СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект «Веселые словарные слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть такие слова в русском языке, написание которых нужно запомнить. Это словарные слова. Их достаточно много. Ученики начальных классов усердно учат их, но при написании диктанта, все – таки иногда допускают ошибки. Необходимо найти способ, как лучше запомнить эти слова.

Изображая смешно любые словарные слова,  можно очень легко и надолго запомнить их написание. Рисунки (памятки) для запоминания слов   можно  использовать на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект «Веселые словарные слова»»

Творческий проект «Веселые словарные слова»

Стеценко Полина Валерьевна

ученица 4 – А класса

Государственного бюджетного образовательного

учреждения среднего общего образования

Луганской Народной Республики

«Свердловский лицей №1» Научный руководитель:

Кужелева Светлана Григорьевна,

учитель начальных классов


Скажи, и я забуду.

Покажи, и я запомню.

Вовлеки, и я научусь.

Древняя китайская мудрость

Актуальность темы

Есть такие слова в русском языке, написание которых нужно запомнить. Это словарные слова. Их достаточно много. Ученики начальных классов усердно учат их, но при написании диктанта, все – таки иногда допускают ошибки. Необходимо найти способ, как лучше запомнить эти слова.

Цель работы:

Представить наиболее удачный прием запоминания словарных слов.

Задачи:

1. Получить информацию о различных приемах запоминания.

2. Выбрать и обосновать наиболее подходящий прием запоминания.

3. Изобразить словарные слова для запоминания с помощью этого приема.

4. Поделиться своей находкой с одноклассниками и всеми желающими.

Практическое значение работы

Изображая смешно любые словарные слова, можно очень легко и надолго запом-нить их написание. Рисунки-памятки слов использовать на уроках русского языка.

Короткое описание полученных результатов

Метод эйдетики идеально подходит ученикам начальных классов для запоминания. Наша память — это большая кладовка. Когда мы заходим туда и видим огромную кучу разнообразных вещей, что мы вытянем? Наиболее красочные и  привлекающие взгляд вещи. Если мы своей фантазией окрасим нужную нам информацию, то вытягивать её из своей «кладовой» будет намного проще, ведь все «вещи», хранящиеся там будут красочными и необычными. Метод апробирован. Запоминать словарные слова стало намного легче.

Теоретические сведения

В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями. В этой связи, одна из наиболее ярких актуальных проблем современного образования – воздействие информационного стресса на здоровье детей.

Одним из ее решений может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию. И здесь не обойтись без развития памяти.

Память – один из самых основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление.

Память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения.

Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Они позволяют избежать занудной зубрежки. Различные приемы и способы эффективны для каждого по-разному. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор, составление плана и др.

Учёные выделяют факторы, которые лежат в основе любого эффективного запоминания.

Фактор желания

          Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать. Иметь четкое и осознанное намерение, ставить задачу запомнить. Как ни странно, огромный процент неудачного запоминания связан с тем, что ученик не ставил сознательную задачу - запомнить.

Фактор осознания.

          Кроме желания необходимо подумать над мотивом - для чего пригодится запоминаемая информация, как и когда, придется ее использовать. Хорошо, если ребенок сможет осознать и поставить цель предстоящего запоминания. Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицу информации нельзя оставить не сцепленной ни с чем - нужно обязательно связать ее с чем-то. Если никакой связи не установлено, то отыскать ее в недрах памяти будет очень сложно. Для того чтобы информация была усвоена, у ученика есть два пути: или ее зубрить, или же установить связь или связи и ограничиться одним-двумя повторами. Причем чем больше связей между двумя мыслями или фактами будет установлено, тем выше вероятность вспомнить одну информацию при помощи другой. При установлении каждой новой связи, в свою очередь, устанавливаются новые нервные связи, и чем больше таких связей, тем сцепление между фактами лучше. Связи могут быть двух основных видов - логические (смысловые) и ассоциативные (образные, абстрактные).

Фактор ярких впечатлений.

          Чтобы запоминание произошло быстрее, а следы хранились как можно дольше, необходимо помочь детской памяти трансформировать запоминаемую информацию в комфортный для нее вид. Другими словами, любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.

Фактор хорошего внимания.

          Без внимания нет запоминания. Восемьдесят процентов неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию. Поэтому надо, во-первых, выработать навыки концентрации внимания, а во-вторых, никогда не забывать его, вовремя подключать. Применяя техники запоминания, необходимо помнить о следующем: техники - это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная с рождения, всегда участвует в работе. Техники - это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную (ее еще называют натуральной) память.

Итак, младшему школьнику необходимо прибегать не только к приемам и способам запоминания учебного материала, но и к факторам эффективного запоминания, в основе которых лежит: желание, осознание, яркие впечатления, хорошее внимание. Освоив их, младший школьник сможет запоминать абсолютно любую необходимую информацию самым эффективным именно для него способом.

Интересен метод запоминания и обработки информации в школе эйдетики.

Система эйдетики - память без границ. "Эйдос" в переводе с греческого - "образ". Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.

Наша память — это большая кладовка. Когда мы заходим туда и видим огромную кучу разнообразных вещей, что мы вытянем? Наиболее красочные и привлекающие взгляд вещи. Если мы своей фантазией окрасим нужную нам информацию, то вытягивать её из своей «кладовой» будет намного проще, ведь все «вещи», хранящиеся там будут красочными и необычными. Метод эйдетики построен на формуле: воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.

Принципы работы по системе эйдетики:

  • радостная, весёлая атмосфера;

  • мобильность и доступность игрового материала;

  • разделение информации в соответствии с особенностями каждого ребёнка.

Основные цели методики:

  • развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания;

  • активизация ресурсов познавательных процессов;

  • развитие речи;

  • стимулирование инициативности;

  • воспитание уверенности в себе, а также борьба со страхом перед неизведанным;

Эйдетика помогает в изучении математики, литературы, иностранных языков — чего угодно!

Итак, решено! Нужно использовать этот прием со словарными словами. Выбираю себе слово, которое нужно нарисовать так, чтобы смешная картинка помогла запомнить орфограмму. Получилось интересно.

Предложила одноклассникам поучаствовать в проекте.

Сначала мы предоставляли эскизы картинок-слов, обсуждали в группах, будет ли выделена орфограмма, запомнится ли она? Потом дорабатывали эскизы и рисовали.

Вот, что у нас получилось! (Приложение)

Картинки у нас получились веселые и смешные. Мы их повесили в классе и часто разглядывали. Через некоторое время написали диктант, в котором были и «наши» словарные слова. Эти слова все ребята нашего класса написали их без единой ошибки! Значит, правило сработало! Те слова, которые мы смешно изобразили – очень хорошо запомнили! Но допустили ошибки в других словах, которые мы еще не рисовали! Нужно приниматься за дело и рисовать другие словарные слова. Теперь мы уже заем, как это делать.

 Изображайте смешно любые словарные слова, и вы очень хорошо запомните их написание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!