СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Церковный раскол XVII в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предусматривает основную информацию, связанную с церковным расколом. Предусмотрено видео, схемы и информация о современном старообрядчестве

Просмотр содержимого документа
«Церковный раскол XVII в.»

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ XVII в. https://youtu.be/p8LHsTdfdYU?si=jCsLM9ne2XamoJlM

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ XVII в.

https://youtu.be/p8LHsTdfdYU?si=jCsLM9ne2XamoJlM

Ц

Идеологический церковный кризис в XVII в.

Важнейшие даты: 

1653–1655 гг.  — реформы патриарха Никона, начало старообрядческого раскола в Русской православной церкви

1668–1676 гг.  — Соловецкое восстание

Р

Причиной кризиса стала попытка унифицировать церковные книги и обряды, так как из-за многовекового переписывания книг от руки накопились бесчисленные неточности и ошибки. 

Попытки:

1518 г. Максим Грек утверждал, что русские православные книги необходимо коренным образом исправить по греческим и древнеславянским оригиналам.

1551 г. митрополит Макарий Стоглавый собор - решено разработать единый пантеон (собрание, свод) русских святых, переписать священные книги и ввести церковное единообразие в обрядах. 

Термины : старообрядчество, раскол

Персоналии:  Игнатий, Гермоген, протопоп Аввакум, патриарх Никон

Раскол - отделение (1654 г.) от Русской Православной церкви части верующих, не признавших церковных реформ патриарха Никона

ПОЗИЦИИ

Старообрядцы (раскольники) - последователи протопопа Аввакума, отказавшиеся принять церковную реформу

протопоп Аввакум - следует опираться на старые традиции, отказаться от иностранного влияния и изолироваться от остального мира

Алексей Михайлович , патриарх Никон - богословие и обряды нужно исправлять на основе греческих источников. Возвышения не достичь без опоры на знания и опыт других народов и государств

Почему так непримирима была власть по отношению к староверам на протяжении нескольких столетий ?

Польские отряды в Москве 1 2 В период Смуты духовенство раскололось в своих взглядах на судьбу России. Убивали священнослужителей, брали их в заложники. Грабили церкви, оскверняли мощи святых. Во время Смуты  поляки уничтожили практически все 450 московских церквей. Некоторые представители священнослужителей поддерживали самозванцев. Патриарх Игнатий даже венчал на власть Лжедмитрия I. Спор о русских церковных книгах Переписывание церковных книг от руки  на протяжении веков Несоответствие церковных книг оригиналу Содержание в  церковных книгах описок  и искажений текста 3

Польские отряды в Москве

1

2

В период Смуты духовенство раскололось в своих взглядах на судьбу России.

Убивали священнослужителей, брали их в заложники.

Грабили церкви, оскверняли мощи святых.

Во время Смуты поляки уничтожили практически все 450 московских церквей.

Некоторые представители священнослужителей поддерживали самозванцев. Патриарх Игнатий даже венчал на власть Лжедмитрия I.

Спор о русских церковных книгах

Переписывание церковных книг от руки на протяжении веков

Несоответствие церковных книг оригиналу

Содержание в церковных книгах описок и искажений текста

3

Предпосылки реформ церкви Появление сомнений по поводу обрядов, которые использовались  во время церковных служб Церковное  многоголосие — одновременное исполнение молитв (иногда разных) священником,  дьяконом и самими верующими. Наличие обычая  многоголосия Наличие обычая крещения  двумя пальцами Необходимость внесения изменений в существующий порядок 4

Предпосылки реформ церкви

Появление сомнений по поводу обрядов, которые использовались во время церковных служб

Церковное многоголосие — одновременное исполнение молитв (иногда разных) священником, дьяконом и самими верующими.

Наличие обычая многоголосия

Наличие обычая крещения двумя пальцами

Необходимость внесения изменений в существующий порядок

4

Ц Р Реформа патриарха Никона 1653–1655 гг. Высшее православное духовенство использует именословное сложение пальцев. Оно так называется, потому что в нём каждый палец обозначает одну из букв имени Иисуса Христа. Такое сложение пальцев можно увидеть почти на всех православных иконах. Католики же вовсе крестятся  пятью  пальцами . Они символизируют пять ран на теле Христа. Главным молитвенным жестом во многих христианских религиях является  крестное знамение.  Реформы Никона начались с изменения сложения пальцев в крестном знамении. Разное сложение пальцев, когда человек крестится сам либо осеняет крестом кого-то другого, имеет различное значение у верующих. Так, крещение  двумя пальцами  (указательным и средним) символизирует двойственную природу Христа (Божественную и человеческую). А крестное знамение  тремя пальцами  (большим, указательным и средним) означает Святую Троицу (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух).

Ц

Р

Реформа патриарха Никона 1653–1655 гг.

Высшее православное духовенство использует именословное сложение пальцев. Оно так называется, потому что в нём каждый палец обозначает одну из букв имени Иисуса Христа. Такое сложение пальцев можно увидеть почти на всех православных иконах.

Католики же вовсе крестятся  пятью пальцами . Они символизируют пять ран на теле Христа.

Главным молитвенным жестом во многих христианских религиях является  крестное знамение.  Реформы Никона начались с изменения сложения пальцев в крестном знамении.

Разное сложение пальцев, когда человек крестится сам либо осеняет крестом кого-то другого, имеет различное значение у верующих.

Так, крещение  двумя пальцами  (указательным и средним) символизирует двойственную природу Христа (Божественную и человеческую).

А крестное знамение  тремя пальцами  (большим, указательным и средним) означает Святую Троицу (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух).

Ц Церковный собор 1654 года Р 2 1 Реформа патриарха Никона 1653–1655 гг. Перевод обрядов  в соответствие  с греческой и русской традициями. Принятие реформы патриарха Никона. По новым правилам верующим следовало креститься тремя пальцами вместо двух. Широкие слои населения России были несогласны с церковными переменами Земные поклоны , при которых человек припадал всем телом к земле, заменялись поясными , а крестные ходы — торжественное церковное шествие — проводились в обратном направлении, против солнца . Кроме того, вводилось троекратное пение торжественного церковного возгласа « аллилуйя » вместо двукратного и иначе стало писаться имя Христа — Иисус вместо Исус.  Народ связывал реформу Никона  с большими потерями  в войне с Речью Посполитой, считая  их Божьим наказанием за нарушение  традиций. Богословские книги и иконы, которые были написаны не по греческим образцам, уничтожались . 

Ц

Церковный собор 1654 года

Р

2

1

Реформа патриарха Никона 1653–1655 гг.

Перевод обрядов в соответствие с греческой и русской традициями.

Принятие реформы патриарха Никона.

По новым правилам верующим следовало креститься тремя пальцами вместо двух.

Широкие слои населения России были несогласны с церковными переменами

Земные поклоны , при которых человек припадал всем телом к земле, заменялись поясными , а крестные ходы — торжественное церковное шествие — проводились в обратном направлении, против солнца . Кроме того, вводилось троекратное пение торжественного церковного возгласа « аллилуйя » вместо двукратного и иначе стало писаться имя Христа — Иисус вместо Исус. 

Народ связывал реформу Никона с большими потерями в войне с Речью Посполитой, считая их Божьим наказанием за нарушение традиций.

Богословские книги и иконы, которые были написаны не по греческим образцам, уничтожались

Патриарх Никон и царь Обращение Никона к Алексею Михайловичу с предложением  разделить с ним управление государством Нежелание Алексея Михайловича делить свою власть с кем-то Пребывание Никона  в Новоиерусалимском монастыре Разлад отношений между царём и патриархом Алексей  Михайлович  и Никон Начало подготовки церковного суда над патриархом Созыв Церковного  собора в 1666 году для  суда над Никоном Действия царя Алексея Михайловича 2 1 Приглашение в Москву православных патриархов из других государств Перестал приглашать патриарха Никона на приёмы. Отказ посещать патриаршие богослужения.

Патриарх Никон и царь

Обращение Никона к Алексею Михайловичу с предложением разделить с ним управление государством

Нежелание Алексея Михайловича делить свою власть

с кем-то

Пребывание Никона в Новоиерусалимском монастыре

Разлад отношений между царём и патриархом

Алексей Михайлович и Никон

Начало подготовки церковного суда над патриархом

Созыв Церковного собора в 1666 году для суда над Никоном

Действия царя Алексея Михайловича

2

1

Приглашение в Москву православных патриархов из других государств

Перестал приглашать патриарха Никона на приёмы.

Отказ посещать патриаршие богослужения.

Решения Церковного собора 1666 года 1 Поддержка царя Алексея Михайловича  и осуждение Никона. Лишение Никона сана и отправка  в монастырь на вечное заточение. 2 Поддержка проведения церковной  реформы. 3 4 Предание проклятию всех несогласных  с церковной реформой. 7

Решения Церковного собора 1666 года

1

Поддержка царя Алексея Михайловича и осуждение Никона.

Лишение Никона сана и отправка в монастырь на вечное заточение.

2

Поддержка проведения церковной реформы.

3

4

Предание проклятию всех несогласных с церковной реформой.

7

Раскол в Русской православной церкви Старообрядчество — совокупность религиозных течений и организаций, направленных против церковных реформ патриарха Никона. Собор 1666–1667 годов Реформа патриарха Никона Приверженцев прежних церковных обрядов и обычаев стали называть «старообрядцами». Начало раскола в Русской православной церкви Раскол — движение, возникшее в середине XVII века в Русской православной церкви. Объединило ту часть верующих, которые не признали церковные реформы Никона На Соборе 1666 года было решено передать лидеров старообрядцев светским властям. По Соборному уложению 1649 года  им грозила казнь на костре. Гонения на протопопа Аввакума Проведение Церковного собора 1666–1667 годов Лишение Аввакума духовного сана и отлучение от церкви Ссылка Аввакума в Пустозёрск и заключение в земляную тюрьму

Раскол в Русской православной церкви

Старообрядчество — совокупность религиозных течений и организаций, направленных против церковных реформ патриарха Никона.

Собор 1666–1667 годов

Реформа патриарха Никона

Приверженцев прежних церковных обрядов и обычаев стали называть «старообрядцами».

Начало раскола в Русской православной церкви

Раскол — движение, возникшее в середине XVII века

в Русской православной церкви. Объединило ту часть

верующих, которые не признали церковные реформы Никона

На Соборе 1666 года было решено передать лидеров старообрядцев светским властям.

По Соборному уложению 1649 года им грозила казнь на костре.

Гонения на протопопа Аввакума

Проведение Церковного собора 1666–1667 годов

Лишение Аввакума духовного сана и отлучение от церкви

Ссылка Аввакума в Пустозёрск и заключение в земляную тюрьму

Убеждения Аввакума Был активным приверженцем и проповедником благочестивого образа жизни. 1 Следовал уставам и постановлениям Стоглавого собора 1551 года. 2 Считал, что за основу православной веры следует брать русские первоисточники. 3 9

Убеждения Аввакума

Был активным приверженцем и проповедником благочестивого образа жизни.

1

Следовал уставам и постановлениям Стоглавого собора 1551 года.

2

Считал, что за основу православной веры следует брать русские первоисточники.

3

9

Г. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума.  1897 г. 11 апреля 1682 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены. 9

Г. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума. 1897 г.

11 апреля 1682 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.

9

В. И. Суриков. Боярыня Морозова.  1887 г. Среди приверженцев старых традиций и обрядов были представители различных слоёв населения. 9

В. И. Суриков.

Боярыня Морозова. 1887 г.

Среди приверженцев старых традиций и обрядов были представители различных слоёв населения.

9

Формы протеста старообрядцев 1 Самосожжение, голодная смерть. 2 Уклонение от повинностей. 3 Неподчинение властям. 4 Вооружённое сопротивление. В период с 1675 по 1695 год из-за самосожжения погибло до 20 тысяч борцов за старую веру. 9

Формы протеста старообрядцев

1

Самосожжение, голодная смерть.

2

Уклонение от повинностей.

3

Неподчинение властям.

4

Вооружённое сопротивление.

В период с 1675 по 1695 год из-за самосожжения погибло до 20 тысяч борцов за старую веру.

9

Современное старообрядчество

Нельзя сказать, чтобы одевались старообрядцы в деревнях точно так же, как до никоновской реформы, но на мало знакомого с историей костюма человека их наряды производят впечатление: сарафаны, платки, подпоясанные рубахи. Держаться принято строго, без лишней живости, и эта манера держаться на многих производит чуть ли не большее впечатление, чем парное молоко по утрам: словно люди перед тобой узнали нечто особенное. Оттого в последнее время немало желающих креститься в старообрядчество.

Без телевизора и Интернета

Практически все старообрядцы умеют читать по-церковно­славянски. Кроме того, они знают знаменное пение, которое, к сожалению, у других групп православного населения сегодня находится в забвении. Все семьи живут своим хозяйством и тайгой. При этом не принято брать незаработанные деньги, поэтому здесь не получают детские, пенсии, различные пособия.

Сельскохозяйственный труд у старообрядцев настолько развит, что они могут выращивать даже арбузы. Казалось бы, невозможная роскошь для северных территорий. В сезон они занимаются заготовкой даров леса, но основной достаток имеют за счет большой соболиной охоты. На три месяца мужчины отправляются далеко в тайгу, на охотничьи угодья, добывают соболя, а мех затем сдают. Плюс старообрядцы являются отличными строителями. Они виртуозно владеют техникой деревообработки. И для этого им не нужно специальное образование. Опыт и мастерство перенимаются от старшего поколения.

Самые суровые староверы чураются города, живут в деревне, на земле. Женщины не носят украшений, не красят и не стригут волос. Все избегают табака, телевидения и интернета, а вот картошку и электричество могут признавать и в самых суровых общинах — только не допускать их в храмы и часовни. (Картошка и табак плохи тем, что их привезли из противоземель, с той стороны земли, то есть). Надо сказать, что, хотя старообрядцы кажутся равнодушными к суете мира, именно из их среды вышло некогда немало крупных купцов.

Источники https://foxford.ru/wiki/istoriya/tserkovnyy-raskol https://videouroki.net/video/33-russkaya-pravoslavnaya-cerkov-v-xvii-veke-reforma-patriarha-nikona-i-raskol.html Материал сайта videouroki.net https://kulturologia.ru/blogs/030419/42725/ https://ruvera.ru/articles/kak_jivut_sovremennye _staroobryadcy

Источники

https://foxford.ru/wiki/istoriya/tserkovnyy-raskol

https://videouroki.net/video/33-russkaya-pravoslavnaya-cerkov-v-xvii-veke-reforma-patriarha-nikona-i-raskol.html

Материал сайта videouroki.net

https://kulturologia.ru/blogs/030419/42725/

https://ruvera.ru/articles/kak_jivut_sovremennye _staroobryadcy


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!