СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг для родителей «Как слушать и слышать ребенка»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из проблем семейного воспитания является низкая педагогическая и психологическая компетенция родителей, неумение налаживать правильные отношения с детьми, справляться с ситуациями, когда у детей возникают трудности в учебе, в общении и в поведении. Поэтому в семьях нередко возникают детско-родительские конфликты. Нарушенные взаимоотношения с родителями могут стать источником психологической травматизации подростков, что в свою очередь может привести к развитию кризисного состояния. Искреннее, открытое, уважительное общение - самое ценное, что может быть в отношениях родителей с детьми. Поэтому в предлагаемом тренинге акцент делается на создании условий для эффективного взаимодействия с ребенком

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для родителей «Как слушать и слышать ребенка»»

Тренинг для родителей «Как слушать и слышать ребенка»


Автор-составитель : Бахман Оксана Владимировна, педагог-психолог МБОУ Казачемысской СОШ


Одной из проблем семейного воспитания является низкая педагогическая и психологическая компетенция родителей, неумение налаживать правильные отношения с детьми, справляться с ситуациями, когда у детей возникают трудности в учебе, в общении и в поведении. Поэтому в семьях нередко возникают детско-родительские конфликты. Нарушенные взаимоотношения с родителями могут стать источником психологической травматизации подростков, что в свою очередь может привести к развитию кризисного состояния. Искреннее, открытое, уважительное общение - самое ценное, что может быть в отношениях родителей с детьми. Поэтому в предлагаемом тренинге акцент делается на создании условий для эффективного взаимодействия с ребенком.

Цель тренинга:

- расширение стратегий поведения в ситуациях взаимодействия с ребенком;

- оптимизация форм родительского взаимодействия;

- профилактика негативных проявлений в поведении подростков.

I. Знакомство с участниками. Упражнение «Настроение. Знакомство»

Цель: способствовать установлению дружеской атмосферы в группе; настроить родителей на диалог; вызвать у них положительные мнения об их детях; снять эмоциональное напряжение.

Ход упражнения.

Психолог. Уважаемые родители! Мы с вами знакомы давно, поэтому представляться по имени не будем. Я предлагаю такую форму знакомства: охарактеризуйте себя таким словом, которое бы начиналось на букву вашего имени (упражнение «Очаровательная Оксана»). Спасибо!

А теперь я предлагаю выбрать картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, облачко, тучка). Замечательно, что все в ……… настроении. И мы начинаем наш тренинг.

Обсуждение правил группы

Цель: направить участников на соблюдение правил группы.

Ход упражнения. Правила крайне необходимы для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог откровенно высказываться и выражать свои чувства и взгляды. Итак, я предлагаю Вам, уважаемые родители, следующие правила:

1. Картинка «Волчок» – быть активным.

2. Картинка «Ухо» – слушать и слышать каждого.

3. Картинка «Человечки с мыслями» – говорить по очереди.

4. Картинка «Два смайлика берутся за руки» – ценим толерантность, точность, вежливость.

5. Картинка «Круглый стол» – мир вокруг нас бурлит, а мы «здесь и теперь» – учимся.

6. Картинка «Часы» – это время. Используем его для себя наиболее эффективно.

Психолог. Возможно, будут дополнения? Согласны ли Вы и принимаете эти правила?

Ожидания участников. Упражнение «Аист»

Перед началом занятия психолог прикрепляет к доске рисунок с изображением аиста, который несет в клюве младенца. Каждый участник получает бумажные перышко, на котором ему предлагается написать свои ожидания от тренинга.

После того как все участники записали свои ожидания, они по очереди подходят к аисту, зачитывают свои надежды и приклеивают перышки на его крылья.

Для эффективной работы я предлагаю Вам, чтобы каждый из родителей закончил одно из следующих предложений. («НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)

1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка – ...

2. Если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы, как -...

3. Больше всего мне в моем ребенке нравится – ...

4. Мой ребенок заставляет меня смеяться, когда – ...

Участник, который имеет более чем одного ребенка, может применять по одному предложению, говоря о каждом из них. Окончание предложения может быть забавным. Каждое предложение построено так, чтобы высказывание было положительным. Это веселое упражнение. Родители говорят, то, что приходит им в голову, ведь никто ничего не записывает.

II. Основная часть

Психолог. Сегодня мы будем обсуждать секреты эффективного общения родителей с детьми. И прежде чем перейти к основному содержанию занятия, отмечу три важных момента, которые стоит помнить.

Во-первых, идеальных родителей не бывает. Родители не боги, а живые люди со своими слабостями, настроениями, интересами. Во-вторых, какой бы выдающийся психолог и педагог не работал с нами, положительные изменения наступят лишь тогда, когда мы начнем действовать, использовать теорию на практике. В-третьих, наше занятие не случайно так называется, ведь без творческого подхода и чувства сердцем общение с детьми будет не эффективным.

Уважаемые родители! Какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?

Какую роль, функцию выполняет семья для ребенка?

Упражнение «Живой дом»

Цель: диагностировать субъективное восприятие психологического пространства семейных отношений.

Перед участниками лежит лист бумаги. Нужно написать в колонку имена 7-8 человек, которые влияют на их жизнь, рядом нарисовать дом, у которого обязательно должны быть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход, порог, и предоставить каждой части дома имя конкретного человека. Затем происходит интерпретация результатов.

Фундамент – положительное значение: основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится; отрицательное значение: человек, на которого все давят.

Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.

Окна – будущее, люди от которых родина ждет, на кого возлагает надежды (в норме – дети).

Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.

Чердак – символизирует секретные отношения, а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые отношения.

Дымоход – человек, от которого автор рисунка получает или хотел бы получить особую опеку, поддержку.

Двери – информационный портал, тот кто учил строить отношения с миром.

Порог – человек, с которым автор рисунка хотел бы общаться в будущем.

Выводы. Методика дает возможность за короткое время определить роль автора рисунка с каждого члена семьи.


Упражнение «Утро, день, вечер».

Одна из наиболее важной и горячей темой для родителей — поведение детей. Это тяжелая сводящая с ума работа. И большая часть конфликтов происходит из-за столкновений детско-родительских потребностей. Взрослый зачастую требует от детей соблюдение чистоты и порядка, режима дня, успеваемость в школе, ограничение время провождения с интерактивными устройствами и в сети интернет, использование нецензурных слов. Как правило, подросткам (детям) совершенно безразлично качественно ли он подготовился к урокам, сколько по времени провел за компьютерными играми или в социальных сетях, аккуратно ли он выглядит, насколько культурна речь. Большая родительская активность затрачивается на то, чтобы помочь ребенку приспособиться к нормам принятыми обществом. И чем больше взрослые стараются, тем сильнее дети сопротивляются. Позицию отпрысков можно описать так: «Буду делать, что хочу». Позиция взрослых: «Делай, как я сказал».

Теперь, я попрошу Вас озвучить, что Вы просите сделать или не делать в течение дня своего ребенка.

Обсуждение. Родителям предлагается самостоятельно проанализировать список: короткий или длинный он вышел; какая часть заполнена больше? Подумайте, почему получается так?

Упражнение «Душа ребенка»

Психолог. Эта чаша – душа ребенка. Какой бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка?

Задача: родители на «сердцах» должны написать качества, которыми бы хотели наделить своего ребенка, затем кладут их в чашу.

Психолог. Посмотрите, какую красочную, многогранную душу мы хотим видеть в ребенке.

Рефлексия. Какие ощущения у вас вызвало это упражнение?

Упражнение «Один день из жизни Маши»

Во время зачитывания рассказа «Один день из жизни Маши» (на стенде - первый плакат с изображением девочки) ведущий отрывает горизонтальные полоски от плаката с изображением девочки. (Для удобства лучше сделать незаметные надрезы с обеих сторон плаката.) После окончания рассказа от плаката остаются только рваные куски бумаги.

Один день из жизни Маши

Сегодня Маша проснулась от звонка будильника. Сначала так хотелось еще немного поспать, но потом она вспомнила вчерашний день: и удачный рисунок на занятии, и похвалу няни, и Олины красные сапожки, и новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник... И главное – то, что она так и не дождалась маму с работы, ведь мама так много работает... К тому же вчера маме выдали зарплату, и она со своей бывшей школьной подругой отметила это в кафе.

Утром мама была не в настроении, очень хотелось спать, да и прическа почему-то не выходила.

Ляп, ляп, ляп — раздались легкие детские шаги в коридоре. «Сейчас я все-все расскажу маме! И о похвале воспитателя, и о Олиных красных сапожках, и про новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник... Пусть мама послушает, вот она обрадуется!» - с сияющей улыбкой бежала Маша к кухне, где мама делала уже завтрак.

- Маша! Сколько раз говорить, не ходи босиком по квартире! Неужели нельзя надеть тапки?! - строго прозвучал мамин голос. (Оторвать полоску снизу плаката.)

Маша послушно вернулась в комнату и надела тапочки. «Вот и хорошо, сейчас все расскажу», - подумала она и быстренько побежала к кухне.

- Мама, мама, ты знаешь, вчера... — начала Маша.

- Маша, ты уже умылась? - снова строго спросила мама. (Оторвать еще полоску плаката.)

Маша молча направилась в ванную. «Ну, ничего, быстренько умоюсь и сразу расскажу маме про все свои новости», - подумала девочка, не теряя надежды.

- Мама, вчера на занятии в детском саду.., - не очень радостно начала свой рассказ Маша, - когда Лариса Николаевна разглядывала мой рисунок...

- Маша, ну что там опять, неужели у тебя могут быть проблемы с рисованием? Ты же дома рисуешь все время! (Оторвать еще полоску плаката.)

- Я... Я... нарисовала, - почему-то еще грустнее сказала Маша. Уже никто не вспоминал об Олиных новых красных сапожках, о стишках, что поручила изучить воспитательница...

- Маша! Ты уже готова? Почему ты всегда возишься? Сколько можно ждать?! Уже время выходить из дома! (Оторвать следующую полоску плаката.)

- Да, мамочка, я уже иду, - сказала отрывистым голосом Маша и вовсе грустно поплелась за мамой.

Ночью прошел дождь, и на асфальте появились лужи - и круглые, и овальные, и такие, что похожи на волшебные облачка... «Мама, смотри, какая красивая лужа!» - радостно вскрикнула маме в спину Маша. Мама, торопясь, огляделась и произнесла: «Вон уже видно детский сад. Беги сама, а то я на работу опоздаю с твоими лужами». (Оторвать следующую полоску плаката.)

У ворот детсада Маша встретилась с Олей, которая перепрыгивала через небольшие лужи, держась за руку своей мамы. Олины красные сапожки так красиво сверкали на солнце! «Может, вечером расскажу о них маме?» - подумала Маша.

Оля, радостно улыбаясь, подбежала к Маше и начала рассказывать, как она вчера вместе с папой и мамой ходила в парк угощать белочек орешками. Маша сразу вспомнила свой вчерашний вечер: как она ждала маму, как папа молча сидел у окна, а она с бабушкой Ниной, которая пришла в гости, учила стишок...

«Стишок! Его обязательно нужно рассказать Ларисе Николаевне!» — вспомнила Маша. Девочка очень обрадовалась, когда увидела свою воспитательницу в группе:

- Лариса Николаевна! - громко крикнула Маша и подбежала к ней.

- Маша, а где твои папа или мама? Почему ты снова пришла сама? Дети не должны ходить одни в детский сад! Я же говорила твоим родителям об этом. (Оторвать следующую полоску плаката.)

Маша понуро разделась и пошла в группу. А потом - завтрак, занятия, прогулка... До стишков так дело и не дошло. Маша решила подойти к воспитательнице после обеда. Но, садясь к столу, Маша снова вспомнила про маму - блюда девочке показались невкусными, обед казался длинным, почти все дети пошли в спальную комнату укладываться спать, а Маше еще надо кушать и кушать. (Оторвать следующую полоску плаката.)

После тихого часа Машина группа пошла на занятия танцевального кружка, но движения у девочки не получались. Руководитель кружка спросила: «Маша, что с тобой? Я тебя сегодня не узнаю». Маше стало стыдно, но она ничего не могла сделать с собой... (Оторвать следующую полоску плаката.) Из детсада Машу забирал папа. Она спросила у него про маму, и он сердито буркнул: «На работе твоя мама! Собирайся быстрее, некогда мне... (Оторвать следующую полоску плаката.)

Дома папа с бутылкой пива сел у телевизора и начал смотреть какое-то непонятное кино про чудовищ, от которого Маше стало очень страшно. Она побежала в свою комнату и тихонько села в уголок за дверью.

(Оторвать следующую полоску плаката.)

Поздно вечером, когда Маша готовилась ко сну, пришла с работы мама. Она была в хорошем настроении, ведь начальник похвалил ее за хорошую работу.

Маша слышала, как мама на кухне рассказывала об этом папе. Папа был доволен. Маша и хотела выбежать к маме, но потом подумала, что маме опять будет некогда... Мама сама зашла к Маше в комнату:

— Машуня! Я так соскучилась за тобой! Ну, рассказывай про свой рисунок, о своем стишке. Что нового сегодня?

Но Маше уже не хотелось ни о чем рассказывать, она лежала в постели, свернувшись в комочек, и тихонько плакала. Почему? Она сама этого не понимала...


Выдерживается пауза для эмоционального переживания содержания произведения. А после нее — активное обсуждение:

- Является ли достоверным этот рассказ?

- Бывают ли такие ситуации в жизни вашего ребенка?

- Задумывались ли вы над тем, что чувствует ваш ребенок в таких ситуациях?

- Что можно было сделать всем героям повествования, чтобы с Машиной душой не произошло того, что произошло с плакатом? (При этом вывесить второй цельный плакат.)


III. Упражнение «Воспоминание из детства».

Сейчас я предлагаю закрыть глаза и вспомнить свое детство. Представьте, вы ребенок, а я Ваш родитель, который будет произносить высказывания. Как бы Вы отреагировали на реплики взрослого будучи ребенком? Какие эмоции испытали?

Зачитываются высказывания,

1. Осуждение и обвинение.

«Опять твои грязные отпечатки рук на двери! Почему ты постоянно делаешь это?.. Что с тобой происходит? Ты когда-нибудь можешь делать правильно?.. Сколько надо повторять, чтобы ты использовал дверную ручку? Проблема в том, что ты никогда не слушаешь!».

2. Ругань.

«Температура ниже нуля, а ты надел легкую куртку! Каким надо быть глупым? Это действительно глупо».

«Давай я тебе починю велосипед. Ты же знаешь, как плохо ты разбираешься в технике».

«Надо быть свиньей, чтобы такую грязь в комнате развести. Ты просто как животное».

3. Угрозы.

«Если я сосчитаю до трех и ты не оденешься, я ухожу без тебя!».

«Если через минуту ты не выплюнешь эту жвачку, я открою тебе рот и сама вытащу ее».

4. Приказы.

«Я хочу, чтобы ты убрался в комнате прямо сейчас».

«Ты все еще не вынес мусорное ведро? Сделай сейчас! Что ты ждешь? Давай!».

5. Предупреждение.

«Осторожно, попадешь под машину!».

«Не качайся на стуле, или ты упадешь».

«Учи уроки, или никуда не поступишь!».

6. Сравнение.

«Почему ты не можешь быть как твоя сестра? Она же может учиться на отлично».

«Почему ты не ведешь как брат? Его всегда хвалят учителя в школе за примерное поведение».

7. Сарказм.

«Ты знал, что у тебя завтра контрольная работа по русскому языку и ты не удосужился повторить правила? Какая прелесть! Блестяще! Жди два».

Почему твоя тетрадь в жирных пятнах? Ты что, заворачивал пирожки в ее? Умно, лучше не придумаешь!».

8. Пророчество.

«Ты мне наврал о своих оценках, не так ли? Знаешь, что будет, когда ты вырастешь? Тебе никто не будет верить!».

После, ведущий дает право высказаться, поделиться своими ощущениями каждому участнику занятия и подвести группу к тому, а что ощущают дети, если нам взрослым было обидно и больно слушать данные высказывания. Есть ли альтернатива, способы или методы помогающие выстроить правильное взаимодействие с детьми в конфликтных ситуациях?

Я хочу представить Вам золотые правила, помогающие добиться взаимопонимание с детьми. Они действительно работают и помогают добиться результатов:

1. Опишите, что вы видите, или опишите проблему: «Разбросанная обувь стоит на полу».

2. Предоставляйте информацию: «Из-за обуви я могу упасть» либо «Разбросанная обувь приводит беспорядку в коридоре».

3. Скажите одним словам: «Обувь».

4. Напишите записку (повесьте в прихожей на видном месте): «Пожалуйста, хозяин, поставь меня на полку, чтобы никто не смог наступить на меня. С любовью, твоя обувь».

PS. Ведущему необходимо раздать родителям памятку взаимодействия с ребенком. Затем предложить каждому присутствующему вспомнить и записать на бланке № 3 трудную ситуация, и при помощи правил выстроить свою новую линию поведения. Результаты работы каждого присутствующего зачитываются и при необходимости корректируются участниками тренинга.

Упражнение «Запрет».

Психолог: Посмотрите, пожалуйста, на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура - треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а у кого в руках окажется круг – будет мамой. Мать ребенка очень о нем заботиться: следит за тем, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещает прыгать ребенку по лужам, бегать по улице, прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот и т.д. Рассмотрим все выше перечисленное на конкретном примере.

Ты – маленький ребенок. Вы с мамой спешите в детский сад. А ты очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок

- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.

- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой!

Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза платочком)

Вы бежите дальше, и встречаете по дороге подругу мамы и, взрослые быстро обмениваюсь с последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:

- Мама, а кто такой дядя Юра?

- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши)

Мама прощается с подругой, и вы бежите дальше.

- Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая…

- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)

Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Мама кричит:

- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)

Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Мать в ужасе кричит на неё.

- Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю платочком ноги)

Ребенок начинает хныкать. Мама продолжает на неё кричать:

- Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце).

Ведущий: Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.

Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:

- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;

- Не завязывать рта - выслушать ребенка;

- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;

- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;

- Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.

Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.

Упражнение «Я люблю своего ребенка»

Психолог. А сейчас закройте глаза, представьте своего ребенка и решите для себя: «Я буду любить своего ребенка, даже если он не лучший и звезд с неба не срывает. Я буду любить его, даже если он не оправдает моих надежд. Я буду любить его, какой бы он не был, как бы не поступил. Это не означает, что любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю ее, даже если ее поведение должно быть лучше. Я люблю просто потому, что это мой сын или дочь».

Откройте глаза.

Обсуждение:

- Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?

Видеофрагмент «О любви к детям», «Что это?»


Рефлексия:

  • Какой момент занятия вас особенно эмоционально затронул?

  • При выполнении какого задания вы испытывали трудность и в чем она заключалась?

Напоследок хотелось подчеркнуть мысль о том, что в разговоре с ребенком необходимо быть искренним, терпеливым, внимательным. Важно, чтобы взрослый не стремился во что бы то ни стало изменить ребенка, это очень длительный и кропотливый процесс, но менялся сам в процессе взаимодействия с ним. То, что Вы не смогли достичь сейчас, не означает, что надо возвращаться к прежним способам воздействиям.

Наш тренинг подошёл к концу. Оправдались ли ваши ожидания? О чём бы вы ещё хотели поговорить?

А на прощание я даю вам пожелания (записки-свёртки)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!