СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока истории "Церковный раскол XVII века"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока истории "Церковный раскол XVII века" с использованием заданий формата ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории "Церковный раскол XVII века"»


Урок Церковный раскол в середине 17 века

Цель урока: Учить выделять причины церковного раскола

Учить оценивать исторических деятелей (Никона и Аввакума)

Ход урока:

  1. Орг момент

  2. Изучение нового материала

  1. Создание проблемной ситуации

  • Как вы понимаете название темы?

  • На какое явление в истории России похожи эти события? /Смутное время

Познакомимся с темой, узнаем, верны ли наши предположения

  • Исходя из этих идей, в 17 веке в Российском государстве должны были преобладать гражданские смуты или гражданский мир?

Проблема: Почему в 17в. вновь началась смута в России?

  1. Открытие нового знания (1 пункт)

  • Что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос урока?

План:

  1. Какие события вызвали новую смуту (причины)?

  2. Каковы были результаты новой смуты?



  • Какая религия была господствующей в России?

В 1653 г. в Российском государстве началась реформа церковных обрядов, проводимая патриархом Никоном. В таблице (презентация) содержится информация о церковной реформы:

  1. Какие данные о церковной реформе внесены в таблицу?

  2. Каких данных о церковной реформе не хватает? (известно, какова была суть реформы, но неизвестны причины и последствия)

По ходу урока мы будем заносить недостающие факты в таблицу. /таблица в законченном варианте

Вопросы

Содержание реформы

Причины

-Необходимо было менять моральный облик священнослужителей: не уделяли внимания прихожанам: пили, чревоугодничали

-Среди верующих сохранились языческие традиции

-Существовали различия в церковных обрядах и текстах

Суть реформ

-Вводились поясные поклоны

- Раньше крестились 2 перстами, стали тремя.

- Стали переписывать книги по византийским образцам

Результаты реформ

Церковная реформа привела к расколу в обществе: сторонники реформы и противники (раскольники)



  1. Используя учебник стр. 70 - 74 выделите причины церковной реформы

  2. Для того, чтобы заполнить графу результаты реформ, обратимся к картине на слайде (Боярыня Мороза. Худ. Суриков)

  3. Кто изображен в центре картины?

  4. Что означает жест, который показывает боярыня? Почему она его показывает?

  5. За что ее арестовали? (власти наказывают тех, кто не принимает реформы Никона. )

  6. Каково было отношение властей к сторонникам старой веры? (раскольникам)? (власти наказывают тех, кто не принимает реформы Никона..

  7. Как к этому событию относятся люди, находящиеся на улице? (Многие сочувствуют боярыне).


Прочитайте отрывок из «Жития протопопа Аввакума».


И прочих наших на Москве жарили да пекли: Исаию сожгли, и после Авраамия сожгли, и иных поборников церковных многое множество погублено, их же число Бог изочтет. Чюдо, как то в познание не хотят приити: огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? – не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолом так учить, еже бы огнем, да кнутом, да висилицею хотят в веру приводить. Но господем реченно ко апостолом сице: "шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет". Смотри, слышателю, – волею зовет Христос, а не приказал апостолом непокоряющихся огнем жечь и на висилицах вешать. Татарской бог Магмет написал во своих книгах сице: "непокараящихся нашему преданию и закону повелеваем главы их мечем подклонити". А наш Христос ученикам своим никогда так не повелел. Ну-тко, правоверне, нарцы имя Христово, стань среди Москвы, прекрестися знамением спасителя нашего Христа, пятью персты, яко же прияхом от святых отец: вот тебе царство небесное дома родилось! Бог благословит: мучься за сложение перст, не разсуждай много! А я с тобою за сие о Христе умрети готов.


- Какими методами осуществлялась реформа Никона?

- Могло ли это, по мнению Аввакума, привести к положительному результату?



  • Как патриарх относился к тем, кто шел против его воли? (Аввакум был арестован, подвергся жестоким пыткам)

  • Каким наказаниям подвергались раскольники?

Сторонников Аввакума стали называть старообрядцами или раскольниками. Сторонников старой веры отлучали от церкви. Через некоторое время многие приняли реформу Никона. Но остались те, кто были верны своим взглядам, от преследований они уходили в леса севера, Сибири. Раскольники не успевшие скрыться, сжигали себя на кострах, таким образом погибло около 20 тыс человек


Открытие нового знания

Церковная реформа привела к расколу в обществе, в умах людей.



Применение нового знания

Почему в 17в. в Российском государстве вновь начался раскол в обществе ?

Вывод: В 17в. после церковной реформы с стране начался раскол. Общество было разделено на сторонников Никона и раскольников. Ухудшение положения простых людей с связи с оформлением крепостного права, войной с Польшей привели страну к новой гражданской войне. Церковная реформа привела к расколу в обществе, в умах людей


Карточка 1


Всередине 17 века под руководством патриарха Никона были проведены реформы в РПЦ

Какие предложения о проведении преобразований, отличные от позиции патриарха Никона, были высказаны в тот период? Назовите два предложения. Какие последствия имели церковные преобразования Никона? Приведите не менее трех последствий.

Предложения, отличные от позиций Никона:

- при проведении унификации церковных обрядов и богослужебных книг опираться не на греческие, а на древнерусские образцы

- отказаться от преобразований, сохранить существующие церковные обряды и богослужебные книги.

Последствия:

- реформа привела к унификации церковных обрядов и богослужебных книг, способствовала укреплению духовной, идейной целостности русского православия

- долгий спор о верховенстве светской и духовной власти, был решен в пользу власти светской, был сделан важный шаг к подчинению церкви государством

- острая борьба сторонников и противников Никона и его реформ привела к расколу русской православной церкви

- старообрядческое движение стало одной из форм социального протеста во второй половине 17- 1- ой половине 18 века.


Карточка 2

Сравните позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума по вопросу о целях и содержании церковных реформ сер. 17 века. Что было в них общим, а что – различным.

Общие характеристики:

- признание необходимости проведения церковных реформ

- признание необходимости унификации церковных обрядов и богослужебных книг

- признание необходимости борьбы за исправление нравов духовенства, борьба со всем, что подрывает авторитет церковнослужителей.

Различия:

Позиция патриарха Никона

Позиция протопопа Аввакума


Исправление книг провести по греческим образц

Ввести единый обряд богослужения по греческим образцам

Исправление всех церковных алтарей и иконостасов в соответствии с греческими образцами

Утверждение верховенства духовной власти над светской в религиозных и нравственных вопроса

Расширение международных связей РПЦ, в особенности с южнославянскими народами


Исправление книг по древнерусским образцам

Унификация обряда богослужения на основе обряда, сложившегося в Древней Руси после принятия христианства

Следование образцам, сложившимся в русской иконописи

Признание царя единственным защитником православия, хранителем православного царства

Отказ от расширения международных связей, строгое следование концепции «Москва- третий Рим»


Карточка 3

Назовите не менее трех целей реформы РПЦ в середине 17 века и не менее трех последствий преобразований проведенных патриархом Никоном.

Три цели реформ РПЦ:

- унификация системы церковных обрядов, порядка богослужения, богослужебных книг

- повышение авторитета и усиление значения церкви в жизни общества

- борьба с явлениями, подрывавшими духовный авторитет церковно служителей (пьянство, стяжательство, неграмотность священников и пр.)

- противодействие проникновению светских начал в духовную жизнь общества

- преобразование церкви в условиях усиления церковно- политических связей России с южнославянскими странами.

Два последствия преобразований:

- реформа привела к унификации церковных обрядов и богослужебных книг, способствовала укреплению духовной, идейной целостности русского православия

- долгий спор о верховенстве светской и духовной власти был решен в пользу власти светской, был сделан важный шаг к подчинению церкви государству

- острая борьба сторонников и противников Никона и его реформ привела к расколу РПЦ

- старообрядческое движение стало одной из форм социального протеста во 2-ой половине 17- 1-ой половине 18 веков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!