оазисах на этом пути возникали торговые поселения и города с базарами, постоялыми дворами (караван-сараями) и святилищами местных божеств.

Итак, – Как природа и географическое положение Аравии повлияли на занятия её населения? (учащиеся отвечают на вопрос).

1. Самым крупным городом была Мекка.

Опережающее задание. (Заранее одному из учеников даётся задание подготовить мини-доклад о городе Мекке).

Выступление ученика о городе Мекке (5-6 мин.).

Важный торговый и религиозный центр всей Аравии город Мекка возник вокруг древнего святилища — Каабы (это слово означает «куб»). Это здание кубической формы, покрытое со всех сторон черным шелком, было главной святыней всех арабских племен. В один из углов Каабы вмурован священный черный камень, упавший с неба (возможно, это был метеорит). Внутри и вокруг святилища арабы-язычники поставили множество идолов — изображений своих богов.

Каждый год в священный месяц, когда прекращались все войны, в Мекку стекались десятки тысяч арабов из разных племен. Они шли сюда, чтобы поклониться и принести жертвы своим богам. Арабы приводили с собой скот, приносили товары для продажи. Жители Мекки, славившейся своим базаром, получали огромные прибыли от торговли.

В Мекке жило богатое и сильное племя курейш. Ежегодно курейшиты отправляли два больших торговых каравана из трех тысяч верблюдов на юг и на север Аравии. Состоятельные члены племени занимались также ростовщичеством, то есть давали деньги взаймы с условием вернуть намного больше, чем было взято.

2. Разложение родового строя у арабов

Бедуины жили племенами и родами. Во главе племен стояли вожди. Они руководили воинами во время набегов, выбирали места для кочевий, разбирали споры между соплеменниками. Обычно вождя выбирали из богатого рода, чтобы он при нужде мог кормить бедняков и выкупать пленников.

Племена росли численно, и им становилось тесно на прежних пастбищах. Появилось немало бедняков и людей, изгнанных из племени за какие-либо проступки. Племена начинали воевать между собой. И эти войны длились иногда десятилетиями.

Из-за чего воевали племена?

  • Из-за лучших пастбищ.

  • Обычай кровной мести.

  • Каждое племя поклонялось своим божествам.

Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

  • Прекращение вражды племён между собой.

  • Борьба с внешними врагами.

  • Упадок торговли.

  • Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

  • Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

  • Объединению арабских племен помогло и возникновение новой религии – ислама.

3. Возникновение ислама

Вопрос о возникновении ислама – важнейший вопрос темы. Рассказ строятся на основе дополнительной литературы.

Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда.

Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье. Отец Мухаммеда, Абдаллах Абд аль- Мутталиб, умер еще до рождения сына. В раннем детстве мальчика по традиции отдали на воспитание в одно из бедуинских племен. В 6 лет он осиротел, умерла его мать Амина. Сироту взял на попечение дед по отцу Абд аль- Мутталиб. А после его смерти растил Мухаммеда дядя Абу Талиб, бравший его с собой в поездки по торговым делам.

В юности он занимался караванной торговлей. Затем поступил на службу к вдове богатого купца. Женившись на Хадидже, Мухаммед стал богатым человеком. Когда Мухаммеду было 40 лет, в месяце рамадане (по лунному арабскому календарю) произошло важное событие. (610г.)
Ночью на горе Хире около Мекки Мухаммед общался с Аллахом, после чего начал публично проповедовать открывшие ему истины – Коран.

Согласно преданию, однажды, когда Мухаммед находился в пещере, он услышал голос ангела Джабраила, который повелел ему: «Читай! Во имя Бога, который сотворил человека из сгустка крови». Джабраил является с завёрнутой в покрывало книгой и приказывает Мухаммаду читать её, но тот, сославшись на неграмотность, отказывается выполнить приказание. В конце концов, он приступил к чтению и, проснувшись, обнаружил, что запомнил наизусть прочитанное. Произошедшее Мухаммад воспринял так, что Бог избрал его в качестве посланника и возложил на него обязанность сообщать людям божественную волю, быть увещателем, светильником освещающим.

Главные ценности новой религии:

  • покорность богу;

  • частная собственность;

  • нравственные заповеди.

Имя Мухаммеда встало в один ряд с именами Будды, Моисея, Иисуса Христа. Мусульманство оказалось последней по времени возникновения мировой религией, а Мухаммед – последним пророком и, по мнению мусульман, самым «правильным».

Ислам – единая религия, средство объединения арабов. Мухаммед призывал богатых помогать сиротам, бедным, вдовам, освобождать рабов. Мухаммед призывает арабов прекратить враждовать и объединиться, приняв одну веру – ислам.

В самых первых проповедях Мухаммед говорил о приближении Страшного суда и наказании грешников – муках геены, ада, а также о воздаянии праведникам – в раю, с водой и садами (мечта всех кочевников).

У Мухаммеда появились сторонники, которые увидели в нём посланника небес. Но многие не воспринимали Мухаммеда всерьёз. Его начали преследовать купцы. Опасаясь за свою жизнь, Мухаммед в 622 году вместе со своими сторонниками переселился в ближайший оазис, позже названной Мединой, или «городом Пророка». Этот год, называемый Хиджра (от арабского «переселение»), стал началом мусульманской эры.

В Медину стекались много последователей Мухаммеда. Началась борьба Медины с Меккой. В борьбе с Меккой последователи Мухаммеда одержали верх. Нападение мекканцев на Медину было отбито.

В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение, ворота Мекки были открыты для Мухаммеда. Арабские племена приняли ислам и подчинились власти Мухаммеда. Мекка превратилась в священный город всех мусульман. Мухаммед стал главой арабского государства и мусульманской церкви.

Вопросы классу:

  • Насколько позже возникло государство у арабов, чем у франков? (На 130 лет)

  • Сколько лет прошло от образования Арабского государства до провозглашения империи Карла Великого? (170 лет.)

Учениками делается вывод:

  • В руках Мухаммеда сосредоточилась вся власть над мусульманами: он стал верховным правителем, судьей военачальником.

  • На Аравийском полуострове образовалось арабское государство.

4.Основы мусульманского вероучения

Мысли, пророчества Мухаммеда были записаны в священную книгу мусульман – Коран. Запись в тетради новых слов:

1) Коран – (от арабского «ар-куран» – чтение вслух наизусть) проповедь от имени Аллаха.

2) Ислам «покорный Аллаху».
3) Мусульманин (от арабского « муслин») – уверовавший.

Состоит Коран из 114 разделов ( сур ) разной длины, длина сур уменьшается к концу книги, суры делятся на стихи, и каждый стих называется «айет», т. е. чудо. По жанру это сборник высказываний, проповедей, сказаний и правовых норм.

Язык Корана считается божественным, поэтому долгое время Коран не переводился на другие языки. Первые переводы в Европе относятся к XII веку, в России по указу Петра I напечатан первый русский перевод Корана Постникова с французского в 1716 году «Алкоран о Магомете или закон турецкий». При Екатерине II был издан арабский текст Корана. Первый перевод с арабского на русский язык сделал востоковед Саблуков в 1878 году. В Коране сказано, что Аллах сотворил мир за шесть дней. Создав живые существа, Аллах на шестой день сотворил из глины первого человека – Адама и из его ребра – Еву. А седьмой день – у мусульман это пятница – считается днем отдыха.

1. Основные положения

  • Вера в Аллаха. Существует один единственный Бог – Аллах. Творец всего сущего. Он вечен, всемогущ и всезнающ, бессмертен, «не родил и не был рожден». Он воздает людям, как за добрые, так и за греховные поступки.

  • Вера в ангелов. В исламе ангелы – бестелесные существа, созданные из света, которые беспрекословно выполняют поручения Всевышнего. Их общее количество известно только Богу. Наиболее близкие – Джабраил, Микаил, Исрафил, Азраил.

  • Вера в священные писания. Мусульмане верят, что Аллах через посланников дал людям божественные книги, в которых разъяснены повеления и запреты. Откровения Аллаха запечатлены в ста свитках и четырех книгах: Тора, которая была ниспослана Моисею, Псалтирь – Давиду, Евангелие – Иисусу и Коран – Мухаммеду.

  • Вера в посланников Аллаха (пророков). Пророки – это люди, через которых вещает Аллах. Их точное число неизвестно. Имена 25 из них упомянуты в Коране: Адам, Идрис, Ной, Авраам, Исаак, Иосиф, Моисей, Давид, Соломон, Илия, Иоанн Креститель, Иисус, Мухаммед. В исламе Мухаммед считается последним пророком, обратившимся к человечеству.

  • Вера в Судный день. В определенное Богом время наступит Судный день: тогда все люди предстанут перед Аллахом. Каждый пойдет по мосту Сират, протянутому над адом в рай. Нечестивые упадут с него в ад, а рая достигнут лишь праведные.

  • Вера в предопределение. Не существует ничего, что не зависит от воли Аллаха. Как добро, так и зло обусловлены волей Всевышнего. Аллах посылает людям испытания, словно, предлагая им выбрать тот или иной поступок.

2. «Пять столпов» ислама

Согласно положениям ислама, у мусульманина пять основных обязанностей. Давайте запишем их в тетрадь.

  • Махадэ (шахада) – верить в то, что существует лишь единый Бог – Аллах, а Мухаммед – пророк его. Преданность исламу подтверждается произнесением краткой формулы: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – Посланник Божий». Троекратное произнесение шахады при свидетелях является главной частью ритуала принятия ислама взрослым человеком (не мусульманином от рождения).

  • Намаз – в установленное время совершать молитвы пять раз в день: (утром, около полудня, во второй половине дня, после захода солнца, и перед сном).

  • Ураза – соблюдать главный пост в Рамадан («палящий зной») (9 месяц по мусульманскому лунному календарю) в течение одного месяца в году (даты могут менятся), а по окончании месяца отмечают праздник Ураза-байрам.

  • Закят – благотворительность, обязательное религиозное пожертвование.

  • Хадж – хотя бы один раз в жизни совершить паломничество в священные города – Мекку и Медину. (На территории Саудовской Аравии).

Аллах  – имя Бога в исламе.
Мечеть – здание для молитвы у мусульман.
Минарет (от арабского «маяк») – башня для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию.
Мулла (от арабского «владыка») – священник в исламе, знаток религиозных правил, мудрец.
Муэдзин – служитель мечети, с минарета призывающий мусульман на молитву.  

5.Арабские завоевания.

После смерти пророка (632 г.) арабы выбирали правителей из числа его сподвижников и родственников. Они получали титул халифов — заместителей или посланников аллаха. Халифы сосредоточили в своих руках духовную и светскую часть. Первые четыре халифа продолжили наступление на соседнее земли. К этому арабов толкало стремление обратить народы в новое учение, а также рост численности их племен, которые уже не могли прокормиться на Аравийском полуострове, жажда добычи. Основной силой завоевателей была их великолепная кавалерия. (конное войско).

Первый поход начался в 633 г. на Иран. Иранцы были разбиты, арабы захватили огромные сокровища. К 651 г. они овладели всем Ираном и вторглись па территорию современного Афганистана. Вторым направлением наступательной политики стала Византия. После долгих боев были завоеваны Армения, Сирия, Палестина, Египет. Не раз арабы осаждали сам Константинополь, но отчаянное сопротивление вынуждало их отступать. В Африке арабы покорили не только владения Византии, но и кочевые народы Сахары — берберов. Через Гибралтарский пролив завоеватели вторглись на Пиренейский полуостров. В 714 г. было уничтожено Вестготское королевство. Вся Испания, за исключением горной территории на севере, перешла под власть мусульман. Продолжались и завоевания на Востоке. Арабы заняли Среднюю Азию, часть Индии, разгромили китайцев в битве при Таласе в 751 г., но дальше не пошли.


6. Арабский халифат.

После четырех первых халифов власть над арабами и всей завоеванной ими территорией захватил род Омейядов из Мекки (661—750). Омейяды перенесли столицу Арабского халифата в Дамаск. Огромная территория халифата была разделена на пять наместничеств во главе с эмирами. Была налажена почтовая связь со всеми наместничествами, на дорогах установлены
почтовые станции.

Арабы поселились на многих завоеванных землях, смешивались с местным населением. Постепенно арабский язык получал все большее распространение. Завоеватели долгое время не закрывали на завоеванной территории христианских и иных храмов, не препятствовали жителям исполнять старые религиозные обряды. Однако все не мусульмане были обложены тяжелейшими налогами. От них освобождали тех, кто переходил в ислам. Поэтому постепенно многие становились мусульманами. Через несколько веков такие некогда христианские страны, как Египет, Сирия, Палестина, стали исламскими, их жители начали говорить по-арабски. Мусульманским стало население Ирана, Средней Азии, Северо-Западной Индии, но здесь сохранились местные языки. Позже ислам распространился и на другие, не подвластные халифату территории.

Единство мусульман было непрочным. Многие не признавали халифов из династии Омейядов. Приверженцы четвертого халифа Алидвоюродного брата и зятя Мухаммеда считали Омейядов изменниками делу пророка. Мусульмане распались на два течения. Сторонников Али называли шиитами, а сторонников халифовсуннитами, поскольку помимо Корана они считали священной книгой Сунну. Суннитов было больше, чем шиитов, но в некоторых областях (например, в Иране) шииты преобладали. В разных концах халифата происходили восстания как против арабской власти, так и против Омейядов. В конце концов Омейяды были свергнуты и почти все истреблены.

В 750 г. власть в Халифате захватила династия Аббасидовпотомков дяди Мухаммеда. При них столица была перенесена в город Багдад. При новой династии завоевания почти прекратились. Лишь в Средиземном море флот арабов захватил многие острова и юг Италии, разорял берега Южной Европы.


Распад Халифата.

С начала IX в. Арабский халифат вступил в период распада. Слишком велика была его территория, очень разные там жили народы с разным уровнем развития. Эмиры постепенно превращались в хозяев своих провинций. Первой отпала Испания, где возник Кордовский халифат. Затем отделились Марокко, Алжир, Египет, Средняя Азия, Иран, Аравия.
С конца IX в. реальная власть в остатках Халифата оказалась в руках вооруженных отрядов из числа арабов и иноземцев. В 945 г. Багдад захватили Буиды — правители одного из государств Ирана. В 1055г. Багдад был взят турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии и покорившими весь Ближний Восток. Халиф при Буидах и сельджуках стал мусульманским первосвященником, потеряв светскую власть.

В 1258 г. Багдад взяли монголы, казнившие халифа. До 1517г. аббасидские халифы жили в Каире. После завоевания Египта турками-османами титул халифа принял на себя турецкий султан.

Арабская культура. Арабы усвоили знания и традиции покоренных народов, развили их на основе ислама и арабского языка, который стал не только общегосударственным, но и языком литературы и науки.

  • При Омейядах Дамаск был украшен роскошными дворцами и мечетями, наиболее знаменитой из которых стала мечеть халифа Валида (мечеть Омейядов), перестроенная в 705 г. из собора Святого Иоанна.

  • Уже тогда мировую известность получили дамасские ювелирные изделия и ткани. Но более всего Дамаск прославился сталью, из которой изготовлялось оружие.

  • При дворе халифов собирались ученые со всех концов света. Их труды щедро вознаграждались правителями.

  • Были основаны школы в Багдаде, Басре, Бухаре, Куфе, а также обширные библиотеки в Александрии, Багдаде и Каире. Только в Испании арабы основали 14 университетов и множество школ, пять публичных библиотек.

  • Благодаря арабам в европейских языках появились слова «алгебра», «алкоголь», «азимут», «зенит» и др. В дальних походах военачальники были обязаны отмечать на картах покоренные ими земли. Описания неведомых земель оставили и многие арабские ученые-путешественники.

  • Наибольших успехов арабы достигли в медицине. В Багдаде, Исфагани, Фирузабаде, Бухаре, Александрии и Кордове в VIII —IX вв. ими были основаны медицинские школы. К числу наиболее знаменитых медиков принадлежат Ахарун. описавший оспу, Авиценна, издавший «Канон врачебной науки», который на протяжении столетий являлся главным руководством арабских и европейских врачей. Много трудов по медицине написал Аверроэс,

  • В математике арабы ввели употребление цифр и десятеричную систему.

  • С древнейших времен у арабов процветала поэзия. Они воспевали любовные приключения, военные подвиги. Всемирную известность получили арабские сказки «Тысяча и одна ночь».


VІ.Обобщение и систематизация знаний обучающихся

Ислам имел огромное влияние на обычаи и нравы, мораль и право самих арабов, а также оказал сильное культурное воздействие на Западную Европу. До ___ века у арабов не было своего государства. Крупнейшим торговым и культурным центром арабов был город __________. Объединению арабских племен способствовал (о) ____________. Основателем арабского государства стал ____________. Ислам стал для арабов не просто религией, он имел огромное влияние на __________ , ____________ , ___________.
Слова для заполнения пропусков (внимание: некоторые слова лишние!):
мораль, ислам, VII, Мекка, Кааба, Мухаммед, право, культура, VI, мусульманство.

VII. Итоги урока

Мы познакомились с религиозной культурой народов Аравийского полуострова, с причинами зарождения нового учения в этом регионе, с его проповедником. Учение нашло последователей и заняло место в ряду мировых религий.


VIII. Домашнее задание

Артемов В., Лубченков Ю. История. Проработать конспект.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!