СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Путь к счастью"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка будет полезна педагогам-психологам, которые проводят работу в образовательной организации по эмоциональному выгоранию педагогов. 

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Путь к счастью"»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 9 «Теремок»














Тренинг

«Путь к счастью»












Педагог-психолог:

Булаева

Любовь Витальевна










г. Курчатов

2016 г.

Цель:

Помочь участникам тренинга улучшить свое эмоциональное состояние и приблизиться к собственному пониманию счастья, наметить пути его достижения.


Задачи:

  1. Создать условия для погружения в свой собственный мир и ориентации в нем.

  2. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

  3. Расширять знания участников о своих ценностях и понятии личного счастья.



































  1. Организационный момент. Вводная часть.

Сейчас возьмите фломастер и напишите свое имя и прикрепите этот бейджик к одежде.


  1. Ритуал приветствия.

Приглашаю вас в наш круг мира и согласия. Давайте пожелаем друг другу мира. Я буду проговаривать слова и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

- Мир дому моему(руки уголком над головой),

- Мир сердцу моему(руки прижаты к сердцу),

- Мир друзьям моим(руки в стороны),

- Мир Вселенной (руки вверх).


Настрой:

- Я вполне осознаю некоторую степень вашей настороженности и элементы сомнения, так как подобная реакция является вполне логичной в данных условиях, в то время как, мне кажется, что наиболее глубоких уровнях, ваше подсознание, как наиболее творческая часть вашей личности, открывает для себя потенциальную пользу данной ситуации.


  1. Веселая игра «Я – не Я»

(встать в круг: на «Я» – встать, руки вверх; «не Я» – сложить руки на груди).

  • Кто любит шоколад?

  • Кто любит мармелад?

  • Кто не моет уши?

  • Кто любит гранат?

  • Кто любит виноград?

  • Кто любит урюк?

  • Кто не моет рук?

  • Кто любит мороженое?

  • Кто любит пирожное?

  • Кто любит ириски?

  • Кто лакает из миски?

  • Кто любит помидоры?

  • Кто жарит мухоморы?

  • Кто любит кино?

  • Кто разбил окно?

  • Кто любит печенье?

  • Кто любит варенье?

  • Кто любит мед?

  • Кто все время врет?

  • Кто хочет пельмени?

  • Кто хочет банан?

  • Кто упрямый, как баран?

  1. Игра «Шарики в кругу» (на сплочение группы)

Образовать круг, взявшись за руки. Надо играть и удерживать в кругу 2 – 3 шарика, не размыкая рук.


  1. Упражнение «Конфетка» (знакомство, презентация себя)

На блюде положить разных конфет, в разных обертках, леденцы, мармелад, жевательную резинку и др. Позаботиться о том, чтобы одинаковых конфет было несколько. Иначе кому – то не достанется то, что он хотел бы выбрать, и он будет выбирать по принципу « что осталось». Кроме того, всегда интересно услышать, как об одной и той же конфете два человека рассказывают совершенно непохожие истории.


- Вот перед вами на блюде выложены конфеты. Посмотрите на них и выберите себе одну, которая больше всего похожа на вас. А затем сделайте самопрезентацию, которая объяснит всем нам – почему вы считаете, что похожи на эту конфету.( здесь можно оценить эмоц. настрой группы по преобладающему цвету фантиков. Для этого надо попросить выложить конфеты в круг, чтобы увидеть, какой цвет преобладает.

Помните:

Черный – подавленность, красный – агрессия.


II. Основная часть.


Однажды Бог проснулся утром рано…
Он жалобы и просьбы почитал…
И людям  из кувшина без обмана
Желаемое в сердце наливал…
Но не у всех открыто было сердце
И место есть для Чуда не у всех.
То завистью, враждой подпёрта дверца…
То жадность не даёт налить успех…

А у кого-то до краёв разлита
Печаль и безысходность, вот беда.
И Бог жалел, что сердце это скрыто…
Любви хотел налить, да вот куда?
И Бог грустил, что люди не умеют
Сердца и души чистить от обид…
Они с годами в сердце каменеют
И сердце превращается в гранит…

Но Бог ходил, смотрел и улыбался,
Когда сердца влюблённые встречал.
Он брал кувшин и от души старался,
Им счастье  в  сердце бережно вливал…
А люди постепенно расплескали
Подаренную Богом благодать
И всех вокруг в утрате обвиняли,
Забыв в самих себе вину искать…

Ведь если б мы могли прощать и верить,
Любить, благодарить и отпускать,
То Бог бы мог не каплей счастье мерить,
Кувшин волшебный мог бы весь отдать…
Однажды Бог проснулся на рассвете.
Огромный ящик с просьбами у ног…
А рядом лишь один без просьб конвертик:
«Благодарю за всё тебя, мой Бог…»




Сегодня мы вместе попробуем открыть дверцы наших сердец, чтобы счастью не было преград, когда оно захочет к нам зайти и, даже остаться …


Тема тренинга «ПУТЬ К СЧАСТЬЮ» (показать на экране)


Притча «О СЧАСТЬЕ»


Как-то шёл по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни. Вдруг заметил он несчастного человека, сгорбившегося под непосильной ношей.


— Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? — спросил мудрец.


— Я страдаю для счастья своих детей и внуков, — ответил человек. — Мой прадед всю жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою жизнь, только чтобы мои дети и внуки стали счастливыми.


— А был ли хоть кто-то счастлив в твоей семье? — спросил мудрец.


— Нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! — ответил несчастный человек.


— Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! — сказал мудрец.

— Научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймёшь, как сделать счастливыми своих детей и внуков!


Все мы мечтаем быть счастливыми…


На любой праздник нам желают счастья.


- А что такое СЧАСТЬЕ?

- Как стать счастливым?

- Где его искать?

- Какое оно на самом деле?

Эти вопросы, наверное, и вы не раз задавали себе. И это хорошо. А еще лучше, когда люди начинают искать на них ответы. Потому что у ищущих есть шанс их найти и стать таки счастливыми. За многие века люди выработали множество практик и философских учений, направленных на достижение внутренней гармонии. Но единого рецепта не существует, потому что у каждого из нас - свой путь к счастью.

И хотя понятие СЧАСТЬЯ весьма расплывчато и невразумительно, все же мы отдаем себе отчет в том, что это такое.


  1. Упражнение «СОСУД СЧАСТЬЯ»


Сейчас я предлагаю высказать свои представления о счастье с помощью этих кристаллов, таким образом, помещая их в этот стеклянный сосуд мы соберем этот « сосуд счастья».

(Отметить красоту этого сосуда, его разноцветье, что его внешнюю красоту создает наполнение, т. есть внутренняя составляющая. И наши представления разнообразны настолько насколько разнообразны мы, наши ценности и предпочтения).


Рефлексия:


- Что вы сейчас чувствуете?

Отдайте себе отчет в том, что за чувство наполняет вас?


(вывести на экран)

- Радость?

- Спокойствие?

- Безмятежность?


Или:

- Беспокойство? Тревога?

- Безразличие?

-Чувство противоречия?


Если это беспокойство, тревога, безразличие или амбивалентные чувства, то постарайтесь осознать, почему эти чувства наполняют вас? Ведь только осознав причину их возникновения, мы можем придти к внутреннему равновесию.

Сейчас я предлагаю зафиксировать ваши представления о счастье в стихотворении.


6. Синквейн «Счастье»

(Синквейн – это стих –е , состоящее из 5 строчек, которое требует синтеза информации в кратких выражениях.

Вывести на экран составляющие стих – я).


1 строкатема, главное слово (существительное, о котором пойдет речь).


2 строка2 прилагательных (описание признаков и свойств объекта).


3 строка3 глагола (характерные действия этого существительного).


4 строкапредложение из 4 или более слов (которое выражает личное отношение к предмету).


5 строкаслово-резюме (существительное, характеризующее суть предмета).



Сами вы, вероятно, стремитесь к запомнившемуся вам однажды переживанию благополучия и комфорта, которое можете обозначить для себя как счастье. Поскольку такое переживание однажды вам было доступно, то желая его повторить, вы начинаете искать пути его получения вновь. Так возникает начало цикла-контакта с окружающим вас миром.

Вначале вы чувствуете, что на фоне полного удовлетворения, на некоей нулевой точке, когда все у вас в порядке, и не требуется никакой активности, вдруг возникает смутное беспокойство. Это сигнал о том, что ваш организм в широком смысле (и тело, и душа, и мысли) испытывает либо недостаток в чем-то, либо переизбыток чего-то. По мере роста недостатка-избытка четче проявляется и возрастает недовольство, беспокойное ощущение, что что-то не так. И вдруг вам полностью удается осознать, чего же именно вы хотите.

Внимание, именно с момента появления у вас какой-либо потребности вы теряете ощущение счастья.

Классики разных эпох неоднократно в своих произведениях описывали состояние счастья и покоя как нересурсное для творческой активности, как губительное для любых дел, как тормозящее и деградирующее начало. Но к счастью по-прежнему стремятся все. И его действительно можно ощутить в момент достижения своей цели, пока этот момент еще не застыл и не умер в статике, и пока новая потребность не спугнула безмятежность новым приступом тревоги и неудовлетворенного голода.


Итак, если представить цикл контакта с миром в виде круга

(окружности), то точка возникновения потребности и точка окончания удовлетворения потребности при своем столкновении на короткое время и являются местом счастья. (показать на экране).


Цикл контакта для достижения счастья

1. Осознавание потребности, без чего мы не можем быть счастливы.

2. Поиск объектов и способов удовлетворения этой потребности (того, что может восстановить у вас ощущение счастья).

3. Переход к действию (приобретение чего либо или избавление от чего – либо) – это и есть финальный контакт с реальностью.

В этот момент люди обычно жалуются, что цель, к которой они шли так долго, не принесла того счастья, к которому они стремились, что нет удовлетворения от получения результата и т.д. Это правда. На этой стадии нет счастья, потому что его необходимо еще суметь ощутить. Удовлетворение и всякое приятное ощущение наступает в последующей стадии - пост-контакта. Здесь и блаженная усталость, и чувство выполненного долга, и понимание содеянного, и гордость, и ценность, и вкус - все то, ради чего…

К сожалению, люди склонны зачастую лишать себя не только самого счастья, но даже путей его достижения. Так происходит нарушение нормального цикла контакта с миром по поводу удовлетворения своих потребностей. И на смену естественному ходу вещей приходят замены, суррогаты, всякие псевдо!(лишь бы побыстрей достичь счастья)

В результате человек не получает того, чего желает, но ему кажется, что он все для этого делает. Ибо энергии он тратит много и что-то все-таки делает (что-то берет, что-то запихивает в себя, что-то отдает). Это происходит потому что нарушены все составляющие цикла по достижению счастья, человек выбирает «побыстрей» и для того, чтобы везде успеть, добиться результатов, заработать больше денег…приходится жертвовать своим счастьем. А в результате становится несчастным. Но в круговороте жизни, он этого не замечает до тех пор, пока не появляются явные признаки отчаяния и безнадежности, или болезни…

Китайская мудрость гласит:

«СЧАСТЬЕ не постоянно, но возможно, если у вас на него найдется время»

Единственным способом выбраться из темной ночи зависимости, являются паузы для осознавания, где человек должен ответить себе на вопросы:

(показать на экране)

- Что сейчас в моей жизни происходит?

- Зачем я делаю то, что делаю?

- Куда я двигаюсь?

- Что в моей жизни течет не так?


Здесь важно себе дать время на осознавание, разрешить себе некоторое время молчать и «думать в глубину». Вот как раз когда человек несчастлив, он способен «думать в глубину». Про это у Евтушенко есть строки:


В счастье есть порой такая тупость.

Счастье смотрит пусто и легко.

Горе смотрит горестно потупясь,

Потому и видит глубоко…

    1. Диагностическое упражнение «Звезды»

Это упражнение позволит нам узнать с чем связано наше внутреннее напряжение, отчего мы получаем стресс.


Многие люди любят смотреть на звездное небо. Пока любуешься звездами постепенно расслабляешься, гармонизируешься… Нам кажется, что звезды – наши друзья, которые многое знают о нас и могут повлиять на нашу судьбу или жизнь.


Возьмите лист бумаги и нарисуйте 3 звезды разной величины. Одной из них пририсуйте хвост.


Интерпретация:

Самая большая звезда – это работа, которая есть сейчас у вас, ее возможности и неприятные стороны. Если она не намного больше остальных, то вы неудовлетворенны или не заинтересованы ей. Если наоборот, то глубоко погружены в свою работу, это грозит стать трудоголиком.

Комета – предвестник несчастий и катаклизмов. Звезда, которой вы пририсовали хвост, представляет собой неприятности, напряжение.

Если хвост у большой звезды, то самое время писать новое резюме.

Если хвост у звезды среднего размера, то это напряжение и неприятность связана с вашей семьей, родными, близкими. А если хвост у маленькой – то вы не справляетесь с собой.


Очень важно для человека понять свое Предназначение в жизни.

- Как вы думаете – ЗАЧЕМ?


Так как, не реализуя его, мы не можем обрести счастья. Его мы не выбираем, оно дано нам. Предназначение оно внутри нас, мы рождаемся с ним.

Возникает вопрос: - А как понять свое Предназначение?


Ответ простой, но процесс трудный:

- нужно осознать и понять:

Что вы можете делать бесконечно долго, даже если бы вам не платили за это денег, выражали похвалу, благодарность?


Обрести себя, уметь понимать себя – это некая ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.


Сейчас я предлагаю вам подумать над вашими жизненными ценностями, это тоже значимая составляющая психологической культуры.



    1. Упражнение «Ромашка».

Ценности человека во многом определяют его жизненный путь...  

Мы будем создавать “ромашку ценностей”. Напишите на лепестках ромашки главные ценности, необходимые вам для удовлетворенности жизнью. В сердцевине ромашки напишите свое имя, на каждом из лепестков вы должны 6 раз ответить на вопросы:

(показать на экране)

- Без чего я не был бы я?

- Что мне особенно ценно, дорого и важно в жизни?

- Без чего я себя не представляю?

Если необходима помощь, можно список человеческих ценностей разместить на экране:



  • интересная работа

  • хорошая обстановка в стране

  • общественное признание

  • материальный достаток

  • любовь

  • семья

  • удовольствия, развлечения

  • самосовершенствование

  • свобода

  • справедливость

  • доброта

  • честность

  • искренность

  • вера

  • целеустремленность



Затем участники по очереди выходят в круг и говорят:

- Я – самодостаточная личность и вполне могу обойтись без(та ценность которую вы написали). И так пока не останутся 6 ценностей.


Затем сказать: Когда-то давно, в глубокой древности, люди интуитивно обнаружили, что орнамент в виде цветка, звезды, круга - они назвали ее мандалой - выражает что-то глубинное в душе человека, отражает словно бы центр человеческой души. Поэтому мандала встречается часто: в витражах церквей, на одежде, посуде, в архитектуре зданий. На Руси - в украшении изб, прялок, орнаменте вышивок.

Наша мандала - это выражение ценностей нашего коллектива, в котором есть частичка души каждого из нас, и все мы вместе (круг мандалы).  Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции.

Предлагаю создать орнамент из наших «цветков ценностей»(выложить узор в виде круга). После чего встать вокруг созданной мандалы и произнести аффирмацию:

«Ситуация любая мне подвластна, МИР ПРЕКРАСЕН – и

Я ПРЕКРАСНА»


    1. Упражнение «Комок проблем»

Многие понимают, что от проблем надо избавляться, но каким образом? Групповая атмосфера, метафора, ритуальные действия помогут участникам почувствовать и пережить « колючесть и неудобство» от ношения этих проблем и радость избавления.


(1. Предлагаю участникам записать на листочках названия тех проблем, которые мучают. Необходимо записать чувства, которые они вызывают.

2. Все записи надо скомкать. У каждого участника должно быть несколько комков.

3. Комки спрятать под одежду так, чтобы они соприкасались с голым телом.

Почувствуйте на себе свои проблемы и переживания… Почувствуйте какое они доставляют вам неудобство… Обратите внимание куда, в какое место вы запрятали свои проблемы.

4. А теперь я предлагаю вам походить и почувствовать эти проблемы. А затем, когда почувствуете, что готовы избавиться от нее можно потрясти так, чтобы она сама выскочила. Если же не получается, то выбросите комки с проблемами в мусорную корзину, которая стоит посредине общего круга.

Многие люди, когда у них возникают проблемы, переживают их с трудом, тратят на эти переживания много своей энергии. Они задают вопросы:

- Почему?(это у меня или со мной произошло?

- Кто виноват? (ищут виноватых).

Это позиция безответственности. Если таким образом относиться к проблемам, то нет вероятности, что обретешь счастье и гармонию. Ведь вопрос – Почему? – рождает обиду в сердце, а вопрос – Кто виноват? - гнев и агрессию.

А человек, который берет на себя ответственность за то, что с ним происходит, он понимает, что все, что приходит в его мир, учит его и при возникновении проблемы он задает себе другой вопрос:

- Зачем? Для чего? Какой опыт я должен получить?

Мы все ученики, и все проблемы которые появляются у нас – это наши уроки, и на сколько грамотно и правильно сделаем этот урок, на столько мы станем счастливее.


10. Танец счастливого человека (Аутентичный танец.)


Аутентичный танец появился в 50-е годы, как соединение танца модерн и аналитической психологии К.Г. Юнга. Метод придумала танцовщица и психотерапевт Мэри Старк. Она назвала его движение в глубине. Эта практика исцеляет не только душу, но и тело, ведь обычно сутулость, скованность – прямое следствие психологических проблем.

Закрыв глаза и слушая свое тело, можно раскрыть потенциал принятия себя. Настоящей. Аутентичное движение помогает нам верить в присущую нашему телу мудрость. Ведь если мы не будем выражать возникающие в теле эмоции, мы разучимся их чувствовать.

Аутентичный танец – это не только диалог бессознательного и тела, но и танцующего и наблюдателя.(завязать глаза )

(предложить облегченный вариант: - сначала танцуют кисти рук, затем правая рука, добавляем левую руку, добавляем «танец живота»,и добавляем ноги. Продолжаем танцевать, слушая в движениях свое тело…выключить музыку и продолжать танцевать без музыки, просто подчиниться движению тела.


Рефлексия: Поделиться своими чувствами, переживаниями, образами, которые возникали во время танца и после него.


  1. Упражнение на релаксацию и восстановление внутреннего ресурса «Цветок».


Рефлексия:

- Что было необычным для вас в этом представлении?

- Отдайте себе отчет в том, был ли такой момент, когда вам было тревожно или некомфортно?


Осознайте в какой момент работы с образом вы себя чувствовали лучше всего? (чтобы завершить работу с этим образом дома нарисуйте этот цветок и себя рядом с ним).


III. Подведение итогов.

Счастье является наивысшим благом, к нему надо стремиться. Нужно суметь увидеть то, что находится рядом с нами, внутри нас, стараться лепить свое счастье самим, ведь все находится внутри нас. Оно редко дается большим куском. В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это умение делает нас счастливыми.

Счастья вам, дорогие коллеги!

Сегодня мы начинали занятие с конфет ими же я и предлагаю закончить. Угощаю вас конфетами счастья. Выберите интуитивно себе конфетку с сюрпризом и скушайте(на фантиках, на стикерах написаны важные составляющие счастья «любовь», «здоровье», «радость», «успех», «вдохновение», «мир и согласие», « прощение», «благодарность».

(когда будете кушать подумайте, для чего вам попалась эта конфета, что значит в вашей жизни то, что на ней написано, для чего вам это надо. Визуализируйте образ себя, имеющей этого много. Мысленно представьте тех людей, которым вы бы хотели это пожелать, пошлите это им тоже мысленно).


Обратная связь:

- Ваша степень включенности в занятие (обведите) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- Самые значимые(полезные) для вас эпизоды , упражнения, игры во время которых удалось что то лучше понять в себе, в чем то разобраться, что то получить?

- Что вам не понравилось на занятии? Почему?

- Ваши замечания, пожелания ведущему(по содержанию, по форме занятия и т.д.)
























«любовь» «здоровье» «радость» «успех» «вдохновение» «мир и согласие» «прощение» «благодарность»


«любовь» «здоровье» «радость» «успех» «вдохновение» «мир и согласие» «прощение» «благодарность»



«любовь» «здоровье» «радость» «успех» «вдохновение» «мир и согласие» «прощение» «благодарность»

«любовь» «здоровье» «радость» «успех» «вдохновение» «мир и согласие» «прощение» «благодарность»

«любовь» «здоровье» «радость» «успех» «вдохновение» «мир и согласие» «прощение» «благодарность»

«любовь» «здоровье» «радость» «успех» «вдохновение» «мир и согласие» «прощение» «благодарность»

«любовь» «здоровье» «радость» «успех» «вдохновение» «мир и согласие» «прощение» «благодарность»

«любовь» «здоровье» «радость» «успех» «вдохновение» «мир и согласие» «прощение» «благодарность»

«любовь» «здоровье» «радость» «успех» «вдохновение» «мир и согласие» «прощение» «благодарность»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!