1 | Организационный этап. Мотивация учебной деятельности. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок. Включение в деловой ритм. - Ребята, улыбнитесь друг другу! --С каким настроением пришли на этот урок? - Каким бы вы хотели увидеть наш урок? - А какими вы должны быть, чтобы случилось всё так, как вы хотите? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, выполняют задание учителя. Подготовка класса к работе. - улыбаются, внося позитив на весь урок, помогая друг другу в адаптации. - предлагают свои ответы. - делают предположения по ходу урока. - дают возможность каждому активнее работать на уроке. - самостоятельно добывают знания из раздаточного материала и интернета | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Проблемная ситуация и актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Цель: постановка цели урока; Выявление места и причины затруднения | « Благодаря прогрессу в сфере коммуникаций и транспорта, одному из движущих сил глобализации, расстояния между странами и народами быстро стираются. » Фетхуллах Гюлен «Если Вселенная расширяется, почему места для парковки все меньше?» Вуди Аллен – Согласны ли вы с этими мнениями? Свой ответ обоснуйте. – Какую тему мы будем изучать? Тема нашего урока «Транспорт Иркутской области» Сегодня на уроке вы познакомитесь с транспортным комплексом на территории Иркутской области. Прослушайте рассказы своих товарищей об отдельных видах транспорта. | - Высказывают своё мнение - формулируют тему урока и его задачи - Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные : Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Познавательные : 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. Коммуникативные: 1.Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
3 | Поиск решения. Цель: усвоение новых знаний. | Представьте, что вам нужно совершить путешествие из Слюдянки в Иркутск, Тайшет, Ербогачен какой вид транспорта вы выберите и почему? Какой из перечисленных населённых пунктов имеет наилучшую транспортную доступность? Составьте схему видов транспорта опираясь на ранее полученные знания и используя учебник стр 226-234 | - отвечают на вопрос учителля - составляют схему -просматривают учебник - делают выводы | Познавательные УУД 1 Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 2. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
4 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: усвоение новых знаний. | Работа в группах. (класс делится на 5 групп) 1 группа 1.Как данные факторы, влияют на развитие транспорта в Иркутской области? http://irkipedia.ru/content/transportnaya_sistema _irkutskoy_oblasti Факторы | Возникающие трудности | Значительная протяженность | | Климат | | Рельеф | | Историко-географические особенностями освоения. | | 2. Заполните таблицу и сделайте вывод о транспортной освоенности Иркутской области. Таблица Сеть транспортных коммуникаций (2012 г.) | Эксплуатационная длина железных дорог | Протяжённость автомобильных дорог | Плотность км на 1000кв.км. территории | Всего, тыс. км. | Электрифицированно | Всего, тыс. км. | С твёрдым покрытием | ж/д путей | Автомо- бильных дорог | тыс. км. | % | тыс. км. | % | | | Россия | 85,0 | 42,4 | | 599,0 | 594,0 | | | | Иркутская область | 2,506 | 2,3 | | 28,253 | 21,893 | | | | http://irkipedia.ru/content/plotnost_transportnoy_nagruzki_atlas 2группа 1.По данным таблицы «Показатели продукции и работы видов транспорта за 2009 г.» составьте круговые диаграммы в программе Excell и дайте их анализ. Вид транспорта | Перевезено грузов | Грузооборот | % | % | Железнодорожный | 65,89 | 82,1 | Автомобильный | 8,3 | 0,6 | Внутр.водный | 3,2 | 1,4 | Воздушный | 0,01 | 0,1 | Трубопроводный | 22,6 | 15,8 | Всего | 100 | 100 | 2. По данным таблицы «Показатели продукции и работы видов транспорта за 2009 г.» составьте круговые диаграммы в программе Excell и дайте их анализ. Вид транспорта | Перевезено пассажиров | Пассажирооборот | % | % | Железнодорожный | 8,5 | 62,3 | Автомобильный | 63,5 | 31,3 | Внутр.водный | 0,2 | 0,3 | Воздушный | 0,08 | 2,6 | Трамвайный | 17,12 | 2,1 | Троллейбусный | 10,4 | 1,4 | Всего | 100 | 100 | 3. Сопоставь номенклатуру перевозимых грузов по отдельным видам транспорта. Объясни различия. 3 группа http://irkipedia.ru/content/transportnaya_sistema_irkutskoy_oblasti http://irkipedia.ru/content/vostochno_sibirskaya_zheleznaya_doroga http://irkipedia.ru/content/baykalo_amurskaya_magistral http://irkipedia.ru/content/predpriyatiya_vodnogo_transporta_irkutskoy_oblasti http://irkipedia.ru/content/predpriyatiya_avtomobilnogo_transporta_irkutskoy_oblasti http://irkipedia.ru/content/predpriyatiya_vozdushnogo_transporta_irkutskoy_oblasti http://irkipedia.ru/content/elektrotransportnye_predpriyatiya_irkutskoy_oblasti 1.На настенной физической и контурной карте покажите следующие транспортные пути: а) железные дороги: Слюдянка-порт Байкал ,Трансибирскую, БАМ,Южносибирскую,участки:Хребтовая-Усть-Илимск,. Выясни годы их строительства; б)участки нефтепроводов Сургут – Омск - Ангарск; строящегося ВСТО (Тайшет-Усть-Кут-Р.Саха-Амурская обл.-Китай); http://irkipedia.ru/content/truboprovodnyy_transport_v_irkutskoy_oblasti в) автомобильные дороги: Московский тракт, Якутский, Байкальный, Братский и др. г) авиационные пути. Выясните направления международных и местных авиатрасс и покажите их на карте линиями разных цветов. Обозначьте аэропорты: г.Иркутск, г.Братск,г.Усть-Илимск,г.Киренск,г. Бодайбо; железнодорожный узел – г.Тайшет. 4 группа 1.Составьте проект бизнес-плана о Кругобайкальской железной дороге. Обоснуйте возможность использования её для целей рекреации (опережающее задание). http://irkipedia.ru/content/krugobaykalskaya_zheleznaya_doroga_otryvok_iz_putevoditelya_1908_1909_godov http://irkipedia.ru/content/krugobaykalskaya_zheleznaya_doroga http://www.sludyanka.ru/qa/5174.html 5группа 1. Подготовить презентацию на тему «Влияние транспорта Иркутской области на состояние окружающей среды» (опережающее задание). http://irkipedia.ru/content/transportno_ekologicheskiy_kompleks_atlas http://www.sludyanka.ru/qa/5174.html | - выполняют данное задание , самостоятельно - работают с раздаточным материалом. - работают с интернет сайтами - рассматривают карты атласа - сталкиваются с проблемой и находят пути решения проблемы | Регулятивные: 1. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 2. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные : 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Познавательные : 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. 4. Уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
7 | Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию Д/з стр 226-234 Выполнить социокультурный практикум «Транспорт в моём городе»: Проведите анкетирование своей семьи и учащихся школы. Вопросы для анкетирования: 1.Как вы оцениваете работу городского транспорта? (отлично, удовлет., неудовл.) 2.Каким видом транспорта вы пользуетесь? 3.Какой вид транспорта работает наиболее эффективно? 4.Что вас не устраивает в работе транспорта? 5.Как улучшить работу транспорта в городе? Итог урока. Рефлексия. – Сделайте вывод по уроку. – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получил отметку в дневнике? За что? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; регулятивные: . Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. личностные: рефлексировать, |