Просмотр содержимого документа
«Требования к научному докладу»
Требования к научному докладу школьника
СОДЕРЖАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ
И ЗАЩИТА РАБОТЫ
Критерии оценки доклада
- Соответствие заявленной темы и содержания
- Научность
- Актуальность
- Новизна
- Грамотное изложение и оформление
- Устное выступление
Требования к формулировке темы
- Соотносимость с состоянием современной науки
- Актуальность
- Лаконичность (краткость)
- Проблемность (отражение рамок исследования)
Научный стиль
Ошибки
Специфика
- безличность
- структура рассуждения
- термины (общенаучные и частнонаучные)
- однозначность терминов
- местоимение «Я»
- описательность
- перегруженность терминами
- терминологическая путаница
- потеря мысли
Работа с научной литературой
Где?
Что?
- Авторефераты диссертаций, статьи изданий ВАК (интернет)
- Монографии, статьи по проблеме
- Современная научная методология
Структура научной работы
- Титульный лист
- Оглавление
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Приложения
Титульный лист
- полное наименование учебного заведения
- заглавие работы приводится без слова "тема" и в кавычки не заключается
- жанр работы в скобках
- фамилия, инициалы, должность, место работы научного руководителя
- фамилия, инициалы, школа, класс автора
- место выполнения работы и год ее написания
Оглавление
(для темы Образ повествователя в цикле Н.В. Гоголя “ Вечера на хуторе близ Диканьки ” )
Введение……………………………………………………..………..3
1. Н.В. Гоголь – родоначальник сказовой культуры повествования……………………………….…………………......4
2. Принципы создания образа повествователя в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки»…………….6
2.1. Герой-рассказчик Рудый Панько…………..6
2.2. Образ Фомы Григорьевича…………………….8
Заключение……………………………..…………………………..9
Список использованной литературы……………………11
Элементы введения
Факультативные
Обязательные
- Актуальность
- Новизна
- Цель и задачи
- Предмет и объект
- Методологическая база
- Методы
- Проблема
- Обзор литературы
- Положения, выносимые на защиту
- Гипотеза
- Материал исследования
- Структура
Актуальность
- оценка работы с точки зрения современности и социальной значимости
- объем - в пределах одного-двух абзацев
- не корректно - мотивировка недостаточной степенью изученности научной проблемы
Новизна
- изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале;
- переход от качественного описания известных фактов к их количественной характеристике;
- сравнительный анализ процессов и явлений.
Цель и задачи
- Цель одна
- 3-4 задачи конкретизируют цель
- Формулировка задачи начинается глаголом «изучить», «рассмотреть», «описать», «установить», «выявить», «сравнить»
Предмет и объект
- Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
- Предмет — это то, что находится в границах объекта.
- Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное.
- Предмет исследования определяет тему работы.
Методы
частнонаучные
общенаучные
- Эмпирические методы (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент)
- Эмпирико-теоретические методы (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование)
- Сравнительно-типологический
- Структурно-семантический
- Интертекстуальный
Гипотеза
- гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто
- гипотеза должна быть проверяема при помощи имеющихся методов
- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены
Заключение
- объем – 0,5-1 страница
- изложение полученных итогов и их соотношение с конкретными задачами
- обобщенная итоговая оценки проделанной работы
- перспективы дальнейшего изучения научной проблемы
- практическая значимость работы
Цитирование
пояснения
требования
- в ссылке указывается номер в библиографии и страница
- на одной странице не должно быть более 3-х цитат
- чужой текст приводится в той грамматической форме, в которой он дан в источнике
- если требуется больше, то их лучше давать в пересказе
- изменение формы может привести к искажению смысла
Цитирование
пояснения
требования
- если текст цитируется не по первоисточнику, то в ссылке необходима оговорка
- если из цитаты не ясно, о чем идет речь, в круглых скобках приводится пояснение автора
- Б. Зайцев писал: «Он (Бунин. – О.К. ) имел почти звериный глаз»
Элементы библиографического описания
Анненский И.Ф. Книги отражений [ Текст ] / И.Ф. Анненский. – М.: Наука, 1979. – 680 с.
Александрова С.В. Повести Н.В. Гоголя и народная зрелищная культура [ Текст ] / С.В. Александрова // Русская лит. – 2001. – №1. – С.50-65.
Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя [Электронный ресурс]. – 2003. – Режим доступа: http:// nikolay.gogol.ru/articles/shinel/kak_sdelana_shinel. – Дата доступа: 25.01.2012.
Ошибки оформления
- нерасшифрованные или недопустимые сокращения
("так называемый" (т.н.), "так как" (т.к.), "например
" (напр.), "около" (ок.), "формула" (ф-ла)
- разностильное цитирование
- более 5 абзацев на одной странице
- длинные тире из интернета
- разные кегли и стили
- перегруженность подчеркиваниями , курсивом или жирным шрифтом
- отсутствие выводов после параграфов и частей
Жанр научного доклада
Доклад - это сообщение на определенную тему, подготовленное для публичного выступления (на занятии, конференции, перед населением и т.д.).
Необходима «репетиция» защиты: выступление на уроке, на классном часе
Процедура защиты
- выступление докладчика (регламент – 7-10 мин.)
- вопросы жюри и других присутствующих
Выступление докладчика
Как говорить?
Что говорить?
1. изложить суть работы, а не введение к ней
2. рассказать о собственном исследовании, а не о современном состоянии проблемы
3. показать осознанность терминов, цитат
4. следовать нормам стилистики, грамматики и орфоэпии
- отдельная, отличная от текста исследования речь с выделенными основными мыслями
Структура выступления
- Вступление: «Здравствуйте. Позвольте представить вашему вниманию доклад на тему «…»
- Основная часть: научная проблема, актуальность работы, цель и задачи, детальное изложение процесса решения каждой задачи с указанием методов и с опорой на научную методологию (труды ученых)
- Выводы и результаты
Презентация
- содержит не текст доклада, а пояснения к нему
- слайды – схемы, таблицы, графики
- строгость и четкость
- информативность
- стилистическая и орфографическая выверенность
- количество слайдов – 5-7!
О вопросах: что нужно знать?
- область науки, в границах которой проводится исследование
- факты, полученные другими исследователями в данном направлении
- специальную литературу по теме
- потенциальное направление дальнейшего исследования
Подготовка к защите
- психологический настрой (репетиция речи перед зеркалом)
- артикуляционный тренинг (подготовка речевого аппарата: скороговорки и др.)
- составление словаря терминов, гиперссылок к работе и др.
Культура поведения на защите
- обращаться не только к жюри, а ко всем присутствующим
- даже если текст защиты выучен, не излагать его скороговоркой
- благодарить за заданные вопросы
- не раздражаться, если в процессе защиты ответ на заданный вопрос уже был дан – ответить еще раз
- если ответ на вопрос неизвестен, можно использовать формулировку «К сожалению, пока я не могу ответить на ваш вопрос, но я обязательно над ним подумаю»
- демонстрировать профессионализм и желание заниматься научной работой
После защиты
- вспомнить и записать все заданные вопросы
- оценить свою защиту и ответы на вопросы
- обсудить процесс защиты и вопросы с научным руководителем
- скорректировать исследование с учетом высказанных замечаний, заданных вопросов