СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты для работы на уроках обществознания. 8 класс. "Тема: "Социальная сфера общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование на уроках обществознания документов дает множество преимуществ: заинтересовывает учащихся к изучению какой-либо темы, учит анализировать текст, разбираться в нем, применять на практике, в жизни. Также привлечение источников углубляет и расширяет знания школьников, позволяет формировать предметные и личностные результаты, а возможно и определиться с будущей профессией.

Просмотр содержимого документа
«Тексты для работы на уроках обществознания. 8 класс. "Тема: "Социальная сфера общества"»

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА


Тема 1. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

     

Текст 1. Социальная структура

      С. А. Кравченко, М. О. Мнацканян, Н. Е. Покровский — современные российские ученые

      Социальная структура — это «организация связей», «упорядоченное устройство частей», «последовательные, устойчивые регулярности», «образец, т. е. наблюдаемая закономерность действия или деятельности», «связи между группами и индивидами, которые находят свое отражение в их поведении» и т. д.

      Из всех этих определений можно извлечь главное: социальная структура не представляет собой нечто конкретное, «зримое»... Но она присутствует во всем том, что имеет место в обществе, во всех формах социального поведения... группах, движениях...

      Социальная структура обладает двойственным характером, если рассматривать ее с точки зрения человека. С одной стороны, она поддерживает рациональную, разумную деятельность, внушает уверенность в прочности устоев жизни и общества в целом. В этом смысле социальная структура обладает как бы терапевтическими свойствами, т. е. указывает нам на присутствие своего рода норм и идеалов, она «врачует» униженных и оскорбленных и стимулирует «сильных» на дальнейший рост. С другой стороны, социальная структура выступает в качестве жесткого ограничения возможного в обществе, она требует, «давит», наказывает и даже уничтожает (как в социальном, так и в физическом отношении) тех, кто ей сопротивляется.

      Этот двойственный характер социальной структуры находит свое отражение и в нашей неоднозначной трактовке ее влияния на отдельную личность. Мы ищем и желаем ее поддержки, но мы всеми возможными способами сопротивляемся ее нормативным предписаниям, постоянно внушая себе и другим, что наш личный опыт полностью отличен от опыта других людей, что мы абсолютно уникальны и что все требования структуры касаются других, но не нас лично.

      Скажем, мы не чужды таким понятиям, как «сделать карьеру», «добиться успеха» и т. д. Всего этого можно достичь, если научиться «вписываться» в существующие структуры либо решительно и энергично преобразовывать их таким образом, чтобы они максимально поддерживали вас в вашей деятельности.

      Кравченко С. А., Мнацканян М. О., Покровский Н. Е. Социология: Парадигмы и темы. — М., 1997. — С. 186, 208—209.

      Вопросы и задания: 1. Что нового по сравнению с текстом учебника вы узнали о социальной структуре общества из данного фрагмента? 2. Попытайтесь сформулировать определение социальной структуры, опираясь на текст учебника и данный фрагмент. 3. В чем, по вашему мнению, состоит взаимное влияние социальной структуры и индивида? Помогает ли нам социальная структура реализовать себя или же препятствует нам в попытках подняться вверх по «социальной лестнице»? Поясните на конкретных примерах.4. Что более приемлемо для вас в жизни — конформизм (см. тему «Малая группа») или преобразование социальных структур? Проведите дискуссию на эту тему.

    

 Текст 2. Неравенство

      Н. Смелзер — современный американский социолог, вице-президент Международной социологической ассоциации

      Вебер5 выделил три компонента неравенства. Он считал их взаимосвязанными и все же в существенных отношениях независимыми. Первый компонент — имущественное неравенство. Богатство означает нечто большее, чем просто заработная плата; богатые зачастую вообще не работают, однако получают большие доходы за счет собственности, капиталовложений, недвижимости или акций и ценных бумаг. Вебер указывал, что представители разных социальных классов — крестьяне, рабочие, купцы имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров... Однако Вебер чувствовал, что не все дело в богатстве. Он выявил второй компонент неравенства — группы людей в разной мере пользуются почетом и уважением и имеют неодинаковый престиж: он ввел понятие «статусные группы»... Но не все статусные группы состоят только из богатых людей, в них могут входить люди самого разного достатка. Богатство играет важную роль, но не менее важен престиж, который может совершенно не зависеть от богатства... Главарь мафии богат, но его социальный престиж минимален (за исключением своей небольшой группы).

      Помимо богатства и престижа, Вебер отметил третий фактор... Речь идет о власти, по своей сущности имеющей политический характер. Подразумевается способность человека или группы проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определенную политику даже вопреки возражениям со стороны других людей и групп. Вебер учитывал важную роль политических партий и групп, объединенных общими интересами, в формировании системы власти в обществе.

      Смелзер Н. Социология. — М., 1994. — С. 283—284.

      Вопросы и задания: 1. Сравните данный текст с содержанием учебника. Какие новые аспекты неравенства охарактеризованы в тексте фрагмента? Объясните, в чем суть каждого компонента неравенства в социальной структуре. 2. В чем, по вашему мнению, причина социального неравенства — в способностях, богатстве или статусе? Аргументируйте свой ответ. 3. Привлекая материал учебника о социальном неравенстве и данный фрагмент, сопоставьте положение каких-либо групп в социальной структуре общества.

     

Текст 3. Социальная структура  современного российского общества

      Т. И. Заславская — современный российский экономист и социолог

      ...Российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также... «социального дна». Под верхним слоем понимается прежде всего реально правящий слой... К нему относятся элитные... группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.

      Второй слой назван средним... Пока этот слой слишком малочислен... Это мелкие предприниматели... менеджмент6 средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные... специалисты и рабочие.

      Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалифицированным потенциалом7 и относительно ограниченным трудовым потенциалом.

      К базовому слою относится часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус... интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.

      Структура и функции нижнего слоя представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.

      ...Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы — воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди — алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.

      Социология в вопросах и ответах / Под ред. проф. В. А. Чуланова. — Ростов-на-Дону, 2000. — С. 167—168.

      Вопросы и задания: 1. На основе каких критериев, по вашему мнению, образована данная структура современного российского общества? Аргументируйте свой ответ.2. Сравните изложенную Т. И. Заславской структуру современного российского общества и структуру советского общества, отраженную в учебнике. Определите различия и сходства. 3. Возможно ли в современной России изменить свою принадлежность к той или иной социальной группе? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ. 4. Опираясь на данный фрагмент, расскажите о социальном положении трех-четырех поколений вашей семьи — определите его, проследите изменения.

     

Текст 4. Социальная структура современных обществ

      Из труда современных социологов

      Социологи выделяют четыре слоя в современных обществах.

      Высший класс: элита общества — президенты, премьер-министры и другие политические лидеры, крупные бизнесмены, наиболее влиятельные представители творческой интеллигенции.

      Средний класс: зажиточные слои общества — ученые, писатели, художники, врачи, юристы, преподаватели, средние и мелкие бизнесмены, высококвалифицированные рабочие и др.

      Рабочий класс: квалифицированные рабочие фабрик, заводов, строительных фирм, сельскохозяйственных предприятий, сферы услуг и т. д. с постоянной и надежной работой.

      Низший класс: неквалифицированные рабочие, а также безработные, неимущие, люди с доходом на грани или за гранью бедности, бродяги, нищие, уголовные элементы и пр.

      Куликов Л. М. Основы социологии и политологии. — М., 2000. — С. 60.

      Вопросы и задания: 1. Какие признаки положены в основу этой структуры? 2. Сравните данную классификацию с текстом учебника о классах. Противоречит ли она содержанию текста учебника или дополняет его? Ответ поясните. 3. Отражает ли данная модель социальную структуру современного российского общества? Аргументируйте ответ.


Тема 2. НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

     

Текст 1. Конституция РФ о национальных отношениях

      Из Конституции Российской Федерации

Статья 19

      

      2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 26

      1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

      2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 29

      

      2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

      Вопросы: 1. В чем состоит значение приведенных выше статей Конституции? 2. Какие проблемы национальных отношений подпадают под действие указанных статей и какие не подпадают? 3. Соблюдаются ли эти статьи Конституции в полной мере? Если нет, то чем вы объясняете их невыполнение?

    

 Текст 2. Что такое нация?

      Э. Геллнер — современный английский философ

      Что же... представляет собой эта случайная, но в наш век, по-видимому, универсальная и нормативная идея нации? Обсуждение двух очень приблизительных, предварительных определений поможет добраться до сути этого расплывчатого понятия.

      1. Два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если их объединяет одна культура, которая, в свою очередь, понимается как система идей, условных знаков, связей, способов поведения и общения.

      2. Два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами,нации делает человек; нации — это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей. Обычная группа людей (скажем, жители определенной территории или носители определенного языка) становится нацией, если и когда члены этой группы твердо признают определенные общие права и обязанности по отношению друг к другу в силу объединяющего их членства. Именно взаимное признание такого объединения и превращает их в нацию, а не другие общие качества, какими бы они ни были, которые отделяют эту группу от всех, стоящих вне ее.

      Геллнер Э. Нации и национализм. — М., 1991. — С. 34—35.

      Вопросы: 1. Чем отличается данное определение нации от характеристики, приведенной в учебнике? С чем частично совпадает? В чем состоит это совпадение? 2. Что дает эта характеристика нации для национального самоопределения человека? 3. Какая норма в Конституции РФ близка основной идее данного фрагмента?

   

  Текст 3. Патриотизм или национализм

      Д. С. Лихачев (1906—1999) — литературовед, академик Российской академии наук

      Осознанная любовь к своему народу несоединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи и людей... Если доминирует в человеке общая настроенность к восприятию чужих культур, то она неизбежно приводит его к ясному осознанию ценности своей собственной. Поэтому в высших, осознанных своих проявлениях национальность всегда миролюбива, а не просто безразлична к другим национальностям.

      Национализм — это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии. Но великий народ, народ со своей большой культурой, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому народу сохранять себя, свой язык, свою культуру...

      Несмотря на все уроки XX века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро.

      Патриотизм — это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самим собой, ставят себе сверхличные цели.

      Национализм же — самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов.

      Лихачев Д. С. Патриотизм и национализм // Говоря откровенно. — М., 1989. — С. 98—99.

      Вопросы и задания: 1. Почему Д. С. Лихачев называет патриотизм благороднейшим из чувств? Приведите примеры подлинного патриотизма в поступках людей. 2. Что дает основание Д. С. Лихачеву называть национализм самым тяжелым из несчастий человеческого рода? К каким трагическим последствиям ведет национализм? 3. Что имеет в виду Д. С. Лихачев, говоря: «Зло маскируется под добро»? Почему и как это происходит? 4. Как отличить подлинный патриотизм от национализма?


Тема 3. СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ

     

Текст 1. Поколения: различия и преемственность

      И. С. Кон — современный философ и социолог, академик Российской академии образования

      ...Понятие «поколение» многозначно. В одном случае оно означает совокупность, когорту сверстников, образующих определенный возрастной слой населения. В другом — имеется в виду ступень происхождения от общего предка — отцы, сыновья, внуки. В третьем случае поколение — современники каких-либо социально-исторических событий или процессов («поколение Великой Отечественной войны»), люди, объединенные общностью исторической судьбы и переживаний, так сказать, духом времени. Иногда этим словом обозначают хронологический период, отрезок времени, в течение которого живет и активно действует реальное или условное поколение...

      Взаимоотношения поколений никогда и нигде не являются и не могут быть абсолютно равными, симметричными; родители, старшие обучают и воспитывают младших, приобщают их к унаследованной от прошлого культуре и в дальнейшем передают им это наследие. Но историческая преемственность реализуется только через многообразие и изменение, в котором младшие играют весьма активную роль...

      Степень преемственности поколений неодинакова в разных областях жизнедеятельности. В сфере потребительских ориентаций, досуга, художественных вкусов, взаимоотношений полов расхождения между старшими и младшими, как правило, значительно больше, нежели в главных социальных ценностях — политических взглядах, мировоззрении. Это объясняется не только разницей в темпе обновления соответствующих сторон бытия — мода изменяется гораздо быстрее, чем иерархия социальных ценностей, но и тем, что они традиционно являются привилегированными областями юношеского самоутверждения. Молодежь всегда хочет отличаться от старших, и легче всего сделать это с помощью внешних аксессуаров. Одна из функций молодежной моды и жаргона, часто шокирующих консервативных «отцов», в том и состоит, что с их помощью подростки и юноши «маркируют», отличают «своих» от «чужих». Скажем, в области музыкальных увлечений (музыка — самое «молодежное» из искусств) уже между15—17-летними и 20—23-летними существуют большие различия, которых в других сферах культуры и общественной жизни будет меньше...

      Сравнивать разные поколения трудно. Поскольку люди склонны абсолютизировать собственные привычки и вкусы, на первый план часто выступают внешние, второстепенные черты и в ранг идеологических проблем наивно возводится длина волос или ширина брюк...

      Каждое поколение «стоит на плечах» предыдущего, хотя они не всегда это осознают.

      Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1989. — С. 192—194.

      Вопросы и задания: 1. На основании текстов учебника и документа объясните, что понимается под словом «поколение». 2. Чем характеризуются взаимоотношения поколений? Почему разные поколения трудно сравнивать? Подумайте, в чем проявляются и насколько велики различия между вашими сверстниками и представителями старшего поколения. 3. Что нового вы узнали из текста о преемственности поколений в различных областях жизнедеятельности? 4. Как вы понимаете заключительную фразу текста?

    

 Текст 2. И дадут всходы зерна жизни...

      А. де Сент-Экзюпери (1900—1944) — французский писатель

      Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает смысл и смерти.

      Человек отходит с миром, когда смерть его естественна, когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдает сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок передали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину. В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зерна...

      Так от поколения к поколению передается жизнь — медленно, как растет дерево, — а с нею передается и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звезды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы — люди — и поднимались все выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия.

      Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что досталось ей на сохранение, — скромный запас преданий, понятий и верований, все, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря.

      А. де Сент-Экзюпери. Планета людей. Военный летчик. Письмо заложнику. — М., 1977. — С. 158—160.

      Вопросы: 1. В чем автор видит роль человека на земле? Что, по его мнению, дает смысл и жизни, и смерти? 2. Какой смысл вложен в слова: «...человек умирает лишь наполовину»? 3. Какие идеи параграфа учебника «Связь поколений» развивает этот документ?

     

Текст 3. Молодежь — обновляющая сила

      И. М. Ильинский — современный российский философ, академик Академии гуманитарных наук

      Молодежь — это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

      Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи, сопротивляется реализации ее непроявившихся возможностей, сознательно пренебрегает ими, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя и в этом смысле — потерянным поколением.

      Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они не делают этого, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный духовный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодежи в обществе.

      Ильинский И. М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 1995. — С. 51—52.

      Вопросы и задания: 1. Как автор документа характеризует молодежь? Найдите близкие по смыслу суждения в учебнике. 2. Что говорится в документе о роли молодого поколения в обществе? Чем она отличается от той роли, которую играют старшие поколения? Какие особенности молодежи позволяют ей играть эту роль? 3. Как автор характеризует динамичные и статичные (традиционные) общества? В чем он видит различия между ними? 4. Прочитайте заключительную фразу текста. Как вы понимаете слова «...социологическая функция молодежи в обществе»?

     

Текст 4. Родители и дети

      Я. Корчак (Генрик Гольдшмидт) (1878—1942) — польский педагог, врач, писатель

      Ты говоришь: «Он должен... Я хочу, чтобы он...»

      И выбираешь для него, кем он должен быть, — жизнь, какую желала бы...

      Кем должен быть твой ребенок?

      Борцом или только работником? Командующим или рядовым? Или только счастливым?

      Где счастье, в чем счастье? Знаешь ли к нему путь? Да и есть ли такие люди, которые знают?

      Справишься ли?..

      Как предвидеть, как оградить?

      Мотылек над пенным потоком жизни... Как придать прочность крыльям, не снижая полета, закалять, не утомляя?

      Собственным примером, помогая советами, словом и делом?

      А если отвергнет?

      Лет через пятнадцать он обращен к будущему, ты — к прошлому. У тебя воспоминания и привычки, у него поиски нового и дерзновенная надежда. Ты сомневаешься, он ждет и верит, ты боишься, а он бесстрашен.

      Юность, если она не издевается, не проклинает, не презирает, всегда стремится изменить ошибочное прошлое.

      Так и должно быть. И все же...

      Пусть ищет, лишь бы не заблуждался, пусть взбирается, лишь бы не упал, пусть искореняет, лишь бы не разбил в кровь руки, пусть борется, только осторожно-осторожно.

      Корчак Я. Как любить детей. — М., 1968. — С. 9.

      Вопросы и задания: 1. Что, по мнению автора, лежит в основе отношения родителей к детям? Подтвердите свой ответ строчками из текста. 2. Подумайте, на какие вопросы, поставленные автором, вы могли бы ответить: «Кем должен быть твой ребенок? Борцом или только работником? Командующим или рядовым? Или только счастливым? В чем счастье? Знаешь ли к нему путь?» В каком параграфе учебника шла речь о подобных вопросах? 3. Найдите в тексте параграфа строчки, которые перекликаются с текстом. 4. Как вы думаете, поддержал бы автор утверждение о том, что юность всегда стремится изменить прошлое?

      Мы скрываем свои недостатки и заслуживающие наказания поступки. Критиковать и замечать наши забавные особенности, дурные привычки, смешные стороны детям не разрешается. Мы строим из себя совершенства. Обнажать бесстыдно и ставить к позорному столбу можно лишь ребенка.

      Мы играем с детьми краплеными картами; слабости детского возраста бьем тузами достоинств взрослых. Шулеры, мы так подтасовываем карты, чтобы самому плохому в детях противопоставить то, что в нас хорошо и ценно.

      Где наши лежебоки и легкомысленные лакомки-гурманы8, дураки, лентяи, лодыри, авантюристы, люди недобросовестные, плуты, пьяницы и воры? Где наши насилия и явные и тайные преступления? Сколько дрязг, хитростей, зависти, наговоров, шантажей, слов, что калечат, дел, что позорят! Сколько тихих семейных трагедий, от которых страдают дети, первые мученики-жертвы!

      Давайте требовать уважения к ясным глазам, гладкой коже, юному усилию и доверчивости. Чем же почтеннее угасший взор, покрытый морщинами лоб, жесткие седины и согбенная покорность судьбе?

      Восход и закат солнца. Утренняя и вечерняя молитва. И вдох, и выдох, и сокращение, и расслабление сердца.

      Солдат все солдат — и когда идет в бой, и когда возвращается, покрытый пылью.

      Растет новое поколение, вздымается новая волна. Идут и с недостатками, и с достоинствами; дайте условия, чтобы дети вырастали более хорошими! Нам не выиграть тяжбы с гробом нездоровой наследственности, ведь не скажем мы василькам, чтобы стали хлебами.

      Мы не волшебники — и не хотим быть шарлатанами. Отрекаемся от лицемерной тоски по совершенным детям.

      Требуем: устраните голод, холод, сырость, духоту, тесноту, перенаселение!..

      Уважайте, если не почитайте, чистое, ясное, непорочное, святое детство!

      Корчак Я. Как любить детей. — М., 1968. — С. 86, 96.

      Вопросы и задания: 1. Какие действия взрослых характеризует Януш Корчак? Одобряет ли он их? Почему вы так думаете? 2. О чем говорит автор с помощью образного выражения: «Солдат все солдат — и когда идет в бой, и когда возвращается, покрытый пылью»? Найдите в тексте подобные образные выражения, поясняющие эту мысль.3. Встречаете ли вы в жизни отношение к себе старших, подобное тому, которое описано в документе? Допускаете ли вы в своих отношениях с младшими подобный стиль поведения? 4. Какого отношения к детям требует Януш Корчак? 5. Сравните требования, сформулированные в последних строчках текста, с положениями Конвенции о правах ребенка, данными в учебнике. В чем можно увидеть их сходство?

    

 Текст 5. Превзойдут ли дети родителей?

      Н. В. Шелгунов (1824—1891) — русский революционер-демократ, публицист, литературный критик

      Наши дети должны быть лучше нас, и мы должны воспитывать их лучшими людьми. Не мы создадим факты их жизни — создадут их они сами, и фактов этих будет у них больше, чем их было у нас. Если мы разовьем в своих детях все средства для верного наблюдения, верной оценки и верного вывода, мы выпустим их в жизнь во всеоружии средств для борьбы с тем вековым злом, противоположная сторона которого зовется прогрессом. Если вы воспитаете такого борца — вы создадите гражданина...

      Шелгунов Н. В. Письма о воспитании // Умом и сердцем: Мысли о воспитании. — М., 1986. — С. 207.

     

 А. А. Лиханов — современный российский писатель и общественный деятель, академик Российской академии естественных наук, член-кор. Российской академии образования

      Легко разломать моральные стимулы, но трудно их возродить. Дрянная общественная погода вступила в дом. Родители говорят с детьми не о добропорядочности, не о том, как там бабушка одна-то в умирающей деревне, а... завидуют соседу, протолкнувшему выгодную операцию с акциями. Словно свихнувшийся, народ великой до сих пор державы одержим погоней за мнимыми ценностями.

      Нет, дети не возненавидят своих родителей — они просто станут относиться к ним как к функции, нужной на определенном отрезке жизни и бессмысленной, когда надобность в них отпадет. За большие деньги они купят им место в комфортабельной богадельне и даже навестят в день рождения... И не протянут руку помощи брату: каждый выживет сам.

      Актуальные проблемы современного детства / Под ред. Е. М. Рыбинского. — М., 1994. — С. 16.

      Вопросы и задания: 1. Сравните два приведенных текста. О каких ценностях идет в них речь? Превзойдут ли дети своих родителей в первом и во втором случаях? Если да, то в чем? 2. Как прогнозирует автор второго текста развитие отношений детей к своим родителям? Почему оно может стать таким? 3. Сформулируйте свой прогноз развития ваших отношений с родителями. Поясните, на какие сегодняшние реалии он опирается. При ответе постарайтесь использовать тексты и параграфа, и документов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!