Урок в 5 классе на тему « - ТСЯ, - ТЬСЯ в глаголах».
Цели:
Образовательные:
повторить усвоенный теоретический материал о написании -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах (курс начальной школы);
первичное введение правила «-ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах».
Развивающие:
развивать умение работать самостоятельно;
развивать умение кодировать большой объем информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения.
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Формируемые УУД:
Личностные:
умение слушать другого человека, проявлять активность при решении задачи, аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
умение использовать речь для регуляции своей деятельности, вносить необходимые коррективы в действие после оценки другими людьми.
Коммуникативные:
умение формулировать общую цель и пути ее достижения, проявлять активность для решения коммуникативной задачи, вести устный и письменный диалог.
Познавательные:
умение использовать общие приемы решения заданий, строить сообщение в устной форме, самостоятельно формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи, создавать алгоритм задания.
Планируемые результаты:
Предметные:
воспроизведение своими словами правил и алгоритмов, умение действовать по образцу.
Личностные:
воспитывать умение работать в паре, в коллективе.
Метапредметные:
умение определять и формулировать цель уроках с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения, учитывая ошибки (регулятивные);
умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме (коммуникативные);
Задачи:
1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;
2) развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;
3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг к другу через работу над пословицами.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, алгоритм.
Тип урока: урок умений и навыков.
Ход урока.
Оргмомент.
Проверка готовности к уроку, создание доброжелательной обстановки.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
УУД:Самоопределение, смыслообразование (Л)Целеполагание (Р)
Сопоставление и подбор информации(П)Планирование учебного сотрудничества (К)
- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу, ведь, как известно: «от улыбки станет всем теплей». Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что это поможет в работе. На этом уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка и память.
2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Учитель: Задумывались ли вы, ребята, над вопросом «Хорошо ли быть грамотным человеком?» - ответы учащихся.
- А легко ли быть грамотным человеком?
-А что нужно делать, чтобы вырасти грамотными людьми?
(много читать, учить правила, не лениться, не забывать уже изученного, повторять, если забыли).
Правильно. На все мои вопросы можно ответить кратко , вспомнив две пословицы: «Грамоте учиться – всегда пригодится» и «Повторение – мать учения».
/ пословицы на экране/
Но почему в пословице говорится о матери? Мать — первооснова, источник жизни на земле, начало рода, начало начал. Именно мать дает человеку жизнь.
Кто готов к работе? Сядьте красиво и удобно.
Откроем тетради, запишем число, классная работа.
Первое октября.
Классная работа.
Фонетическая разминка.
Быстро, четко, правильно три раза подряд произнести скороговорку
Проворонила ворона вороненка.
Орфоэпическая разминка
Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах.
Красивее
Каталог
Позвонит
Банты
Синтаксическая разминка.
Составить из слов предложения, изменив форму настоящего времени глагола на форму прошедшего времени.
осень, в , золотая, наступает, саду , нашем
В нашем саду наступила золотая осень.
Записать предложение, подчеркнуть грамматическую основу. Надписать части речи.
Какие части речи не встретились в этом предложении?
(союз, частица, наречие, числительное)
Актуализация знаний. Орфографическая разминка
Повторим орфограмму «Разделительные Ъ и Ь».
Повторим ее. Сделаем это в форме игры «Пять на « пять».
В каждом из трёх столбиков вы видите по пять слов. Решите, в какие из них нужно вставить разделительный Ъ, а в какие Ь. Запишите в нужный столбик Ъ или Ь напротив цифры, соответствующей (СЛАЙД)
Взаимопроверка (СЛАЙД) – Обменяйтесь (карточками) с соседом по парте и проверьте результат. Посчитайте и запишите на полях количество ошибок .
Физкультминутка. Зарядка для глаз
Вы работали старательно, слушали внимательно
Ваши глаза, наверное, устали
Проведем гимнастику для глаз.
( Сначала по часовой стрелке глазами обведем круг, квадрат, и треугольник, затем, наоборот. Начиная с конца против часовой стрелки, обводим каждую геометрическую фигуру).
Молодцы, ребята, отдохнули, продолжим.
5. Формируемые УУД:
Самоопределение, смыслообразование (личностные)
Целеполагание (регулятивные)
Планирование учебного сотрудничества (коммуникативные)
СЛАЙД 6. Перед нами приветствие - стихотворение Н. Красильникова.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороват…ся:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становит…ся добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длит…ся до вечера!
Каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они? (ответы) Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками.
Обратим внимание на слова с пропущенными буквами, попробуем определить тему урока.
- Итак, тема нашего сегодняшнего урока звучит следующим образом « Правописание
-ТСЯ, -ТЬСЯ»
- Открываем тетради, записываем тему. СЛАЙД
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.
Используйте опорные слова на слайде СЛАЙДЫ № 7)
повторить орфограмму…
2) учиться правильно произносить и писать …
СЛАЙД Цели урока
1) повторить орфограмму: «Тся и ться в глаголах»; Знать условия выбора правописаний –тся и –ться.
2) учиться правильно произносить и писать глаголы на –тся и –ться.
3)Находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос.
Мотивация учебной деятельности
- На уроке вы должны быть внимательными, находчивыми, любознательными и усидчивыми. Тогда у вас все получится, и вы найдете ответы на многие вопросы.
Проблемный вопрос
-Как правильно нужно писать в глаголе: -ЦА, -ТСЯ, -ТЬСЯ? -Какие гипотезы мы можем выдвинуть? -Можете ли вы доказать свою версию?
Чтобы ответить на этот вопрос, проведем наблюдение. Обратимся к учебнику. Откроем страницу41 и прочитаем отрывки из стихотворений А.Барто. Ответим на вопросы.
Сделаем вывод: написание –тся и -ться различают по вопросам.
- Почему слова РАСПУСТИТСЯ И РАСПУТИЦА рифмуются.(эти слова созвучны, при произношении они различаются лишь одним звуком С
Прочитайте правило и образец рассуждения на стр.41-42
Учитель: Это вопрос легкий. Чтобы правильно писать, нужно ПРАВИЛЬНО поставить к глаголу вопрос. Будет мягкий знак в вопросе - пиши его и в глаголе.
Перед тем как начать работать над орфограммой, обратимся к правильному её обозначению.
Орфограмма 23 (стр.41). Форзац учебника.Слайд
Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или
что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице
и в нём перед -ся- буква «Ь» НЕ ПИШЕТСЯ.
Если глагол отвечает на вопросы
что делать?, что сделать?,
то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «Ь» ПИШЕТСЯ.
Способны (что делать?) учиться (Неопр.ф.)
Брат (что делает?) учится (3-е л.)
Закрепление
1.ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА. СЛАЙД.
Ученик (что делает?) мчит..ся (3-е л.) в школу.
Он будет хорошо (что делать?)учит..ся. (неопр.ф.)
Из прилежного ученика получит..ся хороший человек (что сделает) (3-е л.)
Задание: На какие вопросы отвечают глаголы?
Запишем предложения и вставим пропущенную букву.
Сделаем вывод: От чего зависит написание –тся, - ться?( От того, есть ли в вопросе, поставленном глаголу мягкий знак)
- МОЛОДЦЫ! У вас все хорошо получается.
Физминутка
СЛАЙД А сейчас проведем творческую разминку.
Не путайте СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ на –ЦА- и глаголы на – ТСЯ,-ТЬСЯ.
СЛАЙД. А сейчас проведем распределительный диктант. Я вам продиктую словосочетания. Ваша задача записать слова в нужный столбик. В первый столбик записываем словосочетания, в которых слово, оканчивающееся на _-ца будет существительным, а во второй столбик будет глаголом.
-ЦА Глаголы
Болит переносица собрание переносится.
Чистая водица не стоит с ним водиться
Белая курица вулкан курИтся.
Острая спица ему не спится.
Вулканы — геологические образования на поверхности коры Земли или другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы и пирокластические потоки). Слово «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.
(курится). Выделять дымок, туманную дымку. Вулкан курится.
В тетрадях делают следующую запись:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. ГЛАГОЛЫ.
Алгоритм правописания –тся и –ться.
ПЕРЕД ВАМИ АЛГОРИТМ. ПО НЕМУ ВЫ ЛЕГКО СПРАВИТЕСЬ С
ЗАДАЧЕЙ.
АЛГОРИТМ.
-От чего зависит написание –тся, -ться ?
( ОТВЕТ: От того, есть ли в вопросе, поставленном глаголу мягкий знак?)
ПОМНИТЕ: 1. ВОПРОС- ВАШ ПОМОШНИК,
2. ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО ПОСТАВИТЕ ВОПРОС,
ТО И ПРАВИЛЬНО НАПИШИТЕ ГЛАГОЛ,
ПЕРЕД ВАМИ АЛГОРИТМ. ПО НЕМУ ВЫ ЛЕГКО СПРАВИТЕСЬ С
ЗАДАЧЕЙ.
А теперь закрепим наши знания.
Упр.84 (самостоятельно): 1ряд: 1 предложение
2 ряд : 2 предложение
ряд: 3 предложение
Аукцион пословиц. Для выполнения следующего задания вам нужно объединиться в пары. Слайд
Задание: запишите пословицы, вставляя, если нужно Ь. После завершения работы обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания. (ВЗАИМОПРОВЕРКА). Проверка на экране
Друзья познают(?)ся в беде.
Трус своей тени боит(?)ся.
Всякий человек в деле познает(?)ся.
Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся.
За все брат(?)ся - ничего не сделать.
Творческое задание: сочетание слов замените глаголами-синонимами, выделите окончания глаголов.
Проявить интерес - интересоваться
Чувствовать радость – радоваться
Испытывать надежду –надеяться
Участвовать в соревновании –соревноваться
Допускать ошибки – ошибаться
Выразить согласие – соглашаться
Принять решение – решиться
Проходить курс лечения - лечиться
Рефлексия
-Пришло время оценить свои знания и умения.
Подведем итоги:
Что нового узнали на уроке?
Как вы ответили на ?, поставленный в начале урока «Как правильно писать в глаголе: -ЦА, -ТСЯ, -ТЬСЯ?
2)Что понравилось?
3) Что запомнилось?
ВОПРОС – ТВОЙ ПОМОШНИК,
Надеюсь, вы и в дальнейшем не забудете правописание – тся – ться.
Сегодня вы работали очень активно, молодцы!
САМООЦЕНКА
«5» - я все понял и могу объяснить.
«4» - я понял, но не могу объяснить.
«3» - я не понял ничего.
Домашнее задание. П.17, упр.85
Завтра контрольное списывание Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, в глаголах на –тся и –ться выделите окончания
Дополнительно
Для выполнения следующего задания вам нужно объединиться в пары. После завершения работы обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания. (ВЗАИМОПРОВЕРКА).
Распределить слова в 2 столбика: -ТСЯ, -ТЬСЯ
Смеят…ся, улыбат…ся, влюблят…ся, возвысит…ся, веселит…ся, всколыхнут…ся, он хвалит…ся, они боят…ся, она нравит…ся, солдаты вернут…ся, команды соревнуют…ся, грет…ся.
5.Дополнительные задания
Распознавание написания –тся или –ться
Вставьте подходящие по смыслу глаголы, определите их форму, задавая вопрос.
Гаснет вечер, даль синеет, солнышко____
Сонный туман на лугах______________
Где песня_________, там счастливо________
С умным знаться, ума_____________
Кто любит______________, тому без дела __________
Проверка
Садится – з лицо ед. ч
Серебрится – з лицо ед. ч
Поется – з лицо ед. ч
Живется – з лицо ед. ч
Набраться – неопред. форма
Трудиться – неопред. форма
Не сидится– з лицо ед. ч
13