Мы выбрали именно эту тему, потому что нам стало интерестно, почему же мы используем тетрадь именно в клетку для геометрии. Ведь существует много видов тетрадей: в клеточку, в линеечку, в ромбик , в кружочек. Но на уроках математики мы используем именно тетрадь в клетку. В ней мы решаем различные задачи и строим геометрические фигуры. И мы хотим выяснить, помогает ли клетка при выполнении таких заданий?
Просмотр содержимого документа
«Учебный проект " Геометрия на клетчатой бумаге"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Расковой Марины Михайловны » Энгельсского муниципального района Саратовской области
Муниципальная научно-исследовательская конференция «Первые шаги в науке»
Проект: Геометрия на клетчатом листе.
Проект выполнили:
ученицы 9Б класса
Павлова Алёна и Скакалкина Анна
МОУ «СОШ №15»
г.Энгельса Саратовской области
Руководитель:
Затеева Валентина Павловна,
учитель алгебры и геометрии
МОУ «СОШ №15»
Содержание.
- Актуальность темы.........................................сл.3
- Цель и задачи проекта...................................сл.4
- Свойства квадрата..........................................сл.5
- Для чего нужна тетрадь в клетку?.................сл.6
- Могут ли клетки помочь с вычислением площадь многоугольника?.............................................сл.10
- Формула Пика.................................................сл.13
- Решение задачи..............................................сл.14
- Задачи..............................................................сл.15
- Ответы и решения...........................................сл.16
- Игры на клетчатом листе................................сл.18
- Вывод...............................................................сл.21
- Источники информации..................................сл.22
Актуальность темы.
- Мы выбрали именно эту тему, потому что нам стало интерестно, почему же мы используем тетрадь именно в клетку для геометрии. Ведь существует много видов тетрадей: в клеточку, в линеечку, в ромбик , в кружочек. Но на уроках математики мы используем именно тетрадь в клетку. В ней мы решаем различные задачи и строим геометрические фигуры. И мы хотим выяснить, помогает ли клетка при выполнении таких заданий?
Цель и задачи проекта.
- Цель: выяснить, помогает ли клетка в выполнении математических построений и вычислений.
- Задачи:
- 1. Узнать свойства клетки как геометрической фигуры.
- 2. Научиться решать геометрические задачи с помощью свойств клетки.
Свойства квадрата.
Для того, чтобы понять, почему тетрадь по математике в клетку, мы решили узнать побольше о квадрате. Мы нарисовали квадрат.
Квадрат обладает всеми свойствами прямоугольника и ромба. Следовательно, у квадрата есть 3 основных свойства:
- Все углы квадрата — прямые, все стороны квадрата — равны.
- Диагонали квадрата равны и пересекаются под прямым углом.
- Диагонали квадрата делят его углы пополам.
Для чего нужна тетрадь в клетку?
Тетрадь в клетку очень удобна для занятия геометрией. Она помогает при построении различных геометрических фигур, перпендикулярных и параллейных прямых, а также окружностей без циркуля.
Могут ли клетки помочь с вычислением площадь многоугольника?
- Оказывается, могут. Давайте разберём, как же клетки могут помочь нам.
- В качестве единицы площади можно рассматривать и клетку.
- Нарисуем многоугольник с вершинами в узлах клеток и найдем его площадь. Это можно сделать разными способами.
- Этот способ вычисления площади легко применим для многоугольников несложной конфигурации. Если же многоугольник более причудливый ,то есть формула, связывающая их площадь с количеством узлов, лежащих внутри и на границе многоугольника. Эта замечательная и простая формула называется формулой Пика.
Георг Александр Пик.
- Георг Александр Пик — австрийский математик. Им написаны работы в области функционального анализа и дифференциальной геометрии, всего более 50 тем. Широкую известность получила открытая им в 1899 году теорема Пика для расчёта площади многоугольника. В Германии эта теорема включена в школьные учебники.
Формула Пика
- Теорема Пика. Пусть L — число целочисленных точек внутри многоугольника, B— количество целочисленных точек на его границе, S— его площадь. Тогда справедлива формула Пика:
- S=L+B/2-1
Формула Пика(полное доказательство)
Решение задачи.
- Найдите площадь четырёхугольника АВСD.
- Решение: Для многоугольника на рисунке L=23 (желтые точки), B=7 (синие точки, не забудьте о вершинах!).По формуле Пика:
- S=L+B/2-1=23+7/2-1=25,5 квадратных единиц.
- Ответ=25,5квадратных единиц.
Задачи.
- Найдите площадь параллелограмма АВСD.(рис.1)
- Найдите площадь четырёхугольника АВСD.(рис.2)
Ответы и решения.
1) Решение:
L=6,B=6; по формуле Пика:
S=6+6/2-1=8 (см 2 )
Ответ:8 см 2
2) Решение:
L=5,B=7;по формуле Пика:
S=5+7/2-1=7,5(см 2 )
Ответ:7,5см 2
Игры на клетчатом листе.
- А вы знали, что на клетчатом листе можно играть в разные логические игры. Мы уверены, что да. Вот несколько таких игр:
- Крестики-нолики.
- Морской бой
- Бридж-ит.
- Точечки
Вывод.
В ходе создания проекта мы изучили свойства клетки как геометрической фигуры. С их помощью мы научились на клетчатой листе:
- строить перпендикулярные и параллельные прямые;
- строить различные геометрические фигуры;
- вычислять площади многоугольников с вершинами в узлах клеток;
- Анализируя все полученные результаты, мы сделали вывод: тетрадь в клетку помогает в математических построениях и вычислениях.
Источники информации.
- http://pandia.ru/text/78/382/600.php
- http://hijos.ru/2011/09/14/formula-pika /
- https://ru.wikipedia.org/wiki/ Пик,_Георг