СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения по теме "Имя прилагательное" для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения и задания по теме "Имя прилагательное" имеют развивающий и тренировочный характер. Они помогут проверить усвоение темы, основные правила по теме. Материал может быть использован для самостоятельной работы, в виде карточек, в виде дифференцированного задания.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по теме "Имя прилагательное" для 5 класса»

НА КРАЮ ЛЕСА

  Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим лосенком и задремала на теплом весеннем солнышке. А маленький лосенок учится бегать. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги. 

  Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из березовой ветки прозрачными каплями сочится сладкий сок.

  Весенние лужи отражают высокое небо и кажутся синими. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки. 

  Хорош запах весеннего леса!

  Задремала старая лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится маленький лосенок. Знает он, что не даст его в обиду чуткая и сильная мать. 

(По И. Соколову-Микитову)

(103 слова)

 

  Задания к тексту:

  1. Выпишите словосочетания с прилагательными весенний, определите род, число и падеж этого прилагательного в каждом словосочетании.

  2. Произведите синтаксический разбор восклицательного предложения.

Черемуха

Черемуха зацветает раньше других деревьев. На фоне еще тем­ного леса особенно нарядны пышные белые кисти ее цветов.

Под черной корой у черемухи красно-коричневая древесина, как у самых ценных тропических деревьев.

На Дальнем Востоке растет черемуха, у которой листья разной формы. Снизу округлые, выше овальные, на самом верху остроконеч­ные. И цветом своим листья этой черемухи удивляют. Весной бронзо­вые, летом зеленые, а осенью фиолетовые.

Плоды дальневосточной черемухи крупные, сочные, но не съе­добные. Только для медведей лакомство. Медведь залезает на дерево, усаживается поудобнее и объедает ветку за веткой. Съест ягоды, сло­мает ветку и засунет ее под себя. Таких веток набирается много. Де­рево приобретает странный вид. Кажется, будто на нем свила гнездо диковинная птица.

(А. Смирнов) (111 слов)

Задание

  1. Подчеркните грамматическую основу выделенного предло­жения.

  2. От каких прилагательных текста можно образовать краткую форму? Запишите краткие прилагательные в женском роде и во множественном числе. Поставьте ударения в записанных словах.

















Упражнения по теме "Имя прилагательное"



Среди данных слов подчеркни только имена прилагательные.

Год, нашёл, глубокий, крохотный, малыш, ласковый, сообразительный, спасать, красивый, маленький, глубина, красота, ласкать.

1. Продолжи правило.

Род и число имени прилагательного изменяется в соответствии с родом и числом _______________________________________________.

2. Соедини линиями прилагательное с существительным, к которым они относятся.

Большой астры

Глубокая солнце

Красные река

Золотое котята

Глупые крокодил

3. Напиши род и число прилагательных.

Тяжёлая сумка ...... число .....род

Вкусное мороженое .......число .......род

Весёлых игр .......число ....... род

Глубокий сугроб ......число .......род

4. Вставь пропущенные буквы.

Шелков… платье, почтов… ящик, тепличн… растение, зимн…. забавы, летн… солнце, интересн… книга, весёл… мелодия.

5.Упражнение «Подумай – ответь».

Какие из приведенных ниже имен прилагательных оценочного характера вы используете:

1) для характеристики положительных качеств человека;

2) для описания хорошего настроения;

3) для выражения своего отношения к другу?

(благородный, бодрый, вежливый, веселый, великолепный, гордый, деятельный, дисциплинированный, добрый, доброжелательный, довольный, душевный, заботливый, искренний, ласковый, любимый, милый, мужественный,
настойчивый, находчивый, нежный, отважный, отзывчивый, отличный, правдивый, прекрасный, превосходный, приподнятый, радостный, решительный, серьезный, скромный, справедливый, способный, требовательный, трудолюбивый, чудесный, чуткий, хороший, энергичный).

6. Упражнение «Замени слова».

Записать текст, заменив слово «большой» подходящим по смыслу словами.
Слова для замены: огромный, мощный, глубокий, тяжелый, значительный, длинный.

Большой корабль грузчики разгружали большими кранами. Из больших трюмов они поднимали большие тюки с товаром и перемещали их на большое расстояние. Затем эти тюки грузили в большие железнодорожные составы и отправляли в большие города.

7. Упражнение «Подбери пару».

Соедини пары прилагательных, близких по значению: пасмурный, радостный, тяжелый, грустный, жесткий, отважный, печальный, твердый, хмурый, веселый, смелый, трудный.

8. Игра-соревнование «Дополни».

Подбери как можно больше дополнительных признаков.

Хороший человек (..., ..., ...). Хороший коллектив (.., ..., ...). Хороший день (..., ..., ...). Хороший сын (..., ..., ...,). Хороший пес (..., ..., ...).

9. Упражнение «Подбери нужные имена прилагательные»

Прочитайте, вставь нужные имена прилагательные.
Слова для справок: длинная, новое, ненастные, злое, старый, ясные,
маленькое, родная, короткая, доброе, чужая, большого.

1. ________сторона – мать, а _________________ - мачеха.
2. Веревка хороша ______________, а речь - _______________.
3. __________________дело лучше ______________безделья.
4. Платье хорошо _________________, а друг ______________.

5. ________________ слово лечит, а ______________ - калечит.
6. Осенью дни ______________, а весной ___________________.

10.Отгадать и назвать признаки предмета, указанные в тексте.
1. Зверь мохнатый, неуклюжий,
не боится зимней стужи, под корягою лесною спит под снежной пеленою.

2. Зимой белый, летом серый.

3. Зелёные листочки, жёлтые серёжки, стоит в лесочке на белой ножке.

4. Этот шарик полосатый очень любят все ребята. С виду он зелёный гладкий, в середине красный сладкий.


11. Среди данных слов назови только имена прилагательные.
Год, нашёл, глубокий, окно, крохотный, малыш, ласковый, спасатель, красивый, свет, маленький, красота, кроха, ласкать, день.


12. Спиши и подчеркни имена прилагательные.
Жил на свете очень хороший слонёнок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Однажды пошёл сильный дождь. «У-у! – сказал лисёнок.
– Ушастый какой! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком». Слонёнок обрадовался и стал большим зонтом.


13. Подбери и назови прилагательные, противоположные по значению:
Смелый –
Добрый –
Кислый –
Веселый –
Белый –
Маленький –

14.«Путаница». Верните прилагательные на свое место.


Заяц (слабый, большой, косолапый);
Медведь (косой, резиновый, круглый);
Мяч (гладкий, трусливый, неуклюжий).

15.Найти имена прилагательные».

Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Не скажем мы – прекрасное,
Не скажем – безобразное,
Не скажем маме милая,
Красивая, любимая,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало

Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.

16.Прочитай,   впиши   имена   прилагательные,   подходящие   по   смыслу, чтобы получился рассказ.

Этот________________зверёк             живёт        в        лесу.        У
него______________________уши,  _________________________хвост. 
Передние  лапы__________________,  а  задние  -  ______________  .  Шубка  у зверька  летом  -  __________________,  а  зимой  -_________.     Морковка, ______________, - любимые лакомства животного. _________________зверёк  всего боится.

17. Замените    имя   прилагательное     словами,   противоположными       по значению. Определить род и число имён прилагательных.

Трусливый заяц.
Слабый мороз.
Старое пальто.
Сладкие яблоки.
Низкое дерево.
Слабый ветер.

18. «Найди пару».Вставь пропущенные орфограммы. Найди словосочетания существительных  с именами прилагательными и определи род.

Последние дни ст.яла ясная п.года.
Повеяло тёплым ветром.
По овра.кам б.гут в.сёлые руч.и.
Заз.л.нела м.л.дая тра.ка.
Звонко зв.нит г.л.сок малиновки.

19. «Что подходит».Выбери подходящие по смыслу слова для следующих предложений.

а) Возле дорожки выросла … ель.

б) По узкой тропке … заяц.

в) Испекла … румяный колобок.

Слова для справок: пушистая, бегал, внучка, кудрявая, старуха, скакал, гулял.

20.  «Найди половинку». Подбери к признакам предмет.

Холодная, ключевая, прозрачная –
Стройная, белоствольная, кудрявая –
Тёмный, дремучий –
Сладкое, сочное, румяное –
Быстрый, звонкий, говорливый –
Яркое, весеннее –
Чистое, голубое –

21. Игра “Найди лишнее слово” .Объясни, почему оно лишнее.

Горький, розовый, солёный, сладкий.
Лиловый, красный, шёлковый.
Молодой, большой, огромный.
Грубый, ласковый, нежный, тонкий.

22. Игра «О каком человеке так говорят?»

Душа нараспашку (откровенный).
Всё в руках горит (ловкий, умелый).
Мухи не обидит (безобидный).
Не робкого десятка (смелый).
Родился в рубашке (удачливый, счастливый).
Тише воды, ниже травы (скромный, робкий).

23.К   данным   именам   существительным   подобрать   подходящие   по   смыслу имена прилагательные. Указать их  род.

_________________  помидор,
_________________ дорога,
________________ окно.

24.Дописать окончания имён прилагательных. Указать род прилагательных.

Свеж____  хлеб,    высок____   небо, русск _____  речь, тёпл ____ молоко.

 25.Из  предложений    выписать   словосочетания    прил.  +  сущ.  Указать   род прилагательных.

Пришла тёплая весна.
___________________________________
Ласково светит весеннее солнышко.
___________________________________
Тает последний снег.
___________________________________







































1. Упражнение «Замени слова» .(Тема: «Имя прилагательное» 5 класс)

Записать текст, заменив слово «большой» подходящим по смыслу словами.
Слова для замены: огромный, мощный, глубокий, тяжелый, значительный, длинный.

Большой корабль грузчики разгружали большими кранами. Из больших трюмов они поднимали большие тюки с товаром и перемещали их на большое расстояние. Затем эти тюки грузили в большие железнодорожные составы и отправляли в большие города.

2.Упражнение «Подбери нужные имена прилагательные»

Прочитайте, вставь нужные имена прилагательные.
Слова для справок: длинная, новое, ненастные, злое, старый, ясные,
маленькое, родная, короткая, доброе, чужая, большого.

1. ________сторона – мать, а _________________ - мачеха.
2. Веревка хороша ______________, а речь - _______________.
3. __________________дело лучше ______________безделья.
4. Платье хорошо _________________, а друг ______________.

5. ________________ слово лечит, а ______________ - калечит.
6. Осенью дни ______________, а весной ___________________.

3.Упражнение. Среди данных слов назови только имена прилагательные.
Год, нашёл, глубокий, окно, крохотный, малыш, ласковый, спасатель, красивый, свет, маленький, красота, кроха, ласкать, день.
4.Упражнение. Прочитай,   впиши   имена   прилагательные,   подходящие   по   смыслу, чтобы получился рассказ.

Этот__________зверёк             живёт        в        лесу.        У него__________ уши,  _____хвост.  Передние  лапы__________________,  а  задние  ________.  Шубка  у зверька  летом  -  __________,  а  зимой  -_________.     Морковка, ______________, - любимые лакомства животного. ___________зверёк  всего боится.

5. Упражнение «Подбери пару».

Соедини пары прилагательных, близких по значению:

пасмурный, радостный, тяжелый, грустный, жесткий, отважный, печальный, твердый, хмурый, веселый, смелый, трудный.

6. Подбери и назови прилагательные, противоположные по значению:


Смелый –
Добрый –
Кислый –
Веселый –
Белый –
Маленький –

7.«Путаница». Верните прилагательные на свое место.


Заяц (слабый, большой, косолапый);
Медведь (косой, резиновый, круглый);
Мяч (гладкий, трусливый, неуклюжий).

Кроссворд по русскому языку «Знай теорию на 5»



 


По горизонтали: 1.Часть речи, отвечающая на вопросы какой? какая? 4. Служебная часть речи, не употребляющаяся самостоятельно. 7. Падеж, отвечающий на вопросы кого? чего? 8. Часть речи, отвечающая на вопросы Кто? Что? 9. Изменяемая часть слова. 11. Часть слова, стоящая после корня. 12. Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что?. 18. Знак препинания, выражающий законченность мысли. 19. Наука, изучающая значение слова. 22. Наука, изучающая способы образования слов. 23. Фонетическая форма письменности, состоящая из 33 знаков.


По вертикали: 2. Раздел науки о языке, изучающий правила. 3. Особая часть речи. 5.  Наука, изучающая части слова.6. Часть речи, отвечающая на вопросы что делать? что сделать? 10. Суффикс, стоящий после окончания. 12. Что состоит из слов и выражает законченную мысль? 13. Наука, изучающая звуки речи.  15. Падеж, отвечающий на вопросы кого? что? 17. Часть слова, стоящая перед корнем. 20.  Часть слова без окончания. 21. Главная часть слова.







Ответы:

По вертикали:
2. орфография
3. междометие
5. морфемика
6. глагол
10. постфикс
12. предложение
13. фонетика
14. тире
15. винительный
17. приставка
20. основа
21. корень

По горизонтали:
1. прилагательное
4. предлог
7. родительный
8. существительное
9. окончание
11. суффикс
12. подлежащие
16. запятая
18. точка
19. лексика
22. словообразование
23. Алфавит





















Диктант по теме «Имя прилагательное» 5 класс

НА КРАЮ ЛЕСА

  Вышла на край леса стар.. лосиха с длинноног.. л..сенком2 и задремала на тепл.. весенн.. солнышке4. А маленьк.. л..сенок учит(?)ся бегать. Спотыкают(?)ся о высок.. кочки его длинн.. ноги. 

  Ласково пригревает в ре(т,д)ком л..су весенн.. солнышко. Уже надулись на деревьях душист.. клейк.. почки. Из березов.. ветки прозрач(?)н.. каплями сочит(?)ся сладк.. сок.

  Весенн.. лужи отражают высок.. небо и кажут(?)ся син... Золотист..2 пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки. 

  Хорош запах весенн.. леса!

  Задремала стар.. лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Бе(с,з)заботно резвит(?)ся2 маленьк.. л..сенок. Знает он, что не даст его в обиду чутк.. и сильн.. мать.  (103 слова) (По И. Соколову-Микитову)



НА КРАЮ ЛЕСА

  Вышла на край леса стар.. лосиха с длинноног.. л..сенком2 и задремала на тепл.. весенн.. солнышке.4 А маленьк.. л..сенок учит(?)ся бегать. Спотыкают(?)ся о высок.. кочки его длинн.. ноги. 

  Ласково пригревает в ре(т,д)ком л..су весенн.. солнышко. Уже надулись на деревьях душист.. клейк.. почки. Из березов.. ветки прозрач(?)н.. каплями сочит(?)ся сладк.. сок.

  Весенн.. лужи отражают высок.. небо и кажут(?)ся син... Золотист..2 пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки. 

  Хорош запах весенн.. леса!

  Задремала стар.. лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Бе(с,з)заботно резвит(?)ся2 маленьк.. л..сенок. Знает он, что не даст его в обиду чутк.. и сильн.. мать.  (103 слова) (По И. Соколову-Микитову )


Диктант по теме «Имя прилагательное» 5 класс

НА КРАЮ ЛЕСА

  Вышла на край леса стар.. лосиха с длинноног.. л..сенком2 и задремала на тепл.. весенн.. солнышке4. А маленьк.. л..сенок учит(?)ся бегать. Спотыкают(?)ся о высок.. кочки его длинн.. ноги. 

  Ласково пригревает в ре(т,д)ком л..су весенн.. солнышко. Уже надулись на деревьях душист.. клейк.. почки. Из березов.. ветки прозрач(?)н.. каплями сочит(?)ся сладк.. сок.

  Весенн.. лужи отражают высок.. небо и кажут(?)ся син... Золотист..2 пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки. 

  Хорош запах весенн.. леса!

  Задремала стар.. лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Бе(с,з)заботно резвит(?)ся2 маленьк.. л..сенок. Знает он, что не даст его в обиду чутк.. и сильн.. мать.  (103 слова) (По И. Соколову-Микитову )

НА КРАЮ ЛЕСА

  Вышла на край леса стар.. лосиха с длинноног.. л..сенком2 и задремала на тепл.. весенн.. солнышке4. А маленьк.. л..сенок учит(?)ся бегать. Спотыкают(?)ся о высок.. кочки его длинн.. ноги. 

  Ласково пригревает в ре(т,д)ком л..су весенн.. солнышко. Уже надулись на деревьях душист.. клейк.. почки. Из березов.. ветки прозрач(?)н.. каплями сочит(?)ся сладк.. сок.

  Весенн.. лужи отражают высок.. небо и кажут(?)ся син... Золотист..2 пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки. 

  Хорош запах весенн.. леса!

  Задремала стар.. лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Бе(с,з)заботно резвит(?)ся2 маленьк.. л..сенок. Знает он, что не даст его в обиду чутк.. и сильн.. мать.  (103 слова) (По И. Соколову-Микитову )




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!