Доклад на тему: «Основные аспекты организации профессионально-трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»
Доклад на тему:«Основные аспекты организации профессионально-трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»
Учитель: Аетов Р.Р.
2021 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
В рамках внедрения и реализации настоящего Федерального государственного образовательного стандарта см:
Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленные письмом Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07;
Методические материалы по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования слепых и слабовидящих обучающихся, направленные письмом Минобрнауки России от 19 февраля 2016 г. N 07-719
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Общие положения
1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация).
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее - обучающиеся с ОВЗ).
АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении обучающимися с ОВЗ начального общего образования (далее - НОО) в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях.
1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации*(1) и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка*(2) и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
1) структуре АООП НОО (в том числе к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации АООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения АООП НОО.
1.4. Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.
1.5. Стандарт является основой объективной оценки качества образования обучающихся с ОВЗ и соответствия образовательной деятельности организации установленным требованиям.
1.6. В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования; признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности; развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации; разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ составляет цель и основной результат получения НОО; реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Профессионально - трудовое обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС
Развитие современного производства предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы.
Предметы профессионально - трудового обучения в коррекционной школе являются одними из универсальных предметов. С их помощью можно исправить или ослабить даже те недостатки психофизического развития ребенка, которые не под силу другим предметам. Правильно организованные уроки трудового обучения способствуют развитию речи, всех видов памяти, сенсорной и двигательной, эмоционально-волевой сферы, самостоятельности, практического мышления обучающихся.
«Трудовая деятельность для человека является важным условием полноценной жизнедеятельности. Это не только способ экономически обеспечить своё существование, но и возможность реализовать свои потребности и способности.
Трудовая деятельность есть фактор приобщения человека к общественным ценностям: позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества»
«Профессионально-трудовое обучение, как важный и социально значимый предмет, направлен на социально-трудовую адаптацию умственно отсталых школьников.
В современных условиях это предполагает
совершенствование организации учебного процесса,
научное обоснование содержания обучения,
уровня его методического обеспечения»
Задачи профессионально-трудовой подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями:
Воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду;
Формирование соответствующих качеств личности: умения работать в коллективе, ответственности, добросовестности;
Коррекция и компенсация недостатков физического и умственного развития средствами трудового обучения;
Профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.
Залог успешности и эффективности профессионально-трудовой подготовки
Слайд №6.
Цель профессионально-трудовой подготовки: Слайд №7.
Компоненты деятельности Слайд №8.
Учебная ситуация Слайд №9.
Формирование общетрудовых умений Слайд №10.
Стадия осмысления
Формирование трудовых движений – действий - операций
Слайд №11.
Словарная работа на уроках столярного дела Слайд №112.
- главное условие и основа социального благополучия выпускников
с интеллектуальными нарушениями.
Литература:
Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта // 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. — М.: Академия, 2005. — 172 с.; Аксенова Л. И., Архипов Б. А., Белякова Л. И. и др. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. заведений.; Под. Ред. Н. М. Назаровой // 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр ″Академия″, 2001.
Корнильева С. Ю. Особенности социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. — 2017. — №1. — С. 85-87. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1719/ (дата обращения: 12.10.2018).
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Основные аспекты организации профессионально-трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»»
«Основные аспекты организации профессионально-трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»
Учитель : Аетов Р.Р.
Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
Профессионально - трудовое обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС
Развитие современного производства предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы.
Предметы профессионально - трудового обучения в коррекционной школе являются одними из универсальных предметов. С их помощью можно исправить или ослабить даже те недостатки психофизического развития ребенка, которые не под силу другим предметам. Правильно организованные уроки трудового обучения способствуют развитию речи, всех видов памяти, сенсорной и двигательной, эмоционально-волевой сферы, самостоятельности, практического мышления обучающихся.
«Трудовая деятельность для человека является важным условием полноценной жизнедеятельности. Это не только способ экономически обеспечить своё существование, но и возможность реализовать свои потребности и способности.
Трудовая деятельность есть фактор приобщения человека к общественным ценностям: позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества»
« Профессионально-трудовое обучение, как важный и социально значимый предмет, направлен на социально-трудовую адаптацию умственно отсталых школьников.
В современных условиях это предполагает
совершенствование организации учебного процесса,
научное обоснование содержания обучения,
уровня его методического обеспечения».
Задачи профессионально-трудовой подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями:
Воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду;
2. Формирование соответствующих качеств личности: умения работать в коллективе, ответственности, добросовестности;
3. Коррекция и компенсация недостатков физического и умственного развития средствами трудового обучения;
4. Профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.
Залог успешности и эффективности профессионально-трудовой подготовки
«…не ликвидация отдельного отклонения, а исправление механизмов, которые причастны к появлению отклонения»
Л.С. Выготский
Цельпрофессионально-трудовой подготовки:
Формирование не отдельных обще трудовых
и специальных трудовых действий,
а ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в целом:
компонентов ее структуры и этапов.
Компоненты деятельности
Механизм формирования трудовых умений и навыков
СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ
МОТИВ
Мотивационно-потребностный компонент
Трудовое движение
ЦЕЛЬ
СРЕДСТВА
Трудовое действие
Операционально-технический компонент
ДЕЙСТВИЯ
Трудовая операция
ОПЕРАЦИИ
РЕЗУЛЬТАТ
Трудовое умение
Этапы деятельности
Трудовой навык
Реализация
Планирование
Целеполагание
Контроль
Оценка
Учебная ситуация– единица учебного процесса, в которой обучающиеся с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, изучают его, совершая разнообразные учебные действия.
формирование
специальных профессиональных умений
путем создания условий
для многократной
отработки и
совершенствования
трудовых приемов.
формирование общетрудовых умений (готовить рабочее место, слушать учителя, принимать учебную задачу, следовать инструкции, сравнивать с эталоном и т.п.);
формирование отдельных трудовых действий и операций
в последовательности от трудовых движений к действиям – операциям – приемам.
Стадия осмысления
Формирование трудовых движений – действий - операций
Приемы работы:
Работа с технологической картой
Работа на станках
Пооперационная обработка изделия
_____
Словарная работа на уроках столярного дела
Стадия закрепления
Закрепление и проверка знаний
Приемы работы:
Карточки-задания
Тестовые задания
Указать деревья, имеющие твердую древесину:
а) Сосна, ольха, тополь.
б) Пихта, кедр, лиственница.
в) Вяз, береза, бук.
Какой клей боится воды:
а) Казеиновый.
б) Глютиновый.
в) Синтетический.
Ручной электроинструмент это:
а) Циркулярка, коловорот, маятниковая пила.
б) Дисковая пила, электрорубанок, электродрель.
в) Сверлильный станок, лобзик, лучковая пила.
Для пиления древесины поперек волокон применяют пилу:
а) Для продольного пиления.
б) Для смешанного пиления.
в) Для поперечного и смешанного пиления.
ЭОР - электронные образовательные ресурсы
Применение мультимедийных интерактивных упражнений
Профильные тренажёры
Профессионально-трудовая подготовка
и профессиональное самоопределение
- главное условие и основа социального благополучия выпускников