СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе. УМК "Школа 21 века" Тема урока "Правописание -ться и тся в глаголах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе. УМК "Школа21 века" (учебник Иванова С.В. и др.)

Тема: Правописание ться и тся в глаголах

Цель: создавать условия для усвоения детьми нового знания; научить правильно обозначать буквами звучание [ца] на конце слов; развивать речь, память, аналитические способности, внимание; воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей

Тип урока: урок открытия нового знания

Задачи: научить правильно обозначать буквами звучание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи; учить различать случаи написания ться и тся в глаголах.

Методы обучения: работа в группах, аналитический, поисковый

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе. УМК "Школа 21 века" Тема урока "Правописание -ться и тся в глаголах"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Очкуровская СШ»





Урок русского языка в 4 классе по УМК «Школа 21 века»

Правописание ться и тся в глаголах











Подготовила и провела

учитель начальных классов

Томиленко Валентина Петровна







Технологическая карта урока русского языка

Урок русского языка в 4 классе по программе 21 века (учебник Иванова С.В. и др.)

Тема: Правописание ться и тся в глаголах

Цель: создавать условия для усвоения детьми нового знания; научить правильно обозначать буквами звучание [ца] на конце слов; развивать речь, память, аналитические способности, внимание; воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей

Тип урока: урок открытия нового знания

Задачи: научить правильно обозначать буквами звучание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи; учить различать случаи написания ться и тся в глаголах.

Методы обучения: работа в группах, аналитический, поисковый

Форма организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, самостоятельная

Средства обучения: наглядный материал, интерактивная доска, раздаточный материал, учебник

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Друзья мои! Я очень рада,
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.

Внимание, ребята, я рада вам сообщить об открытии в нашей школе детективного агентства, тем более, что это агентство открывается именно в нашем классе. И все ученики 4 класса автоматически становятся штатными сотрудника детективного агентства «Пинкертон».

- Итак, как вы уже поняли, урок у нас не простой. Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. Ребята, а кто такой детектив? Какими качествами он должен обладать? (…) У нас урок русского языка. Как вы думаете, что мы будем расследовать?

В наше детективное агентство обратились за помощью жители Волшебной страны «Морфология». Они прислали нам письмо. Вот о чем в нем говорится.

«Дорогие детективы, в нашей стране живёт самостоятельная часть речи ГЛАГОЛ, эта часть речи отличается большой активностью. Глагол никогда не сидит на месте, практически всегда находится в действии. Тесно дружит с именем существительным. Глагол отличается аккуратностью и порядком во всех своих действиях. Но злая волшебница Безграмотность решила навредить глаголу и похитила все его признаки и правила правописания. Помогите, пожалуйста, нашему глаголу»

Ребята, мы как настоящие детективы, должны помочь жителям страны «Морфология»!

Как вы думаете, что мы должны с вами сделать на уроке? Выберите нужные правила.

1.Мы будем собирать информацию.

2.Делать выводы.

3. Бить баклуши.

4.Принимать решения.

5.Искать пути решения проблемы

6. Считать ворон.

Показ на слайде.

- Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты есть у каждого на столе. А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело.

(Дата, классная работа).

А с какой буквы начинается название слово детектив (Д). Что мы с вами ведем? (дело). Какой звук встречается в начале двух этих слов? Д .

Дд, Ддд, Дддд.

А своим девизом мы можем взять пословицу.

Запишем ее в блокнот.

Сделал дело, гуляй смело. Объясните смысл пословицы.

Сейчас мы отправляемся на место преступления. Собираться и действовать мы будем по плану. Сейчас я буду его читать, а вы выбирайте словарные слова и записывайте их в блокнот.

Мы наденем пальто и теплые сапоги. Возьмем портфель и красивый пенал, в котором будут лежать карандаши. С нами пойдет собака Линда и мы отправимся в город. Нам не помешает даже сильный мороз.

Итак, какие же слова мы записали? Прочитайте. Проверять не будем т.к. слова не новые. Оцените себя на листе. За свою работу детективы получают деньги, но а вы оценки у вас есть «Оценочный лист». Вы будете оценивать, а потом я.


Подготовка класса к работе











Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Итак ,мы с вами на месте преступления. Необходимо собрать улики. О я, кажется, вижу первые свидетельства преступления. Ребята, посмотрите на слайд, когда злая волшебница Безграмотность убегала с места преступления она оставила вещественные доказательства. Давайте посмотрим, что это за улики. (вспоминаем правила). Эти все правила, мы можем вернуть глаголу, но не может быть всё так просто, наверняка есть новое правило, которое специально похитила Безграмотность. Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной детали. Но чтобы не оставить своих отпечатков пальцев, которые впоследствии могут спутать с отпечатками преступника, давайте наденем перчатки.

( Пальчиковая гимнастика. На каждый пальчик надеваем перчатки, поправляем)

- Ребята, прочитайте, пожалуйста, стихотворения. 1 слайд


Солнце садится, струится водица,

Птица синица в водицу глядится,

Чистой водицы синица напьется

Славно сегодня звенится – поется.


Меж грибами мухомор

Красотой гордится.

Нечего гордиться

Для супа не годится

Какими частями речи являются выделенные слова


- Выпишите выделенные слова в два столбика в зависимости от части речи

- Проверьте 2 слайд

- Прислушайтесь к этим словам, что общего в их произношении вы заметили. (ЦА).


- Расследование продолжается, вот вам и задачка с тремя неизвестными. Попробуйте определить, когда пишется ца, когда – тся, а когда ться. Обратите внимание на то, какими частями речи являются выделенные слова.

- Ребята, посмотрите на правописание глаголов, что заметили?


- Догадались о чем будет наше расследование?

Тема урока появляется на интерактивной доске 3 слайд




























- выписывают

- сверяют с доской

-На конце имен существительных слышится [ца] и пишется [ца]. На конце глаголов слышится [ца], а пишется тся или ться.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

- глагол гордиться в одном случае написан с мягким знаком, а в другом без ться и тся

- о правописании ться и тся в глаголах

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи

Расследование продолжается.

3 слайд

- Посмотрите на первую группу глаголов, задайте к глаголам вопрос, определите форму.

- Посмотрите на вторую группу глаголов, задайте к глаголам вопрос, определите форму.

- Посмотрите на третью группу глаголов, задайте к глаголам вопрос, определите форму

- Какой вывод можете сделать? В коком случае будем писать ться , а в каком тся?

Слайд-проверка


- Молодцы! Мы собрали достаточно улик, которые превратились в вещественные доказательства. Но мы продолжаем нашу работу, и вызываем свидетелей «Учебник» и «правило» на очную ставку, Давайте сверим свои выводы с правилом в учебнике, откройте с.115, прочитайте рубрику «Тайны языка».

- Ребята, посмотрите еще раз на доску и обратите внимание на правописание вопросов к глаголам в группах, что заметили? Какую улику мы с вами не заметили?

-Молодцы!

Мы хорошо поработали, давайте отдохнём. ФИЗМИНУТКА.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока


- Что делать? - начальная форма глагола

- Что делает? – 3-е лицо, ед.число.


- Что делают? – 3-е лицо, мн.число.


- Если глагол употреблен в начальной форме, то на конце пишется ться, если в форме 3-го лица ед. или мн. числа, то на конце пишется тся.

- зачитывают правило.


- Если в вопросе есть мягкий знак, то он есть и в глаголе, а если нет , то и в глаголе мягкого знака нет.




Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Итак, ребята, я предлагаю провести следственный эксперимент. Как будет работать это правило в деле.


- Итак, ребята, что нам нужно знать, чтобы не ошибиться в написании слов, в которых на конце слышится [ца]?

- Что пишется на конце существительных?

- Что пишется на конце глаголов?



Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм)

- Часть речи.

- ца

- ться или тся в зависимости от формы глагола. (вопроса)


Регулятивные: планирование, прогнозирование

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

5.Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение

Работа в парах: упр.3, с.116. с проверкой.

Первый глагол записываете под диктовку 1 варианта, второй – второй вариант и т. д. Если возник конфликт, поднимаете руку.

Самооценка в листах, взаимопроверка со слайда.

Коллеги поздравляю, следственный эксперимент прошёл удачно. Давайте ещё раз повторим, когда пишется ЦА, когда ТЬСЯ и ТСЯ?


Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

По очереди работают у доски


- высказывают предположения теплица – сущ., теплиться – глагол.


Записывают, затем зачитывают предложения.



Регулятивные- контроль, оценка, коррекция

Познавательные- общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Самостоятельная работа

Организует деятельность по применению новых знаний

А сейчас вам, как опытным детектива, нужно собраться с мыслями и собрать всё воедино. Для этого обратитесь в учебник на стр. 116, упр.2. запишите слова, заменяя транскрипцию, что значит «Транскрипция»? Эта работа самостоятельная. Она покажет, ка вы усвоили правило написания ца, тся и ться.

Коллеги поздравляю, следственный эксперимент прошёл удачно.

Слайд 5

Внимание, Пинкертоны, к нам пришла срочная телефонограмма.

«Большое спасибо детективному агентству «Пинкертон», благодаря вашим действиям к глаголу вернулись все правила, а у Безграмотности ДУША УШЛА В ПЯТКИ, она обещала больше НЕ СОВАТЬ СВОЙ НОС и НЕ распускать РУКИ, она вздохнула, ПОВЕСИЛА ГОЛОВУ и удалилась, ТОЛЬКО ПЯТКИ ЗАСВЕРКАЛИ» С уважением жители страны морфология.


Подберите к фразеологизмам глаголы в неопределённой форме. (Устно, если успеем)


Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном









Испугаться.

Не лезть.

Не драться

Загрустить

Убегать

Регулятивные - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные - самоопределение

7. Рефлексия деятельности

Организует рефлексию

Чтобы дело сдать в архив нужно подвести черту и поставить точку в нашем расследовании.


Слайд 6

- Что вы узнали сегодня на уроке?

- Что повторили?

- Какое задание было самым интересным?

- Кому ПОКА было трудновато?

– Кто или что вам помогало справиться?

А на память о нашем расследовании я хочу вам подарить памятки, если вы проведёте исследование карточек -помощниц, то вы обязательно её найдёте

Оцените свои действия.

Выставление оценок.

- Домашнее задание:

Уч. С. 116 ,упр.4, правило стр. 115

Спасибо за урок!

- Урок окончен!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия


- На конце имен существительных слышится [ца] и пишется [ца]. На конце глаголов слышится [ца], а пишется тся или ться.

-Если глагол употреблен в начальной форме, то на конце пишется ться, если в форме 3-го лица ед. или мн. числа, то на конце пишется тся.



Записывают

Коммуникативные –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные – рефлексия

Личностные - смыслообразование















Оценочный лист

Имя _________________________________________________



Критерии оценивания

Я



Учитель

  1. Словарная работа (+, ?, - )



  1. Повторение о глаголе (+ и - )



3. Участие в диалоге :

- выдвижение гипотезы

- обсуждение проблемы

( +, - )



  1. Парная работа ( +, - )



  1. Самостоятельная работа

(+, ?, - )



  1. Как понял новую тему (+ и - )






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!