СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему "-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах". Цель урока: повторить усвоенный теоретический материал о написании -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах за курс начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«"-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"»

Урок в 5 классе на тему « - ТСЯ, - ТЬСЯ в глаголах».

Цели:

Образовательные:

повторить усвоенный теоретический материал о написании -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах (курс начальной школы);

первичное введение правила «-ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах».

Развивающие:

развивать умение работать самостоятельно;

развивать умение кодировать большой объем информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения.

Воспитательные:

воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Формируемые УУД:

Личностные:

умение слушать другого человека, проявлять активность при решении задачи, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:

умение использовать речь для регуляции своей деятельности, вносить необходимые коррективы в действие после оценки другими людьми.

Коммуникативные:

умение формулировать общую цель и пути ее достижения, проявлять активность для решения коммуникативной задачи, вести устный и письменный диалог.

Познавательные:

умение использовать общие приемы решения заданий, строить сообщение в устной форме, самостоятельно формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи, создавать алгоритм задания.

Планируемые результаты:

Предметные:

воспроизведение своими словами правил и алгоритмов, умение действовать по образцу.

Личностные:

воспитывать умение работать в паре, в коллективе.

Метапредметные:

умение определять и формулировать цель уроках с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения, учитывая ошибки (регулятивные);

умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме (коммуникативные);

Задачи:

1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;

2) развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг к другу через работу над пословицами.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, алгоритм.

Тип урока: урок умений и навыков.



Ход урока.

  1. Оргмомент.

Проверка готовности к уроку, создание доброжелательной обстановки.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

УУД:Самоопределение, смыслообразование (Л)Целеполагание (Р)

Сопоставление и подбор информации(П)Планирование учебного сотрудничества (К)

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу, ведь, как известно: «от улыбки станет всем теплей». Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что это поможет в работе. На этом уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка и память.

2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель: Задумывались ли вы, ребята, над вопросом «Хорошо ли быть грамотным человеком?» - ответы учащихся.

- А легко ли быть грамотным человеком?

-А что нужно делать, чтобы вырасти грамотными людьми?

(много читать, учить правила, не лениться, не забывать уже изученного, повторять, если забыли).

Правильно. На все мои вопросы можно ответить кратко , вспомнив две пословицы: «Грамоте учиться – всегда пригодится» и «Повторение – мать учения».

/ пословицы на экране/


Но почему в пословице говорится о матери? Мать — первооснова, источник жизни на земле, начало рода, начало начал. Именно мать дает человеку жизнь.

Кто готов к работе? Сядьте красиво и удобно.

Откроем тетради, запишем число, классная работа.

Первое октября.

Классная работа.

  1. Фонетическая разминка.

Быстро, четко, правильно три раза подряд произнести скороговорку

Проворонила ворона вороненка.


  1. Орфоэпическая разминка

Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах.

Красивее

Каталог

Позвонит

Банты

  1. Синтаксическая разминка.

Составить из слов предложения, изменив форму настоящего времени глагола на форму прошедшего времени.


осень, в , золотая, наступает, саду , нашем

В нашем саду наступила золотая осень.

Записать предложение, подчеркнуть грамматическую основу. Надписать части речи.

Какие части речи не встретились в этом предложении?

(союз, частица, наречие, числительное)

  1. Актуализация знаний. Орфографическая разминка

Повторим орфограмму «Разделительные Ъ и Ь».

Повторим ее. Сделаем это в форме игры «Пять на « пять».

В каждом из трёх столбиков вы видите по пять слов. Решите, в какие из них нужно вставить разделительный Ъ, а в какие Ь. Запишите в нужный столбик Ъ или Ь напротив цифры, соответствующей (СЛАЙД)

Взаимопроверка (СЛАЙД) – Обменяйтесь (карточками) с соседом по парте и проверьте результат. Посчитайте и запишите на полях количество ошибок .


Физкультминутка. Зарядка для глаз

Вы работали старательно, слушали внимательно

Ваши глаза, наверное, устали

Проведем гимнастику для глаз.

( Сначала по часовой стрелке глазами обведем круг, квадрат, и треугольник, затем, наоборот. Начиная с конца против часовой стрелки, обводим каждую геометрическую фигуру).

Молодцы, ребята, отдохнули, продолжим.



5. Формируемые УУД:

Самоопределение, смыслообразование (личностные)

Целеполагание (регулятивные)

Планирование учебного сотрудничества (коммуникативные)


СЛАЙД 6. Перед нами приветствие - стихотворение Н. Красильникова.


Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороват…ся:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становит…ся добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длит…ся до вечера!


Каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они? (ответы) Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками. 


Обратим внимание на слова с пропущенными буквами, попробуем определить тему урока.


- Итак, тема нашего сегодняшнего урока звучит следующим образом « Правописание

-ТСЯ, -ТЬСЯ»

- Открываем тетради, записываем тему. СЛАЙД


- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

Используйте опорные слова на слайде СЛАЙДЫ № 7)

  1. повторить орфограмму…

2) учиться правильно произносить и писать …


СЛАЙД Цели урока


1) повторить орфограмму: «Тся и ться в глаголах»; Знать условия выбора правописаний –тся и –ться.
2) учиться правильно произносить и писать глаголы на –тся и –ться.

3)Находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос.


Мотивация учебной деятельности

- На уроке вы должны быть внимательными, находчивыми, любознательными и усидчивыми. Тогда у вас все получится, и вы найдете ответы на многие вопросы.


Проблемный вопрос

-Как правильно нужно писать в глаголе: -ЦА, -ТСЯ, -ТЬСЯ? -Какие гипотезы мы можем выдвинуть? -Можете ли вы доказать свою версию?


Чтобы ответить на этот вопрос, проведем наблюдение. Обратимся к учебнику. Откроем страницу41 и прочитаем отрывки из стихотворений А.Барто. Ответим на вопросы.


Сделаем вывод: написание –тся и -ться различают по вопросам.


- Почему слова РАСПУСТИТСЯ И РАСПУТИЦА рифмуются.(эти слова созвучны, при произношении они различаются лишь одним звуком С


Прочитайте правило и образец рассуждения на стр.41-42

Учитель: Это вопрос легкий. Чтобы правильно писать, нужно ПРАВИЛЬНО поставить к глаголу вопрос. Будет мягкий знак в вопросе - пиши его и в глаголе.


Перед тем как начать работать над орфограммой, обратимся к правильному её обозначению.

Орфограмма 23 (стр.41). Форзац учебника.Слайд

Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или

что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице

и в нём перед -ся- буква «Ь» НЕ ПИШЕТСЯ.


Если глагол отвечает на вопросы

что делать?, что сделать?,

то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «Ь» ПИШЕТСЯ.

Способны (что делать?) учиться (Неопр.ф.)

Брат (что делает?) учится (3-е л.)


Закрепление

1.ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА. СЛАЙД.

Ученик (что делает?) мчит..ся (3-е л.) в школу.

Он будет хорошо (что делать?)учит..ся. (неопр.ф.)

Из прилежного ученика получит..ся хороший человек (что сделает) (3-е л.)

Задание: На какие вопросы отвечают глаголы?

Запишем предложения и вставим пропущенную букву.

Сделаем вывод: От чего зависит написание –тся, - ться?( От того, есть ли в вопросе, поставленном глаголу мягкий знак)

- МОЛОДЦЫ! У вас все хорошо получается.


Физминутка


  1. СЛАЙД А сейчас проведем творческую разминку.

Не путайте СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ на –ЦА- и глаголы на – ТСЯ,-ТЬСЯ.


СЛАЙД. А сейчас проведем распределительный диктант. Я вам продиктую словосочетания. Ваша задача записать слова в нужный столбик. В первый столбик записываем словосочетания, в которых слово, оканчивающееся на _-ца будет существительным, а во второй столбик будет глаголом.

-ЦА Глаголы

Болит переносица собрание переносится.

Чистая водица не стоит с ним водиться

Белая курица вулкан курИтся.

Острая спица ему не спится.


Вулканы — геологические образования на поверхности коры Земли или другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лавувулканические газы, камни (вулканические бомбы и пирокластические потоки). Слово «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.

(курится). Выделять дымок, туманную дымку. Вулкан курится.


В тетрадях делают следующую запись:


СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. ГЛАГОЛЫ.



Алгоритм правописания –тся и –ться.

ПЕРЕД ВАМИ АЛГОРИТМ. ПО НЕМУ ВЫ ЛЕГКО СПРАВИТЕСЬ С

ЗАДАЧЕЙ.

АЛГОРИТМ.

-От чего зависит написание –тся, -ться ?

( ОТВЕТ: От того, есть ли в вопросе, поставленном глаголу мягкий знак?)


ПОМНИТЕ: 1. ВОПРОС- ВАШ ПОМОШНИК,

2. ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО ПОСТАВИТЕ ВОПРОС,

ТО И ПРАВИЛЬНО НАПИШИТЕ ГЛАГОЛ,

ПЕРЕД ВАМИ АЛГОРИТМ. ПО НЕМУ ВЫ ЛЕГКО СПРАВИТЕСЬ С

ЗАДАЧЕЙ.


А теперь закрепим наши знания.


  1. Упр.84 (самостоятельно): 1ряд: 1 предложение

2 ряд : 2 предложение

  1. ряд: 3 предложение


  1. Аукцион пословиц. Для выполнения следующего задания вам нужно объединиться в пары. Слайд

Задание: запишите пословицы, вставляя, если нужно Ь. После завершения работы обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания. (ВЗАИМОПРОВЕРКА). Проверка на экране


Друзья познают(?)ся в беде.

Трус своей тени боит(?)ся.

Всякий человек в деле познает(?)ся.

Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся.

За все брат(?)ся - ничего не сделать.


  1. Творческое задание: сочетание слов замените глаголами-синонимами, выделите окончания глаголов.

Проявить интерес - интересоваться

Чувствовать радость – радоваться

Испытывать надежду –надеяться

Участвовать в соревновании –соревноваться

Допускать ошибки – ошибаться

Выразить согласие – соглашаться

Принять решение – решиться

Проходить курс лечения - лечиться


Рефлексия

-Пришло время оценить свои знания и умения.

Подведем итоги:

  1. Что нового узнали на уроке?

  2. Как вы ответили на ?, поставленный в начале урока «Как правильно писать в глаголе: -ЦА, -ТСЯ, -ТЬСЯ?

2)Что понравилось?

3) Что запомнилось?

ВОПРОС – ТВОЙ ПОМОШНИК,

Надеюсь, вы и в дальнейшем не забудете правописание – тся – ться.

Сегодня вы работали очень активно, молодцы!

САМООЦЕНКА

«5» - я все понял и могу объяснить.

«4» - я понял, но не могу объяснить.

«3» - я не понял ничего.

Домашнее задание. П.17, упр.85


Завтра контрольное списывание Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, в глаголах на –тся и –ться выделите окончания



Дополнительно

Для выполнения следующего задания вам нужно объединиться в пары. После завершения работы обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания. (ВЗАИМОПРОВЕРКА).

Распределить слова в 2 столбика: -ТСЯ, -ТЬСЯ


Смеят…ся, улыбат…ся, влюблят…ся, возвысит…ся, веселит…ся, всколыхнут…ся, он хвалит…ся, они боят…ся, она нравит…ся, солдаты вернут…ся, команды соревнуют…ся, грет…ся.



5.Дополнительные задания

Распознавание написания –тся или –ться

  • Вставьте подходящие по смыслу глаголы, определите их форму, задавая вопрос.

  • Гаснет вечер, даль синеет, солнышко____

  • Сонный туман на лугах______________

  • Где песня_________, там счастливо________

  • С умным знаться, ума_____________

  • Кто любит______________, тому без дела __________


Проверка

  • Садится – з лицо ед. ч

  • Серебрится – з лицо ед. ч

  • Поется – з лицо ед. ч

  • Живется – з лицо ед. ч

  • Набраться – неопред. форма

  • Трудиться – неопред. форма

  • Не сидится– з лицо ед. ч



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!