Реализация творческих возможностей на уроках английского языка.
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности.
Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся и дать возможность раскрыть творческий потенциал учителя.
Существуют множество педагогических приемов и методов, ставящих целью усилить мотивацию изучения иностранного языка. У любого педагога найдется немало примеров того, как можно заинтересовать учащихся, как сделать процесс обучения творческим, как раскрыть способности учащихся. Очень часто авторы различных УМК предлагают такие задания, и учитель, оценив возможности учеников, может предложить выполнить такую работу или придумать, переработать что-то другое – самое главное, чтобы с развитием у учащихся эпизодического интереса формировался устойчивый интерес к изучению иностранного языка.
Роль игры в процессе изучения английского языка
Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Одной из причин, которая приводит к такому результату - трудности в изучении грамматики. Традиционные способы объяснения и тренировки к желаемому результату не приводят. Обучение более эффективно, если ученики активно вовлечены в процесс.
Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными являются игра, творчество и любопытство. В настоящее время игры являются неотъемлемой частью обучения английскому языку. Игры способствуют интенсивной языковой практике. Они могут использоваться в начале урока или в конце для стимуляции, уменьшения напряжения после контрольной, для смены деятельности на уроке. Важно, чтобы игры доставляли радость, помогали в тренировке языковых явлений.
Одним из преимуществ игр является то, что все ученики работают одновременно. Участие в играх развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать, брать на себя ответственность.
Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу - значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество - это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.
Увидеть необычное в обычном может и взрослый, и ребенок. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интереса со стороны окружающих. Совместные творческие игры сближают и взрослых, и детей. В этом - один из главнейших принципов эффективного воспитания.
Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Творческие задания в курсе изучения английского языка
Известно, что мышление рождается в ситуации затруднения. Но если, с одной стороны, решение проблемы не должно быть очевидным, то, с другой стороны, «зона трудностей» должна быть доступна ученику. Задания на сравнение и анализ зрительных образов увеличивает мыслительный потенциал, уровень самостоятельности ученика. Он учится проявлять наблюдательность и внимание, необходимые для решения этих заданий.
- Учимся находить общие и различающиеся признаки.
«Лишнее слово»: ученикам предлагается выбрать лишнее слово из ряда слов и объяснить, почему он его выбрал; учащиеся сами составляют ряды слов.
- cucumber, tomato, pepper, bread
- potato, nectarine, kiwi, apple
- cheese, salt, banana, water
- chocolate, onion, yoghurt, ice cream
- juice, coffee, tea, ice cream
- Группировка слов, обобщение.
- pencil, pen, schoolbag, rubber, pencil box
- pepper, onion, cucumber, potato, tomato
- doctor, singer, teacher, cleaner, driver
- train, bus, plane, bicycle, underground
- Учимся составлять сюжетный рассказ. Ученику предлагается представить, что он превратился, например, в кошку. Нужно составить рассказ от имени выбранного персонажа. Можно предложить вопросы:
- Who are you?
- What is your name?
- How old are you?
- Where do you live?
- Have you got a mother?
- What color are you?
- Учимся располагать информацию в логическом порядке: предлагается текст, абзацы которого перепутаны, нужно расположить их в правильном порядке.
- Игра «Аукцион». Оптимальный вариант проведения игры по группам. Учащиеся называют как можно больше слов по заданной теме.
- Творческие диктанты. Учащиеся прослушивают текст, затем в виде рисунков и схем изображают то, что услышали.
Выполняя упражнения данного вида, учащиеся учатся предвидеть возможные последствия своих действий и планировать нужные преобразования со словом, высказыванием, текстом.
- Составить текст по вопросам.
Метод контрольных вопросов. Этот метод облегчает процесс творчества. Также он позволяет ученику удерживать общую логику рассказа. Например, упражнение «придумай сказку по вопросам». Данное упражнение можно выполнять и в парах, давая ответы по очереди.
- Образуй как можно больше слов из букв слова competition — mop, pet, come, tip, on, etc.
- Учимся подбирать слова, противоположные по значению, антонимы.
Weak strong
Smart stupid
Pretty ugly
??? sad
??? good
- Учимся подбирать слова — синонимы или вопросы — синонимы.
smart — clever
study — learn
speak — say
expensive — dear
wonderful —great
1) what does Bill do? — what is Bill’s job?
2) where does he come from? — what nationality is he?
- Составить из слов предложения.
- I, book have, just, bought, this.
- their, has, team, played, football, a match.
- never, the stone of Destiny, they, seen, have.
- Мозговой штурм.
Метод используется для работы по группам или всем классам.
Например:
Представьте себе, что у вас есть возможность попасть в Англию 1599 года.
What will you take with you?
What won`t you take with you?
13. Составление синквейнов (в переводе с французского языка «пять строк»)
Один из путей повышения познавательного интереса и возможности задействовать творческий потенциал учащихся — стихи конкретной поэзии.
Выразить внутренний мир, переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Конечно, далеко не всякий способен писать стихи, и некоторые ученики сначала выражают недоумение или боятся этого задания. Однако форма синквейна обычно не вызывает затруднений у учащихся. Такие стихи можно применять на всех этапах обучения английскому языку. Стихи обогащают словарный запас учащихся. Поиск новых слов в словаре происходит «для себя», и такие слова прочнее закрепляются в памяти.
14. Проекты
В настоящее время в практике обучения иностранным языком в школах России широко используется метод проектов, который приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, формирует общеучебные интеллектуальные умения работы с информацией на английском языке. При выполнении творческих заданий ученики используют дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности интернета.
Я широко использую метод проектов в своей практике со 2 по 8 классы, естественно, с учетом возрастных особенностей. В начале изучения языка это простые проекты на такие темы, как «The ABC», «Мой домашний питомец», «Мои каникулы» и т. д.. На старшей ступени обучения я провожу уроки защиты проектов.
15. Квизы
Большими возможностями для создания внутренней мотивации говорения на иностранном языке на уроке обладают естественные речевые ситуации. Один из таких способов — создание и использование квизов. Квизы реализуют стремление учащихся самим создать интересные для них вопросы и ответы, усиливают интеллектуальную нагруженность урока. Задание по составлению квиза учащиеся получают по какой-либо теме, по прочитанному тексту.
Например: тема «Two capitals».
- The capital of Russia in 1900 was
a) St-Petersburg.
b) Yekaterinburg.
с) Moscow.
- The most famous Moscow theatre is
a) the Bolshoi Theatre.
b) The Mali Theatre.
c) the Grand Opera.
- The Kunstkammer is
a) a museum.
b) a prison.
c) a palace.
- The founder of the Tretyakov Gallery was
a) Ivan Tretyakov.
b) Savva Morozov.
c) Yuri Dolgorukiy.
16. Ребусы, кроссворды, викторины
Работа с данными заданиями активизирует изученную лексику, дает возможность к её непроизвольному запоминанию.
17. Сочинения, открытки, сообщения
Виды творческих уроков : Урок-проект. Урок-экскурсия. Урок-спектакль. Урок-праздник. Урок-интервью. Урок-мюзикл.
Выводы
Специфика работы такова, что любой предмет можно вести творчески. Это зависит от интереса учителя к творческому обучению и уровня подготовленности класса. Но по-настоящему творческой личность станет тогда, когда для этого будут созданы все условия: дома, в школе, в общении с друзьями. Дух творчества возникает в том случае, когда у ребенка появляется заинтересованность и желание работать.
Таким образом, используя разные методы и формы творческого обучения, учитель вносит свой вклад в становление характера школьника, учит видеть его все краски окружающего мира, созидать, не бояться рутинной работы, так как именно труд, в основу которого заложены интерес и желание работать, дает нам ростки, из которых произрастает творчество
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей на уроках английского языка»