СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы химических реакции

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Деятельностная: сформировать познавательные универсальные учебные действия при изучении типов химических реакций.

Предметно-дидактическая: сформировать понятия: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена; сформировать знание о признаках химических реакций, научить определять тип реакции по числу и составу продуктов.

 

Задачи:

Образовательные: 

  • Систематизировать знания учащихся о явлениях, происходящих с веществами, совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, рассмотреть классификацию веществ по «числу и составу исходных и образующихся веществ».

Развивающие: 

  • Совершенствование умения сравнивать и обобщать; развитие памяти, устойчивого внимания, самостоятельного мышления, умения быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, развитие интереса к предмету.
  • Продолжить формирование экспериментальных навыков работы учащихся при работе с лабораторным оборудованием и реактивами; формирование умения оформлять результаты учебного эксперимента.

Воспитательные: 

  • Формирование научного мировоззрения учащихся; воспитание культуры общения через работу в парах ученик–ученик, учитель–ученик; воспитание таких качеств личности, как наблюдательность, пытливость, инициатива, стремление к самостоятельному поиску.

Планируемые образовательные результаты урока

личностные: убеждаются в познаваемости мира.

метапредметные:

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами и учителем;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

предметные: знать определения  «типы химических реакций», «признаки классификации реакций», «реакции соединения, разложения, замещения, обмена», «закон сохранения массы веществ».

Просмотр содержимого документа
«Типы химических реакции»

Типы химических реакций Составитель: учитель химии МКОУ «Рыбинской СШ» Любакова Анна Николаевна

Типы химических реакций

Составитель:

учитель химии

МКОУ «Рыбинской СШ»

Любакова Анна Николаевна

Цель урока 1 .  Дать понятия о классификации химических реакций, о сущности реакций соединения, разложения, замещения и обмена. 2. Продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций, начать формировать умения предсказывать продукты реакций. Закреплять умения расставлять коэффициенты 3.  Продолжить развивать у ребят навыки наблюдения, логического мышления, умения делать выводы и заключения. 4. Прививать интерес к предмету.

Цель урока

1 . Дать понятия о классификации химических реакций, о сущности реакций соединения, разложения, замещения и обмена.

2. Продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций, начать формировать умения предсказывать продукты реакций. Закреплять умения расставлять коэффициенты

3. Продолжить развивать у ребят навыки наблюдения, логического мышления, умения делать выводы и заключения.

4. Прививать интерес к предмету.

ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ Разложения Обмена Замещения Соединения

ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

Разложения

Обмена

Замещения

Соединения

П.П . Бажов «Малахитова шкатулка»

П.П . Бажов «Малахитова шкатулка»

Реакция разложения малахита:   ( CuOH) 2 CO 3 = 2CuO + H 2 O + CO 2 Малахит оксид вода оксид   меди ( II )  углерода ( IV)      Малахит оксид вода оксид   меди ( II )  углерода ( IV)      Малахит оксид вода оксид   меди ( II )  углерода ( IV)

Реакция разложения малахита:

( CuOH) 2 CO 3 = 2CuO + H 2 O + CO 2

Малахит оксид вода оксид

меди ( II ) углерода ( IV)

  • Малахит оксид вода оксид меди ( II ) углерода ( IV)
  • Малахит оксид вода оксид меди ( II ) углерода ( IV)

Реакции разложения   – это реакции, в результате которых сложное вещество разлагается на несколько других, более  простых веществ. А В = А + В + =

Реакции разложения

это реакции, в результате которых сложное вещество разлагается на несколько других, более простых веществ.

А В = А + В

+

=

Признаки реакции разложения В реакции принимает участие только одно исходное сложное вещество 2.  Образуется два и более новых как простых, так и сложных веществ 3.  Как правило почти все реакции разложения будут эндотермические ( - Q) (нужна непрерывная подача тепла)

Признаки реакции разложения

  • В реакции принимает участие только одно исходное сложное вещество

2. Образуется два и более новых как простых, так и сложных веществ

3. Как правило почти все реакции разложения будут эндотермические ( - Q) (нужна непрерывная подача тепла)

Реакция соединения Cu + Cl 2  = CuCl 2 2Fe + 3Cl 2 = 2Fe Cl 3

Реакция соединения

Cu + Cl 2 = CuCl 2

2Fe + 3Cl 2 = 2Fe Cl 3

Реакции соединения   – это реакции, в которых из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество. А + В = АВ   + =

Реакции соединения

это реакции, в которых из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество.

А + В = АВ

+

=

Признаки реакции соединения 1 . В реакции участвуют два или более как простых, так и сложных веществ 2. Образуется одно сложное вещество 3. Как правило почти все реакции соединения будут экзотермические  (+ Q)

Признаки реакции соединения

1 . В реакции участвуют два или более как простых, так и сложных веществ

2. Образуется одно сложное вещество

3. Как правило почти все реакции соединения будут экзотермические (+ Q)

Реакции замещения Zn + H Cl = …  + …  Zn + H Cl = Zn Cl 2 + H 2 Zn + 2 H Cl = Zn Cl 2 + H 2

Реакции замещения

Zn + H Cl = +

Zn + H Cl = Zn Cl 2 + H 2

Zn + 2 H Cl = Zn Cl 2 + H 2

Реакции замещения реакции между простым и сложным веществом, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов сложного вещества.  А + В С = А С + В  + + =

Реакции замещения

  • реакции между простым и сложным веществом, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов сложного вещества.

А + В С = А С + В

+

+

=

Реакции обмена Cu O + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O

Реакции обмена

Cu O + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O

Реакции обмена  - реакции между двумя сложными веществами, в результате которых они обмениваются своими составными частями называются реакциями обмена. А В + С Д = АД + СВ + + =

Реакции обмена

- реакции между двумя сложными веществами, в результате которых они обмениваются своими составными частями называются реакциями обмена.

А В + С Д = АД + СВ

+

+

=

 Итог урока:  ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ Обмена А В + С Д = АД + СВ Разложения А В = А + В  Замещения А + В С = А С + В  Соединения А + В = АВ

Итог урока: ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

Обмена

А В + С Д = АД + СВ

Разложения

А В = А + В

Замещения

А + В С = А С + В

Соединения

А + В = АВ

Задание Дописать уравнения реакций: NaOH + H 3 PO 4  → … + … Al + CuCl 2 → … + … P + O 2 → … Fe(OH) 3 → … + …

Задание

Дописать уравнения реакций:

NaOH + H 3 PO 4 → … + …

Al + CuCl 2 → … + …

P + O 2 → …

Fe(OH) 3 → … + …

Задание Дописать уравнения реакций: 3NaOH + H 3 PO 4 = Na 3 PO 4 + 3H 2 O 2Al + 3CuCl 2 = 3 Cu + 2AlCl 3 4P + 5O 2 = 2P 2 O 5 2Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + 3H 2 O

Задание

Дописать уравнения реакций:

3NaOH + H 3 PO 4 = Na 3 PO 4 + 3H 2 O

2Al + 3CuCl 2 = 3 Cu + 2AlCl 3

4P + 5O 2 = 2P 2 O 5

2Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + 3H 2 O

Определите тип реакции 1) CaO + CO 2  = CaCO 3 2) H 2 S O 4 + 2NaOH = Na 2 S O 4 + 2 H 2 O 3) Fe + S = FeS 4) 2H 2 O = 2 H 2 + O 2 ↑ 5) CuO + H 2  = Cu + H 2 O 6) Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 ↑ 7) ZnO + H 2 SO 4  = ZnSO 4 + H 2 O 8) Cu(OH) 2  = CuO + H 2 O  А) соединения Б) обмена В) разложения Г) замещения

Определите тип реакции

1) CaO + CO 2 = CaCO 3

2) H 2 S O 4 + 2NaOH = Na 2 S O 4 + 2 H 2 O

3) Fe + S = FeS

4) 2H 2 O = 2 H 2 + O 2

5) CuO + H 2 = Cu + H 2 O

6) Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2

7) ZnO + H 2 SO 4 = ZnSO 4 + H 2 O

8) Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O

А) соединения

Б) обмена

В) разложения

Г) замещения

Определите тип реакции А) соединения Б) обмена В) разложения Г) замещения 1) CaO + CO 2  = CaCO 3 2) H 2 S O 4 + 2 NaOH = Na 2 S O 4 + 2 H 2 O 3) Fe + S = FeS 4) 2H 2 O = 2 H 2 + O 2 ↑ 5) CuO + H 2  = Cu + H 2 O 6) Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 ↑ 7) ZnO + H 2 SO 4  = ZnSO 4 + H 2 O 8) Cu(OH) 2  = CuO + H 2 O

Определите тип реакции

А) соединения

Б) обмена

В) разложения

Г) замещения

1) CaO + CO 2 = CaCO 3

2) H 2 S O 4 + 2 NaOH = Na 2 S O 4 + 2 H 2 O

3) Fe + S = FeS

4) 2H 2 O = 2 H 2 + O 2

5) CuO + H 2 = Cu + H 2 O

6) Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2

7) ZnO + H 2 SO 4 = ZnSO 4 + H 2 O

8) Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O

Определите тип реакций и расставьте коэффициенты: 1) HgO →  Hg + O 2 2) CaCO 3  → CaO + CO 2 3) CuSO 4 + Fe → Cu + FeSO 4 4) CuO + H 2  → Cu + H 2 O 5) H 2 + O 2  → H 2 O 6) H 2 SO 4 + KOH → K 2 SO 4 + H 2 O 7) BaO + SO 2  → BaSO 3

Определите тип реакций и расставьте коэффициенты:

1) HgOHg + O 2

2) CaCO 3 CaO + CO 2

3) CuSO 4 + Fe Cu + FeSO 4

4) CuO + H 2 Cu + H 2 O

5) H 2 + O 2 H 2 O

6) H 2 SO 4 + KOH K 2 SO 4 + H 2 O

7) BaO + SO 2 BaSO 3

Определите тип реакций: 1) 2 HgO = 2 Hg + O 2 (разложение) 2) CaCO 3 = CaO + CO 2 (разложение) 3) CuSO 4 + Fe = Cu + FeSO 4 (замещение) 4) CuO + H 2 = Cu + H 2 O (замещение) 5) 2 H 2 + O 2 = 2 H 2 O (соединение) 6) H 2 SO 4 + 2 KOH = K 2 SO 4 + 2 H 2 O (обмена) 7) BaO + SO 2 = BaSO 3 (соединение)

Определите тип реакций:

1) 2 HgO = 2 Hg + O 2 (разложение)

2) CaCO 3 = CaO + CO 2 (разложение)

3) CuSO 4 + Fe = Cu + FeSO 4 (замещение)

4) CuO + H 2 = Cu + H 2 O (замещение)

5) 2 H 2 + O 2 = 2 H 2 O (соединение)

6) H 2 SO 4 + 2 KOH = K 2 SO 4 + 2 H 2 O (обмена)

7) BaO + SO 2 = BaSO 3 (соединение)

Домашнее задание  Каждый ребенок получает индивидуальную карточку с заданием:  Расставить коэффициенты в приведенных схемах химических реакций и указать, к каким типам они относятся.

Домашнее задание

Каждый ребенок получает индивидуальную карточку с заданием:

Расставить коэффициенты в приведенных схемах химических реакций и указать, к каким типам они относятся.

Список литературы:   О.С. Габриелян, химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2010 год О.С. Габриелян, Т.В. Смирнова, изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику – М.: «БЛИК и Ко», 2000 год О.С. Габриелян, Настольная книга учителя химии 8 класс: методическое пособие к учебнику – М.: «БЛИК и Ко», 2001 год Н.П. Гаврусейко, проверочные работы по неорганической химии: дидактический материал для 8 класса – М.: «Просвещение» 1992 год Р.П. Суровцева, С.В. Софронов, задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе – М.: «Просвещение», 1993 год Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, Электронное приложение к учебнику химии 8 класс (1 DVD ) – М.: ЗАО «Образование – Медиа», ОАО «Издательство «Просвещение»,2010 год

Список литературы:

О.С. Габриелян, химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2010 год

О.С. Габриелян, Т.В. Смирнова, изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику – М.: «БЛИК и Ко», 2000 год

О.С. Габриелян, Настольная книга учителя химии 8 класс: методическое пособие к учебнику – М.: «БЛИК и Ко», 2001 год

Н.П. Гаврусейко, проверочные работы по неорганической химии: дидактический материал для 8 класса – М.: «Просвещение» 1992 год

Р.П. Суровцева, С.В. Софронов, задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе – М.: «Просвещение», 1993 год

Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, Электронное приложение к учебнику химии 8 класс (1 DVD ) – М.: ЗАО «Образование – Медиа», ОАО «Издательство «Просвещение»,2010 год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!