Тренинг
для педагогов
на сплочение коллектива
Подготовила педагог-психолог
МБДОУ»ЦРР –ДЕТСКИЙ САД «МАРЬИНО»
Н.Н.МАСЛОВА
« Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу,
чем изменить каждого
из них в отдельности»
Курт Левин
В любом коллективе
(учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы учреждения, а также психологический комфорт каждого ее члена.
Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга:
• Повысить сплоченность коллектива;
• Повысить взаимопонимание между педагогами;
• Повысить самооценку педагогов;
• Формирование благоприятного психологического климата в коллективе;
• Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
• Осознание каждым педагогом своей роли, функций в группе;
• Развитие умения работать в команде;
« Сплочение –
это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Все Мы нуждаемся в поддержке, и получить ее мы можем только в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»
Заповеди сплоченного коллектива
- Проявляйте искренний интерес к другим людям. Пусть люди с которыми вы общаетесь, почувствуют что они вам интересны.
- Помните, что в любом языке для человека нет звука значительней и приятней, чем звук собственного имени.
- Будьте хорошим слушателем.
- Поощряйте других на разговор о них самих.
- Говорите о вещах интересующих вашего собеседника.
- Почаще улыбайтесь.
- Найдите источник любви и подключитесь к нему. Заряжайтесь от него, как аккумулятор от розетки.
- Полюбите себя. Как вы думаете о себе, и относитесь к себе, так и люди будут думать о вас и относиться к вам.
- Научитесь представлять себя в «шкуре» другого и смотреть на мир его глазами.
- Научитесь доверять людям.
- Не ожидайте от людей сразу многого. Будьте терпеливы. Не бросайте сеять дружелюбие.
- Делайте приятное людям. Дарите подарки, говорите комплименты. Не критикуйте, не превозноситесь, не осуждайте. Честно и искренно оценивайте достоинства людей.
- Вызывайте в людях положительные эмоции через юмор, шутки. Старайтесь услышать и понять окружающих, способствуйте созданию дружного и сплоченного коллектива.
- Уважайте мнение и выбор коллеги. Учитесь прощать мелкие огрехи – с кем не бывает!
- Являясь неотъемлемой частью коллектива, оставайтесь яркой, неординарной, творческой личностью.
- Если коллектив не такой, каким вы его хотите видеть, начните его изменять с себя.
- Начинайте каждый свой день с вопроса: «Что я могу сегодня сделать на пользу группе?» Ответив на вопрос, начинай действовать.
- Талантливы все и вы тоже! Проявляйте свои способности. Участвуйте постановке праздников.
- Ответственно относись к выполнению поручений на пользу коллектива, но не становись его тягловой силой.
- Будьте активными в выполнении общего дела и сделайте его приятным и важным для всех.
- Запомните, что радость жизни зависит от её разнообразия. Учитесь радоваться работе, отдыху, успеху и трудностям.
УСПЕХОВ ВАМ!
УПРАЖНЕНИЯ НА СПЛОЧЕНИЕ
Упражнения на сплочение позволяют участникам тренинга почувствовать себя единой слаженной командой. Тренинги командообразования традиционно включают в себя большое количество упражнений на сплочение, они поднимают тонус группы, повышают её включенность и нацеленность на результат, что в свою очередь увеличивает результативность тренинга. Упражнения на сплочение в короткие сроки превращают разрозненную группу в единый, слаженный и четко работающий механизм. За это их и ценят.
Для Вас подобраны качественные упражнения на сплочение , которые пользуются заслуженной популярностью у тренеров-практиков. Эти упражнения помогут Вам поучаствовать в эффективном и интересном тренинге.
Уважаемые коллеги!
Выберите для себя тренинговое имя, напишите его.
1.Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.)
Цель : прочувствовать каждого участника группы.
Ход упражнения
Станьте в круг, и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен,
не открывать глаза.
Вопросы:
Все ли уверены, что они стоят в квадрате?
Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложить открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс.
Так же можно строиться в другие фигуры.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы.
Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?
2. Упражнение «Коллаж»
Время проведения: 40-45 мин.
Цель: сплотить коллектив и поближе узнать каждого участника группы.
Материалы : ватман, клей, цветные картинки животных.
Ход упражнения
Педагогический коллектив делится на 2 группы, педагоги садятся за столы, и им предлагаются ватманы, клей, нарисовать цветные картинки животных (можно использовать) трафарет. Из предложенных картинок каждый участник группы выбирает соответствующие ему животное, как он видит и чувствует себя в данном коллективе. Выбрав какого животного нарисует, каждый располагает и приклеивает их на ватмане так, как чувствует свое расположение в коллективе. После выполненной работы каждый участник (по желанию) дополняет свои картинки фоном с помощью карандашей.
Вопросы для обсуждения :
Почему вы выбрали именно этого животного?
Чувствуете ли вы себя в коллективе, как это животное?
Были ли сложности при выполнении упражнения?
3. Упражнение «Дом»
Цель : осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Время: 15 минут.
Ресурсы: карточки с изображением предметов мебели, быта и т.д.
Ход упражнения: участники делятся на 2 команды.
Ведущий дает инструкцию : «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом!». Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.
Обсуждение:
Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным !
4. Упражнение «Групповой рисунок по кругу»
Всем участникам выдается один лист-ватман и карандаши (фломастеры, маркеры).
Задача — задумав картину (любой образ), нарисовать только один ее элемент, после чего листок передается соседу справа. Таким образом, каждый участник получает листок с одним элементом.
Задача — дорисовать один элемент и передать соседу справа. Рисунки передаются до тех пор, пока круг не замыкается. Обсуждается целостность получившихся картин и привлекательность. Упражнение позволяет развивать эмпатию участников, умение видеть позицию другого, в целостном действии развивает сплоченность коллектива.
Подпишите лист ,чтобы узнать чей он.
5.Упражнение «Идеальный мир »
Материалы: 2 листа ватмана; маркеры разных цветов.
Место проведения и исходное положение участников: педагоги делятся на 2 команды, равные по количеству человек. Команды располагаются таким образом, чтобы при обсуждении задания не мешать друг другу.
Задание:
- первой команде нарисовать картину «Идеальный коллектив»;
- второй команде нарисовать картину «Идеальный коллега», и представить картины всему коллективу.
Время: на выполнение задания у группы есть 10 минут. Представление картин проводят 1–2 человека от каждой команды, аргументируя свое видение идеального мира, не более 2 минут
6.Упражнение «Ассоциации»
Цель : Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «команда».
Размер группы : 8–15человек Время : 10–15 минут
Инструкция : Коллеги, наш тренинг называется командообразование. Предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «команда». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть взгляды наших коллег на многие вопросы.
1. Возьмите ручки и бумагу.
2. Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову:
- Если команда — это постройка, то она…
- Если команда — это цвет, то она…
- Если команда — это музыка, то она…
- Если команда — это геометрическая фигура, то она…
- Если команда — это название фильма, то она…
- Если команда — это настроение, то она…
3. Проведите опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…
Итоги упражнения:
Что вам понравилось в этом упражнении?
Какие ответы были для вас самыми интересными?
Какие ответы удивили вас?
О чем нам говорит это упражнение?
7.Упражнение «Почта России»
Каждый участник тренинга напишет телеграмму, поздравление, пожелание на бланке, указав вместо ФИО описание внешности и характера другого участника, а на обратной стороне бланка нарисует его портрет. Все бланки складываются в почтовый ящик, затем надо угадать кому адресовано послание. Определить, кто из группы соберет их больше.
8.Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Время: 3-5 минут.
Описание упражнения:
Психолог: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.
«Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!»
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе:
- Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, воспитанникам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких.
- Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека.
- Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием.
- Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет кому порадоваться.
- Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные цели.
- Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению.
- Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.
Обсуждение:
«Наш тренинг подошел к завершению.
Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали?
Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого!
Вместе Вы – сила!
Спасибо всем за участие!»
Сотрудники ДОУ -
это сплоченный коллектив,
живущий под одним девизом:
"Наша работа - любовь с заботой!"