Творческий проект «Веселые словарные слова»
Стеценко Полина Валерьевна
ученица 4 – А класса
Государственного бюджетного образовательного
учреждения среднего общего образования
Луганской Народной Республики
«Свердловский лицей №1» Научный руководитель:
Кужелева Светлана Григорьевна,
учитель начальных классов
Скажи, и я забуду.
Покажи, и я запомню.
Вовлеки, и я научусь.
Древняя китайская мудрость
Актуальность темы
Есть такие слова в русском языке, написание которых нужно запомнить. Это словарные слова. Их достаточно много. Ученики начальных классов усердно учат их, но при написании диктанта, все – таки иногда допускают ошибки. Необходимо найти способ, как лучше запомнить эти слова.
Цель работы:
Представить наиболее удачный прием запоминания словарных слов.
Задачи:
1. Получить информацию о различных приемах запоминания.
2. Выбрать и обосновать наиболее подходящий прием запоминания.
3. Изобразить словарные слова для запоминания с помощью этого приема.
4. Поделиться своей находкой с одноклассниками и всеми желающими.
Практическое значение работы
Изображая смешно любые словарные слова, можно очень легко и надолго запом-нить их написание. Рисунки-памятки слов использовать на уроках русского языка.
Короткое описание полученных результатов
Метод эйдетики идеально подходит ученикам начальных классов для запоминания. Наша память — это большая кладовка. Когда мы заходим туда и видим огромную кучу разнообразных вещей, что мы вытянем? Наиболее красочные и привлекающие взгляд вещи. Если мы своей фантазией окрасим нужную нам информацию, то вытягивать её из своей «кладовой» будет намного проще, ведь все «вещи», хранящиеся там будут красочными и необычными. Метод апробирован. Запоминать словарные слова стало намного легче.
Теоретические сведения
В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями. В этой связи, одна из наиболее ярких актуальных проблем современного образования – воздействие информационного стресса на здоровье детей.
Одним из ее решений может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию. И здесь не обойтись без развития памяти.
Память – один из самых основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление.
Память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения.
Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Они позволяют избежать занудной зубрежки. Различные приемы и способы эффективны для каждого по-разному. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор, составление плана и др.
Учёные выделяют факторы, которые лежат в основе любого эффективного запоминания.
Фактор желания
Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать. Иметь четкое и осознанное намерение, ставить задачу запомнить. Как ни странно, огромный процент неудачного запоминания связан с тем, что ученик не ставил сознательную задачу - запомнить.
Фактор осознания.
Кроме желания необходимо подумать над мотивом - для чего пригодится запоминаемая информация, как и когда, придется ее использовать. Хорошо, если ребенок сможет осознать и поставить цель предстоящего запоминания. Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицу информации нельзя оставить не сцепленной ни с чем - нужно обязательно связать ее с чем-то. Если никакой связи не установлено, то отыскать ее в недрах памяти будет очень сложно. Для того чтобы информация была усвоена, у ученика есть два пути: или ее зубрить, или же установить связь или связи и ограничиться одним-двумя повторами. Причем чем больше связей между двумя мыслями или фактами будет установлено, тем выше вероятность вспомнить одну информацию при помощи другой. При установлении каждой новой связи, в свою очередь, устанавливаются новые нервные связи, и чем больше таких связей, тем сцепление между фактами лучше. Связи могут быть двух основных видов - логические (смысловые) и ассоциативные (образные, абстрактные).
Фактор ярких впечатлений.
Чтобы запоминание произошло быстрее, а следы хранились как можно дольше, необходимо помочь детской памяти трансформировать запоминаемую информацию в комфортный для нее вид. Другими словами, любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.
Фактор хорошего внимания.
Без внимания нет запоминания. Восемьдесят процентов неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию. Поэтому надо, во-первых, выработать навыки концентрации внимания, а во-вторых, никогда не забывать его, вовремя подключать. Применяя техники запоминания, необходимо помнить о следующем: техники - это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная с рождения, всегда участвует в работе. Техники - это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную (ее еще называют натуральной) память.
Итак, младшему школьнику необходимо прибегать не только к приемам и способам запоминания учебного материала, но и к факторам эффективного запоминания, в основе которых лежит: желание, осознание, яркие впечатления, хорошее внимание. Освоив их, младший школьник сможет запоминать абсолютно любую необходимую информацию самым эффективным именно для него способом.
Интересен метод запоминания и обработки информации в школе эйдетики.
Система эйдетики - память без границ. "Эйдос" в переводе с греческого - "образ". Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.
Наша память — это большая кладовка. Когда мы заходим туда и видим огромную кучу разнообразных вещей, что мы вытянем? Наиболее красочные и привлекающие взгляд вещи. Если мы своей фантазией окрасим нужную нам информацию, то вытягивать её из своей «кладовой» будет намного проще, ведь все «вещи», хранящиеся там будут красочными и необычными. Метод эйдетики построен на формуле: воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.
Принципы работы по системе эйдетики:
радостная, весёлая атмосфера;
мобильность и доступность игрового материала;
разделение информации в соответствии с особенностями каждого ребёнка.
Основные цели методики:
развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания;
активизация ресурсов познавательных процессов;
развитие речи;
стимулирование инициативности;
воспитание уверенности в себе, а также борьба со страхом перед неизведанным;
Эйдетика помогает в изучении математики, литературы, иностранных языков — чего угодно!
Итак, решено! Нужно использовать этот прием со словарными словами. Выбираю себе слово, которое нужно нарисовать так, чтобы смешная картинка помогла запомнить орфограмму. Получилось интересно.
Предложила одноклассникам поучаствовать в проекте.
Сначала мы предоставляли эскизы картинок-слов, обсуждали в группах, будет ли выделена орфограмма, запомнится ли она? Потом дорабатывали эскизы и рисовали.
Вот, что у нас получилось! (Приложение)
Картинки у нас получились веселые и смешные. Мы их повесили в классе и часто разглядывали. Через некоторое время написали диктант, в котором были и «наши» словарные слова. Эти слова все ребята нашего класса написали их без единой ошибки! Значит, правило сработало! Те слова, которые мы смешно изобразили – очень хорошо запомнили! Но допустили ошибки в других словах, которые мы еще не рисовали! Нужно приниматься за дело и рисовать другие словарные слова. Теперь мы уже заем, как это делать.
Изображайте смешно любые словарные слова, и вы очень хорошо запомните их написание