СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с элементами тренинга для педагогов«Профилактика профессионального выгорания»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие для педагогов: «Профилактика профессионального выгорания»

 

Цель: профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов в профессиональной деятельности.

Задачи:

1.Формировать навыки саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием.

2. Развивать позитивное самовосприятие.

3. Способствовать раскрытию личностного потенциала педагогов.

 

Оборудование: карандаши, фломастеры, ножницы, клей, фигуры для коллажа (прямоугольники – 8 шт., круг – 2 шт., овал – 2 шт.), бумага для коллажа – 2 шт., чистые листы – на каждого участника.

 

Ход занятия

1. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проективная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром профессионального выгорания». Эмоционально выгоревшие педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью, жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, авторитарность. Педагог становится настоящей «ходячей энциклопедией»: он знает , что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Последние исследования ученых доказывают, что уровень эмоционального развития для человека важнее, чем уровень развития интеллектуального. И действительно, эмоционально развитый человек более успешен в жизни, он легко адаптируется к изменяющимся условиям, живет в мире и согласии с собой и окружающими людьми.

В 1990 году был ввел термин «коэффициент эмоционального интеллекта» (Д.Гоулмен, Джон Майер), который включает:

  • умение разбираться в себе;
  • контроль своих эмоций;
  • способность к сопереживанию;
  • умение налаживать отношения.

Этот показатель важен как для детей, так и для педагогов, задача которых состоит в укреплении и сохранении эмоционального здоровья ребенка.

Когда мы создаем для детей условия эмоционального комфорта, мы буквально «сгораем на работе», очень часто забывая про свои эмоции.

Синдром хронической усталости ввели еще в 50-е годы и лечили как инфекционное заболевание. Сейчас каждому знаком термин «синдром профессионального выгорания», и мы с вами знаем, что преодолеть этот синдром можно несколькими путями.

 Естественные способы регуляции – это сон, отдых, вечерние прогулки, путешествия.

Другой вариант – саморегуляция -  контроль своего эмоционального состояния с помощью слов, образов, техник.

Уважаемые коллеги, я вам предлагаю на некоторое время абстрагироваться от своих социальных ролей руководителя, педагога, социального работника, просто очень занятого человека и немного поиграть.

2. А для того, чтобы наш тренинг прошел позитивно и непринужденно, нам не хватает правил, принятых группой.

Предлагаю всем:

- работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях;

- говорить только от своего лица: «Думаю», «Считаю»;

- обращаться друг к другу по имени;

- принимать себя и других такими, какие они есть;

- быть искренним;

- каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово;

- все, что делается в группе, делается на добровольных началах;

- конфиденциальность всего происходящего в группе:

- общение по принципу «здесь и сейчас»

 

3. Упражнение «Знакомство»

Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам познакомиться. Наше знакомство будет немного необычным.

Каждый по очереди называет свое имя и положительную черту, начинающуюся с буквы, с которой начинается имя.

Например: меня зовут Лариса – ласковая.

Вывод: Уважаемые коллеги, я рада, что мы с вами познакомились еще ближе, а еще, что рядом с нами такие интересные и веселые люди.

 

4. Диагностическое упражнение «Стирка»

Цель: выявить уровень стресса и способность к стрессоустойчивости.

Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову?

1. «Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться? »

2. «Подожду немного, может быть, погода наладится».

3. «Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода».

4. «Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку».

 

Интерпретация ответов

Когда к скучным домашним делам добавляется ещё и плохая погода, человек невольно оказывается в стрессовой ситуации. Ваша реакция на неудачу в день намеченной стирки является показателем, отражающим уровень стресса, испытываемого вами в жизни.

1. Если вы выбрали первый вариант, то по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние не отразилось отрицательно на вашем здоровье.

2. Если вы надеетесь, что погода может улучшиться, то уровень стресса, испытываемого вами, составляет 50. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате всё складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему вас преодолевать их.

3. Если вы выбрали этот вариант, то уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причины тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую, мудрую житейскую философию: ваши беспокойство и волнение не станут препятствием для дождя, он всё равно пойдёт.

4. Если вы ответили, что начнёте стирать независимо от того, будет идти дождь или нет, то уровень испытываемого вами стресса равен 100. Вы ощущаете гнёт такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё более серьёзной проблемой и, следовательно, испытываете ещё более сильный стресс, чем прежде. Если вы выделите время и позволите себе отдохнуть и основательно поразмышлять, то вы убедитесь, что все ваши усилия были напрасными. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.

Рефлексия упражнения.

5. Упражнение «Карандаши»

Цельобучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе.

Материалы: карандаши, по одному на пару.

ИнструкцияСуть упражнения состоит в удержании карандаша, зажатого между пальцами стоящих рядом участников.

Подготовительное задание: разбиться на пары. Партнеры в паре располагаются друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки и пытаются удержать карандаш, прижав его концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаш, двигать руками вверх-вниз, влево-вправо.

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями — вытянутые руки), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

— Поднять руки, опустить их и вернуть в исходное положение

— Вытянуть руки вперед, отвести назад

— Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед, шаг назад

— Наклониться вперед, назад, выпрямиться

— Присесть, встать

— Шагнуть вперед, поднять руки

— Держать карандаш безымянными пальцами

— Держать карандаш мизинцами

— Выполнить упражнение с закрытыми глазами

Вывод: Молодцы. Очень важно, что вы смогли прислушаться друг к другу. Это упражнение командное. В нем очень важно понять, что значит поддержка коллектива: когда ты – ответственный за одну часть, другой – за другую, и ты знаешь, что тебя не подведут, и в любой ситуации придут на помощь.

 

6. Физкультминутка «Снеговик»

Ведущий: Наступила зима. Слепили ребята во дворе снеговика. Красивый получился снеговик (все изображают снеговика).

Есть у него голова, туловище, две руки, которые торчат в стороны, стоит он на двух крепеньких ножках…

Ночью подул холодный-холодный ветер, и стал наш снеговичок замерзать.

Сначала у него замерзла голова (напрягают голову и шею), потом – плечи (напрягают плечи), потом – туловище (напрягают туловище). 

А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снеговика. Уперся снеговик своими ножками (сильно напрягают ноги), и не удалось ветру его разрушить.

Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снеговика и решило его отогреть. Стало солнышко припекать, начал снеговик таять.

Первой начала таять голова (свободно опускают голову), потом – плечи (расслабляют и опускает плечи). Затем растаяли руки (мягко опускаются руки), туловище (как бы оседая, склоняются вперед), ноги (ноги мягко сгибаются в коленях).

Солнышко греет, снеговик – тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле…

Вывод: Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшим снеговиком, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

 

7. Упражнение «Выбери»

А для этого упражнения мне понадобится 2 добровольца

  • Кого бы вы взяли с собой в поход? (выберите по одному человеку для своей команды)
  • Кому бы вы доверили нести рюкзак?
  • Кому бы вы доверили составить маршрут похода?
  • С кем бы вы поделились яблоком?
  • С кем бы во пошли в разведку?
  • Кому бы вы доверили свою тайну?
  • Кому бы вы доверили установить палатку?
  • Кому бы вы доверили приготовить обед?
  • С кем бы вы пошли на самую вершину горы?
  • С кем бы вы хотели петь у костра?
  • Кому бы вы доверили оказать вам медицинскую помощь?
  • С кем бы вы пошли собирать дикий мед?

Если остается несколько человек, которых не выбрали, можно предложить им самим определить команду, в которой они бы хотели работать.

У нас образовалось две команды. Пожалуйста, придумайте название и девиз своих команд.

Команды, представьтесь.

 

8. Коллаж «Создание условий эмоционального комфорта педагога дома и на работе»

         Я предлагаю определить те условия, которые помогут нам сохранить ощущение внутреннего равновесия и эмоционального комфорта как дома, так и на работе.

         Задание для первой группы – создать коллаж на тему: «Условия эмоционального комфорта педагога дома», второй - «Условия эмоционального комфорта педагога на работе».

Презентация работ. Рефлексия.

9. Упражнение «Я в лучах солнца»

         Цель: самоопределение, рефлексия, применение приема самовнушения, развитие положительного отношения к себе.

         Одним из способ регуляции своего эмоционального состояния является самовнушение и самопоощрение. Так что хвалите себя в течение рабочего дня почаще. Хвалите даже за маленькие успехи.

Инструкция:

         Нарисуйте солнце, а вокруг него лучики. В центре солнышка напишите свое имя (или "Я", или нарисуйте символический автопортрет).

Над каждым лучиком напишите что-нибудь положительное о себе. Постарайтесь, чтобы лучиков было как можно больше.

А теперь, передайте свои рисунки коллегам, пусть они напишут о вас что-то положительное

После выполнения задания проводится терапевтическая беседа. Цель беседы состоит в том, чтобы авторы рисунков осознали, как много в них хорошего и положительного. На это хорошее надо опираться в моменты жизненных трудностей и невзгод. Именно это нужно видеть и развивать в себе, вместо того чтобы концентрироваться на слабых сторонах своей личности и считать себя неудачником.

Рисунок солнышка рекомендуется сохранить, и иногда доставать его посмотреть, особенно когда возникают проблемы с низкой самооценкой. К солнышку можно в дальнейшем дорисовывать новые лучики.

10. Притча про осла и колодец

Однажды осел фермера провалился в колодец.

Пока фермер думал, как ему поступить, животное часами издавало жалобные звуки. Наконец, фермер принял решение. Он посчитал, что осел уже старый, а колодец нужно было закрывать в любом случае. Просто не стоило тратить тех усилий ради того чтобы вытаскивать старого осла. Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись копать и забрасывать землю в колодец.

Осел сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. Затем, к всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил проверить и посмотреть, как там внизу. Он был изумлен от того, что он увидел.

С каждым куском земли, падавшим на его спину, ослик проделывал что-то совершенно невероятное. Он встряхивался и становился поверх сброшенной земли. Пока соседи фермера продолжали забрасывать землю в колодец, каждый раз животное встряхивалось и становилось поверх насыпанной земли. Очень скоро все удивились, потому что увидели, как ослик поднялся наверх, перепрыгнул через край колодца и умчался вперед!

В жизни вам будет встречаться много всяких неприятностей и каждый раз жизнь будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, встряхнись и поднимайся наверх, и только так Вы сможете выбраться из колодца.

Каждая из возникающих проблем - это как камень для перехода на следующую ступеньку.

Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого, даже самого глубокого колодца.

Встряхнись и поднимайся наверх!

 

Запомните пять простых правил:

  1. Освободите свое сердце от ненависти – простите всех, на кого вы были обижены.
  2. Освободите свое сердце от волнений – большинство из них бесполезны.
  3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
  4. Отдавайте больше.
  5. Ожидайте меньше.

Рефлексия.

Выводы.

 

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга для педагогов«Профилактика профессионального выгорания»»

Занятие: «Профилактика профессионального выгорания»



Цель: профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов в профессиональной деятельности.

Задачи:

1.Формировать навыки саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием.

2. Развивать позитивное самовосприятие.

3. Способствовать раскрытию личностного потенциала педагогов.



Оборудование: карандаши, фломастеры, ножницы, клей, фигуры для коллажа (прямоугольники – 8 шт., круг – 2 шт., овал – 2 шт.), бумага для коллажа – 2 шт., чистые листы – на каждого участника.


Ход занятия

1. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проективная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром профессионального выгорания». Эмоционально выгоревшие педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью, жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, авторитарность. Педагог становится настоящей «ходячей энциклопедией»: он знает , что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Последние исследования ученых доказывают, что уровень эмоционального развития для человека важнее, чем уровень развития интеллектуального. И действительно, эмоционально развитый человек более успешен в жизни, он легко адаптируется к изменяющимся условиям, живет в мире и согласии с собой и окружающими людьми.

В 1990 году был ввел термин «коэффициент эмоционального интеллекта» (Д.Гоулмен, Джон Майер), который включает:

  • умение разбираться в себе;

  • контроль своих эмоций;

  • способность к сопереживанию;

  • умение налаживать отношения.

Этот показатель важен как для детей, так и для педагогов, задача которых состоит в укреплении и сохранении эмоционального здоровья ребенка.

Когда мы создаем для детей условия эмоционального комфорта, мы буквально «сгораем на работе», очень часто забывая про свои эмоции.

Синдром хронической усталости ввели еще в 50-е годы и лечили как инфекционное заболевание. Сейчас каждому знаком термин «синдром профессионального выгорания», и мы с вами знаем, что преодолеть этот синдром можно несколькими путями.

Естественные способы регуляции – это сон, отдых, вечерние прогулки, путешествия.

Другой вариант – саморегуляция - контроль своего эмоционального состояния с помощью слов, образов, техник.

Уважаемые коллеги, я вам предлагаю на некоторое время абстрагироваться от своих социальных ролей руководителя, педагога, социального работника, просто очень занятого человека и немного поиграть.

2. А для того, чтобы наш тренинг прошел позитивно и непринужденно, нам не хватает правил, принятых группой.

Предлагаю всем:

- работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях;

- говорить только от своего лица: «Думаю», «Считаю»;

- обращаться друг к другу по имени;

- принимать себя и других такими, какие они есть;

- быть искренним;

- каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово;

- все, что делается в группе, делается на добровольных началах;

- конфиденциальность всего происходящего в группе:

- общение по принципу «здесь и сейчас»


3. Упражнение «Знакомство»

Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам познакомиться. Наше знакомство будет немного необычным.

Каждый по очереди называет свое имя и положительную черту, начинающуюся с буквы, с которой начинается имя.

Например: меня зовут Лариса – ласковая.

Вывод: Уважаемые коллеги, я рада, что мы с вами познакомились еще ближе, а еще, что рядом с нами такие интересные и веселые люди.



4. Диагностическое упражнение «Стирка»

Цель: выявить уровень стресса и способность к стрессоустойчивости.

Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову?

1. «Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться? »

2. «Подожду немного, может быть, погода наладится».

3. «Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода».

4. «Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку».


Интерпретация ответов

Когда к скучным домашним делам добавляется ещё и плохая погода, человек невольно оказывается в стрессовой ситуации. Ваша реакция на неудачу в день намеченной стирки является показателем, отражающим уровень стресса, испытываемого вами в жизни.

1. Если вы выбрали первый вариант, то по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние не отразилось отрицательно на вашем здоровье.

2. Если вы надеетесь, что погода может улучшиться, то уровень стресса, испытываемого вами, составляет 50. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате всё складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему вас преодолевать их.

3. Если вы выбрали этот вариант, то уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причины тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую, мудрую житейскую философию: ваши беспокойство и волнение не станут препятствием для дождя, он всё равно пойдёт.

4. Если вы ответили, что начнёте стирать независимо от того, будет идти дождь или нет, то уровень испытываемого вами стресса равен 100. Вы ощущаете гнёт такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё более серьёзной проблемой и, следовательно, испытываете ещё более сильный стресс, чем прежде. Если вы выделите время и позволите себе отдохнуть и основательно поразмышлять, то вы убедитесь, что все ваши усилия были напрасными. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.

Рефлексия упражнения.

5. Упражнение «Карандаши»

Цель: обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе.

Материалы: карандаши, по одному на пару.

Инструкция. Суть упражнения состоит в удержании карандаша, зажатого между пальцами стоящих рядом участников.

Подготовительное задание: разбиться на пары. Партнеры в паре располагаются друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки и пытаются удержать карандаш, прижав его концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаш, двигать руками вверх-вниз, влево-вправо.

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями — вытянутые руки), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

— Поднять руки, опустить их и вернуть в исходное положение

— Вытянуть руки вперед, отвести назад

— Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед, шаг назад

— Наклониться вперед, назад, выпрямиться

— Присесть, встать

— Шагнуть вперед, поднять руки

— Держать карандаш безымянными пальцами

— Держать карандаш мизинцами

— Выполнить упражнение с закрытыми глазами

Вывод: Молодцы. Очень важно, что вы смогли прислушаться друг к другу. Это упражнение командное. В нем очень важно понять, что значит поддержка коллектива: когда ты – ответственный за одну часть, другой – за другую, и ты знаешь, что тебя не подведут, и в любой ситуации придут на помощь.


6. Физкультминутка «Снеговик»

Ведущий: Наступила зима. Слепили ребята во дворе снеговика. Красивый получился снеговик (все изображают снеговика).

Есть у него голова, туловище, две руки, которые торчат в стороны, стоит он на двух крепеньких ножках…

Ночью подул холодный-холодный ветер, и стал наш снеговичок замерзать.

Сначала у него замерзла голова (напрягают голову и шею), потом – плечи (напрягают плечи), потом – туловище (напрягают туловище). 

А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снеговика. Уперся снеговик своими ножками (сильно напрягают ноги), и не удалось ветру его разрушить.

Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снеговика и решило его отогреть. Стало солнышко припекать, начал снеговик таять.

Первой начала таять голова (свободно опускают голову), потом – плечи (расслабляют и опускает плечи). Затем растаяли руки (мягко опускаются руки), туловище (как бы оседая, склоняются вперед), ноги (ноги мягко сгибаются в коленях).

Солнышко греет, снеговик – тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле…

Вывод: Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшим снеговиком, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.


7. Упражнение «Выбери»

А для этого упражнения мне понадобится 2 добровольца

  • Кого бы вы взяли с собой в поход? (выберите по одному человеку для своей команды)

  • Кому бы вы доверили нести рюкзак?

  • Кому бы вы доверили составить маршрут похода?

  • С кем бы вы поделились яблоком?

  • С кем бы во пошли в разведку?

  • Кому бы вы доверили свою тайну?

  • Кому бы вы доверили установить палатку?

  • Кому бы вы доверили приготовить обед?

  • С кем бы вы пошли на самую вершину горы?

  • С кем бы вы хотели петь у костра?

  • Кому бы вы доверили оказать вам медицинскую помощь?

  • С кем бы вы пошли собирать дикий мед?

Если остается несколько человек, которых не выбрали, можно предложить им самим определить команду, в которой они бы хотели работать.

У нас образовалось две команды. Пожалуйста, придумайте название и девиз своих команд.

Команды, представьтесь.


8. Коллаж «Создание условий эмоционального комфорта педагога дома и на работе»

Я предлагаю определить те условия, которые помогут нам сохранить ощущение внутреннего равновесия и эмоционального комфорта как дома, так и на работе.

Задание для первой группы – создать коллаж на тему: «Условия эмоционального комфорта педагога дома», второй - «Условия эмоционального комфорта педагога на работе».

Презентация работ. Рефлексия.

9. Упражнение «Я в лучах солнца»

Цель: самоопределение, рефлексия, применение приема самовнушения, развитие положительного отношения к себе.

Одним из способ регуляции своего эмоционального состояния является самовнушение и самопоощрение. Так что хвалите себя в течение рабочего дня почаще. Хвалите даже за маленькие успехи.

Инструкция:

Нарисуйте солнце, а вокруг него лучики. В центре солнышка напишите свое имя (или "Я", или нарисуйте символический автопортрет).

Над каждым лучиком напишите что-нибудь положительное о себе. Постарайтесь, чтобы лучиков было как можно больше.

А теперь, передайте свои рисунки коллегам, пусть они напишут о вас что-то положительное

После выполнения задания проводится терапевтическая беседа. Цель беседы состоит в том, чтобы авторы рисунков осознали, как много в них хорошего и положительного. На это хорошее надо опираться в моменты жизненных трудностей и невзгод. Именно это нужно видеть и развивать в себе, вместо того чтобы концентрироваться на слабых сторонах своей личности и считать себя неудачником.

Рисунок солнышка рекомендуется сохранить, и иногда доставать его посмотреть, особенно когда возникают проблемы с низкой самооценкой.
К солнышку можно в дальнейшем дорисовывать новые лучики.



10. Притча про осла и колодец

Однажды осел фермера провалился в колодец.

Пока фермер думал, как ему поступить, животное часами издавало жалобные звуки. Наконец, фермер принял решение. Он посчитал, что осел уже старый, а колодец нужно было закрывать в любом случае. Просто не стоило тратить тех усилий ради того чтобы вытаскивать старого осла. Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись копать и забрасывать землю в колодец.

Осел сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. Затем, к всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил проверить и посмотреть, как там внизу. Он был изумлен от того, что он увидел.

С каждым куском земли, падавшим на его спину, ослик проделывал что-то совершенно невероятное. Он встряхивался и становился поверх сброшенной земли. Пока соседи фермера продолжали забрасывать землю в колодец, каждый раз животное встряхивалось и становилось поверх насыпанной земли. Очень скоро все удивились, потому что увидели, как ослик поднялся наверх, перепрыгнул через край колодца и умчался вперед!

В жизни вам будет встречаться много всяких неприятностей и каждый раз жизнь будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, встряхнись и поднимайся наверх, и только так Вы сможете выбраться из колодца.

Каждая из возникающих проблем - это как камень для перехода на следующую ступеньку.

Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого, даже самого глубокого колодца.

Встряхнись и поднимайся наверх!



Запомните пять простых правил:

  1. Освободите свое сердце от ненависти – простите всех, на кого вы были обижены.

  2. Освободите свое сердце от волнений – большинство из них бесполезны.

  3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.

  4. Отдавайте больше.

  5. Ожидайте меньше.



Рефлексия. Выводы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!