СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект к творческому проекту"Дымковская игрушка"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект, творческий проект и презентация к проекту "Дымковская игрушка"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект к творческому проекту"Дымковская игрушка"»

План-конспект урока по внеурочной деятельности

Класс: 1класс

Тема урока: «Дымковская барыня из пластилина».

Цель урока: создание благоприятных условий для формирования у младших школьников уважительного отношения к народному искусству через образ народного промысла - дымковской расписной барыни.

Задачи урока:

Образовательные: формировать умение самостоятельно реализовывать замысел в росписи дымковской барыни, используя нетрадиционные техники рисования (тычком, ватными палочками); навыков технического исполнения росписи дымковской барыни; учить видеть в неприметной игрушке выразительный образ народного промысла - дымковской расписной барыни обогатить словарь детей: вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись, барыня.

Воспитательные: приобщать младших школьников к миру прекрасного, воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеров; способствовать проявлению положительных эмоций, воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.

Развивающие: способствовать творческой активности в процессе изобразительной деятельности; развитию наблюдательности, способность замечать характерные особенности предметов, развитию умения самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круг, кольцо, волнистая линия, точка и технику прорисовки этих элементов, подбирая цвета в соответствии с образцами народной игрушки; развитию чувства симметрии, ритма. создавать условия для познавательной инициативы детей в процессе знакомства с дымковской игрушкой.



Планируемые УУД:

Личностные: проявлять уважительное отношение к народному искусству; развитие интереса адекватно оценивать свою деятельность; выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности; развивать доброжелательность по отношению к окружающим.

Метапредметные:

формирование познавательных УУД: умение анализировать и делать выводы; принимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; умение анализировать и оценивать выполненную работу;

формирование регулятивных УУД: развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; определять последовательность действий для достижения результата; работать самостоятельно, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности; выделять и осознавать обучающимися того, что усвоено;

формирование коммуникативных УУД: развитие умения учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников, доказывать и отстаивать свою точку зрения, сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач, умение работать в паре и в группе.

Предметные: развитие умения выявлять характерные особенности росписи дымковской барыни; создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью; выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

Основные образовательные ресурсы: мультимедийная доска (либо проектор), презентация к уроку, пластиковая бутылка емкостью 0,5л (верхняя часть «юбочка» с крышкой), пластилин, доска для лепки, стека, салфетки, гуашь, кисти, изображение дымковских игрушек и барыней, основные варианты декора дымковских игрушек и барыней, баночка для воды, палитра, тряпочка, игрушка-заготовка.

 Примечание. Обучающиеся на предыдущем уроке вылепили барыню, которая по  технологии должна просохнуть 2-3 недели при комнатной температуре или подсушить в духовке. На предыдущем уроке изучили варианты декора дымковской барыни и выполнили побелку своей барыни белой гуашью.

Ход урока:

  1. Организация начала урока:

1.Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас буду вести я, меня зовут Елена Анатольевна!

2. Проверка готовности к уроку.

Проверим на месте ли «разноцветные сестрицы, которые заскучали без водицы» (гуашь). Покажите их.

Сегодня вам не обойтись без той, которая

«Над бумажным над листом машет весело хвостом.

И не просто машет, а бумагу мажет.

Красит в разные цвета.

Ух, какая красота!» (кисть). Покажите её.

Ребята, проверьте, как вы приготовили свой рабочее место к уроку. На столе должны быть: гуашь, кисти, баночка, палитра, игрушка и тряпочка.

3. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, у вас на партах оранжевые и голубые кружочки. Если у вас хорошее настроение, то поднимите оранжевый кружок, а если плохое – голубой. А сейчас улыбнитесь друг другу. Улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение понадобится для работы. Я желаю вам успехов и хорошего настроения.

  1. Актуализация умений и знаний.

От вашей улыбки стало светлее, а может от того, что к нам в гости пришли эти удивительные игрушки?!

-Назовите, кого вы видите?(филимоновская и две дымковские игрушки)

-Давайте поиграем в игру «Третий лишний» и найдём среди этих игрушек одну лишнюю.

-Почему исключили эту игрушку? В чём различие? (в росписи, во внешнем виде)

-Это филимоновская игрушка и мы к ней ещё вернёмся, а две другие дымковские. Именно они нас сегодня интересуют.

-Как вы думаете, почему они получили такое название? (предположение детей)

-Опишите эти игрушки. (Дети описывают игрушки по плану, предлагаемому учителем. Название игрушек. Какой узор преобладает. Цвет росписи.)

  1. Открытие новой темы. Целеполагание.

Дымковская игрушка так называется, потому что родилась в слободе Дымково недалеко от города Вятки, что находится на реке Вятка. Разными ремёслами здесь занимались её жители, но дымковское дело привилось здесь лучше всего. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой происходило праздничное гулянье с озорным и весёлым названием «Свистунья».

-А почему так назывался праздник? (предположения детей)

-Да, на этом народном празднике звенел весёлый пересвист дымковских свистулек- игрушек. Свистели все и взрослые и дети.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы.

Дети читают стихотворение хором.

-Тише! Тише! Игрушки рассказывают мне одну историю.

В некотором царстве, в волшебном государстве есть игрушечный город, в котором жили-были весёлые, яркие, нарядные игрушки. Каждый, кто не взглянет на них, невольно улыбнётся. Как много в них света, словно солнышко играет, словно весёлая песня звучит. Все они жили в своей стране свободно и весело. Но однажды случилось вот что. К ним в город прилетела злая старая колдунья. Она похитила самую красивую игрушку и заточила её в темнице своего мрачного подземелья. Все жители игрушечного города стали грустными и унылыми. На помощь к ним пришла добрая волшебница. Она рассказала, что злые чары колдуньи сможет разрушить волшебное слово, но чтобы его узнать, надо ответить на вопросы. Игрушки обращаются к вам за помощью.

Вы готовы помочь? Тогда давайте быстрее разгадаем и узнаем какую игрушку похитила и заточила в своём подземелье колдунья. Для этого надо вспомнить всё то, о чём мы говорили на уроке.

-На какой фон наносятся яркие узоры? (белый).

-Из чего лепят игрушки? (глина).

-Каким узором украшали  мастера игрушки? (геометрический).

-Как называется старинная слобода, из которой пришли эти удивительные игрушки? (Дымково).

-Как называется праздник, который проходит на берегу реки Вятка? (Свистунья)

-Как называется город, рядом с которым находится Дымково? (Вятка)

Ключевое слово барыня.

  1. Открытие новых умений и знаний.

Обучающиеся на предыдущем уроке вылепили барыню, которая по  технологии должна просохнуть 2-3 недели при комнатной температуре или подсушить в духовке. На предыдущем уроке изучили варианты декора дымковской барыни и выполнили побелку своей барыни белой гуашью.

Ребята, посмотрите внимательно на изображения дымковских барынь и ответьте на вопросы:

Вопрос: Что общего у всех этих барынь?

Ответ: Веселые, праздничные, нарядные.

Вопрос: Нравятся ли вам эти барыни? Какая больше всего? Почему?

Вопрос: Какие элементы используют мастера для росписи барынь?

Ответ: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.

Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково?

Ответ: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Последовательность выполнения работы: вначале распределите по поверхности барыни цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст барыне праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи  выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая барыню декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла. Обычно орнамент возникает непосредственно в процессе росписи без предварительных эскизов, в соответствии с той или иной украшаемой фигуркой, поэтому связь формы и орнамента органична, неразрывна. При все кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно. 

Как правило, роспись выполняют в такой последовательности: у фигурок барынь, кормилиц, кавалеров головные уборы и одежду окрашивают одним ярким цветом, а затем широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом. На белом лице с чуть выступающим курносым носом рисуют круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками-глазками. Волосы окрашивают черным или коричневым цветом. Уши, копытца зверей, клювы и гребешки птиц обычно окрашивают одним цветом, а всю остальную поверхность покрывают яркими узорами. Возможности украшения дымковской игрушки весьма разнообразны.

Как мы с вами уже выяснили узор дымковской игрушки - геометрический. У вас на столах лежат образцы орнамента дымковской игрушки.
А теперь приступайте к рисованию: полоски и точки мы рисуем кончиком кисти, круги делаем тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. С чего будем начинать раскрашивать барыню?

1. Выбираем орнамент и начинаем раскрашивать с кокошника, потом волосы,лицо пока не трогаем.

2.Смочите акварельные краски, распишите кофту барыне (на ваше усмотрение).

3.Взяв нужный цвет, расписать геометрическими узорами юбку.

4.Дорисуем лицо (глаза по середине лица, над  ними – брови, нос и рот; на лбу волосы).

Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша барыня была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

  1. Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вы за дело.

  1. Закрепление открытых умений, знаний.

Учитель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки.

Практическая работа (звучит музыка).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: контроль организации рабочего места; контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения; контроль объема и качества выполненной работы.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Выставка и анализ работ.

-Ребята, посмотрите какие у нас в классе замечательные мастера дымковских

игрушек. Какие они получились?(учитель)

-Яркие, красивые, передающие весеннее настроение(ответы детей)
-Кто мы с вами?(учитель)
-(хором) Молодцы!

Ребята, перед вами расположены «Ступеньки творчества».

Вы должны подумать и сами оценить свою работу. Каким образом? Если вы считаете, что работа выполнена хорошо, то ставите на первую ступень, а если у вас получилась отличная игрушка, то ставите на самую высокую ступень.

Какие нарядные и весёлые получились у вас игрушки.

(Звучит музыка и идёт уборка рабочих мест)

Уборка рабочих мест: вылить воду, поставить баночки в коробку, положить альбомы на тумбочку, протереть парту.

  1. Домашнее задание.

Ребята, те кто не доделали своих барынь, доделать дома с родителями и обязательно принесите на выставку.

Урок окончен, до свидания!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!