СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект Дымковская игрушка

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий проект Дымковская игрушка.Так же план-конспект и презентация.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект Дымковская игрушка»

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Высшего Образования Калининградской области

«Педагогический институт»



ПМ 2.2.Организация внеурочной деятельности и общения
младших школьников

ПМ 2.3.Классное руководство

ПМ 2.4.Методическое обеспечение образовательного процесса





ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


Разработка внеурочного мероприятия

по общекультурному направлению

«Дымковская барыня из пластилина»



Выполнена слушателем программы профессиональной переподготовки по направлению «Преподавание в начальных классах»

Костенко Еленой Анатольевной













г. Черняховск, 2017г.

Содержание:

1.Исходные данные…………………………….…………………………………3

2.Актуальность……………………………………………………………………4

3.Цель проектного задания………………….....…………………………………5

4.Задачи проектного задания………………….………………………………….5

5.Анализ имеющихся ресурсов.........…………………………………………….6

6.Этапы проектного задания…………….…………………..…………………...7

7.Описание проектного задания…………….……………………………………8

8.Список используемой литературы……………….…………………………….17

9.Приложения





























Исходные данные

Требования федерального государственного образовательного стандарта специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах по ПМ 02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников, ПМ 03. Классное руководство, ПМ04. Методическое обеспечение образовательного процесса, требования Конвенции о правах ребенка.

Внеурочное мероприятие разработано на основе:

-рабочей программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению;

-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования начального общего образования, утверждённого Приказом МОиН РФ от 06 октября 2009 года № 373 (с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.);

- письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014г. № 03 - 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ по учебным предметам и курсам внеурочной деятельности МАУ ДО «Черняховская художественная школа  имени Марии Тенишевой»;

- авторских программ внеурочной деятельности по общекультурному направлению: мастер - класс «Дымковская барыня из пластилина» Анастасия Владимировна Садковкина (http://ped-kopilka.ru/blogs/anastasija-vladimirovna-s..) и мастер-класс по изготовлению из пластиковой бутылки дымковской игрушки «Барыня» Ширяева (Патракова) Наталья Владимировна (http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovl..).



Актуальность: общекультурная направленность на ступени начального общего образования обусловлена преодолением отчуждения подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров, и характеризуется прежде всего, культурой отношений, которые в свою очередь организуются с учетом следующих принципов:

- уважение личности и достоинства человека независимо от его возраста, статуса в обществе, уровня знаний и т. д.;

- сочетание уважения прав личности с вытекающими из них требованиями к обязанностям личности перед окружающими;

- уважение прав самых младших и самых старших членов культурно-воспитательной среды.

Общекультурное направление во внеурочной деятельности младших школьников предполагает освоение:

- культуры отношений человека с человеком;

- культуры быта, поведения в семье и обществе;

- культуры образования;

- культуры труда;

- культуры творчества.

Задача общекультурного направления внеурочной деятельности состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается общекультурное воспитание. У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе общекультурного воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Задача учителя начальных классов воспитать у младшего школьника способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. В данном проекте рассматривается возможность организации и проведения внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательной организации в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием «Дымковская барыня из пластилина». Как объять необъятное в работе классного руководителя? Как заинтересовать младшего школьника занятиями по внеурочной деятельности?

Цель исследования: овладение умениями определять цели и задачи внеурочной деятельности, планировать и проводить внеурочные мероприятия с младшими школьниками; анализировать процесс и результаты проведения внеурочных мероприятий.

Задачи исследования:

1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по ПМ 2.2. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников, ПМ 2.3. Классное руководство, ПМ 2.4. Методическое обеспечение образовательного процесса.

2. Анализ содержания направлений внеурочной деятельности в соответствии с реализацией ФГОС НОО.

3.Изучение алгоритма составления программы внеурочной деятельности с младшими школьниками.

4.Изучение форм внеурочной работы по общекультурному направлению.

5. Изучение алгоритма составления конспекта внеурочного мероприятия с младшими школьниками;

6. Изучение методики проведения внеурочного мероприятия с младшими школьниками;

7.Разработка конспектов проведения различных форм внеурочной работы, сценариев, игровых программ по различным видам деятельности.

8.Овладение умением проведения внеурочного мероприятия по общекультурному направлению.

9.Овладение умением анализа процесса и результатов проведения внеурочных мероприятий в соответствии с предложенной схемой.

Анализ имеющихся ресурсов:

Использованная литература:

  1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2014. - 176 c

  2.  Внеурочная деятельность. 1-11 классы. Теория и практика. - М.: ВАКО, 2015. - 288 c.

  3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. - 224 c.

  4. Копцева, Т. Д. Геометрия. 5 класс. Рабочая программа и технологические карты занятий внеурочной деятельности / Т.Д. Копцева. - М.: Учитель, 2015. - 613 c.

Ресурсы, которые необходимо создать:

- конспект внеурочного мероприятия по общекультурному направлению «Дымковская игрушка»;

- презентация внеурочного мероприятия по общекультурному направлению «Дымковская игрушка».

Формат проектного задания:

- По цели назначения – учебный.

- По доминирующей деятельности – практикоориентированный.

- По комплексности – монопроект.

- По составу участников – персональный.

- По срокам исполнения – среднесрочный.

Этапы реализации.

А. Предпроектный.

Временные рамки: 01.03 – 10.03 2017г.

1) Знакомство с целью проекта и задачами проекта при помощи стартовой презентации и буклета преподавателя;

2) Обсуждение и анализ темы проектной работы;

3) Изучение возрастных особенностей младших школьников;

4) Проведение анализа нормативной документации: «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ФГОС НОО, Закона «Об образовании в Калининградской области» и др;

5) Изучение программ внеурочной деятельности для начальной школы;

6) Определение направлений для проведения внеурочной деятельности с младшими школьниками;

7) Выбор темы и формы проведения внеурочной деятельности по общекультурному направлению;

9) Составление плана работы над проектной работой.

Б. Этап реализации проекта.

Временные рамки: 11.03 – 11.04. 2017г

1)Уточнение темы, цели и формы проведения мероприятия;

2) Проектирование сценария внеурочного мероприятия;

3) Подбор материала для проведения внеурочного мероприятия.

В. Рефлексивный этап

Временные рамки: 12.04 – 17.04. 2017г

1) Самоанализ и анализ проведенного мероприятия;

2) Планирование системы мероприятий по общекультурному направлению.

Г. Послепроектный этап

Временные рамки: 18.04 – 23.04. 2017г

1)Определение жизнеспособности полученного проектного продукта;

2)Распространение результатов и продуктов проектной деятельности;

3)Выбор вариантов продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего, объединение своего проекта с другими и т. д.) планированием системы работы с обучающимися, родителями по общекультурному направлению.

Описание полученных результатов.

На предпроектном этапе в период с 01.03. по 10.03. 2017г.

1.Познакомилась с целью и задачами проектной работы при помощи стартовой презентации и буклета преподавателя.

2. Составила план работы над учебным проектом.

3.Изучила психолого-педагогическую и методическую литературу по ПМ 2.2. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников, ПМ 2.3. Классное руководство, ПМ 2.4. Методическое обеспечение образовательного процесса.

Изучение литературы, рабочей программы внеурочной деятельности, наблюдение за первоклассниками позволили выбрать общекультурное направление на тему внеурочного мероприятия «Дымковская барыня».

Проведение внеурочного мероприятия было спланировано в 1 классе, поэтому появилась потребность в изучении возрастных особенностей младших школьников.

С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение качеств, свойственных взрослым, так как младшие школьники включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования рассматривает процесс образования не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Чтобы правильно использовать имеющие у ребёнка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать их к работе в школе и дома, научить учиться, быть внимательным, усидчивым, развивать самоконтроль, трудовые навыки и умения. Ребёнок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. Большинство детей, приходящих в школу, находятся на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядного мышления.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Меняется весь уклад жизни, социальное положение в семье, коллективе. Первичное осознание позиции школьника проходит через новые обязанности. Основной деятельностью и обязанностью становится учение (приобретение новых знаний, умений, навыков …) Нужно помнить о том, что у ребенка присутствует желание быть успешным в учебе, быть хорошим и любимым. Ученик уверен, что у него все должно получиться хорошо и очень переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины. Познавательный интерес находится на низком уровне или средне-низком. Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичные мотивы – мотивация благополучия, престижа.

У детей слабо развито произвольное внимание. Оно требует близкой мотивации. Обычно школьник может заставить себя сосредоточенно работать, чтобы получить отличную отметку и т. д.

Непроизвольное внимание развито гораздо лучше. Младшего школьника особо привлекает новое, яркое, неожиданное, интересное, без всяких усилий со стороны ученика. Они лучше, быстрее запоминают и сохраняют в памяти конкретные события, сведения, предметы, факты, чем описания, определения, объяснения.

В данном возрасте достаточно заметно формирование личности, так как учение предъявляет серьезные требования. Формируется характер, воля, расширяется круг интересов, развиваются способности.

Характер младшего школьника прежде всего импульсивный, так как процессы возбуждения еще преобладают над процессами торможения. Поэтому они незамедлительно начинают действовать, не подумав, не взвесив данную ситуацию в полной мере. Причина - потребность в активной внешней разрядке при слабости волевой регуляции поведения.

Младший школьник еще не обладает опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей. Он опускает руки, теряет веру в свои силы и возможности при неудаче. Появляется капризность, упрямство. Так же следует иметь в виду эмоциональную усталость. Ребенок может плакать, капризничать и т. д.

Младший школьник очень эмоционален. Все, за чем они  наблюдают, о чем думают, вызывает эмоции. Они не умеют контролировать и сдерживать свои чувства, непосредственны и откровенны в выражениях радости, горя, неудовольствия. Часто меняется настроение. Кратковременными  и бурными бывают проявления радости, гнева.

Данный возраст очень подходит для воспитания коллективистских отношений. В этом поможет участие в общественных, школьных, классных мероприятиях.

Не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Многие не понимают, зачем нужно учиться, что учение – труд, который требует огромных усилий. Если ребенок к этому не привык, то наступает разочарование, отрицательное отношение к учебе. Задача учителя показать, внушить мысль, что учение – это серьезная работа, но интересная. Она позволит узнать много нового, важного, интересного. Учитель становится значимой фигурой, его похвала или порицание часто более важны, чем родительские. Учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. А это важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

Успешность ребенка в первом классе – это совместный труд учителя, самого ребенка и его родителей. Важно не испугать возможными трудностями, не убить интереса к учебе, «не перегрузить» ученика новыми знаниями, не подорвать веру в свои силы. Нужно помнить, что успешность ученика в школе – это не только, а точнее, не столько «пятерки», сколько его рост относительно самого себя, иногда медленный, иногда незаметный, и лишь иногда стремительный и бурный. В этой связи актуальны слова Леонардо да Винчи: «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок». - целостный социально ориентированный взгляд, на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур, видов искусства, человеческих взаимоотношений. Это благоприятный возраст для формирования уважительного отношения к иному мнению, культуре, произведениям искусства других народов; приобретения умения быть ведущим и ведомым в совместном творческом проекте.

Содержание внеурочной работы позволит сформировать ценностное отношение к миру природы, людей, значимых исторических событий; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения вести конструктивный диалог, внести свой труд в коллективное творческое дело. Результатом стал выбор темы и содержания внеурочного мероприятия «Дымковская барыня из пластилина».

На этапе реализации проектного задания в период с 11.03. по 11.04.2017г. было произведено уточнение темы, цели и формы проведения мероприятия, проектирование сценария, подбор материала для проведения внеурочного мероприятия и результатом стал план-конспект урока и презентация. При разработке мероприятия учитывала понятия «воспитательный результат» и «воспитательный эффект».

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и др.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

У обучающегося будут сформированы: интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся научится: планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Обучающиеся смогут: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; владеть монологической и диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве; высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте.

В результате занятия обучающиеся получат возможность: развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности; расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов; использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях; познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; достичь оптимального для каждого уровня развития; сформировать навыки работы с информацией.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания и др.).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности представлены в Приложении 2.

Основное изменение, связанное с организацией внеурочной деятельности, связано с ограничением количества часов. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из имеющихся кадровых, материально-технических и других условий, а также  с целью достижения планируемых результатов реализации основной образовательной программы  на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), что позволяет рационально планировать занятость обучающихся в течении дня.

При расчете времени, отводимое на внеурочную работу, необходимо учитывать п.10.5. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

На рефлексивном этапе проектного задания в период с 12.04. по 17.04.2017г. провела самоанализ и считаю, что материал, использованный мной, позволили мне удерживать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всей деятельности.

Структура мероприятия выстроена таким образом, что все ее части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно-образовательной атмосферы. А именно приобщить детей к миру прекрасного, учить видеть в неприметной игрушке выразительный образ народного промысла - дымковской расписной барыни, создавать условия для познавательной инициативы детей в процессе знакомства с дымковской игрушкой; обогатить словарь детей: вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись, барыня; способствовать закреплению умения самостоятельно реализовывать замысел в росписи дымковской барыни, используя нетрадиционные техники рисования (тычком, ватными палочками); воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеров; способствовать проявлению положительных эмоций, воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.

Выдвинутая ранее нами актуальность проекта подтвердилась, что общекультурная направленность на ступени начального общего образования обусловлена преодолением отчуждения подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров.

Так как задача учителя начальных классов воспитать у младшего школьника способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала, то взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. В данном проекте рассматривается возможность организации и проведения внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере.

Так как основой в системе общекультурного воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества, то в данном проекте мы рассмотрели общекультурное направление на тему: « Дымковская барыня из пластилина».

Для достижения результата опиралась на индивидуальные. возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающие, развивающие, воспитательные задачи решались в единстве. Основные этапы чутко переходили от одного к другому.

В ходе индивидуальной работы детей старалась создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Наше общение проходило эмоционально, мы были партнерами.

Считаю, что мне удалось достичь поставленной цели и реализовать задачи.

На послепроектном этапе проектного задания в период с 18.04 по 22.04 подвела итоги проделанной работе. Применение жизнеспособности полученного проектного продукта может быть в качестве подарка, украшение интерьера, работ на выставку.

Проект реализовал поставленные цель и задачи. Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали интересного о народных промыслах, ценностного отношения к миру природы, людей, значимых исторических событий;проявили фантазию, творческие способности, используя их в самостоятельной деятельности, стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями.

Представление результатов в форме презентации и самой поделки.










Список использованной литературы:

  1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2014. - 176 c

  2.  Внеурочная деятельность. 1-11 классы. Теория и практика. - М.: ВАКО, 2015. - 288 c.

  3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. - 224 c.

  4. Копцева, Т. Д. Геометрия. 5 класс. Рабочая программа и технологические карты занятий внеурочной деятельности / Т.Д. Копцева. - М.: Учитель, 2015. - 613 c.

  5. http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovl..

6. http://ped-kopilka.ru/blogs/anastasija-vladimirovna-s




2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!