МКОУ «Седмиховская СОШ»
Золотухинского района Курской области
Доклад
«Развитие у обучющихся учебных компетенций на уроках физической культуры»
Подготовил: учитель I квалификационной категории
Караулов Ю. В.
2019 г.
Физическая культура – одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении.
Одной из важнейших задач образования является сохранение здоровья школьников. Поэтому задача учителя физической культуры, наравне с решением педагогических задач должна сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья.
Компетенции - это знания, умения, опыт в области физическая культура. Поэтому мы и должны всё это передать своему ученику. Это относится не только к его физическим способностям, но и умения вести здоровый образ жизни, организовывать свой досуг и т.д.
Важным условием формирования у учащихся ключевых компетенций и компетентностей является учет и максимальное удовлетворение образовательных потребностей школьников.
На данном этапе учителю следует выявить наличие уже имеющихся у учащихся образовательных потребностей (стремления школьников к приобретению знаний, умений и качеств личности, составляющих ключевые компетенции) и их уровень. Диагностика осуществляется разными методами: в результате наблюдения за деятельностью учащихся, проведением анкетирования, тестирования, организацией бесед и пр. Для получения объективной информации в диагностировании могут принимать участие не только школьники, но и их родители, учителя, одноклассники.
В частности, для выявления образовательных потребностей школьников в знаниях и умениях, составляющих учебно-познавательную компетенцию, учащимся я предложил комплекс вопросов и диагностических заданий, позволяющих не только определить степень информированности учащихся в вопросах данной компетенции, но и вызвать у них интерес к изучаемой проблеме, например:
Перечислите физические характеристики для оценки собственного здоровья.
Предложите виды физических упражнений благотворно влияющих на ваше здоровье.
Удовлетворены ли Вы имеющимися знаниями и умениями в области здоровья человека или хотели бы их пополнить?
Следует также выявить жизненно важные для учащихся вопросы и предпочтительные для каждого ученика виды учебно-познавательной деятельности.
Для формирования ключевых компетенций, в том числе учебно-познавательной в процессе обучения физкультуры необходимо создавать условия для самостоятельного решения школьниками познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и других вопросов, решать личностно значимые для школьника проблемы.
На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у обучающихся.
Например: развитие коммуникативной компетенции осуществляется на всех уроках физической культуры.
Я попытался систематизировать проявления ключевых компетенций в процессе изучения учебного предмета «Физическая культура», определив их социальную и личную значимость для обучающихся (см.таблицу 1)
Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры |
Ключевые компетенции | Социальная значимость | Личностная значимость |
1. Общекультурная | Познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества | Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом |
2. Учебно-познавательная | Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности | Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом |
3. Коммуникативная | Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам | Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии |
4. Социальная | Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом | Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха |
5. Личностная | Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение | Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма |
Проделанная работа позволила создать программу моей деятельности как учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся. В основу заложен образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре, где в основных требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы указано, что ученик должен приобрести следующие компетентности: в сфере оздоровительно-реабилитационной, двигательной деятельности, самоконтроля и индивидуального физического развития. (см.таблица 2) Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся |
Цели физического воспитания | Средства физической культуры, умения и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье | Формируемые компетенции |
1. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний | Комплексы лечебной физической культуры. Оказание первой помощи при травмах. Определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности. Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры | Личностная |
2. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания | Комплексы профессионально-прикладных физических упражнений. Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности. | Социальная, компетентность в оздоровительно-реабилитационной деятельности |
3. Обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности | Общая и прикладная физическая подготовка. Владение способами двигательной деятельности. Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности | Учебно-познавательная, компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний |
4. Усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации | Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | Общекультурная, личностная |
| | |
Внедрение данной программы в учебный процесс поможет сформировать у учащихся:
- способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;
-умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
- готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
- умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;
- умение уживаться с другими;
- готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
- умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.
В заключении хочу сказать, что в физическом воспитании необходимо основываться на духовном фундаменте личности, развивая у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых, в том числе учебных компетенций обучающихся.