СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая работа "Социальное проектирование: Что? Как? Зачем?"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая работа "Социальное проектирование: Что? Как? Зачем?".  В работе обобщается опыт работы.

Просмотр содержимого документа
«Творческая работа "Социальное проектирование: Что? Как? Зачем?"»

Тема: «Социальное проектирование: Что? Как? Зачем?»


«Все из жизни, все для жизни»

Уильям Килпатрик

Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из социально пассивного образование становится активным. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений, обеспечивающих «готовность к жизни». Сегодня новый Федеральный государственный стандарт общего образования фиксирует особый тип результатов образования — личностные результаты, - напрямую связанные с социализацией учащихся. Стандарт ориентирует на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, запускается механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования).

Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по разным предметам, школа – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определенной степени успех будет определяться у него в будущем тем, как он прошел процесс воспитания и социализации в школе, какие знания сумел приобрести. Значит образование должно стать важнейшим институтом социализации подрастающего поколения.

Социализация ребенка в школе происходит, по меньшей мере, в четырех сферах:

- в сфере свободного, общения детей друг с другом. Позиция ребенка в этой сфере - «товарищ своих товарищей» (или, напротив, позиция «чужак»);

- в учебном процессе и внеурочной деятельности. В этой сфере позиция ребенка – «ученик своих учителей»;

- в общественной среде школы. Здесь ребенок занимает позицию субъекта детско-взрослой школьной общности, «гражданина школы».

- во внешкольном социализационном пространстве. Здесь позиция ребенка – «гражданин общества». Занимает он эту позицию, участвуя в социальных проектах школы, социальных акциях, общественных объединениях и т. д.

Все эти сферы активно взаимодействуют, влияют друг на друга.

В традиционной, да и в современной школе явно перевешивает вторая сфера. Процветает «заурочивание воспитания» (термин В. А. Караковского): «урок мужества», «урок этики», «урок толерантности» и т. д. вместо создания возможностей и ситуаций для мужественных, нравственных поступков. Ребенок прочитывается педагогами как «тотальный ученик», его субъектность, как гражданина школы и общества игнорируется.

На социальные вызовы, обращенные к ней, школа реагирует в той же «учебной» логике. Возникает проблема наркотизации – классный руководитель проводит беседу о вреде наркотиков. Дети втягиваются в потребительский образ жизни – отвечаем мероприятием на тему высокой духовности и нравственности, скроенным по учебным лекалам. Ответы очевидно не соразмерны вызовам.

Таким образом, традиционная воспитательная среда не позволяет эффективно формировать социально-значимые качества личности. Возникла необходимость найти новые приемы организации деятельности учащихся, которые могли бы сделать их действия более целенаправленными, планомерными и результативными. Наиболее актуальной деятельностью, на данном этапе времени, является социальное проектирование.

В настоящее время социальное проектирование выделяется В.В. Давыдовым и Г.А. Цукерман как ведущая деятельность подросткового возраста, в результате которой формируются те новообразования, которые определяют данный возраст и удовлетворяют ведущие потребности возраста.


Рассмотрим технологию социального проектирования с позиции трех вопросов. Что? Как? Зачем?

Что такое социальное проектирование?

Социальное проектирование:

- это самостоятельное исследование учащимися различных социально значимых проблем и создание социально значимого продукта;

– это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям ребенка;

– это возможность реального участия детей в решении проблем школы, поселка, общества.

– это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки, крайне необходимые сегодня для трудовой деятельности в производственных коллективах, в фирмах и т.д.

-это настоящей школа жизни.

В широком смысле социальный проект — это модель самой человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации.

Выступая сложным системным образованием, соци­альное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Социальная проба - это довольно непродолжительное, за­конченное действо, продуктом которого являются социаль­но значимая информация и знание. К социальной пробе относится: экскурсия, интервью, анкетирование, пресс-конференция, наблюдение, социологическое исследование, встреча с компетентным специалистом.

В ходе социальной практики предполагается отработка навы­ков социального взаимодействия и проблематизация информации о социальном объекте. Основным видом социальной практики является включенное наблюдение: вхождение (внедрение) в работающую социальную структуру, учреждение; осуществление реальных действий, характерных для со­держания деятельности данного объекта, рядом со взрослым, вместе с ним, под его руководством; знакомство с социальным объектом в деятельностном режиме; сбор информации о социальном объекте; описание работы социального объекта; рефлексия своей деятельности.

Объектами социальной пробы и социальной практики (как и всего соци­ального проектирования) могут являться: социальные явления, социальные отношения, социальные институты и учреждения, социальная среда.

Социальный проект — наиболее сложный тип соци­ального проектирования. Данная деятельность предполага­ет создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Эта деятельность является мостом, связывающим социум и личность.

Объектом деятельности в ходе социального проекти­рования могут выступать:

  • социальные явления («социальные негативы» — куре­ние, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

  • социальные отношения (отношение к старикам, к мо­лодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);

  • социальные институты (органы власти и управления, по­литическая партия, школа, больница, магазин, почта, па­рикмахерская и др.);

  • социальная среда: ландшафт в целом (городской, сель­ский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки,
    внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проекти­рование.

Как и любая другая деятельность, социальное проекти­рование не может быть освоено подростком вдруг, одномо­ментно. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей

Как разработать и осуществить социальный проект?

Технология социального проектирования включает несколько этапов:

Этап 1. Подготовка учащихся к работе над проектом.

На этом этапе руководителю проекта необходимо ознакомить учащихся со спецификой социального проектирования, его возможностях в решении значимых проблем в ближайшем и дальнем социуме. Необходимо выяснить желание ребят участвовать в работе над проектом и то, как они видят свою роль в нем. Предполагается дискуссионная, живая форма общения. Чаще всего возникает необходимость объяснить учащимся, что в государстве существуют органы власти, которые руководствуются, прежде всего, законами, и широкая общественность, интересы которой не всегда бывают, услышаны и реализованы властью.

Итогом работы должны быть четко сформулированные представления учащихся о деятельности ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы; навыки делового общения, анализа разнородных материалов.

Как и где искать проблемы?

Этап 2. Выбор проблемы.

На данном этапе учащимся предстоит детально проанализировать широкий спектр проблем, которые значимы для определенной территории и требуют решения.Существует несколько источников, которые могут помочь в поиске проблемы:

-экскурсии по микрорайону с фотоаппаратом или видеокамерой, которые будут фиксировать примеры неблагополучия, ликвидация которых не потребует глобальных затрат и не затянется по времени;

-анкетирования среди учащихся, родителей, учителей на предмет выбора социальной проблемы;

-анализа материалов средств массовой информации(газеты, выпуски новостей на местном радио и телевидении);.

- игры (например «Ящик предложений» для выявления актуальной проблемы, с последующей дискуссией).

После того, обсуждая возможные проблемы всей командой, можно воспользоваться широко известной методикой, которая называется «мозговой штурм». На доске рисуется ромашка и в ее лепестки записываются различные проблемы села, района, города, которые предлагаются ребятами. При этом они озвучиваются, записываются, но не обсуждаются.
Можно присвоить каждой из этих категории баллы от 1 до 5, например, и проголосовать в команде или выбрать одну из проблем другим способом, например тайным голосованием.

При выборе проблемы следует обратить внимание на: посильность задачи, ее соответствие возрасту учащихся, сумме затрат и сроков выполнения, ожидаемые результаты.

Успешность работы на этом этапе во многом зависит от активной роли педагога, его способности организовать командную работу, осторожно, и в то же время твердо, направлять деятельность учащихся  в оптимальном для решения данной задачи направлении.
Как исследовать проблему?

Этап 3. Сбор информации.

После  выбора проблемы и четкого ее формулирования, понятного всем членам команды, необходимо собраться вместе и обсудить, какие источники информации могут вам помочь. Методы сбора информации существуют самые разные: наблюдение, анализ документов, анкетирование, интервью и т. д.

На этом этапе целесообразно разделить коллектив на исследовательские группы. Одна проводит социологический опрос среди населения, другая группа изучает материалы средств массовой информации по теме, третья группа работает с законодательной базой. Еще одна группа ребят вступает во взаимодействие с компетентными специалистами. Работа с источником по переписке или телефону требует особой подготовки и корректности.

  1. Юристы – работают с законодательной базой, (Задание: найти статьи которые поддерживают нас в решении проблемы (конституция, декларация прав ребенка, устав поселка и др.), выработать свой вариант решения проблемы, сделать ксерокопии статей);

  2. Корреспонденты – работают со СМИ (газеты, интернет, ТВ), (Задание: найти примеры решения этой проблемы в СМИ, выработать свой вариант решения проблемы, сделать ксерокопии статей, ссылки на сайты и передачи);

  3. Социологи – проводят социологический опрос среди населения по данной проблеме (Задание: разработать два вида анкет, для жителей микрорайона и для участников образовательного процесса, обработать результаты анкетирования и предложить свой вариант решения.)

  4. Эксперты – (как правило, серьезные дети, которые могут грамотно задавать вопросы и вести диалог) встречаются с руководителями ведомств (ЖКХ, дорожники, травмпункт т.д.), хорошо, если они принесут подтверждающие документы.

После проведения этой работы целесообразно создать в группе редакционную коллегию, которая осуществила бы первичную обработку и анализ информации.

Этап 4. Разработка собственного варианта решения проблемы.

На этом этапе учащиеся систематизирует процесс разработки проекта, и просчитывают, как сдвинуть с «мертвой точки» данную проблему. Школьники предоставляют органам управления данной территорией свою версию преодоления трудного вопроса в виде петиции, статьи в газету, предоставление сметы проекта. При разработке собственного варианта реализации проекта может быть использован такой подход к обсуждению как «Мозговой штурм».

Этап 5. Реализация плана действий.

На этом этапе школьники осуществляют попытку реализовать свой вариант решения проблемы частично или полностью на практике. В этих целях возможны различные акции групп учащихся (письменные обращения, передача своих пожеланий в СМИ, общественные организации, подключение к этой работе ресурсов различных общественных структур и т.д.). С другой стороны ребята могут осуществлять реализацию проекта непосредственно через свое участие, путем проведения трудовых акций, сбор средств, организацию фестивалей и т.д.

Этап 6. Подготовка портфолио.

Весь собранный материал группируется учащимися в два раздела: демонстрационный и документальный (включает: цель проекта, задачи проекта, участники, план график работы над проектом, мероприятия, документы, результат).

Этап 7. Презентация проекта.

Презентация является проявлением знаний учащихся, их коммуникативных свойств, способности аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически мыслить. Делать выводы, грамотно и корректно отвечать на поставленные вопросы. Презентация проекта может проходить в разных формах (стенд, компьютерная презентация, концерт, торжественное открытие, выставка и т.д.).

Этап 8. Рефлексия.

Основная цель этого этапа – анализ самими учащимися этапов подготовки и его представления на конкурсе. Приподдержки педагога проходит подведение итогов работы, отмечаются трудности и неудачи, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. Рефлексия проводится два раза: сразу после презентации и через неделю.

Какова роль педагога в социальном проектировании?

Педагог в проекти­ровании может выступать только с позиции соучастия, со­трудничества, совместной деятельности. Основ­ная задача взрослого в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку. Педагог должен не исказить социальную действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодейст­вия со средой — психологическую в первую очередь. Социальный проект возможен исключительно при соблюдении принципа равенства, равнозначности его участников, как взрослых, так и подростков. Учитель обязан быть готовым принимать самостоятельность подростка и передавать ему ответствен­ность за его поступки.

Учащиеся и педагоги нашей школы уже несколько лет пробуют свои силы в социальном проектировании. Методом проб и ошибок накопился определенный опыт. Есть много плюсов, но возникают и трудности, которые необходимо преодолевать.

Вспоминается первый «неудачный» школьный опыт социального проектирования, проект «Баскетбольная площадка», инициаторами которого стали обучающиеся 9 класса (2011г.). Проект не был завершен. Пройдя все этапы проекта, разработчики не учли финансовую сторону и экономические возможности района. Но совсем уж «неудачным» его считать нельзя. Большими плюсами проекта явилось, то, что учащиеся получили практический опыт действий в социальной среде, посредством социальных проб и социальных практик. Неудача лишь укрепила педагогов в мыслях, что великую роль играет социальное проектирование в воспитательной работе. Первый опыт не прошел даром. На следующий год эти же ребята предложили общешкольный проект «Выбор» по созданию школьной детской организации, основанной на самоуправлении. В рамках этого проекта, разработана программа организации, ее устав, прошел конкурс на лучшее название организации и ее эмблему, в процессе деловой игры «Выборы» был выбран первый президента школьной республики, которым стал юноша из этого класса, создан совет старшеклассников.

Проект «Выбор» стал традицией, он до сих пор популярен в школе. Через каждые два года в школе вновь проводиться этот проект, проходит предвыборная компания, выбирается новый президент, силами учащихся решаются проблемы школьного сообщества. Каждый раз проект дополняется новыми формами работы.

Теперь в школе ежегодно проводится большой общешкольный социальный проект, как правило, приуроченный к какой-либо знаменательной дате года. Так в 2015 году был успешно завершен проект «Чтобы помнили», посвящённый 70 годовщине Великой Победы. В рамках проекта прошли акции «Письмо ветерану», «Бессмертный полк», «Милосердие», «Разговор с ветераном» (коллекция видеосюжетов, пополнилась интервью с ветеранами войны, проживающими в поселке, коллекция записей передана в школьный музей). Особенно хочется отметить акцию по созданию школьного музея боевой славы. В акции приняли участие педагоги, учащиеся, родители. 7 мая 2015 года школьный музей принял своих первых посетителей, и прошло торжественное его открытие. В этот же день на территории школы был торжественно открыт памятник Герою Советского союза Иванову С.М., имя которого школа с гордостью носит в настоящее время. Завершился проект большим праздничным концертом, на который собрались все жители поселка, представители организаций, СМИ.

Обучающиеся школы принимают участие в муниципальных социальных проектах. Традиционно отдел молодежной политики и спорта при поддержки администрация поселка проводит муниципальный социальный проект «День дублера», в котором принимают участие ребята из разных школ района. Первым этапом данного проекта является написание и защита творческой проектной работы «Если бы я стал главой администрации». Второй этап – это социальные практики в различных организациях поселка. Третий этап «Круглый стол с главой администрации». Четвертый этап – торжественная церемония завершения проекта, подведение итогов и награждение победителей.

Трудовое воспитание через социальные проекты важная составляющая работы школы. При активной поддержки родителей реализованы следующие проекты «Каток» (ремонт катка), «Святой источник» (обустройство и очистка святого источника в с. Чириково), «Клумба» (озеленение школьной территории), «Зеленая Россия» (озеленение поселка, посадка деревьев, очистка березовой рощи и т.д.) и т.д.

Интересно проходят социальные практики в организациях поселка: пожарной части, типографии газеты «Пульс», полиции, центре занятости, больнице.

При подготовке и реализации социальных проектов школа активно сотрудничает с организациями поселка: РМУК «Турковскаямежпоселенческая центральная библиотека», СПМУК «Турковскийрайонный дом культуры» (историко-краеведческий музей), МОУ ДОД «ДЮСШ» р.п. Турки, районная волонтерская организация, районный совет ветеранов, БДД ОГИБДД МО МВД РФ «Аркадакский», ГКУ СО «Центр занятости населения» Турковского района, ГАУ СО ЦСЗН Турковского района, ГУЗ Саратовской области «Турковская районная больница», ГБПОУ СО «Турковский агропромышленный лицей», МОУ «Детская музыкальная школа» р.п. Турки, пожарная часть.

Ежегодно в районе проводиться большая научно-практическая конференция для школьников. С каждым годом увеличивается число секций, на  которых может быть представлены исследовательские работы, в том числе и работы по социальному проектированию. Учащиеся школы ежегодно становятся победителями и призерами этой конференции. Многие работы по социальному проектированию выносятся затем и на областной уровень, где занимают призовые места. Одна из таких работ «Оценка экологического состояния реки Хопер в районе р.п. Турки», выполнена обучающимися 10 класса, стала призером областного конкурса исследовательских работ учащихся.

Главным организационно-социальным проектом является организация научно-практической конференции учащихся школы. Школьная научно-практическая конференция - основная и ключевая форма презентации достижений учащихся в исследовательской, проектной учебной и внеучебной деятельности, способствующая формированию ключевых компетентностей, в частности, организационной. Целью конференции является выявление одаренных детей, поддержка творчества школьников, конкурсный смотр самого яркого и интересного, что сделано учащимися за последний год во всех видах научно-исследовательской, практической и творческой деятельности.

О результативности работы школы по социализации обучающихся можно судит по результатам диагностики социализированности и воспитанности учащихся, которая ежегодно проводится в школе. Для этого используются «Методика изучения социализированности личности учащегося» ( разработана М.И. Рожковым) и «Методика оценки уровня воспитанности ученика» (автор Н. П. Капустин). Диагностики показывают, что наблюдается постепенный рост социальной зрелости из года в год, начиная с 9 класса к 11 классу. В 11 классе (результат диагностики 2015г.)

высокий уровень социальной зрелости имеют 45% обучающихся, средний уровень 54%, низкий уровень социальной зрелости 1% учащихся. Уровень воспитанности одинадциклассников в 2015г.: высокий уровень – 42%, средний уровень – 58%, низкий уровень – 0%.

В чем же положительные стороны социального проектирования как педагогической технологии? Из опыта работы школы можно отметить следующее:

Во-первых, социальное проектирование – это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям самого ребенка. Человек, который делает выбор, несет личную ответственность за его последствия. Самостоятельность импонирует подросткам.

Во-вторых, это возможность реального участия в решении проблем дома, двора, района, села и т.д. мысль: «Я могу это сделать сам и не только для себя», - больше всего воодушевляет подростков. В этот период становления детской личности ярко выражена потребность быть нужным, полезным другим, желание проверить свои способности в реальном деле.

В-третьих, это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки, крайне необходимые для трудовой деятельности.

В-четвертых, социальный проект, осуществляемый по собственному выбору школьника, является настоящей школой жизни. В этом смысле, социальное проектирование можно рассматривать как эффективную профориентационную работу. У школьника, который принимает участие в разнообразных видах деятельности, значительно повышается шанс сделать верный выбор своего профессионального будущего.

Педагоги, использовавшие этот метод, в основной массе были настроены применять его и впредь.

Как и в любом явлении, в социальном проектировании есть и свои минусы:

-стремление подростков полностью уйти из-под контроля взрослых при разработке и реализации своей идеи;

-неготовность взрослых серьезно относиться к подросткам и старшеклассникам;

-при разработке и реализации социального проекта возможны конфликты внутри самой команды, которая сформировалась для реализации данного проекта;

-можно столкнуться с определенным непостоянством школьников, которые загоревшись идеей проекта через какое-то время охладевают к своей идее, находят поводы «забывать» о проекте.

- нехватка заинтересованных и компетентных взрослых – руководителей проектов (не желание некоторых педагогов участвовать в проектной деятельности)

-наибольшие трудности особенно при проведении социальной практики связаны с нежеланием социальных уч­реждений и институтов, идти на сотрудничество со школой и «принимать» у себя учащихся.

Подводя итог можно сказать, что технология социального проектирования это все-таки шаг вперед. Социальный проект является первым знакомством ребенка с элементами гражданского общества. Он имеет минимальные ресурсные затраты, и вместе с тем позволяет детям проявить самостоятельность, организаторские способности, умения работать в команде.

Сегодня много говорится о компетентностном подходе, это правильно, но одними теоретическими занятиями ключевые компетентности не вырабатываются. Компетентность – это знания и умения, умноженные на отрефлексированную практику их применения. Разработка и реализация проекта, со всей совокупностью входящих в них видов деятельности, создают необходимые условия не только для приобретения необходимых в жизни знаний и умений, но и для их практического применения, обсуждения, совершенствования и закрепления. Информационная и коммуникативные компетентности, умения анализировать и решать проблемы, находить выигрышные решения в ситуации с высокой степенью неопределенности, умения грамотно ставить цели и с успехом их достигать,   развитые творческие способности, отработанные навыки эффективного сотрудничества – все это развивается и совершенствуется в ходе занятий проектной деятельностью, создавая базу для адекватного ответа на вызовы современной жизни и позволяя выпускникам школы успешно адаптироваться в новых для них условиях послешкольного пространства.

Практика показала, что реализация проекта выводит учащихся на решение насущных проблем различными «этажами» власти, знакомит учащихся с механизмом принятия административных решений, спецификой взаимодействия с экспертными структурами, средствами массовой информации, что сказывается на повышении уровня их гражданской зрелости. Также способствует реализации способностей обучающихся, содействует проявлению лидерских качеств, способности устанавливать связи между знаниями и ситуациями, определять действия для решения проблем. 

Именно таким и должно быть сегодня воспитание подрастающего поколения. Одних только слов уже мало, необходимо дать широкие возможности ребятам прочувствовать все составляющие воспитания на себе, пропустить через себя, самим осознать, через свой опыт, свою рефлексию, через свои ошибки и свои достижения. Педагог должен стать организатором этого процесса, мудрым наставником, незримо, внимательно и заботливо сопровождая ребят в их проектной жизни. Необходимо создать в образовательном пространстве реальные условия для реального воспитания – воспитания не только словом, но и настоящим делом.

С помощью социального проектирования школа решает очень важную задачу: воспитывает не просто образованных, а еще и нравственных, активных, мобильных, предприимчивых людей, которые способны договариваться о сотрудничестве, отвечать и за себя, и за страну.

Молодой человек, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, быстрее и шире разовьет их в вузе. Если же по окончании  школы он пойдет на производство, в сферу услуг и т. д., имея  представления о постановке и методах решения проблем, он будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу. 

С психологической точки зрения работа над социальным проектом является для учащихся практикой регулирования межличностных отношений, становления навыков делового общения, овладения основами перспективного планирования, принятия решений и осознания ответственности за их выполнение.

Готовы ли меняться мы сами, совершенствовать образовательный процесс, чтобы наши ученики становились современными эффективными людьми? Настоящие учителя уже выбрали ответ и стараются активно внедрять проектную деятельность в школьное образование. Эффекты внедрения проектирования в образовательный процесс сегодня отчетливо видны. Но потенциал грамотно организованной проектной деятельности намного выше.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!