СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ на серию учебных занятий по дисциплине «Введение в специальность» тема: " Классификация автомобильных дорог"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие на серию учебных занятий по дисциплине «Введение в специальность» на тему: «Классификация автомобильных дорог» / А. Ю. Щеглачева – Иркутск: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства», 2021г.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ на серию учебных занятий по дисциплине «Введение в специальность» тема: " Классификация автомобильных дорог"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИРКУТСКИЙ КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»








МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

на серию учебных занятий по дисциплине «Введение в специальность»

тема: " Классификация автомобильных дорог"












Иркутск, 2021


Методическое пособие на серию учебных занятий по дисциплине «Введение в специальность» на тему: «Классификация автомобильных дорог» / А. Ю. Щеглачева – Иркутск: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства», 2021г.


Настоящее методическое пособие представляет собой теоретический и практический материал на серию занятий по теме: «Классификация автомобильных дорог», целью которого служит оказание помощи студентам в подготовке к занятиям.

Пособие предназначено для студентов «Иркутского автомобильного колледжа и дорожного строительства», обучающихся на первом курсе по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.





Разработчик:

Щеглачева Анжела Юрьевна, преподаватель.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ТЕМА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОРОГ ПО НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННОМУ ЗНАЧЕНИЮ И ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ 5

1.1. Автомобильные дороги оборонного значения 6

1.2. Практическое задание 7

ТЕМА 2. ТЕХНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 10

ТЕМА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ 14

3.1. Расчет перспективной суточной интенсивности движения 15

3.2. Определение категории автомобильной дороги 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21


ВВЕДЕНИЕ

В пособии изложены основы, необходимые для начального изучения и дальнейшего освоения специальности 08.02.05 строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.

Цель учебно-методического пособия – сформировать у студентов обобщенные и систематизированные представления об автомобильных дорогах РФ.

Задачи включают в себя:

  • Изучение основных понятий об автомобильных дорогах;

  • Разбор классификации автомобильных дорог РФ;

  • Подбор технических параметров для определенной категории автомобильных дорог.

В пособии представлено, конспект лекций и практическое задание на серию занятий по дисциплине «Введение в специальность» тема: " Классификация автомобильных дорог", которая в свою очередь подразделена на 3 занятия, последнее из которых является закреплением материала практически.



ТЕМА 1.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОРОГ ПО НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННОМУ ЗНАЧЕНИЮ И ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ

Основные понятия:

Автомобильная дорога – это комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения [1].

Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования[1].

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

1) соединяющие столицу Российской Федерации - город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

2) включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации [4].

    1. Автомобильные дороги оборонного значения

Автомобильными дорогами оборонного значения являются автомобильные дороги, необходимые для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также автомобильные дороги, соединяющие военные, важные государственные и специальные объекты и предназначенные в условиях военного времени для воинских перевозок, эвакуации населения, объектов хозяйственного, социального и культурного назначения [4].

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог оборонного значения не является основанием для ограничения движения транспортных средств по такой автомобильной дороге, за исключением случаев ее использования в период действия военного положения, и не влечет за собой изменение формы собственности на такую автомобильную дорогу[4].

Автомобильные дороги общего пользования должны иметь наименования и идентификационные номера.

Таким образом, обозначение соответствует:

М - соединяющие Москву со столицами сопредельных государств и административными центрами субъектов России;

Е, АН - входящие в состав европейской и азиатской международных автодорожных сетей;

Р - соединяющие между собой административные центры субъектов России;

А - подъездные и соединительные дороги (подъезды к крупнейшим транспортным узлам и специальным объектам; подъезды от административных центров субъектов России, не имеющих связи по автомобильным дорогам общего пользования с Москвой, к ближайшим морским и речным портам, аэропортам и железнодорожным станциям либо к границам сопредельных государств; соединяющие между собой автомобильные дороги федерального значения) [3].

Обозначения:

- согласно иллюстрациям к правилам дорожного движения на дорожных знаках номер автомобильной дороги (маршрута) пишется слитно с префиксом: М1;

- в официальных документах номер автомобильной дороги отделяется от префикса дефисом, а название дороги следует далее в кавычках: М-1 «Беларусь».

В Народных картах обозначать предлагаю согласно первому способу - слитно, как на дорожных знаках. Смысл не теряется, да и лишний дефис не писать[3].


    1. Практическое задание

Соединить буквенное обозначение с характеристикой дороги.

Вариант 1.

Буквенное обозначение

Характеристика

А375

соединяющие между собой административные центры субъектов России

Е28

соединяющие Москву со столицами сопредельных государств и административными центрами субъектов России

Р255

подъездные и соединительные дороги

М

входящие в состав европейской и азиатской международных автодорожных сетей

Вариант 2.

Буквенное обозначение

Характеристика

АН6

соединяющие между собой административные центры субъектов России

М3

входящие в состав европейской и азиатской международных автодорожных сетей

Р215

подъездные и соединительные дороги

А118

соединяющие Москву со столицами сопредельных государств и административными центрами субъектов России

Вариант 3.

Буквенное обозначение

Характеристика

А119

входящие в состав европейской и азиатской международных автодорожных сетей

Р258

соединяющие Москву со столицами сопредельных государств и административными центрами субъектов России

М5

соединяющие между собой административные центры субъектов России

Е38

подъездные и соединительные дороги


Вариант 4.

Буквенное обозначение

Характеристика

АН6

подъездные и соединительные дороги

А110

соединяющие между собой административные центры субъектов России

М11

соединяющие Москву со столицами сопредельных государств и административными центрами субъектов России

Р297

входящие в состав европейской и азиатской международных автодорожных сетей


Вопросы для самопроверки:

  1. Какие автомобильные дороги относятся к дорогам общего пользования?

  2. Перечислите признаки автомобильной дороги общего пользования федерального значения?

  3. Дайте определение понятию автомобильная дорога.


ТЕМА 2.

ТЕХНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Основные понятия:

Категория автомобильной дороги: Характеристика, определяющая технические параметры автомобильной дороги[1].

Пересечение в одном уровне: Пересечение автомобильных дорог, на котором транспортные потоки пересекаются в одном уровне [1].

Пересечение в разных уровнях: Вид пересечения автомобильных дорог, на котором транспортные потоки пересекаются в разных уровнях, посредством путепроводов или других искусственных сооружений [1].

Автомобильные дороги в зависимости от условий проезда и доступа к ним транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные дороги и обычные дороги.

К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:

  • имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

  • не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками:

  • доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.

К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги:

  • имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

  • не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками:

  • доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаше чем через 3 км друг от друга.

К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:

  • имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;

  • доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаше чем через 600 м, для дорог категории IV не чаше чем через 100 м, категории V- 50 м друг от друга.

Интенсивность движения – это число автомобилей, проходящих через определенное сечение дороги в единицу времени (за сутки или за час).

Контролирование автомобильных дорог в зависимости от расчетной интенсивности движения приведено в таблице 1.

Таблица1.

Улично-дорожная сеть (УДС) – это комплекс объектов транспортной инфраструктуры, являющихся частью территориальных поселений и городских округов, ограниченной красными линиями и предназначенной для движения транспортных средств и пешеходов, упорядочения застройки и прокладки инженерных коммуникаций.

Классификация улично-дорожной сети города представлена в таблице 2.

Талица 2.

Категория улиц

Основное назначение улицы

Транспортная характеристика

Магистральные улицы:

Общегородского значения:

Основные транспортные и функционально-планировочные оси города. Формируют направления преимущественного развития Московской системы расселения. Обеспечивают международные, республиканские, региональные и городские связи. Имеют выходы на внешние автомобильные дороги, к аэропортам, крупным зонам массового отдыха и поселениям в регионе.

Пропуск всех видов транспорта. Движение непрерывное. Пересечения с магистральными улицами – в одном и разных уровнях.

I. Класса

II. Класса

Основные транспортные каналы города. Обеспечивают связи различных функционально-планировочных частей города. Могут иметь выходы на внешние автомобильные дороги.

Пропуск всех видов транспорта. Режим движения непрерывный и регулируемый. Пересечения с магистральными улицами – в одном и разных уровнях.

Районного значения

Основные оси районов. Обеспечивают связи в пределах жилых районов и производственных зон, а также между ними.

Пропуск всех видов транспорта. Режим движения регулируемый.

Улицы и дороги местного назначения:

Улицы в жилой застройке

Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и микрорайонов. Связи с магистральными улицами общегородского и районного значения (за исключением улиц с непрерывным движением транспорта).

Пропуск легкового, специального и обслуживающего район грузового транспорта; в отдельных случаях допускается организация движения массового пассажирского транспорта.

Улицы и дороги в производственных и коммунально-складских зонах

Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон.

Пропуск всех видов транспорта.


Вопрос для самопроверки:

  1. Перечислите классификационные признаки автомагистрали.

  2. Дайте определение понятию улично-дорожная сеть.

  3. Поясните, на что влияет интенсивность движения автомобилей.


ТЕМА 3.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

Основные понятия

Интенсивность движения– количество автомобилей и других транс-

портных средств, проходящих через определенное сечение дороги в единицу

времени (сутки, час).

Фактическая интенсивность движения - это количество автомобилей, проходящих через данное сечение дороги, которое суммируют независимо от типов автомобилей.

Интенсивность движения, приведенная к расчетной нагрузке

При расчете дорожных одежд важным показателем является размер нагрузки, поскольку проезд одного тяжелого автомобиля оказывает более разрушительное воздействие, чем проезд нескольких легковых автомобилей. Знание состава транспортного потока позволяет привести фактическую интенсивность движения к расчетной нагрузке.

Интенсивность движения, приведенная к легковому автомобилю

Обычно при оценке условий работы дороги интенсивность движения выражают в фактическом количестве проходящих автомобилей, суммируя автомобили независимо от их типов. В этом есть условность, так как проезд по дороге с малой скоростью нескольких автопоездов с тяжелыми прицепами неэквивалентен по продолжительности проезду равного числа быстроходных легковых автомобилей. По этому для уточнения в составе движения указывают долю легковых, грузовых автомобилей и автобусов. При этом грузовые автомобили делят по грузоподъемности.

Поэтому для характеристики количества автомобилей, которые дорога

может пропустить, фактическую интенсивность движения обычно приводит к эквивалентному количеству легковых автомобилей. Для этого вводят коэффициенты привидения, характеризующие, сколько автомобилей могло бы проехать по участку дороги за время проезда одного грузового автомобиля или автопоезда. На эти коэффициенты умножают число автомобилей каждого типа.

Перспективная интенсивность движения - это среднегодовая суточную интенсивность движения за последний год перспективного периода, выраженная в единицах, приведенных к легковому автомобилю.

Интенсивность движения в перспективу рассчитывают по результатам

титульных экономических обследований с учетом прогнозов изменения состава движения и эксплуатационных показателей работы парка автомобилей. По этим данным принимается ожидаемая грузонапряженность перегона автомобильной дороги и состав движения.

Перспективный период при назначении категорий дорог, проектировании элементов плана, продольного и поперечного профилей принимают равным 20 годам.

    1. Расчет перспективной суточной интенсивности движения

Для заполнения таблицы необходимо внести значения в столбец 3 из таблицы с исходными данными по своему варианту.

Перспективную суточную интенсивность движения рассчитываем по формуле:

Nсут = Nгр+Nпр+Nл+Nа


Где:

Nгр–интенсивность движения грузовых автомобилей, авт/сут;

Nпр - интенсивность движения прочих автомобилей (хозяйственно-эксплуатационные, специальные, авт/сут;

Nл - интенсивность движения легковых автомобилей, авт/сут;

Nа - интенсивность движения автобусов, авт/сут.

Производим расчет приведенной интенсивности движения Nприв по формуле:

Nприв= N1K1+ N2K2+…+ NnKn

где N n – интенсивность движения n-го типа автомобилей, авт./сут (автобусы, грузовые 2 т, грузовые 6 т и т.д.);

K n – коэффициент приведения автомобилей типа n к легковому автомобилю.

Автомобили

Коэффициент

приведения

К

Среднегодовая

перспективная

суточная интенсивность движения

Приведенная перспективная суточная интенсивность движения Nприв

Авт./сут

Авт./сут

%

1

2

3

4

5

Легковые





Грузовые грузоподъёмностью: 2т













12т





Автобусы





Прочие (свыше 14т)






Всего:

Ncут=

Nприв=

100

Значения коэффициентов приведения к легковому автомобилю применяются в соответствии со СНиП 2.05.05-85 «Автомобильные дороги» (табл. 1.3).

    1. Определение категории автомобильной дороги

Категорию автомобильной дороги определяем по приведенной перспективной суточной интенсивности движения (табл.1.4).

Определение основных технических параметров дороги

В зависимости от категории дороги определяем основные технические

параметры автомобильной дороги (см. табл. 1.5 и табл. 1.6):

  • расчетная скорость, км/ч;

  • наибольший продольный уклон, ‰;

  • наименьший радиус кривой в плане, м;

  • наименьший радиус выпуклой кривой в продольном профиле, м;

  • наименьший радиус вогнутой кривой в продольном профиле, м;

  • число полос движения;

  • ширина проезжей части, м;

  • ширина обочин, м;

  • ширина краевой полосы обочины, м

  • ширина укрепленной части обочины, м;

  • ширина центральной разделительной полосы, м;

  • ширина краевой полосы безопасности у разделительной полосы, м;

  • наименьшее расстояние видимости для остановки, м;

  • наименьшее расстояние видимости для встречного автомобиля, м.


Таблица П.1.1 (СНиП 2.05.02-85*, табл. 3)

Примечания: К трудным участкам пересеченной местности относится рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами, с разницей отметок долин и водоразделовболее 50 м на расстоянии не свыше 0,5 км, с боковыми глубокими балками и оврагами, с неустойчивыми склонами. К трудным участкам горной местности относятся участки переваловчерез горные хребты и участки горных ущелий со сложными, сильноизрезанными или неустойчивыми склонами.


Исходные данные по вариантам:

Варианта

Легковые

Грузовые, грузоподъёмностью

Автобусы

Прочие

2 т

14т

1

347

120

30

40

15

25

63

2

280

97

25

43

20

21

52

3

197

125

30

51

22

30

48

4

195

130

27

42

17

32

51

5

270

126

63

14

20

45

54

6

268

130

47

18

12

42

61

7

215

123

48

21

14

48

54

8

302

114

42

26

13

45

62

9

203

118

45

28

15

48

64

10

205

126

45

47

10

36

57

11

270

120

30

21

17

32

61

12

268

97

25

26

20

45

54

13

215

125

30

28

12

42

62

14

302

130

27

51

14

48

48

15

347

126

63

42

13

45

51

16

280

130

47

14

15

48

54

17

197

123

48

18

10

36

62

18

195

114

42

21

12

21

64

19

270

118

45

26

14

30

57

20

268

126

45

28

13

32

63

21

215

120

47

47

15

45

52

22

302

97

48

42

10

42

48

23

203

125

42

14

17

48

51

24

205

130

30

18

20

45

54

25

268

126

25

21

12

48

61

26

215

130

30

26

14

36

54

27

302

123

27

28

13

22

62



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. СП 34.13330.2012. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*, от 30.06.2012 N 34.13330.2012.

  2. СП 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования.

  3. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

  4. Cтроительство автомобильных дорог и аэродромов. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений / С.Н. Каменев– Вологоград: ИД «Ин-Фолио», 2017 г. – 384 с.

  5. Строительство автомобильных дорог: справочник инженера- дорожника / под ред. В. А. Бочина. – М.: Транспорт, 2014. – 512 с.

Климатический справочник. – М.: Гидрометеоиздат, 2015.




Скачать

© 2020 90 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!