СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Плод. Разнообразие и значение плодов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 6 классе по теме "Плод. Разнообразие и значение плодов" проводится с использованием технологии «Развитие критического мышления при чтении и письме» (РКМЧП). 

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Плод. Разнообразие и значение плодов"»

Урок по биологии с использованием технологии РКМЧП

"Плод. Разнообразие и значение плодов"

6 класс

Цели урока:

Познакомить учащихся со строением и значением плодов, и с их видами.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосеменного растения;

  • познакомить обучающихся со строением плодов, их функциями и многообразием;

Развивающие: (развитие основных мыслительных процессов):

  • продолжить формирование информационных компетенций: анализировать, сравнивать, делать выводы при работе с текстом; 

  • развивать личностные качества: умение работать самостоятельно и в парах.

Воспитывающая: воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование различных приёмов технологии РКМЧП.



Оборудование: презентация (Приложение 1), текст «Зрелый цветок» (Приложение 2), таблица для ответов (Приложение 3).

Тип урока: комбинированный с применением технологии РКМЧП.

Ход урока

Стадия I. Вызов

(установление связи между изученным материалом и темой урока; выход на тему урока, мотивационный момент)

1. Проверка знаний о строении цветка

Напишите названия частей цветка, обозначенных на рисунке цифрами 1 – 9 (Слайд 2). Проводится взаимопроверка в парах (Слайд 3). Задание выполняется в таблице ответов (Приложение 2).














Ответы:

1. Цветоножка

2. Цветоложе

3. Чашелистик

4. Лепесток

5. Столбик

6. Рыльце

7. Пыльник

8. Завязь

9. Тычиночная нить



2. Обсуждение картины

Ученикам предлагается репродукция картины Хруцкого И.Ф. «Цветы и плоды» ,1839 (Слайд 4).

 Какие органы растений изобразил художник? (Цветки и плоды)

 Что связывает изображённые на картине органы растений? (Из цветка образуется плод)

 Эта картина появилась у нас на уроке незря. Она подскажет вам, что вы будете изучать сегодня на уроке. Попробуйте сформулировать тему урока. (Плоды)

Учитель уточняет тему урока: "Плод. Разнообразие и значение плодов"



2. Игра «Верите ли вы, что…»

Чтобы выяснить, что ученики знают о плодах, проводится игра «Верите ли вы, что…» (Слайд 5)

Обучающиеся заполняют таблицу, в которой в первой строчке записаны номера вопросов, а вторая и третья даны для ответов (Приложение 2).

Правила игры:

1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами указаны № вопросов.

2. Вам зачитываются вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете ответ в парах.

3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет – знак «–».

4. После знакомства с основной информацией вы вернётесь к данным вопросам и оцените достоверность ваших предыдущих ответов, записав новые ответы в третьей строке.

Вопросы:

  1. Плод образуется из завязи пестика.

  2. Плоды могут образовываться и из других частей цветка.

  3. Наука, изучающая плоды, называется плодологией.

  4. Плод гороха называется стручок.

  5. В плодах находятся семена.

  6. Плод называется простым, если в нём содержится одно семя, сложным – если содержится много семян.

  7. Плоды бывают сочные и сухие.



Стадия II. Осмысление

Работа с текстом «Зрелый цветок» (Слайд 6), выполнение заданий, предложенных к тексту (Приложение 1). Используется приём «чтение с остановками».

1 остановка (Слайд 7)

Вопросы к тексту

1. Что называется плодом у растений?

2. Почему американский ботаник Артур Имс назвал плод «зрелым цветком»?

3. Какие функции выполняет плод у растений?

4. Как называется наука, изучающая плоды?

Продолжение чтения текста.

2 остановка (Слайд 8)

Вопросы к тексту

1. Из чего образуется плод у растений?

2. Из каких частей состоит плод?

3. Какие части цветка могут принимать участие в образовании плода?

4. Что называется околоплодником?

Гимнастика для глаз

Для снятия напряжения с глаз ученикам предлагается гимнастика (Слайд 9)

Продолжение чтения текста.

3 остановка (Слайд 10)

Вопросы и задания к тексту

1. Чем отличаются простые плоды от сложных?

2. Почему плод гороха относят к многосемянным?

3. Какие плоды являются односемянными?

4. В чём отличие сочных и сухих плодов?

5. Заполните таблицу «Разнообразие плодов»

Правильность выполнения задания 5 и коррекция знаний выполняются после заполнения таблицы (Слайд 11)

Разнообразие плодов

Название растения

Односемянные

Многосемянные

Название плода

сухие

сочные

сухие

сочные

Вишня


+



Костянка

Смородина




+

Ягода

Яблоня




+

Яблоко

Мак



+


Коробочка

Горох



+


Боб

Дуб

+




Жёлудь


Стадия 3. Рефлексия

1. Работа с вопросами «Верите ли вы, что…». Заполнение третьей строки в таблице ответов, оценка достоверности ответов (Слайд 12).

  1. Плод образуется из завязи пестика.

  2. Плоды могут образовываться и из других частей цветка.

  3. Наука, изучающая плоды, называется плодологией. (Карпология)

  4. Плод гороха называется стручок. (Боб)

  5. В плодах находятся семена.

  6. Плод называется простым, если в нём содержится одно семя, сложным – если содержится много семян. (Простой плод образуется из одного пестика, сложный из нескольких)

  7. Плоды бывают сочные и сухие.


2. Составление кластера «Что мы узнали о плодах?»

При выполнении данного задания можно использовать интерактивную доску. Примерный кластер предлагается в презентации (Слайд 13).


















Задание на дом

Изучить § 24, повторить § 10 – 22. Подготовиться к контрольной работе по теме «Органы цветкового растения» (Слайд 14).


Источники информации

1. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 240 с.: ил.

2. Лекция 8. Плоды, семена. http://kurs.znate.ru/docs/index-177254.html

3. Технология развития критического мышления через чтение и письмо http://pedagogie.ru/stati/pedagogicheskie-tehnologi/.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!