СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Церковный раскол XVII века"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Церковный раскол XVII века"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Церковный раскол XVII века"»

Урок  Раскол в Русской Православной Церкви

Урок Раскол в Русской Православной Церкви

Новые понятия: раскол –  религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона . Старообрядцы (раскольники ) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.  

Новые понятия:

  • раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона .
  • Старообрядцы (раскольники ) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.  
Проблема Почему в XVII веке вновь начался раскол в обществе?

Проблема

Почему в XVII веке вновь

начался раскол в обществе?

 План:   1. Какие события вызвали новую смуту (причины)? 2. Каковы были результаты раскола в обществе?

План:

1. Какие события вызвали новую смуту (причины)?

2. Каковы были результаты раскола в обществе?

Патриарх Никон Алексей Михайлович Романов

Патриарх Никон

Алексей Михайлович Романов

Церковная реформа патриарха Никона ( 1653-1655 гг) 5 июля 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во 5 июля 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго».всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго». Реформа- переустройство чего- либо. Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты).

Церковная реформа патриарха Никона ( 1653-1655 гг)

5 июля 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во 5 июля 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго».всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго».

Реформа- переустройство чего- либо.

Церковный Собор 1654 года

(Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты).

Вопросы Содержание реформы ? ?  -Вводились поясные поклоны ? - Раньше крестились 2 перстами, стали тремя. ? - Стали переписывать книги по византийским образцам

Вопросы

Содержание реформы

?

?

-Вводились поясные поклоны

?

- Раньше крестились 2 перстами, стали тремя.

?

- Стали переписывать книги по византийским образцам

Что заставило царя Алексея Михайловича и патриарха Никона начать церковную реформу (причины) и каковы были последствия этой Реформы?  
  • Что заставило царя Алексея Михайловича и

патриарха Никона начать церковную реформу

(причины) и каковы были последствия этой

Реформы?

 

Вопросы Содержание реформы Причины стр. 70 - 74 Суть реформ -Вводились поясные поклоны Результаты реформ - Раньше крестились 2 перстами, стали тремя. - Стали переписывать книги по византийским образцам

Вопросы

Содержание реформы

Причины

стр. 70 - 74

Суть реформ

-Вводились поясные поклоны

Результаты реформ

- Раньше крестились 2 перстами, стали тремя.

- Стали переписывать книги по византийским образцам

Вопросы Содержание реформы  Причины -Необходимо было менять моральный облик священнослужителей: не уделяли внимания прихожанам: пили, чревоугодничали -Среди верующих сохранились языческие традиции -Существовали различия в церковных обрядах и текстах

Вопросы

Содержание реформы

Причины

-Необходимо было менять моральный облик священнослужителей: не уделяли внимания прихожанам: пили, чревоугодничали

-Среди верующих сохранились языческие традиции

-Существовали различия в церковных обрядах и текстах

Как вы думаете, все ли верующие приняли реформы и стали им следовать? Боярыня Морозова

Как вы думаете, все ли верующие приняли реформы и стали им следовать?

Боярыня Морозова

 Во времена раскола (изъятие по описи старопечатных книг)

Во времена раскола

(изъятие по описи старопечатных книг)

Вопросы Содержание реформы Суть реформ -Вводились поясные поклоны Результаты реформ - Раньше крестились 2 перстами, стали тремя. Церковная реформа привела к расколу в обществе: сторонники реформы и противники (раскольники) - Стали переписывать книги по византийским образцам

Вопросы

Содержание реформы

Суть реформ

-Вводились поясные поклоны

Результаты реформ

- Раньше крестились 2 перстами, стали тремя.

Церковная реформа привела к расколу в обществе: сторонники реформы и противники (раскольники)

- Стали переписывать книги по византийским образцам

Лидер старообрядцев- протопоп Аввакум
  • Лидер старообрядцев- протопоп Аввакум
И прочих наших на Москве жарили да пекли: Исаию сожгли, и после Авраамия сожгли, и иных поборников церковных многое множество погублено, их же число Бог изочтет. Чюдо, как то в познание не хотят приити: огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? – не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолом так учить, еже бы огнем, да кнутом, да висилицею хотят в веру приводить. Но господем реченно ко апостолом сице:

И прочих наших на Москве жарили да пекли: Исаию сожгли, и после Авраамия сожгли, и иных поборников церковных многое множество погублено, их же число Бог изочтет. Чюдо, как то в познание не хотят приити: огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? – не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолом так учить, еже бы огнем, да кнутом, да висилицею хотят в веру приводить. Но господем реченно ко апостолом сице: "шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет". Смотри, слышателю, – волею зовет Христос, а не приказал апостолом непокоряющихся огнем жечь и на висилицах вешать. Наш Христос ученикам своим никогда так не повелел. Ну-тко, правоверне, нарцы имя Христово, стань среди Москвы, прекрестися знамением спасителя нашего Христа, пятью персты, яко же прияхом от святых отец: вот тебе царство небесное дома родилось! Бог благословит: мучься за сложение перст, не разсуждай много! А я с тобою за сие о Христе умрети готов.

Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако это привело к конфликту церковной и светской власти. Церковная реформа патриарха Никона привела к расколу приверженцев Русской Православной Церкви на никониан и старообрядцев и подчинению церкви государству.

Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако это привело к конфликту церковной и светской власти. Церковная реформа патриарха Никона привела к расколу приверженцев Русской Православной Церкви на никониан и старообрядцев и подчинению церкви государству.

Дань памяти 5 августа 2006 года в Саранске открыт и освящён патриархом Алексием II памятник Никону.  Памятник протопопу Аввакуму в с. Григорово .

Дань памяти

5 августа 2006 года в Саранске открыт и освящён патриархом Алексием II памятник Никону.

Памятник протопопу Аввакуму в с. Григорово .

Проблема Почему в XVII веке вновь начался раскол в обществе?

Проблема

Почему в XVII веке вновь

начался раскол в обществе?

Вывод: В 17в. после церковной реформы с стране начался раскол. Общество было разделено на сторонников Никона и раскольников. Ухудшение положения простых людей с связи с оформлением крепостного права, войной с Польшей привели страну к новой гражданской войне

Вывод:

  • В 17в. после церковной реформы с стране начался раскол. Общество было разделено на сторонников Никона и раскольников. Ухудшение положения простых людей с связи с оформлением крепостного права, войной с Польшей привели страну к новой гражданской войне
Домашнее задание: § 7, с. 70 – 74.

Домашнее задание:

  • § 7, с. 70 – 74.
Задания

Задания

Сравните позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума по вопросу о целях и содержании церковных реформ сер. 17 века. Что было в них общим, а что – различным.
  • Сравните позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума по вопросу о целях и содержании церковных реформ сер. 17 века. Что было в них общим, а что – различным.
Общие характеристики: 1 2 3 Позиция патриарха Никона Позиция протопопа Аввакума

Общие характеристики:

1

2

3

Позиция патриарха Никона

Позиция протопопа Аввакума

Общие характеристики: - признание необходимости проведения церковных реформ - признание необходимости унификации церковных обрядов и богослужебных книг признание необходимости борьбы за исправление нравов духовенства, борьба со всем, что подрывает авторитет церковнослужителей.   Позиция патриарха Никона Позиция протопопа Аввакума

Общие характеристики:

- признание необходимости проведения церковных реформ

- признание необходимости унификации церковных обрядов и богослужебных книг

  • признание необходимости борьбы за исправление нравов духовенства, борьба со всем, что подрывает авторитет церковнослужителей.

Позиция патриарха Никона

Позиция протопопа Аввакума

Общие характеристики:   Позиция патриарха Никона Позиция протопопа Аввакума 1.Исправление книг провести по греческим образцу 2.Ввести единый обряд богослужения по греческим образцам 1.Исправление книг по древнерусским образцам 3.Исправление всех церковных алтарей и иконостасов в соответствии с греческими образцами 2.Унификация обряда богослужения на основе обряда, сложившегося в Древней Руси после принятия христианства 3.Следование образцам, сложившимся в русской иконописи

Общие характеристики:

Позиция патриарха Никона

Позиция протопопа Аввакума

1.Исправление книг провести по греческим образцу

2.Ввести единый обряд богослужения по греческим образцам

1.Исправление книг по древнерусским образцам

3.Исправление всех церковных алтарей и иконостасов в соответствии с греческими образцами

2.Унификация обряда богослужения на основе обряда, сложившегося в Древней Руси после принятия христианства

3.Следование образцам, сложившимся в русской иконописи


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!