СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся анализировать текст

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник памяток поможет педагогу и ученику анализировать разные тексты: лирические стихотворения, прозу малых жанров, эпизоды, драматические произведения.

Просмотр содержимого документа
«Учимся анализировать текст»

План анализа лирического произведения
  1. Дата написания, связь стихотворения с биографией автора.

  2. Жанр стихотворения.

  3. Идейно-тематическое содержание стихотворения:

    • ведущая тема;

    • эмоциональная окраска;

    • личностное или общественное звучание преобладает.

  4. Композиция стихотворения.

  5. Особенности стихотворной формы:

    • размер;

    • рифма;

    • средства художественной выразительности (тропы).

  6. Основные образы стихотворения, их художественное значение.

  7. Образ лирического героя.

  8. Место стихотворения в творчестве автора.










План анализа эпического произведения малого жанра
  1. Дата написания, история замысла, краткая характеристика эпохи.

  2. Жанр произведения: рассказ, новелла, повесть, роман и т.д.

  3. Особенности сюжета. Ключевые эпизоды произведения.

  4. Система персонажей: главные, второстепенные, их характеристика.

  5. Тема произведения.

  6. Проблемы произведения, авторское видение их решения.

  7. Композиция произведения:

    • наличие эпиграфа, посвящения, пролога, эпилога;

    • основные элементы сюжета и их характеристика: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка.

  1. Характеристика конфликта. Связь развития конфликта с композицией произведения.

  2. Особенности повествования: наличие художественных описаний (пейзажей, портретов, интерьеров), их значение; особенности языка писателя (средства художественной выразительности); художественное выражение авторской позиции.

  3. Смысл названия произведения.

  4. Место произведения в творчестве автора.











План анализа драматического произведения



  1. Дата написания, история замысла, краткая характеристика эпохи.

  2. Связь пьесы с литературным направлением: классицизм, сентиментализм, романтизм и т.д.

  3. Вид и жанр произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений; сатирическая, бытовая и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.).

  4. Специфика организации действия драмы: деление на действия, акты, явления.

  5. Действующие лица, «говорящие» фамилии. Главные, второстепенные, внесценические персонажи.

  6. Особенности конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.

  7. Композиция пьесы: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка.

  8. Специфика диалогов и монологов в пьесе.

  9. Тема пьесы и ключевые эпизоды, помогающие ее раскрыть.

  10. Проблемы произведения, авторское видение их решения.

  11. Специфика авторских ремарок.

  12. Смысл названия произведения.











План анализа эпизода драматического произведения
  1. Озаглавить эпизод.

  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка.

  3. Назвать участников эпизода.

  4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

  5. Сформулировать проблему, находящуюся в центре внимания.

  6. Охарактеризовать участников эпизода:

    • их отношение к событию, проблеме;

    • друг к другу;

    • речь участников диалога;

    • особенности их поведения;

    • авторские ремарки.

  7. Охарактеризовать эмоциональное напряжение в эпизоде.

  8. Охарактеризовать авторское отношение к событию, проблеме; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения.

  9. Сформулировать основную мысль эпизода.

  10. Проанализировать связь данного эпизода с другими эпизодами произведения.


План анализа эпизода литературного произведения
  1. Определить границы эпизода, озаглавить его.

  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

  3. Назвать участников эпизода.

  4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

  5. Сформулировать проблему, находящуюся в центре внимания.

  6. Найти и охарактеризовать противоречие, лежащее в основе эпизода.

  7. Охарактеризовать участников эпизода:

    • их отношение к событию, проблеме;

    • друг к другу;

    • речь участников диалога;

    • особенности их поведения;

    • авторские ремарки.

  8. Охарактеризовать структуру эпизода и разобрать его композиционные элементы: завязка, кульминация, развязка.

  9. Особенности повествования: наличие художественных описаний (пейзажей, портретов, интерьеров), их значение; особенности языка писателя (средства художественной выразительности); художественное выражение авторской позиции.

  10. Сформулировать основную мысль эпизода.

  11. Проанализировать связь данного эпизода с другими эпизодами произведения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!