СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Привлечение обучающихся к научно-исследовательской деятельности»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ «Чериктейская средняя общеобразовательная школа им.В.Ф.Афанасьева-Алданского»

Афанасьевские педагогические чтения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему

«Привлечение обучающихся к

научно-исследовательской деятельности»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Саввина А.А.

учитель биологии и химии

 

 

 

 

 

 

 

2020

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическая часть ………………………………………………....5

    1. Требования к оформлению доклада……………………………….5
    2. Публичная защита исследовательской работы…………………...8

Глава 2. Практическая часть …………………………………………………11

      2.1.  Результаты НПК за 2016-2019 годы………………………………..11

      2.2. Структура исследовательской деятельности……………………….12

Заключение ……………………………………………………………………16

Использованная литература …………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

Актуальность данной темы заключается в том, что мы не умеем привлекать учащихся к исследовательским работам, из-за этого у нас нет результатов, в чем же заключается данная проблема.

Гипотеза

Система формирования основ проектно-исследовательской деятельности будет эффективной если:

- направлена на формирование мотивации к занятиям по проектно-исследовательской деятельности;

-  характеризуется наличием системности в образовательном процессе.

Новизна: Проектно-исследовательские приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.

Цель: Развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности.

Задачи:

1.Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы.

2.Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели.

3.Ознакомить учащихся с исследовательской деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе.

4.Исследовать результативность применения исследовательского метода через внеклассную деятельность.

Перспективы:

1.Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний.

2.Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме.

3.Умение планировать работу над проектами.

4.Умение сотрудничать друг с другом при выполнении исследований и проектов; доводить начатое дело до конца.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Привлечение обучающихся к научно-исследовательской деятельности»»

МБОУ «Чериктейская средняя общеобразовательная школа им.В.Ф.Афанасьева-Алданского»

Афанасьевские педагогические чтения



















Доклад на тему

«Привлечение обучающихся к

научно-исследовательской деятельности»













Выполнила: Саввина А.А.

учитель биологии и химии















2020

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическая часть ………………………………………………....5

    1. Требования к оформлению доклада……………………………….5

    2. Публичная защита исследовательской работы…………………...8

Глава 2. Практическая часть …………………………………………………11

2.1. Результаты НПК за 2016-2019 годы………………………………..11

2.2. Структура исследовательской деятельности……………………….12

Заключение ……………………………………………………………………16

Использованная литература …………………………………………………17



























Введение

Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

Актуальность данной темы заключается в том, что мы не умеем привлекать учащихся к исследовательским работам, из-за этого у нас нет результатов, в чем же заключается данная проблема.

Гипотеза

Система формирования основ проектно-исследовательской деятельности будет эффективной если:

- направлена на формирование мотивации к занятиям по проектно-исследовательской деятельности;

-  характеризуется наличием системности в образовательном процессе.

Новизна: Проектно-исследовательские приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.

Цель: Развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности.

Задачи:

1.Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы.

2.Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели.

3.Ознакомить учащихся с исследовательской деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе.

4.Исследовать результативность применения исследовательского метода через внеклассную деятельность.

Перспективы:

1.Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний.

2.Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме.

3.Умение планировать работу над проектами.

4.Умение сотрудничать друг с другом при выполнении исследований и проектов; доводить начатое дело до конца.





















Глава 1. Теоретическая часть

    1. Требования к оформлению доклада

  • Шрифт "Times New Roman"

  • Кегель - 14

  • Межстрочный интервал - 1,5

  • Оптимальные поля на странице: левое - 3; правое - 1,5; верхнее - 2; нижнее - 2 см.

Названия глав, слова «Введение», «Оглавление» («Содержание»), «Заключение», «Список использованной литературы» располагать в середине строки без точки в конце. Печатать заглавными буквами. Не допускать переноса слов в заголовках. Перечисленные выше заголовки в тексте реферата печатаются на новых страницах.

Схемы, рисунки, диаграммы, графики именуются в работе рисунками и обязательно нумеруются: «Рис. 1», «Рис. 2». «Рис. 3» и т.д. Каждый рисунок кроме порядкового номера имеет название. Номер и название рисунка располагаются под ним. Помещать рисунок желательно непосредственно рядом с тем фрагментом текста, который он иллюстрирует. Ссылка на конкретный рисунок в тексте может быть сделана следующим образом: «На схеме (рис. 5) изображено ...»; «График (рис. 6) иллюстрирует следующую закономерность:..»; «Основные результаты работы представлены на диаграмме (Рис. 8)».

Таблица. Если в работе имеется только одна таблица, то её нумеровать не следует. При наличии в докладе нескольких таблиц их нумерация должна быть сквозной и осуществляться арабскими цифрами. Номер и название таблицы приводятся над ней.

Оформление работы начинается с титульного листа, на котором указываются:

  • наименование учебного заведения, в котором выполнена работа

  • фамилия, имя исполнителя

  • название работы и ее жанр (исследовательская)

  • фамилия и инициалы руководителя работы, его должность и ученая степень

  • название населенного пункта, где выполнена работа, и год ее написания.

После титульного листа в структуре оформленной исследовательской работы идет ее «Содержание».

"Введение" и "Глава I" (литературный обзор) пишутся и оформляются как реферат.

В "Главе II" описываются все действия наблюдателя или экспериментатора, нацеленные на получение научного результата. Отдельным разделом этой главы могут быть методы математической обработки полученных результатов. Материал, который следует отразить именно в этом разделе, - это ответы на вопрос: «Что было сделано, и каким образом это производилось?» При использовании стандартных методик нет необходимости их подробного описания, достаточно сослаться на литературный источник, в котором приведено это полное описание.

В "Главе III" предлагается словесное описание результатов, которое иллюстрируется фотографиями, схемами, графиками, диаграммами, таблицами. В ряде случаев при оформлении исследовательской работы возможно разделение этой главы на две: «Результаты» и «Обсуждение результатов». Оба варианта изложения материала имеют свои достоинства и недостатки и могут быть использованы по усмотрению исследователя.

В «Заключении» подводятся итоги выполнения исследовательской работы, формулируются выводы и практические рекомендации (если они необходимы), отмечаются конкретные возможности и направления продолжения исследования. Центральное место в этой главе занимают выводы, которые автор делает на основании полученных им результатов. Для юного исследователя удобным оказывается такой способ оформления выводов, когда вывод является ответом на поставленную перед исследователем задачу. Если все задачи решены, то и цель исследовательской работы оказывается достигнутой! Текст выводов носит констатирующий характер. В выводах недопустимо использование предположении.

Требования к оформлению списка использованной литературы такие же, как и в случае с реферативной работой.

«Приложение» следует за списком литературы и не входит в основной объем работы. Каждое из приложений, оформленное на отдельном листе, иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера. В приложение могут войти разнообразные иллюстративные материалы, протоколы наблюдений, результаты первичной обработки материалов, которые не было возможности или особого смысла включать в основную часть работы. «Приложение» не является обязательной частью работы.

Цитирование. Текст цитаты заключается в кавычки с сохранением авторских особенностей его написания.



Цитирование фрагмента текста, по возможности, должно быть полным, без произвольного его сокращения и без искажения мысли автора.

Если пропуск слов, предложений, абзацев в цитируемом тексте допускается, то место пропуска обозначается многоточием. Оно может оказаться в любом месте цитаты (в ее начале, в середине, в конце).

Цитата сопровождается ссылкой на литературный источник, из которого она взята, с указанием автора цитируемой фразы.

При пересказе или изложении мыслей других авторов своими словами требуется ссылка на источник, из которого взята та или иная мысль или идея.

    1. Публичная защита исследовательской работы

Защита исследовательской работы осуществляется в форме пленарного или стендового доклада

Пленарный доклад

В докладе кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы школьника.

Допускаемая регламентом продолжительность выступления не превышает 10-15 мин.

При изложении материала следует придерживаться определенного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.

Общая структура доклада:

  • Формулировка темы исследования.

  • Исполнитель или исполнители (фамилии, имена, класс, школа, название населенного пункта).

  • Научный руководитель (фамилия, имя, отчество, научная степень, должность, место работы).

  • Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, какие проблемы и вопросы в рамках данного направления исследований хорошо изучены, каким вопросам уделялось недостаточное внимание, почему избрана именно эта тема).

  • Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).

  • Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие; могут определять спектр действий исследователя при движении к поставленной цели).

  • Гипотеза - научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы. Формулируется в том случае, если работа носит экспериментальный характер.

  • Методика проведения исследования - подробное описание всех действий, связанных с получением результатов, включая и математическую обработку материалов.

  • Результаты исследования - краткое словесное изложение новой информации об объектах или явлениях, которую удалось получить в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Основные количественные показатели продемонстрировать на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.

  • Выводы исследования - умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции без многословных объяснений или трактовок.

Стендовый доклад

Является формой оперативного, экономичного во времени и пространстве представления итогов выполненной исследовательской работы. Он может быть выполнен и представлен на конференции учащихся, на общешкольном или районном смотре исследовательских работ, на заседании кружка.

В отличие от устного (пленарного) доклада, этот вид научного сообщения является более демократичным: аудитория обычно ограничивается несколькими слушателями-зрителями, которые задают интересующие их вопросы. Задача докладчика - удовлетворить этот интерес. Разговор ведется в диалоговом режиме (вопрос - ответ) и в большей степени напоминает дискуссию.

В ходе работы постерной сессии (на которой и представляется стендовый доклад - постер) аудитория визитеров постоянно меняется. Поэтому автор должен быть готов к любым вопросам, ведь каждого зрителя могут заинтересовать различные аспекты доклада.

Успешность выступления со стендовым докладом кроется не только в свободном владении материалом исследования, но и в умении вести научную дискуссию, владении разговорной речью, наличии навыков коммуникативной культуры.

Требования к оформлению стендового доклада

  • Объем - 1 лист ватмана стандартного образца.

  • Тема доклада (пишется крупно, так, чтобы она читалась с расстояния 3-4 м).

  • Фамилия, имя автора работы, школа, класс.

  • Фамилия, имя, отчество, должность руководителя работы.

Текстовая информация - научное содержание работы - излагается кратко:

  • Актуальность исследования

  • Цель, задачи работы

  • Методика выполнения исследования

  • Результаты (в основном излагаются в виде иллюстративного материала - рисунков, фотографий, схем).

  • Выводы

  • Практические рекомендации (если они необходимы или логически вытекают из содержания работы).

Тексты и иллюстративные материалы стендового доклада должны быть хорошо различимы в деталях с расстояния не менее 2-3 шагов, удобны для изучения.



Глава 2. Практическая часть

2.1. Результаты НПК за 2016-2019 годы

2016-17 учебный год

Сивцева Туйаарыма – 2 место (Даниловские чтения)

Горохов Коля – диплом 4 степени (Окно в науку)

2017-18 учебный год

Тектясова Настя – диплом 3 тепени (Окно в науку)

Федорова Дарина – диплом 4 степени (Окно в науку)

2018-19 учебный год

Румянцев Валера – диплом 2 степени (Даниловские чтения)

- диплом 2 степени (Окно в науку)

- 1 место (Тулуна)

Тектясова Настя – диплом 3 степени (Даниловские чтения)

Сивцева Туйаарыма (региональный этап)

Причины низкой степени заинтересованности обучающихся могут быть следующие:

- несформированность мировоззрения;

- неразвитая способность к самостоятельному мышлению;

- слабая концентрация внимания;

- повышенная тревожность;

- отсутствие психологического комфорта в семье и психической безопасности в образовательной среде;

- неадекватное оценка способностей и возможностей обучающего со стороны родителей, педагогов и других значимых взрослых;

- загруженность общеобразовательной школе.

    1. Структура исследовательской деятельности

• Выявление актуальной научной проблемы

• Определение темы исследования, формулирование ее цели и задач. Формулирование научной гипотезы

• Планирование хода исследования, разработка его методики

• Создание условий, необходимых для эксперимента, подбор оборудования

• Проведение практической части исследования, регистрация качественных и количественных результатов

• Обработка полученных результатов и представление их в виде таблиц, диаграмм, графиков

• Анализ (истолкование) полученных результатов

• Формулирование выводов и практических рекомендаций

• Написание и оформление итоговой работы

Памятка юному исследователю.

1. Тема исследовательской работы. Как будет называться моё исследование?

2. Введение. Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы?

3. Цель. Что я хочу исследовать?

4. Задачи. Для чего я хочу провести исследование?

  • изучить …

  • выявить …

  • установить …

  • выяснить …

  • рассмотреть …

  • определить …

5. Методы работы. Каким образом я проводил исследование?

6.Описание работы. Мои результаты исследования. Таблицы, диаграммы, графики. Работа сопровождается фотографиями, рисунками.

7. Выводы. На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…

8. Кого я хочу поблагодарить?

9. Использованная литература.

10. Приложения.

При формулировании задач исследования следует учесть, что работа может носить учебно-исследовательский характер. Поэтому среди задач встречаются такие, например, как «Изучить литературные данные о ..». «Освоить методику...», «Проанализировать результаты и сделать выводы». Для тех учащихся, которые уже освоили методику проведения исследования, в качестве задач целесообразно выдвигать те, которые начинаются со слов определить, установить, сравнить, оценить, выявить, проанализировать, составить и др.

При планировании практической работы следует особое внимание уделить тому, что для устранения случайности в эксперименте необходима повторность опытов или наблюдений.

Оформление исследовательской работы

Исследовательская работа представляется в виде доклада.

Для выбора верного направления исследовательской деятельности учащийся должен попытаться соотнести свою работу с тем, что уже известно в науке, определить свое место в ней.

Провела опрос с целью изучения интересов детей. На вопрос «Что тебе интересно больше всего?», учащиеся ответили:

11 класс

  1. Бурнашева Лена – стихи

  2. Горохов Вася – скульптура

  3. Горохова Света – комиксы

  4. Румянцева Марианна – природа, экология

  5. Федоров Илья – технология

10 класс

  1. Горохов Дима – ?

  2. Дмитриева Динара – корейская культура (сравнение с народом Саха)

  3. Егоров Коля – рацион питания учащихся ЧСОШ (калорийность)

  4. Свешников Андрей – паводки с.Чериктей

9 класс

  1. Румянцев Арсентий – мунха (сравнение карасей разных озер)

  2. Созонова Вика – книга рецептов

8 класс

  1. Румянцева Саина – танец (сахалыы ырыаҕа современнай үҥкүү, музыкатын оҥоруу)

  2. Кривошапкин Слава – баскетбол (создание новых техник для тренировок), туһах

  3. Шелковников Коля – ?

7 класс

  1. Борисов Влад – древние млекопитающие (Ледниковый период)

  2. Тектясова Настя – радужка глаза

  3. Бурнашева Ангелина – вязание

6 класс

  1. Алексеева Сарыала – интернет

  2. Горохова Анжелика – вязание

  3. Попов Костя – технология

  4. Матвеев Вольдемар – история ютуба

  5. Созонова Вероника – космос, звезды

  6. Федорова Дарина – цветы

  7. Федоров Игорь – анимация

5 класс

  1. Борисва Полина – снимать видео

  2. Матвеев Айсен – оригами

  3. Кривошапкина Люда – рисование

  4. Рожина Варя – насекомые (кузнечики)

  5. Салышева Катя – домашние животные (кошки)



























Заключение

Для решения всех вышеперечисленных проблем, связанных с низкой мотивацией обучающихся к научно-исследовательской деятельности, необходим комплекс мероприятий. Так, для повышения интереса учащихся к научно-исследовательским проблемам можно организовать экскурсии в научные лаборатории, встречи с учеными, а также можно использовать честолюбивые устремления школьников.

При организации работы над проектом или исследовательской работой необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:

-интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;

-возможности школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;

-помнить, что проектная или исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;

-сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание;

-создание комфортной обстановки.















Использованная литература

  1. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: ИФ «Сентябрь», 2003, 235с.

  2. https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-privlechenie-obuchayschihsya-k-nauchnoissledovatelskoy-deyatelnosti-3185196.html

  3. https://multiurok.ru/files/nauchno-issledovatelskaia-rabota-shkolnikov-kak-sr.html

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!