СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Целеполагание и мотивация учебной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  данной работе рассматривается развитие учебной компетенции в области изучения иностранного языка как целенаправленное формирование у обучающихся умений целеполагания, включая умения осознавать свои личные мотивы в использовании и, соответственно, в изучении иностранного языка. 

Просмотр содержимого документа
«целеполагание»

Целеполагание и мотивация учебной деятельности. Рефлексия


Жизнь прекрасна, когда творишь её сам 
Софи Марсо 


Наша жизнь не стоит на месте – она стремительно развивается, набирает новые обороты, идёт вперёд семимильными шагами, внося свои коррективы в различные жизненные процессы, в том числе – в процессы образовательные.

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Научить хотеть учиться. Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.

Нужно поставить ситуацию на уроке в такие условия, чтобы она толкала, провоцировала детей на активное действие, создавала мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а побуждения.

Мотивация является двигателем учения. Мотивы деятельности тесно связаны со способностями. Человек проявляется в том, к чему он чувствует интерес, к чему стремится. Учащийся всячески пытается избежать изучения предмета, который вызывает у него неприятные ощущения, связанные с неспособностью к достижению успеха.

Мотивация связана со способом целеполагания на уроке. Творчество педагога должно быть направлено на создание учебных ситуаций, целью которой является формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Любая учебная ситуация решается через применение различных педагогических приѐмов.

Английская пословица гласит «Good beginning is half the battle» - «Хорошее начало - половина успеха». Следуя этой пословице, учитель иностранного языка должен особое внимание обращать на начало урока – организационный момент, который предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Этот этап урока требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственному стилю педагогической деятельности. Поэтому при построении данного этапа нужно помнить, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению. Учитель может учитывать несколько побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой, узнали много нового, научились применять эти знания в разных ситуациях…»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну очень важную сторону этой темы»), усиливать мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А ведь это будет необходимо в определенной ситуации»), усиливать непроизвольные мотивы удивления, любознательности. Такая исходная мотивация создает готовность школьников к восприятию нового материала, концентрирует внимание на изучаемом вопросе, побуждает мыслительную деятельность.

Целеполагание помогает эмоциональному вхождению в урок и поэтому напрямую связано с мотивацией.

Решению этой задачи способствуют активные методы и приемы обучения, к которым можно отнести интригующее анонсирование темы, её актуальность и новизна, эмоциональность подачи, эффект неожиданности и парадоксальности, использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия, раскрытие практической значимости, проблематизация. Тема урока должна быть кратким изложением всего урока, чтобы, взглянув на неё, учащиеся смогли определить основную идею урока, сформулировать его цель, попытаться составить его план. Одновременно в формулировке темы должна содержаться проблема, загадка, которую учащимся предстоит разрешить на уроке, вопрос, на который нужно найти ответ. Тема должна представлять собой лексико-грамматическую модель высказывания, которую каждый учащийся мог бы трансформировать, используя свой словарный запас. Кроме того, из темы урока учащийся должен сформулировать для себя жизненную, практическую ценность учебного материала, предлагаемого для изучения на данном уроке. Французский писатель А. Франс утверждал: «Чтобы  переварить знание, надо глотать его с аппетитом». 

Чтобы каждый урок был похож на литературное произведение, которое должно иметь свое неповторимое, запоминающееся название, на уроках используются разные способы формулировки темы:

  • Тема-вопрос. В таком представлении темы можно попросить учащихся сделать акцент на каком-то отдельном слове или словосочетании. 
    Например, тема может быть сформулирована так «What makes you help people?» – «Что заставляет тебя помогать людям?», учащимся предлагается поставить логическое ударение в этом предложении, после этого обсуждаются задачи урока: подобрать лексику, позволяющую описать разные формы помощи; обменяться мнениями о причинах, побуждающих людей помогать друг другу; задуматься над вопросом как и зачем я помогаю или мог бы помочь окружающим. При такой постановке вопроса обсуждение темы становится более личностным, близким интересам каждого. При подведении итогов урока в форме мини монолога учащиеся могут сказать удалось ли им ответить на свои вопросы.

  • Зашифрованная тема. Прежде, чем сформулировать тему, учащиеся решают кроссворд или ребус, содержащий активную лексику, пословицу, афоризм.

    • Например, на доске оформлен кроссворд, в котором начальные буквы слов закрыты цветными шарами. Ребята должны угадать, о каких животных пойдет речь на уроке.

In the

W

h

a

l

e

s

 

I

g

u

a

n

a

s

L

e

o

p

a

 r

 d

D

u

c

k

s

 

 

    • Зашифровать тему можно с использованием ассоциативного ряда.
      Например, “Charming happy rest in snowy time merriment and songs” – начальными буквами слов зашифровано слово CHRISTMAS. Учитель предлагает свой ассоциативный ряд, а затем учащиеся пытаются сами зашифровать тему, используя свои слова-ассоциации. Таким образом, учителем выделяется только общая главная идея урока, а ребята формулируют тему сами, включаясь таким образом в процесс планирования урока.

  • Самостоятельно сформулированная тема. Один из способов описан выше. Вариантов самостоятельной формулировки темы может быть очень много. Например, незаконченная фраза. «Travelling is ….» На первом уроке изучения этой большой темы в 8 классе ребятам предлагается так же составить методом «мозгового штурма» ассоциативный ряд, затем эти ассоциации классифицируются, составляются всевозможные словосочетания, из которых учащимся предлагается выбрать наиболее подходящие. Таким образом, фраза, которую составит ученик, становится его девизом при изучении этой темы, а его задачей, в ходе изучения раздела доказать свой тезис. Эта же фраза может стать названием будущего монологического высказывания по теме. Самостоятельное озаглавливание темы урока побуждает учеников выразить свое понимание изучаемых явлений, событий фактов, текстов и отношение к ним.

  • Тема-загадка, представленная в виде картинки, аудиозаписи, набора каких-то предметов.
    Например, в 6 классе в курсе темы «Погода. Времена года» урок был начат с прослушивания музыкальных фрагментов из цикла «Времена года» П.И. Чайковского и А.Вивальди. По чувственным ассоциациям ребята вывели тему «Погода и настроение»

  • Тема-противоречие позволяет задать проблемную ситуацию при изучении лексико-грамматического материала
    Например, в качестве темы два вопроса “How many glasses do you have? How much glass do you have?” Учащиеся видят сходство и различия в этих предложениях, они уже знают, как задаются вопросы «Сколько» к исчисляемым и неисчисляемым существительным, но в данном примере разные вопросительные слова сочетаются с одним и тем же словом. Ребятам предлагается провести мини-исследование и решить данное противоречие, чтобы выбрать правильный вариант.

  • Тема в ситуации.

Например, в 8 классе в курсе темы «Профессии»

учащимся предлагается ситуация , которую им предстоит разрешить. Например, вы директор компании. Вам нужно нанять одного работника. Кого Вы предпочтете : близкого родственника или специалиста?

But before we start I’d like you to solve a problem. You are the boss of the company. You’ll have to hire one of the two employees. One of them is a very efficient worker. The other is not. But he is your close relative. What would you do?

P1. If I were a boss I would never hire any of my relatives, instead of a talented worker, because I wouldn’t start risking my business and I would offer this job to the efficient employee.

P2. I am in two minds. On the one hand I would like to help my relative, but on the other hand I wouldn’t like to run a risk

  • Трансформация предложения. Тема может быть задана сложным предложением, учащимся рекомендуется сократить его, чтобы выделить основную мысль урока.
    Например, тема задана предложением “Planning and choosing ways of traveling with the help of travel agencies”. Трансформировав, или разбив её на составляющие, ребята находят названия текста “Travel agencies” и тему диалога “Planning and choosing ways of traveling”, с которыми они будут работать на уроке, а так же решить, что может помочь в выборе («with the help of») 
    Такое предложение может содержать в себе скрытый план изучения темы. При анализе предложения учащиеся выделяют ключевые слова или словосочетания, а затем определяют порядок и направленность познавательной деятельности на уроке.

  • Тема в стихах, позволяет настроить учащихся на творческую атмосферу на уроке, обратиться к ассоциациям, обобщить активную лексику. Например, сочиненное учителем стихотворение, предложенное для перевода старшеклассникам, предваряло тему «Проблемы молодежи» и аккумулировало всю активную лексику по теме.

YOUTH TROUBLES POEM
I have a bunch of bad problem
And don’t know how to deal with them
The alcoholic drinking
And all of those bad thinking
My home is like a prison
It doesn’t depend on season.
My friends suggest I’d see good side
And every step should self-decide
If I could smoke or take a drug
But inside there’s a doubt-bug
And nobody to share
And no one who can care.

  • Тема и её подразделы.
    Например, учащимся предлагается общее название блока уроков “Traditions and customs”. В парах или группах проходит обсуждение, какие вопросы можно было бы осветить в данной теме. Затем предложенные вопросы объединяются в разделы. После чего изучение темы идет по предложенным разделам, а вопросы, составленные учащимися, помогают спланировать каждый последующий урок и раскрыть тему.

Тема-афоризм или цитата позволяют познакомиться учащимся с мировым культурным (философским) наследием, расширить свой кругозор с одной стороны, и побуждают к активной мыслительной деятельности, полемике по предложенной теме, с другой, благодаря чему у учащихся вырабатывается активная жизненная позиция, формируется мировоззрение. Размышление над интересными цитатами и высказываниями, работа над поговорками может стать хорошей основой для развития творческих способностей учащихся. Обычно, работая над поговоркой, мы отрабатываем фонетику, а затем просим учащихся составить ситуации, иллюстрирующие данную поговорку. Возможны и другие интересные задания. Например, учащиеся с удовольствием занимаются оригинальным изменение известных поговорок и высказываний.
Например, в 9 классе при изучении темы «Здоровый образ жизни» был предложен заголовок “The more habits – the less freedom” - «Чем больше привычек, тем меньше свободы». Это высказывание Канта было переведено мной на английский язык, а учащимся я предложила попытаться перевести его на русский язык, включив соревновательный элемент – кто точнее, ближе к оригиналу сможет его перевести. Следующий урок был начат с другого афоризма «Здоровье не купишь, им можно только расплачиваться» - “Health is better than wealth.”. В ходе урока учащимся предлагается английская пословица, ее перевод и объяснение. Explanation.

To be healthy is a great thing nowadays. Stresses, bad ecology, fast life make us feel worse. But people can lose much if they chase big money and don’t think about health.

Затем следуют задания. Учащимся предлагается ответить на различные типы вопросов по определению смысла данной пословицы.

  1. Do you prefer to be healthy and poor or wealthy and ill?

  2. What do you do to be healthy?

  3. Wealth is more important for you, isn’t it?

  4. Is it important for you to be healthy?

  5. Who is always healthy?

Из выписанных слов составить предложения.

  1. Prefer, people, to, some, money, health.

  2. Health, you, good, need, to , wealthy, be.

  3. Thing, wealthy, most, is, be, for, to, people, some, important, the.

Третье задание- творческое. С опорой на слова и словосочетания предлагается придумать ситуацию или рассказ, иллюстрирующие пословицы.

Одним из важнейших обучающих и воспитывающих моментов на уроке является осознание учеником достигнутого и недостигнутого, усвоенного или непонятого. Проще говоря –рефлексия и самоанализ.

Трудность школьного учения состоит, в частности, в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не оценит — нуждается в оценке учителя. Между тем лишь того можно назвать самостоятельным, независимым человеком, кто сам выносит точную оценку своей работе, не завышенную и не заниженную, кто научен и приучен анализировать свою деятельность. В конце урока ученики выбрали карточки с забавными «смайликами», выражающими различные эмоции, которые соответствуют их настроению. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.
Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель, переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя

Ситуация успеха - это особая атмосфера на уроке, когда и учитель и ученик чувствуют себя комфортно. Ученик не боится ошибиться,  раскрывает максимально свой потенциал и получает положительные эмоции от  взаимообучения и сотрудничества. А учитель корректно направляет течение урока в нужное русло.

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Результаты многочисленных научных исследований указывают на то, что  для учащихся разных классов   важна психологическая атмосфера, в которой они находятся.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

Одна из основных задач сегодня – развивать творческие способности каждого, так как прогресс нашей цивилизации полностью зависит от людей творческих, многогранных и стремящихся к проявлению своих способностей.

Любой ученик обладает своим определенным потенциалом способностей, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога.

Нельзя быть безразличным, нужно действовать согласно девизу: “Каждый урок – творческий праздник!”, приняв участие в котором, любой ребенок должен приобрести и развить необходимые социальные знания, навыки и умения, используя английский язык как средство общения и взаимодействия.



































 




Просмотр содержимого презентации
«целеполагание»

Целеполагание и мотивация учебной деятельности Учитель английского языка: МАОУ Гимназия №2 Шакина Н.Е .

Целеполагание и мотивация учебной деятельности

Учитель английского языка:

МАОУ Гимназия №2

Шакина Н.Е .

Good beginning is half the battle Хорошее начало – половина успеха.

Good beginning is half the battle

Хорошее начало – половина успеха.

Учитель может учитывать несколько побуждений учащихся :

Учитель может учитывать несколько побуждений учащихся :

  • актуализировать мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой, узнали много нового, научились применять эти знания в разных ситуациях…»
вызывать мотивы относительной неудовлетворенности  «Но не усвоили еще одну очень важную сторону этой темы»

вызывать мотивы относительной неудовлетворенности

«Но не усвоили еще одну очень важную сторону этой темы»

усиливать мотивы ориентации на предстоящую деятельность   «А ведь это будет необходимо в определенной ситуации».

усиливать мотивы ориентации на предстоящую деятельность

«А ведь это будет необходимо в определенной ситуации».

способы формулировки темы  Тема-вопрос  Зашифрованная тема  Самостоятельно сформулированная тема   Тема-загадка  Тема-противоречие    Трансформация предложения  Тема в стихах

способы формулировки темы

Тема-вопрос

Зашифрованная тема

Самостоятельно сформулированная тема

Тема-загадка

Тема-противоречие  

Трансформация предложения

Тема в стихах

Тема- вопрос  «What makes you help people?» – «Что заставляет тебя помогать людям?»  подобрать лексику, позволяющую описать разные формы помощи;  обменяться мнениями о причинах, побуждающих людей помогать друг другу;  задуматься над вопросом как и зачем я помогаю или мог бы помочь окружающим

Тема- вопрос

«What makes you help people?»«Что заставляет тебя помогать людям?»

подобрать лексику, позволяющую описать разные формы помощи;

обменяться мнениями о причинах, побуждающих людей помогать друг другу;

задуматься над вопросом как и зачем я помогаю или мог бы помочь окружающим

Зашифрованная тема .  In the W h I a g L l e D u o u e a s p c n a a k r s s d

Зашифрованная тема . In the

W

h

I

a

g

L

l

e

D

u

o

u

e

a

s

p

c

n

a

a

k

r

s

s

d

Зашифрованная тема . Charming happy rest in snowy time merriment and songs”  начальными буквами слов зашифровано слово CHRISTMAS.

Зашифрованная тема .

Charming happy rest in snowy time merriment and songs”

начальными буквами слов зашифровано слово CHRISTMAS.

Самостоятельно сформулированная тема .

Самостоятельно сформулированная тема .

  • «Travelling is ….»
Тема-загадка

Тема-загадка

  • Представить:
  • в виде картинки, аудиозаписи, набора каких-то предметов.
Тема-противоречие   How many glasses do you have?  How much glass do you have?

Тема-противоречие  

  • How many glasses do you have?

How much glass do you have?

Тема в ситуации.   . You are the boss of the company. You’ll have to hire one of the two employees. One of them is a very efficient worker. The other is not. But he is your close relative. What would you do? P1.   If I were a boss I would never hire any of my relatives, instead of a talented worker, because I wouldn’t start risking my business and I would offer this job to the efficient employee. P2.  I am in two minds. On the one hand I would like to help my relative, but on the other hand I wouldn’t like to run a risk

Тема в ситуации.

. You are the boss of the company. You’ll have to hire one of the two employees. One of them is a very efficient worker. The other is not. But he is your close relative. What would you do?

P1.   If I were a boss I would never hire any of my relatives, instead of a talented worker, because I wouldn’t start risking my business and I would offer this job to the efficient employee.

P2.  I am in two minds. On the one hand I would like to help my relative, but on the other hand I wouldn’t like to run a risk

Трансформация предложения .  “ Planning and choosing ways of traveling with the help of travel agencies”. “ Travel agencies” “ Planning and choosing ways of traveling”,  («with the help of») 

Трансформация предложения .

Planning and choosing ways of traveling with the help of travel agencies”.

“ Travel agencies”

“ Planning and choosing ways of traveling”,

(«with the help of») 

Тема в стихах YOUTH TROUBLES POEM   I have a bunch of bad problem  And don’t know how to deal with them  The alcoholic drinking  And all of those bad thinking  My home is like a prison  It doesn’t depend on season.  My friends suggest I’d see good side  And every step should self-decide  If I could smoke or take a drug  But inside there’s a doubt-bug  And nobody to share  And no one who can care.

Тема в стихах

YOUTH TROUBLES POEM I have a bunch of bad problem And don’t know how to deal with them The alcoholic drinking And all of those bad thinking My home is like a prison It doesn’t depend on season. My friends suggest I’d see good side And every step should self-decide If I could smoke or take a drug But inside there’s a doubt-bug And nobody to share And no one who can care.

Тема и её подразделы . Traditions and customs какие вопросы можно было бы осветить в данной теме?

Тема и её подразделы .

Traditions and customs

какие вопросы можно было бы осветить в данной теме?

Тема-афоризм или цитата   Health is better than wealth.”. Explanation . To be healthy is a great thing nowadays . Stresses, bad ecology, fast life make us feel worse. But people can lose much if they chase big money and don’t think about health.

Тема-афоризм или цитата  

Health is better than wealth.”.

Explanation .

To be healthy is a great thing nowadays . Stresses, bad ecology, fast life make us feel worse. But people can lose much if they chase big money and don’t think about health.

Do you prefer to be healthy and poor or wealthy and ill?  What do you do to be healthy?  Wealth is more important for you, isn’t it?  Is it important for you to be healthy?  Who is always healthy
  • Do you prefer to be healthy and poor or wealthy and ill?
  • What do you do to be healthy?
  • Wealth is more important for you, isn’t it?
  • Is it important for you to be healthy?
  • Who is always healthy
Prefer, people, to, some, money, health. Health, you, good, need, to , wealthy, be. Thing, wealthy, most, is, be, for, to, people, some, important, the.
  • Prefer, people, to, some, money, health.
  • Health, you, good, need, to , wealthy, be.
  • Thing, wealthy, most, is, be, for, to, people, some, important, the.
Ситуация -  это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

Ситуация -

это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

Ситуация успеха -

Ситуация успеха -

  • это особая атмосфера на уроке, когда и учитель и ученик чувствуют себя комфортно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!